Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Искендеров Р.М.

ФГБУ «ЦНИИС и ЧЛХ» Минздрава России, Москва

Гветадзе Р.Ш.

Центральный научно-исследовательский институт стоматологии и челюстно-лицевой хирургии Минздравсоцразвития России, Москва

Бутова В.Г.

Московский государственный медико-стоматологический университет

Андреева С.Н.

Центральный научно-исследовательский институт стоматологии и челюстно-лицевой хирургии, Москва, Россия

Тимофеев Д.Е.

Центральный научно-исследовательский институт стоматологии и челюстно-лицевой хирургии, Москва, Россия

Общая стратегия развития зуботехнических лабораторий, оснащенных CAD/CAM-системами

Авторы:

Искендеров Р.М., Гветадзе Р.Ш., Бутова В.Г., Андреева С.Н., Тимофеев Д.Е.

Подробнее об авторах

Журнал: Стоматология. 2019;98(2): 8‑12

Просмотров: 2386

Загрузок: 150


Как цитировать:

Искендеров Р.М., Гветадзе Р.Ш., Бутова В.Г., Андреева С.Н., Тимофеев Д.Е. Общая стратегия развития зуботехнических лабораторий, оснащенных CAD/CAM-системами. Стоматология. 2019;98(2):8‑12.
Iskenderov RM, Gvetadze RSh, Butova VG, Andreeva SN, Timofeev DE. General strategy for the development of dental laboratories with CAD/CAM systems. Stomatology. 2019;98(2):8‑12. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/stomat2019980218

Рекомендуем статьи по данной теме:
CAD/CAM-тех­но­ло­гии и их мес­то в сов­ре­мен­ной сто­ма­то­ло­гии. Рос­сий­ская сто­ма­то­ло­гия. 2023;(4):3-7
Циф­ро­вое раз­ви­тие эко­но­ми­ки здра­во­ох­ра­не­ния: от вы­яв­ле­ния тен­ден­ций — к пла­но­мер­но­му раз­ви­тию. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2023;(5):89-94
Циф­ро­вые тех­но­ло­гии в оцен­ке нев­ро­ло­ги­чес­ко­го ста­ту­са. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2023;(6):129-134
Циф­ро­вые тех­но­ло­гии в кор­по­ра­тив­ных прог­рам­мах ук­реп­ле­ния здо­ровья: меж­ду­на­род­ный и оте­чес­твен­ный опыт. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2023;(11):116-121

Стратегия развития любой медицинской организации предусматривает выбор ключевых направлений своего развития, постановку глобальной цели с дальнейшей выработкой путей ее достижения, т. е. определением приоритетов, ресурсов и последовательности этапов решения поставленных задач. В современных условиях менеджеры здравоохранения, располагая традиционной информационной базой и сложившимися принципами ее использования, все чаще сталкиваются с потребностью разработки информационно-аналитического обеспечения для выработки аргументированных стратегических решений и оперативного управления [1]. Объективная оценка своего бизнеса, прогнозирование финансовых и экономических показателей, эффективное управление активами и другими ресурсами, умение использовать все возможности для получения прибыли — это те операции, которые должна выполнять организация [2—5].

По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), потребность населения в изготовлении ортопедических стоматологических конструкций для восстановления дефектов твердых тканей зубов и зубных рядов составляет почти 85% [6], и данный показатель, по всей видимости, будет возрастать. При этом отмечается тенденция наращивания потенциала сложных, высокотехнологичных производств. Невозможно представить современную лабораторию без цифровых технологий. Наиболее широкое распространение в качестве средства автоматизирования получили CAD/CAM-системы, поскольку несомненными преимуществами всех CAD/CAM-технологий являются прецизионность получаемых реставраций и высокая производительность названных систем [6—8].

Потребность практической стоматологии в эффективных технологиях изготовления зуботехнических конструкций инициировала появление зуботехнических лабораторий как самостоятельных юридических лиц. Использование решений, максимально соответствующих специфическим требованиям, предъявляемых к зуботехническим лабораториям, определило актуальность исследования, его цель.

Цель исследования — совершенствование деятельности зуботехнических лабораторий, оснащенных CAD/CAM-системами.

Материал и методы

В 2016 г. проведены социальный аудит и интервьюирование администрации и сотрудников частной зуботехнической лаборатории на соответствие требованиям нормативных правовых документов, предъявляемых к медицинским организациям. Ретроспективным методом глубиной 10 лет были изучены законодательные документы по регулированию механизмов обеспечения качества изготовленных зуботехнических конструкций, приведения в соответствие с нормативной правовой базой существующей структуры и ресурсов (кадровых, финансовых, материальных и информационных), создания соответствующих технологических стандартов и стандартов на результаты, эффективного контроля выполнения медицинских технологий и др. Также осуществлен анализ правового статуса, структуры, фактического состояния помещений, включая наличие и состояние производственных, технических, вспомогательных и различных хозяйственных служб зуботехнической лаборатории, соблюдение СанПиН 2.1.3.2524−09 «Санитарно-гигиенические требования к стоматологическим медицинским организациям» и СанПиН 2.1.3.2630−10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность».

Результаты исследования

С постоянным развитием цифровых технологий перед владельцами и руководителями стоматологических клиник и зуботехнических лабораторий (ЗТЛ) встает ряд задач:

— выбор максимально эффективных систем;

— выбор наиболее инвестиционно привлекательных технических и программных продуктов;

— создание алгоритмов взаимодействия различных технологий;

— внедрение технологических цепочек в повседневную практику;

— первоначальная и текущая многопрофильная подготовка специалистов;

— оптимизация алгоритмов работы персонала;

— проведение тактически грамотного постоянного обновления технологической и информационной базы, осуществление инвестиций в производство с целью поддержания инновационного развития лабораторий;

— обеспечение конкурентоспособности продукции лаборатории в условиях насыщенных рынков мегаполисов либо экономической целесообразности в условиях небольших населенных пунктов.

В соответствии с этими задачами можно выделить три основных направления осуществления инновационной деятельности:

— обновление оборудования зуботехнических лабораторий, заключающееся в замене морально устаревших производственных мощностей на современные средства производства;

— обновление технологий производства и менеджмента организации процессов, т. е. разработка и внедрение современных технологий не только в сферу производства, но и в процессы управления производством, в том числе персоналом (например, повышение уровня его мотивации и вовлеченности в производственный процесс);

— обновление трудовых ресурсов, заключающееся в обучении зубных техников, усилении их профессиональной ориентации, профессиональной подготовки и компетенции.

В нашем исследовании оценка деятельности лаборатории ООО «В» проводилась по различным направлениям: организационно-правовые вопросы, работа персонала, финансовая деятельность, система качества, оснащение и материально-техническое вооружение, маркетинговая политика и т. д.

Необходимым условием образования и работы любой организации являются наличие и величина уставного капитала, по нему потенциальные инвесторы, кредиторы и партнеры оценивают привлекательность возможного сотрудничества. Уставный капитал ООО «В» 10 000 руб., что соответствует минимальному размеру, установленному законом «Об обществах с ограниченной ответственностью» № 14-ФЗ от 8 февраля 1998 г. Такое положение дел существует фактически, но оно не может устраивать партнеров, чьи права на востребование обязательств никак не защищены, в связи с чем целесообразно учредителям зуботехнической лаборатории увеличить уставный фонд.

Одними из наиболее важных рычагов общей стратегии развития ЗТЛ являются цены и ценообразование, в которых отражаются все стороны ее экономической деятельности. Актуальность изучения этого вопроса обусловлена тем, что эффективность деятельности организации, ее экономическая устойчивость и конкурентоспособность в значительной степени определяются грамотностью принимаемых ею ценовых решений. Уровень цен влияет на все основные показатели, характеризующие количественные и качественные результаты деятельности (объем продаж, выручку, прибыль, рентабельность, важнейшие финансовые коэффициенты деловой активности, финансовой устойчивости и платежеспособности, имидж, репутацию и т. д.).

Финансовому состоянию ЗТЛ присвоена оценка AAA — отличное. Рейтинг «AAA» свидетельствует об отличном финансовом состоянии организации. Однако дебиторская задолженность в 2016 г. составила 21,03% к валюте баланса.

Коэффициент оборачиваемости дебиторской (Код) задолженности в изучаемом периоде значительно увеличился — с 4,49 в 2014 г. до 20,2 в 2016 г. (формула расчета выглядит следующим образом: Код = выручка от реализации продукции / дебиторская задолженность). Оборотные состояния дебиторской задолженности показывают скорость поступления оплат поставляемых товаров и оказываемых услуг. По сути, ускорение возврата средств по счетам от контрагентов способствует росту коэффициента, а значит, и увеличению ликвидности самого предприятия.

Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности относят к коэффициентам деловой активности или оборачиваемости средств. Он показывает периодичность оборачиваемости средств в конкретный период, как правило, в течение года. Чем выше его оценка, тем быстрее предприятие или фирма рассчитывается со своими партнерами-покупателями. Снижение коэффициента может создать определенные трудности в работе компании.

Активизировать бизнес-процессы зуботехнической лаборатории возможно посредством использования ресурсов сети Интернет и внедрения так называемой сервис-ориентированной архитектуры системы электронной коммерции, которая может минимизировать потери зуботехнической лаборатории. Сервис-ориентированная архитектура (SOA, англ.: service-oriented architecture) — это пример модульного подхода к разработке программного обеспечения, основанного на использовании распределенных, слабо связанных (англ.: loosecoupling) заменяемых компонентов, оснащенных стандартизированными интерфейсами для взаимодействия по стандартизированным протоколам.

Система электронной коммерции рассматривается как сложная система, состоящая из нескольких основных подсистем:

1) специальное программное обеспечение;

2) система управления базами данных и приложениями;

3) телекоммуникация и связь;

4) система, обеспечивающая безопасность актов купли-продажи товаров и услуг;

5) юридическое, правовое обеспечение;

6) виртуальная банковская система;

7) специальные платежные системы;

8) автоматизированное складское хозяйство.

Изучение различных систем, используемых для совершенствования информационного обеспечения ЗТЛ, позволило сделать вывод о целесообразности установки корпоративной информационной системы «Зуботехническая лаборатория» (ПО ЗТЛ 7), позволяющей автоматически списывать и калькулировать материалы при изготовлении ортопедической продукции с использованием CAD/CAM-технологий и многое другое. Программа «Зуботехническая лаборатория» (ПО ЗТЛ 7) предназначена для автоматизации учета и делопроизводства в ЗТЛ. Она позволяет вести учет движения материалов, формировать заказ-наряды с учетом скидок и надбавок, различные отчеты, заработную плату зубных техников, баланс ЗТЛ. Многопользовательская версия с возможностью работы в сети:

— Система приема платежей с контролем оплаты нарядов.

— Оперативный учет движения материалов.

— Формирование заказ-нарядов с учетом скидок или надбавок к стоимости выполняемых работ и операций; возможность указания зубной формулы и прочей дополнительной информации.

— Ведение индивидуального прайса на каждого Заказчика.

— Ведение справочника расценок по 3 категориям с учетом отношений «Учитель—Ученик».

— Гибкая настройка прав доступа к программе без ограничений на количество одновременно работающих пользователей.

— Простой установщик и удобная встроенная справочная система с подробными инструкциями позволяют в короткие сроки освоить работу с программой.

Еще одним направлением возможного инновационного развития ЗТЛ является совершенствование ее интерактивной маркетинговой деятельности. Проведенное исследование позволило выявить проблемы оформления сайта ООО «В» следующего характера:

1) не сформулирована миссия медицинской организации;

2) не представлены фотографии руководителей, зубных техников, их характеристики, квалификация, сфера интересов и т. д., т. е. та информация, которая позволяет не только оценить уровень квалификации и потенциальные возможности специалистов, но и установить обратную взаимосвязь с потенциальным клиентом;

3) не отработана стратегия цен и скидок, различных акций, привлекательных для клиентов и членов их семей;

4) не продумана справочно-информационная политика ЗТЛ: лицензии, сертификаты, схемы проезда, аудиовизуальные экспозиции, свидетельствующие об эффективности деятельности и позволяющие клиенту оценить профессиональный уровень и качество менеджмента в организации.

Дополнительным резервом интерактивного сотрудничества может стать создание на сайте ООО «В» раздела «Вопросы и ответы», который потребует ежедневной обработки информации, в частности своевременного реагирования на запросы потенциальных клиентов. Для этого раздела необходимо разработать вопросы с возможностью их отправки по e-mail, кроме того, решить проблемы обеспечения конфиденциальности информации. При использовании e-mail для интерактивной связи с пользователем часто используют форму, в которой посетителю предлагается указать свое имя, поэтому гарантия безопасности, безусловно, должна декларироваться и исполняться.

Целесообразно усовершенствовать хостинг сайта — это размещение сайта на сервере в сети Интернет. При выборе организации, оказывающей услуги хостинга, в основном надо руководствоваться скоростью загрузки страниц с этого сервера, также надо учитывать стоимость и надежность этой услуги.

Для увеличения популярности сайта необходимо его оптимизировать и доработать так, чтобы при запросе поисковым машинам ссылки на него выдавались в верхней части списка.

При анализе работы с персоналом лаборатории учитывались различные показатели. Руководство ЗТЛ должно стремиться к тому, чтобы нормы поведения персонала ориентировали бы его на уважение запросов контрагентов. Это формирует такой интересный социально-психологический феномен, как «клиенто-ориентированный» тип поведения персонала. Важное социальное и экономическое значение имеет сокращение сроков изготовления зуботехнических конструкций, которое должно осуществляться на основе внедрения в практику прогрессивных методов производства и улучшения организации работы.

Было определено, что в квалификационные характеристики зубных техников, изложенных в приложении 2 к постановлению Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 27.08.97 № 43 «О согласовании изменений и дополнений в разряды оплаты труда и тарифно-квалификационные характеристики по должностям работников здравоохранения Российской Федерации», следует внести CAD/CAM-технологии.

Необходимо внести изменения в раздел V СанПиН 2.1.3.2630−10 «Требования к стоматологическим медицинским организациям» и сформировать санитарно-гигиенические требования, предъявляемые к фрезерным цехам (CAD/CAM-отделениям) зуботехнических лабораторий.

С позиций микроэкономического анализа целесообразно разделение труда зубных техников, что предоставляет возможность выполнения больших объемов работ высокого качества, способствует привлечению на постоянной основе высокопрофессиональных кадров и рационализации оплаты труда. Зубные техники, профессионально подготовленные и выполняющие сложные или эксклюзивные зуботехнические конструкции, получают более высокое денежное вознаграждение, что в целом свидетельствует об эффективности.

Для закрепления кадров необходимо выстроить четкую систему материальной мотивации, стимулирования; обеспечить прямую взаимосвязь заработной платы с выполнением ключевых показателей лаборатории; свести к минимуму возможности возникновения конфликтов, обеспечить условия для сотрудничества и взаимопомощи между коллегами; возможности служебного роста и т. д.

С целью совершенствования деятельности ЗТЛ необходимо обеспечить бесплатный выезд зубного техника при планировании, коррекции конструкции (от четырех единиц или при эстетических работах); постоянную коммуникацию зубных техников с врачами стоматологами-ортопедами (планирование, изменение конструкций на этапах лечения, применение новых технологий и материалов.); строгое соблюдение протокола и заявленных сроков изготовления.

Учитывая условия работы ЗТЛ в большом мегаполисе, целесообразно разработать мероприятия по ее выводу на уровень сетевой организации и создания корпоративной системы управления проектами (КСУП), а также запустить процесс освоения и отладки современных технологий управления.

Для обеспечения долгосрочного развития ЗТЛ необходимо разработать комплекс мероприятий по эффективному использованию инновационного потенциала организации, поскольку каждая продукция имеет свой жизненный цикл. Период времени от зарождения идеи, создания и распространения новшества до его использования принято называть жизненным циклом инновации. С учетом последовательности проведения работ жизненный цикл инноваций рассматривается как инновационный процесс.

В рамках общей стратегии развития ЗТЛ можно выделить следующие направления, представленные на рис. 1.

Рис. 1. Направления инновационного развития ЗТЛ.

Инновационная стратегия оценивается с помощью так называемого Шейк-теста Дж. Дэя, который предусматривает эксцентрическое пересечение социального, экологического и экономического измерений, отражающих:

— Пригодность (оценивает, обеспечивает ли инновационная стратегия устойчивое преимущество компании).

— Обоснованность (оценивает реалистичность стратегии и качество информации, на которой она основана).

— Осуществимость (оценивает, обладает ли компания необходимыми навыками и ресурсами для реализации выбранной инновационной стратегии).

— Последовательность (оценивает согласованность элементов инновационной стратегии между собой).

— Уязвимость (оценивает риски и возможные чрезвычайные ситуации, характеризующие инновационную стратегию).

— Финансовую привлекательность (оценивает экономическую выгоду, которую получит компания в результате реализации выбранной инновационной стратегии).

В зависимости от взаимного пересечения пригодности, обоснованности, последовательности уязвимости, адаптивности, финансовой привлекательности возникают допустимое, справедливое и приемлемое состояния, взаимное пересечение которых определяет устойчивость развития организации.

На рис. 2 показаны

Рис. 2. Варианты типов инноваций при одной и той же продолжительности жизненного цикла продукции (товара, услуг).
варианты типов инноваций при одной и той же продолжительности жизненного цикла.

При варианте «А» инновационная стратегия предусматривает бурное развитие и очень постепенную утрату новизны и потребительского спроса.

Суть стратегического выбора варианта «А» — работа на опережение в условиях высокой рыночной конкуренции, стратегия «снятия сливок» на первом этапе и последующий «подбор остатков» до конца жизненного цикла.

При варианте «С», напротив, инновационная стратегия построена обратно — медленное развитие с извлечением максимума пользы в последней трети жизненного цикла инновации и быстрый «уход в тень». Стратегия «С» — стратегия постепенного завоевания рынка, отодвигая конкурентов и неожиданного для них «выброса фишки». Как только начинает ослабевать спрос — опять же, опережая конкурентов, быстрый уход с рынка с данной продукцией.

Промежуточное значение занимает вариант «В», который представляет кривую нормального распределения гауссовского типа.

Оценивая варианты типов инноваций по показателям Шейк-теста Дж. Дэя, в ЗТЛ установлен вариант «С» — стратегия постепенного завоевания рынка. Необходимо учитывать, что многопараметрическая и многопозиционная «архитектура» инноваций определяет жизненный цикл любой продукции, и, как бы ни была успешна деятельность ЗТЛ в настоящее время, необходимо предусматривать инновации в будущем.

Вывод

Анализ результатов деятельности ЗТЛ свидетельствует о многоплановости совершенствования финансово-экономического и инновационного развития, включая формирование миссии и стратегии развития, программное обеспечение; профессиональную подготовку зубных техников; организационные мероприятия; материально-техническое обеспечение; обеспечение качества; маркетинговую деятельность. Тип инноваций по показателям Шейк-теста Дж. Дэя в ЗТЛ установлен как вариант «С» — стратегия постепенного завоевания рынка.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Сведения об авторах

Бутова Валентина Гавриловна — д.м.н., проф., заведующая научно-методическим отделом ФГБУ «ЦНИИС и ЧЛХ»; e-mail: butova49@rambler.ru

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.