2-нитроанилин и 2-нитро-4-метиланилин (в дальнейшем 2-НА и 2-Н-4-МА) используются в производстве синтетических красителей, пластмасс, в текстильной промышленности, в синтезе лакокрасочных материалов, пестицидов, взрывчатых веществ, лекарственных средств [1—3].
По физическим свойствам это твердые, кристаллические вещества желтого или желто-оранжевого цвета без запаха, растворимые в этаноле, хлороформе, диэтиловом эфире, трудно растворимые в горячей воде, не растворимые в холодной воде [4].
Рассматриваемые 2-нитропроизводные анилина относятся к метгемоглобинобразующим ядам [5].
ЛД50 2-НА и 2-Н-4-МА для крыс при пероральном введении составляет 1838—3520 мг/кг [6, 7]. Описаны случаи отравления 2- и 4-нитропроизводными анилина, в том числе с летальным исходом [8].
В химико-токсикологическом отношении данные соединения изучены недостаточно.
Цель настоящего исследования — изучение особенностей определения 2-НА и 2-Н-4-МА в биологическом материале.
Материал и методы
Объектами исследования явились 2-НА (фирма «Across Organic», содержание вещества 99,8%) и 2-Н-4 МА (ОАО «Заволжский химический завод им. М.В. Фрунзе», содержание вещества 99,3%).
На примере модельных смесей 2-НА и 2-Н-4-МА с тканью свежей печени от трупа человека проводили сравнительное изучение особенностей изолирования данных веществ из биологического материала жидкими изолирующими агентами различной химической природы.
Модельные смеси выдерживали при температуре 20—25 оС в течение 1,5 ч. Осуществляли двукратное изолирование исследуемых веществ при соотношении изолирующего агента и биологического материала 2:1 (по массе). Продолжительность каждого настаивания 45 мин. Извлечения из каждой отдельной смеси объединяли, часть объединенного извлечения наносили на пластину Сорбфил УФ-254 и хроматографировали, используя подвижную фазу гексан—ацетон (7:3). На хроматограммах наблюдали пятна 2-НА желтого цвета (Rf=0,69) и 2-Н-4-МА желто-оранжевого цвета (Rf=0,73). В УФ-свете пятна данных веществ имели темную окраску. То или иное вещество элюировали из сорбента диметилформамидом в течение 15 мин. Оптическую плотность полученного элюата измеряли при 281 нм (2-НА) или 285 нм (2-Н-4-МА) на приборе СФ-2000 в кювете с длиной оптического пути 10 мм. По величине оптической плотности определяли количество 2-НА или 2-Н-4-МА, используя уравнения градуировочных графиков.
Исследовали зависимость степени извлечения 2-НА и 2-Н-4-МА оптимальным изолирующим агентом из биоматериала от кратности настаивания, продолжительности контакта изолирующей жидкости с биологическим объектом, количественного соотношения изолирующего агента и биологической ткани.
Изучены особенности очистки 2-НА и 2-Н-4-МА, выделенных из биологического материала, методами экстракции и обращенно-фазовой колоночной хроматографии.
При очистке методом экстракции ацетоновое извлечение из биоматериала упаривали в токе воздуха при комнатной температуре до сухого остатка. Остаток растворяли в 10 мл ацетонитрила, прибавляли 40 мл буферного раствора с рН 9,0 и экстрагировали 50 мл этилацетата, насыщенного водой, двукратно (оптимальные условия). Экстракты объединяли и испаряли до сухого остатка.
Исследовали хроматографическую подвижность рассматриваемых нитроанилинов в колонке размером 120×11 мм, заполненной 7,5 г сорбента Silasorb С18 с размером частиц 30 мкм. В качестве элюентов рассмотрены ацетонитрил и его смеси с водой. Элюаты собирали фракциями по 2 мл каждая. Вещества обнаруживали во фракциях методом тонкослойной хроматографии — ТСХ (пластины Сорбфил УФ-254, обработанные 10% раствором вазелинового масла в гексане (модель привитой фазы С14 — С15); подвижная фаза ацетонитрил — вода (5:5); объем фракции, наносимый на пластину 5—10 мкл).
В контрольных опытах с тканью трупной печени человека, заведомо не содержащей 2-НА и 2-Н-4-МА, сухой остаток извлечения из 25 г биоматериала растворяли в 10 мл ацетонитрила, прибавляли 40 мл буфера с рН 9,0 и экстрагировали 50 мл этилацетата, насыщенного водой, двукратно. Экстракты испаряли до сухого остатка и хроматографировали на колонке. Фракции, в которых теоретически возможно присутствие анализируемого вещества, объединяли, испаряли и растворяли остаток в 25 мл системы растворителей гексан–диоксан–пропанол-2 (40:5:1) с последующим измерением оптической плотности раствора при 238 нм (система растворителей и длина волны соответствуют условиям определения 2-НА и 2-Н-4-МА методом высокоэффективной жидкостной хроматографии — ВЭЖХ).
Для обнаружения и предварительной идентификации 2-НА и 2-Н-4-МА, выделенных из биологического материала, изучена возможность применения хроматографии в тонких слоях нормально-фазового (пластины Сорбфил УФ-254) и обращенно-фазового (силикагель на пластинах Сорбфил УФ-254, обработанный вазелиновым маслом) сорбентов.
Для подтверждающей идентификации и количественного определения 2-НА и 2-Н-4-МА, выделенных из биологического материала и очищенных экстракцией и колоночной хроматографией, применен метод ВЭЖХ. Хроматографировали на приборе Милихром с УФ- детектором, в колонке размером 62×2 мм с сорбентом Силасорб-600. В качестве подвижных фаз рассмотрен ряд малополярных систем растворителей.
Результаты и обсуждение
На рисунке
Как свидетельствуют полученные данные, максимальная степень извлечения изучаемых веществ достигнута при изолировании ацетоном. Для достаточно полного извлечения анализируемых соединений из биоматериала достаточно двукратного настаивания биологического объекта с изолирующим агентом при условии, что количество ацетона в каждом случае должно превышать количество биологического материала по массе как минимум в 2 раза, а продолжительность каждого настаивании должна составлять не менее 30 мин.
Исследование хроматографической подвижности 2-НА и 2-Н-4-МА в колонке с сорбентом Silasorb С18 30 мкм показало, что оптимальной в данном случае является подвижная фаза ацетонитрил — вода (5:5) (табл. 1).
В контрольных опытах с тканью печени, не содержащей 2-НА или 2-Н-4-МА, установлено, что фоновое поглощение части элюата, соответствующего фракциям, в которых могут содержаться анализируемые вещества, весьма незначительно (не превышает 0,018 при 230 нм – аналитической длине волны для определения методом ВЭЖХ).
Результаты исследования хроматографической подвижности 2-НА и 2-Н-4-МА в тонких слоях сорбентов показали, что оптимальными подвижными фазами при нормально-фазовом варианте ТСХ являются системы растворителей гексан—ацетон (7:3) и гексан—диэтиловый эфир (5:5), при обращенно-фазовом варианте — системы вода—ацетонитрил (5:5) и буферный раствор с рН 2,0 —диоксан-1,4 (2:8).
В качестве элюента для определения 2-НА и 2-Н-4-МА методом ВЭЖХ применена система растворителей гексан—диоксан—пропанол-2 (40:5:1). Скорость подачи подвижной фазы составляла 100 мкл/мин, скорость движения диаграммной ленты — 720 мм/ч, масштаб регистрации — 0,8 ед. опт. пл., время измерения — 0,6 с. Оптическую плотность регистрировали при длине волны 238 нм. Параметры хроматографирования 2-НА: время удерживания (tR) — 6,51 мин, объем удерживания (VR) — 651 мкл, коэффициент емкости (kʹ) равен 2,88; число теоретических тарелок (n) — 3520. Эти же параметры 2-Н-4-МА составили соответственно 5,27 мин, 527 мкл, 2,14 и 2791. Для количественного определения анализируемых веществ строили градуировочные графики зависимости площади хроматографического пика от содержания вещества в хроматографируемой пробе. Уравнения градуировочных графиков имели вид:
S=18,71756×C – 0,00454 (для 2-нитро-4-метиланилина),
S=22,64298×C+0,01403 (для 2-нитроанилина),
где S — площадь пика, С — содержание вещества в хроматографируемой пробе, мкг.
Графики линейны в интервале концентраций рассматриваемых веществ 0,02–0,48 мкг в хроматографируемой пробе.
Предлагаемая схема очистки, включающая экстракцию и колоночную хроматографию, позволяет в значительной степени исключить искажающее влияние соэкстрактивных веществ биологического материала на результаты определения 2-НА и 2-Н-4-МА методом ВЭЖХ. При этом на хроматограммах исследуемых веществ, выделенных из биологического материала, по сравнению с хроматограммами чистых веществ не обнаруживаются дополнительные пики и заметное увеличение фонового поглощения. Параметры хроматографирования 2-НА и 2-Н-4-МА, извлеченных из биоматериала, совпадают с таковыми чистых веществ.
Методика определения 2-НА и 2-Н-4-МА в биологическом материале
Изолирование. 25 г биологического материала (мелкоизмельченная ткань печени от трупа), содержащего исследуемое вещество, заливали 50 мл ацетона и выдерживали 30 мин при периодическом перемешивании. Извлечение сливали с твердого остатка, а процесс настаивания повторяли в описанных выше условиях. Отдельные извлечения объединяли в выпарительной чашке и упаривали в токе воздуха при комнатной температуре до сухого остатка.
Экстракционная очистка. Сухой остаток растворяли в 10 мл ацетонитрила, прибавляли 40 мл буферного раствора с рН 9,0 и экстрагировали 50 мл этилацетата, насыщенного водой двукратно. Экстракты объединяли, испаряли в токе воздуха при комнатной температуре до полного удаления органического растворителя.
Очистка на колонке. Остаток, полученный после испарения растворителя из объединенного экстракта, растворяли в 2 мл смеси растворителей ацетонитрил—вода (5:5). Полученный раствор вносили в стеклянную хроматографическую колонку размером 120×11 мм, заполненную 7,5 г Silasorb С18 с размером частиц 30 мкм и после полного вхождения раствора в слой сорбента элюировали системой растворителей ацетонитрил—вода (5:5). Элюат собирали фракциями по 2 мл каждая. 2-НА и 2-Н-4-МА во фракциях обнаруживали путем нанесения 5—10 мкл каждой из них на хроматографическую пластину Сорбфил УФ-254 и хроматографирования с использованием подвижной фазы гексан—ацетон (7:3). Элюент из фракций, содержащих исследуемые вещества, испаряли в токе воздуха при комнатной температуре. Остаток растворяли в 10 мл 1,4-диоксана.
Идентификация методом ТСХ. 0,4 мл диоксанового раствора наносили на линию старта хроматографической пластины типа Сорбфил УФ-254. Хроматографировали, применяя в качестве элюента систему растворителей гексан—ацетон (7:3), в присутствии веществ-свидетелей. Анализируемые вещества идентифицировали по величине Rf.
Идентификация и количественное определение методом ВЭЖХ. 2,5 мл диоксанового раствора вносили в мерную колбу вместимостью 25 мл, прибавляли 0,5 мл пропанола-2, 20 мл гексана и доводили до метки смесью растворителей гексан—диоксан—пропанол-2 (40:5:1). 2—8 мкл полученного раствора вводили в хроматограф. При необходимости раствор предварительно разбавляли смесью гексан—диоксан—пропанол-2 (40:5:1). Хроматографировали в колонке размером 64×2 мм с сорбентом Силасорб-600. Подвижная фаза — гексан—диоксан—пропанол-2 (40:5:1), которую подавали со скоростью 100 мкл/мин. Оптическую плотность регистрировали при 238 нм. Определяемые вещества идентифицировали по времени (объему) удерживания. Количественное содержание того или иного соединения рассчитывали, исходя из площади хроматографического пика, с использованием уравнения градуировочного графика.
Результаты количественного определения 2-НА и 2-Н-4-МА в ткани печени от трупа представлены в табл. 2.
Как свидетельствуют полученные данные, увеличение содержания 2-НА и 2-Н-4-МА в модельных смесях в интервале концентраций 1,0—50,0 мг при постоянной массе навески печени (25 г) сопровождалось лишь незначительным изменением среднего значения степени извлечения, не превышающим 1,75%. Использование ацетона в качестве изолирующего агента и предложенные условия изолирования и очистки позволяют достичь достаточно высокой степени извлечения анализируемых соединений из ткани печени трупа (73,16—77,98%). Открываемый минимум составляет 0,05 мг 2-НА и 2-Н-4-МА в 100 г биологического материала. Разработанная методика хорошо воспроизводима и отличается достаточной простотой выполнения.
Выводы
1. Опытным изолирующим агентом 2-нитроанилина и 2-нитро-4-метиланилина из биологического материала является ацетон.
2. Очистка анализируемых веществ, изолированных из биологического объекта, возможна методами экстракции и колоночной хроматографии.
3. Разработана методика идентификации и количественного определения 2-нитроанилина и 2-нитро-4-метиланилина в извлечениях из трупного материала с применением методов ТСХ и ВЭЖХ.