Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.
Метаболизм дизайнерских наркотиков. Производные фентанила
Журнал: Судебно-медицинская экспертиза. 2015;58(5): 39‑46
Прочитано: 6810 раз
Как цитировать:
В последние десятилетия в России и Западной Европе традиционные наркотики начали вытесняться так называемыми дизайнерскими. Это синтетические психоактивные вещества, разрабатываемые путем модификации структуры известных наркотиков с целью обхода действующего законодательства или усиления наркотического действия. «Если наркотик сохранит способность воздействовать на рецепторы, он будет по-прежнему оказывать желаемое действие, но при этом не будет запрещен законом. Иначе говоря, специалист-химик может слегка изменить молекулу героина и получить новый наркотик с теми же свойствами. И преследовать распространение этого нового соединения по закону будет невозможно» [1]. В 80-х годах XX века на черном рынке в качестве аналогов героина стали появляться синтетические опиоидные препараты, главным образом на основе молекулы фентанила или мепередина (например α-метилфентанил) [2]. Позже такие синтетические заменители стали называть дизайнерскими наркотиками. По мере появления данных о злоупотреблении этими препаратами их стали включать в списки контролируемых субстанций в большинстве стран мира.
Производные фентанила представляют собой класс высокоэффективных синтетических наркотических анальгетиков, действующих прежде всего на μ-опиоидные рецепторы. В нелегальном обороте их применяют в основном как заменители героина. Часть из них синтезирована специально для использования в нелегальном обороте. Биологическое действие фентанилов подобно действию опиатов, однако сам фентанил и некоторые его аналоги по эффективности в сотни и тысячи раз превышают эффективность классических опиатов [3, 4].
К настоящему времени синтезировано более 200 аналогов фентанила, которые различаются по эффективности и продолжительности действия. Некоторые из них (фентанил, суфентанил, альфентанил, лофентанил) давно и успешно используются в медицине и ветеринарии для обезболивания при операциях различного профиля.
На рис. 1 приведена обобщенная структура некоторых аналогов фентанила, в табл. 1 — названия аналогов, встречающихся в нелегальном обороте, с соответствующими заместителями в различных положениях, а в табл. 2 — данные литературы об эффективных (ED
В связи с высокой анальгетической активностью производные фентанила представляют опасность при нелегальном потреблении: некоторые из них уже используются как потенциальные отравляющие вещества. В литературе [9—15] описаны многочисленные случаи интоксикации веществами данной группы. Отдельные обзоры [4, 16] посвящены главным образом аспектам использования и токсическому действию производных фентанила и содержат минимальную информацию о их биотрансформации. Сведения о метаболизме производных фентанила, распространенных в нелегальном обороте, в литературе немногочисленны и разрозненны. В доступных базах данных практически отсутствуют сведения о физико-химических свойствах их основных метаболитов, которые необходимы для выбора методики подготовки проб и анализа, а также для интерпретации полученных результатов.
Цель работы — систематизация и обобщение имеющихся данных о биотрансформации основных производных фентанила, а также рекомендации по выбору методов подготовки биопроб для надежного обнаружения фактов употребления наркотических веществ данной группы.
Приводим некоторые сведения о метаболизме отдельных наркотических анальгетиков семейства фентанила, физико-химических свойствах их основных метаболитов. Расчеты физико-химических констант нативных соединений и основных метаболитов, влияющих на поведение этих веществ в организме, выполнены с помощью программы ACD/Labs 6,0.
3-Метилфентанил (3-MF, mefentanyl); N-(3-метил-1-(2-фенилэтил)-4-пиперидинил)-N-фенилпропионамид; CAS № 42045−86−3; C
— N-деалкилирование (норметаболиты 2, 3, 4);
— ароматическое гидроксилирование фенилэтильного фрагмента (метаболиты 6, 8, 9);
— окисление по алкильной цепи (метаболиты 3, 5, 7, 8);
— конъюгация с глюкуроновой кислотой (метаболиты 4, 6, 8, 9).
В моче нативное соединение может быть обнаружено не всегда, поэтому авторы [19] предлагают в качестве маркера употребления 3-метилфентанила использовать его норметаболит (метаболит 2) (см. рис. 2). Для идентификации 3-метилфентанила и некоторых производных его основных метаболитов методом ГХ-МС можно пользоваться библиотекой масс-спектров MPW-2011.
В табл. 3 приведены некоторые физико-химические свойства 3-метилфентанила и его основных метаболитов, которые влияют на выбор методики подготовки проб биосред к анализу, а также на поведение этих веществ в организме.
В литературе описаны случаи обнаружения 3-метилфентанила в биологическом материале методом ГХ-МС [10, 20]. Все эти случаи относятся к летальным передозировкам. Как правило, для надежного выявления фактов употребления 3-метилфентанила чувствительности метода ГХ-МС недостаточно. Большинство авторов используют предварительный скрининг иммунными методами, например RIA [21], и подтверждение методом ВЭЖХ с тандемным масс-спектрометром [22, 23]. Такая схема анализа связана не только с низкими концентрациями анализируемых веществ в биосредах, но и с законодательством ряда стран, где только данные тандемной масс-спектрометрии служат доказательством факта употребления нелегальных веществ.
α-Метилфентанил (α-МF, «China White»); N-[1-(1-метил-2-фенилэтил)-4-пиперидинил]-N-фенилпропионамид; CAS № 79704−88−4, C
Проводили исследование экскреции метаболитов [24] на крысах, у которых основные метаболиты 2, 3, 4 (см. рис. 3) идентифицировали до 72 ч после приема около 4 мг α-метилфентанила. Нативное соединение и другие минорные метаболиты были обнаружены в моче спустя не более 24—48 ч. Основные метаболиты α-метилфентанила дезалкилированные, поэтому их обнаружение в моче еще не доказывает факт приема именно α-метилфентанила. Такие метаболиты образуются при употреблении фентанила и некоторых его производных. В связи с этим для доказательства приема α-метилфентанила требуется обнаружение его уникальных гидроксилированных метаболитов или самого α-метилфентанила. Как правило, концентрация α-метилфентанила и его основных метаболитов в биологических средах достаточна для их обнаружения методом ГХ-МС; для их идентификации можно использовать библиотеку масс-спектров MPW-2011. По приведенным для 3-метилфентанила соображениям юридического характера, требуется подтверждение методом, использующим тандемную масс-спектрометрию (ГХ-МС/МС или ВЭЖХ-МС/МС).
Ацетилфентанил (GR-001); N-(1-фенилэтилпиперидин-4-ил)-N-фенилацетамид, CAS № 3258−84−2, GR-001; ацетилфентанил, дезметилфентанил или ацетилированный аналог фентанила; C
Эффективная доза ацетилфентанила примерно в 10 раз ниже, чем морфина, но в 3 раза выше фентанила [3]. Летальная доза ацетилфентанила (9,3 мг/кг) примерно в 7 раз ниже, чем фентанила, и в 50 раз ниже, чем морфина. Y. Higashikawa и S. Suzuki [3], изучив анальгетическую активность некоторых аналогов фентанила, показали, что ацетилфентанил наряду с α-метилфентанилом и 3-метилфентанилом, является одним из наиболее опасных аналогов фентанила вследствие узкого диапазона безопасных доз. На рис. 4 приведена схема биотрансформации ацетилфентанила в организме человека, составленная по результатам исследования экспертных судебно-медицинских образцов мочи [25]. В отличие от 3-метилфентанила и α-метилфентанила основным путем биотрансформации ацетилфентанила является не N-дезалкилирование, а гидроксилирование по фенилэтильному фрагменту (метаболиты 3, 8). Наибольшую интенсивность на хроматограммах различных производных по общему ионному току имеют пики гидроксилированных метаболитов, тогда как дезацетилированные метаболиты (4, 5, 9, 10) минорные.
В фазе II метаболизма ацетилфентанила из гидроксилированных по фенилэтильному фрагменту метаболитов образуются конъюгаты, а также происходит метилирование одного из гидроксилов. Степень конъюгирования всех идентифицированных гидроксилированных метаболитов составляет от 74±10% (n=3) для моногидроксилированных до 100% (n=3) для дигидроксилированных метаболитов [25]. В табл. 5 приведены некоторые физико-химические свойства ацетилфентанила и его основных метаболитов.
Масс-спектры электронного удара основных метаболитов ацетилфентанила и их производных в коммерческих библиотеках отсутствуют, но они приведены в работе А.Б. Мелентьева и соавт. [25]. Исследование экскреции продуктов биотрансформации ацетилфентанила на крысах [28] показало, что спустя 3 ч после введения 3 мг/кг концентрация ацетилфентанила и его норметаболита достигает 16—17 мкг/мл, что более чем достаточно для обнаружения фактов его употребления при рутинном скрининге методом ГХ/МС.
Карфентанил (R-33799), метиловый эфир 4-((1-оксопропил)-фениламино)-1-(2-фенилэтил)-4-пиперидинкарбиновой кислоты; CAS № 59708−52−0; C
Концентрации карфентанила и норкарфентанила в образцах крови и мочи пострадавших в октябре 2002 г. в театральном центре на Дубровке была ниже 0,5 нг/мл, что не позволило применить для их обнаружения методы ГХ-МС и ГХ-МС-МС [15]. Только с помощью ВЭЖХ-МС-МС с пределом обнаружения 0,02 нг/мл в моче пострадавших были выявлены карфентанил и норкарфентанил. L. Wang и J. Bernert [22] предложили методику для целевого установления наличия 13 производных фентанила в моче методом ВЭЖХ-МС-МС с химической ионизацией при атмосферном давлении с пределами обнаружения 0,027 нг/мл для норкарфентанила и 0,003 нг/мл для карфентанила.
Таким образом, высокая анальгетическая активность аналогов фентанила, низкие дозы, требующиеся для создания наркотического эффекта, и возможность получения структурных модификаций создают значительные трудности в их идентификации в биологических средах организма. Некоторые аналоги фентанила можно идентифицировать при скрининге мочи методом ГХ-МС, однако концентрация большинства нелегальных аналогов и их метаболитов в биологических жидкостях слишком мала, чтобы гарантировать их обнаружение данным методом. Наиболее надежна схема, использующая предварительный скрининг аналогов фентанила методом радиоиммуноанализа [21] и подтверждение методом ВЭЖХ с тандемным масс-спектрометром [22, 23]. Такой подход обеспечивает высокую надежность и требуемую чувствительность для обнаружения всех известных аналогов фентанила, а также обеспечивает юридическое доказательство фактов их нелегального употребления.
Конфликт интересов отсутствует.
Подтверждение e-mail
На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.
Подтверждение e-mail
Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.