Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Леонов С.В.

Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова, Москва, Россия

Пинчук П.В.

111-й Главный государственный центр судебно-медицинских и криминалистических экспертиз Минобороны России, Москва

Судебно-медицинская характеристика повреждений у пешехода при переднекраевом наезде автомобиля

Авторы:

Леонов С.В., Пинчук П.В.

Подробнее об авторах

Просмотров: 4578

Загрузок: 150


Как цитировать:

Леонов С.В., Пинчук П.В. Судебно-медицинская характеристика повреждений у пешехода при переднекраевом наезде автомобиля. Судебно-медицинская экспертиза. 2016;59(4):21‑24.
Leonov SV, Pinchuk PV. The forensic-medical characteristic of the injuries inflicted to a pedestrian in a road traffic accident by the vehicle in the side and front impact position. Forensic Medical Expertise. 2016;59(4):21‑24. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/sudmed201659421-24

Автомобильная травма, вне всякого сомнения, занимает одно из ведущих мест в числе повреждений, сопровождающихся расстройством здоровья от внешних физических факторов. Так, по данным ГИБДД, в 2014 г. число погибших и получивших травмы на 199 720 случаев дорожно-транспортных происшествий составило 26 963 и 25 178 соответственно.

Применение в автомобиле средств активной и пассивной безопасности снижает его травмоопасность, но неуклонный рост количества транспортных средств (ТС) на дорогах оставляет автомобильную травму на одной из лидирующих позиций в общем объеме травматизма от воздействия тупых твердых предметов [1].

В течение последних десятилетий произошло существенное изменение компоновки кузовов автомобилей (в частности, не производят автомобили с упругими выступающими бамперами; клиновидная компоновка кузова стала большой редкостью и т. д.), однако научных работ, посвященных особенностям травмы в результате наезда ТС на пешехода крайне мало. Публикуются в основном отдельные экспертные случаи или обзорные статьи о данном виде автомобильной травмы [2—8].

В большинстве публикаций приводится либо краевой, либо фронтальный вариант наезда на пешехода, при котором рассматривается лишь вариант, когда пешеход стоит или двигается в поперечном к траектории движения ТС направлении, а автомобиль во всех случаях двигается прямолинейно.

По данным архивных наблюдений ФГКУ «111 Главный государственный центр судебно-медицинских и криминалистических экспертиз» Минобороны России (далее Центр), такой вид наезда встречается далеко не всегда — менее чем в половине случаев. Остальные виды наезда представлены либо переднекраевым вариантом столкновения автомобиля с пешеходом, либо фронтальным наездом ТС, двигающегося по дуге или под углом менее 90° к траектории движения пешехода. Этот факт объясняется, по нашему мнению, следующими особенностями:

— при возникновении опасности столкновения, когда у водителя нет технической возможности избежать столкновения или он не изменяет динамики движения автомобиля, двигаясь по прямой, происходит фронтальный наезд на пешехода;

— при движении ТС по дуге, когда водитель совершает маневр (либо в соответствии с маршрутом движения, либо когда пытается избежать столкновения), происходит переднекраевое столкновение.

Для фронтального наезда выделены фазы и характерные (специфические) повреждения с локализацией, учитывающей форму кузова автомобиля, но для переднекраевого столкновения такие данные в доступной литературе не описаны.

Цель исследования — выделить фазы наезда ТС на пешехода при переднекраевом столкновении и определить характерные для этого вида наезда повреждения.

Материал и методы

Изучили 169 комплексных судебно-медицинских и автотехнических экспертиз за 2000—2015 гг. (из архива Центра) и данные оригинальных видеозаписей наездов ТС на пешехода, полученных с камер видеонаблюдения. Принципиальных отличий ни в фазах, ни в характерных повреждениях при наезде автомобилей с вагонной (фургонной) компоновкой кузова мы не отметили, поэтому данный вид автомобильной травмы в исследовании не рассматривался. Наиболее часто встречался наезд ТС с клиновидной или понтонной компоновкой кузова.

Для обсуждения полученных результатов нами предложены следующие варианты переднекраевого столкновения ТС с пешеходом:

— косопродольный наезд — отклонение движения ТС от условной продольной оси 0—45° (рис. 1, а);

Рис. 1. Виды переднекраевого наезда транспортного средства на пешехода.

— косопоперечный наезд — отклонение движения ТС от условной продольной оси 45—90° (см. рис. 1, б).

Косопродольный наезд (включает четыре последовательные фазы)

Фаза 1: удар выступающими фронтальными частями ТС (бампер, блок-фары, фигурная решетка радиатора). В результате удара формируются повреждения на нижних конечностях пешехода (голени, бедра). Ударное воздействие ниже уровня центра массы человека, поэтому возникает крутящий момент, в результате которого голова, верхние конечности и верхняя половина туловища пешехода отклоняются в сторону ТС, а нижние конечности смещаются вверх и по ходу движения Т.С. Нередко в эту фазу происходит второй удар капотом ТС по бедрам пешехода. Смещение Т.С. в направлении движения (влево или вправо) ведет к формированию крутящего момента относительно вертикальной оси пешехода (рис. 2, а).

Рис. 2. Переднекраевой косопродольный вариант наезда транспортного средства: фазы удара частями автомобиля (пояснения в тексте).

Фаза 2: ударное взаимодействие верхней части туловища, верхних конечностей и головы с капотом, лобовым стеклом и одной из стоек. Внецентренный удар ТС приводит к относительному смещению тела пешехода от места первичного столкновения: если наезд произошел ровно по продольной оси ТС, двигающегося вперед и влево, то тело пешехода контактирует с капотом и лобовым стеклом значительно правее от продольной оси Т.С. Вращательный момент относительно вертикальной оси тела пешехода приводит к тому, что с ТС будет взаимодействовать смежная с поверхностью контакта поверхность тела (например, наезд на пешехода слева при рассматриваемом направлении движения ТС приведет к удару заднебоковой поверхностью туловища, правой руки и головы) (см. рис. 2, б, в). В эту фазу с высокой вероятностью регистрируются одна или две вертикальные линейно-щелевидные раны от удара о стойку лобового стекла. От удара происходит деформация указанной стойки, поэтому в распоряжении эксперта оказывается специфический признак, позволяющий в рамках традиционной трасологической экспертизы идентифицировать ТС, совершившее такой наезд.

Фаза 3: отбрасывание тела пешехода за пределы кузова ТС. Ударное воздействие частей ТС (капот, лобовое стекло и стойка лобового стекла) в сочетании с продолжающимся отклонением ТС отбрасывает тело пешехода за пределы кузова Т.С. Имеющийся вращательный момент относительно вертикальной оси тела пешехода приводит к тому, что в контакт с дорожным покрытием вступает противоположная первичному удару часть тела (применительно к рассматриваемому случаю — правая заднебоковая поверхность) (рис. 3). В эту фазу формируются ушиблено-рваные раны на голове с переломами свода и основания черепа, кровоизлияниями под оболочки головного мозга. Раны на голове имеют признаки воздействия тупого твердого предмета с неограниченной шероховатой контактной поверхностью: древовидные или многолучевые множественные поверхностные раны на фоне осаднения по периферии.

Рис. 3. Удар пешехода о дорожное покрытие.

Фаза 4: скольжение по дорожному покрытию. По механизмам травмирования и локализации повреждений на теле пешехода данная фаза не имеет отличий от «классических» повреждений при фронтальном наезде.

Косопоперечный наезд (включает три фазы)

Фаза 1: удар выступающими фронтальными частями ТС (бампер, блок-фары, фигурная решетка радиатора). В эту фазу формируются повреждения на нижних конечностях пешехода (голени, бедра), при которых не регистрируются переломы костей или травматические ампутации нижних конечностей. В данную фазу травматическое воздействие ниже уровня центра масс пешехода и приводит к перемещению тела пешехода: голова, верхние конечности и верхняя половина туловища пешехода отклоняются в сторону автомобиля, а нижние конечности смещаются вверх и по ходу движения Т.С. Регистрируются также повреждения на теле пешехода и на капоте автомобиля от повторного удара по бедрам.

Фаза 31: удар головой и плечевым поясом пешехода о дорожное покрытие. Вследствие отклонения ТС в сторону удар пешехода о лобовое стекло, крышу и т. д. не происходит. Имеющийся крутящий момент в сагиттальной плоскости приводит к тому, что пешеход ударяется головой и плечевым поясом о дорожное покрытие (рис. 4). Следует отметить, что наиболее тяжелые повреждения у пешехода формируются именно в эту фазу; на голове они соответствуют аналогичным повреждениям при косопродольном варианте наезда. Кроме того, нередко регистрируются переломы ключицы на стороне падения в результате осевой нагрузки на ее акромиальный конец. В доступной литературе по автомобильной травме сведений о переломах ключицы в результате осевой нагрузки на ее акромиальный конец нам не встретилось. Имеются указания на сгибательные непрямые переломы при падении на вытянутую руку или плечо.

Рис. 4. Переднекраевой косопоперечный вариант наезда транспортного средства.

Фаза 4: скольжение по дорожному покрытию. По механизмам травмирования и локализации повреждений не имеет отличий от «классических» повреждений при фронтальном наезде.

В результате проведенного исследования предложен подвид автомобильной травмы — переднекраевой наезд на пешехода, при котором выделены два варианта наезда (косопродольный и косопоперечный) с рядом новых характерных признаков в виде повреждений, располагающихся в двух—трех смежных областях тела пешехода. При косопоперечном варианте наезда фаза 2 взаимодействия ТС и пешехода отсутствует, что не позволяет выявить на автомобиле специфические признаки такого ударного воздействия. Рассмотренные варианты переднекраевого наезда расширяют экспертные возможности в рамках судебно-медицинской диагностики автомобильной травмы.

Конфликт интересов отсутствует.

1При данном варианте наезда фаза 2 взаимодействия туловища и конечностей пассажира с капотом, лобовым стеклом и стойками лобового стекла ТС отсутствует.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.