Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Ковалев А.В.

Красноярский филиал ФГБУ «Гематологический научный центр» Минздрава России

Козлова Т.П.

ФГБУ "Российский центр судебно-медицинской экспертизы" Минздравсоцразвития России, Москва

Комплексный подход к проведению судебно-медицинских экспертиз в отношении несовершеннолетних в случаях травм, подозрительных на насильственные действия

Авторы:

Ковалев А.В., Козлова Т.П.

Подробнее об авторах

Просмотров: 2433

Загрузок: 81


Как цитировать:

Ковалев А.В., Козлова Т.П. Комплексный подход к проведению судебно-медицинских экспертиз в отношении несовершеннолетних в случаях травм, подозрительных на насильственные действия. Судебно-медицинская экспертиза. 2017;60(2):4‑6.
Kovalev AV, Kozlova TP. The comprehensive approach to the performance of forensic medical expertises of the injuries inflicted to juvenile victims of suspected compulsive actions. Forensic Medical Expertise. 2017;60(2):4‑6. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/sudmed20176024-6

Судебно-медицинская экспертиза несовершеннолетнего — это комплекс сложных организационных, правовых, психологических и медицинских методов, направленных на решение задач, поставленных судебно-следственными органами.

В ходе проведения экспертизы в отношении детей необходимо учитывать их анатомо-физиологические и психологические особенности, а также их социальную неадаптированность.

Согласно ст. 7 Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11.11 (ред. от 03.07.16) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей [1].

Насилие над детьми входит в широчайший перечень социальных девиаций, т. е. отклонений от ценностно-нормативной системы общества.

Насилие над детьми оказывает травмирующее воздействие на их физическое и психическое состояние. Ребенку сложно не только противостоять насильственным действиям со стороны взрослого человека, но и часто в силу возраста осознать противоправность произошедшего с ним. Таким образом, под насилием по отношению к детям понимаются любые действия физического, сексуального, психического или эмоционального характера, причиняющие им вред [2, 3].

По данным А.Л. Задарновского и соавт. [4], при семейном насилии, кроме прямого физического воздействия, имеет также место длительный стресс (как повреждающий фактор), вызывающий формирование стойких нарушений здоровья. Данный факт позволяет сделать вывод, что у жертв насилия в семье при длительном его существовании и повреждающем воздействии на состояние здоровья имеется группа соматических расстройств, у которых прослеживается этиопатогенетическая связь с фактами насилия, что подтверждается клинической практикой.

Как показали исследования [5, 6], детям, перенесшим такую выраженную психическую травму, как жестокое обращение в семье, в большинстве случаев свойственно наличие всех симптомов посттравматического стрессового расстройства: навязчивое воспроизведение травматической ситуации, повышенная физиологическая возбудимость и нарушение функционирования.

Последствия насилия вызывают тяжелые психологические травмы и оказывают негативное влияние на личность ребенка. Рост числа детей, подвергшихся насилию, трудности выявления его причин и признаков, а также влияние последствий насилия на развитие личности ребенка постоянно требуют внимания исследователей [7].

Как указано в постановлении Пленума Верховного суда РФ № 10 от 27 мая 1998 г. «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей» (ред. от 06.02.07), жестокое обращение — это прежде всего физическое или психическое насилие, применяемое в отношении несовершеннолетнего (нанесение побоев, умышленное причинение легкого вреда здоровью, совершенное без хулиганских побуждений, связывание, систематические угрозы причинения вреда здоровью, сексуальные домогательства и т. п.), издевательство над его личностью (лишение пищи, тепла, воды). Жестокое обращение с детьми может проявляться и в применении к несовершеннолетним недопустимых способов воспитания (грубое, пренебрежительное, уничижающее человеческое достоинство обращение с детьми, оскорбление или эксплуатация детей) [8].

Цель судебно-медицинской экспертизы — установление факта телесных повреждений, определение давности и механизма их образования, определение тяжести причиненного вреда здоровью, установление причинно-следственных связей [9—11].

В случае жестокого обращения с детьми в семье, помимо телесных повреждений, у них могут развиться серьезные психические расстройства, нарушающие контакт с ребенком и являющиеся самостоятельными признаками вреда здоровью. В подобных случаях целесообразно первичное проведение комиссионных экспертиз с включением в экспертную комиссию различных специалистов медицинского профиля, в том числе при необходимости, психолога и психиатра. Кроме того, при наличии повреждений, квалифицированных как не причинившие вреда здоровью, а также в случаях, когда объективных признаков повреждений не зарегистрировано, детей следует определить в группу риска для последующего медицинского наблюдения, в том числе врачом-психиатром.

Проведение судебно-медицинской экспертизы в случаях причинения повреждений детям и подросткам их близкими требует от судебно-медицинского эксперта не только обязательного соблюдения «Порядка определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека», но и крайне тактичного отношения к ребенку [12].

При опросе прежде всего следует завоевать доверие ребенка или подростка, тогда при проведении судебно-медицинской экспертизы эксперт сможет объективно составить картину происшедшего. Желательно присутствие на экспертизе независимого психолога, с которым ребенок сможет поделиться своей проблемой [13].

Немаловажной проблемой, с которой может столкнуться эксперт при проведении экспертного исследования, является отказ ребенка от освидетельствования как при проведении первичного исследования, так и при назначении повторных экспертиз. Как правило, категоричный отказ от освидетельствования обусловлен комплексом психоэмоциональных причин.

Судебно-медицинское освидетельствование оказывает на ребенка серьезное травмирующее воздействие. Ребенок, испытывающий вполне естественное чувство страха, может препятствовать проведению экспертизы, отказываясь выполнять требования эксперта и оказывая сопротивление при обследовании [14].

Категорический отказ от освидетельствования несовершеннолетнего при проведении судебно-медицинской экспертизы в случаях подозрения на насилие (физического, сексуального, сочетанного характера) приводит к формальным выводам и назначению повторных экспертиз. Это часто является причиной безвозвратной утраты важных объективных морфологических данных с течением времени, усугублению психологической травмы у ребенка в связи с продолжительными следственными действиями.

Не менее важную роль играют сроки проведения судебно-медицинской экспертизы с момента причинения повреждений.

При проведении судебно-медицинских экспертиз в отношении несовершеннолетних также необходимо помнить об анатомо-физиологических особенностях детского организма.

По мнению Г.П. Тимченко, организм ребенка отличается недостаточно сформировавшейся сопротивляемостью, специфическими реакциями на внешние воздействия, неполноценностью компенсаторно-приспособительных механизмов, интенсивностью реактивных изменений, процессов заживления и др. Все это определяет как своеобразие морфологии повреждений у детей, так и специфику клинического развития и исходов травматической болезни [15].

Практический опыт проведения комиссионных экспертиз (первичные, повторные, дополнительные) в отношении несовершеннолетних (в частности, в случаях несмертельной травмы, подозрении на насильственные действия) и их ретроспективный анализ позволяют выделить ряд недостатков, которые влияют на качество их проведения [16—19].

1. При проведении первичной экспертизы в отношении детей (освидетельствование) не привлекаются специалисты клинического профиля с целью комиссионного обследования.

Судебно-медицинскую экспертизу в отношении ребенка (в том числе экспертизы состояния половых органов несовершеннолетних), как правило, проводит эксперт единолично, что часто приводит к необоснованным выводам о наличии или отсутствии повреждений. Например, судебно-медицинский эксперт, проводящий экспертизу половых органов, даже обладающий дополнительной специализацией в области гинекологии, урологии, проктологии, не имеет специальных познаний в области педиатрии, что приводит к формулированию экспертных заключений без учета анатомо-физиологических особенностей детского организма.

При детском травматизме освидетельствование в большинстве случаев также проводится единолично, без участия детских травматологов, хирургов и других необходимых специалистов. Часто указанные экспертизы проводят по медицинским документам, а специалисты, выполняющие исследование дополнительных материалов (например, рентгенограмм), не участвуют в формулировке экспертных выводов и не подписывают результаты своих исследований в заключении.

2. При проведении первичных экспертиз по поводу детской травмы в большинстве случаев не назначают контрольные дополнительные методы диагностики (рентгенография, компьютерная и магнитно-резонансная томография и т. д.) для правильной и достоверной формулировки выводов эксперта.

3. На экспертизу не предоставляют либо эксперт запрашивает не все медицинские документы, необходимые для оценки состояния здоровья до травмы, дифференциальной диагностики предшествующих травме состояний и заболеваний пострадавшего ребенка, что приводит к недостоверным выводам эксперта.

4. При проведении экспертизы в отношении несовершеннолетних, в частности при подозрении на насилие (физическое, сексуальное, психоэмоциональное, сочетанное), не привлекаются психологи, врачи-психиатры. Часто это не позволяет установить доверительный контакт с освидетельствуемым ребенком и усугубляет психотравмирующий фактор, наносимый участием в следственных действиях.

Таким образом, первичные судебно-медицинские экспертизы в отношении несовершеннолетних при подозрении на насильственные действия должны проводиться в комиссионном порядке, с возможностью присутствия лиц, в том числе специалистов соответствующего профиля, которым такое право предоставлено процессуальным законодательством Р.Ф. Согласно ст. 57 УПК РФ, эксперт вправе ходатайствовать о предоставлении ему дополнительных материалов, необходимых для дачи заключения, либо привлечении к производству судебной экспертизы других экспертов.

Наши исследования и практический опыт показывают, что анатомо-физиологические особенности детского организма, особенности психического развития, восприятия травмирующей ситуации требуют проведения комиссионного судебно-медицинского исследования на первичном этапе, что значительно объективизирует экспертное заключение, а также сокращает срок психотравмирующей ситуации, нарастающей при проведении повторных судебно-медицинских экспертиз.

Отсутствие единого комплексного подхода при судебно-медицинской экспертизе детской травмы оказывает существенное влияние на качество проводимых экспертных исследований и достоверность экспертных выводов. В связи с этим необходима дальнейшая комплексная разработка.

Конфликт интересов: авторы статьи подтвердили отсутствие финансовой поддержки/конфликта интересов, о которых необходимо сообщить.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.