Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Слустовская Ю.В.

Кафедра фармацевтической химии Санкт-Петербургской государственной химико-фармацевтической академии, Санкт-Петербург, Россия, 197376

Стрелова О.Ю.

Кафедра фармацевтической химии Санкт-Петербургской государственной химико-фармацевтической академии, Санкт-Петербург, Россия, 197376

Куклин В.Н.

Санкт-Петербургская государственная химико-фармацевтическая академия Минздрава РФ

Разработка и валидация методики ферментативного гидролиза для изолирования токсических веществ из неокрашенных волос

Авторы:

Слустовская Ю.В., Стрелова О.Ю., Куклин В.Н.

Подробнее об авторах

Прочитано: 1559 раз


Как цитировать:

Слустовская Ю.В., Стрелова О.Ю., Куклин В.Н. Разработка и валидация методики ферментативного гидролиза для изолирования токсических веществ из неокрашенных волос. Судебно-медицинская экспертиза. 2019;62(1):24‑30.
Slustovskaya YuV, Strelova OYu, Kuklin VN. The development and validation of the methods for enzymatic hydrolysis for the extraction of toxic compounds from the uncoloured hairs. Forensic Medical Expertise. 2019;62(1):24‑30. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/sudmed20196201124

Одна из основных целей химико-токсикологических исследований биологического материала человека — установление круга лиц, имеющих контакт с наркотическими средствами или психотропными веществами. В некоторых случаях подразумевается не только выявление факта использования или пассивного контакта с ними, но и выявление таких данных, как продолжительность, периодичность и интенсивность употребления [1—4]. В судебно-химических и химико-токсикологических лабораториях в настоящее время расширяется список биологических объектов, которые можно взять на исследование от живого лица. Один из таких объектов — волосы. По сравнению с такими классическими биообъектами, как моча и кровь, анализ волос позволяет сделать вывод о давности и продолжительности приема наркотических средств, так как волосы во время своего роста способны накапливать токсичные вещества и поэтому являются долговременным «хранилищем» чужеродных веществ [5]. В структуре волос ксенобиотики не подвергаются метаболизму. Важным признаком волос как объекта химико-токсикологического анализа является то, что они не требуют особых условий при отборе проб, хранении и транспортировке [2, 6, 7].

Следует отметить, что пути и механизмы встраивания веществ в структуру волос до конца не изучены. В связи с этим для изолирования предлагается использовать такие методы, как экстракция органическим растворителем при нормальных и пониженных температурах; термическое разложение объектов; щелочной или кислотный гидролиз с последующей жидкость-жидкостной экстракцией (ЖЖЭ) смесью растворителей; извлечение метанолом или подкисленным метанолом в ультразвуковой бане; ферментативный гидролиз с последующей ЖЖЭ смесью растворителей.

В предыдущих работах была показана важность этапа изолирования токсиканта из биологического объекта, а именно правильный подбор условий гидролиза для более полного извлечения целевого вещества из внутренней части волоса [8—10].

Цель исследования — апробация разработанной методики изолирования с помощью ферментативного гидролиза протеолитическими ферментами токсичных веществ из группы лекарственных на неокрашенных волосах (шерсть лабораторных животных) и экспертном материале.

Материал и методы

В экспериментах использовали следующие реактивы: субстанции фенобарбитала (по ФС 42−2424−93), дифенгидрамина гидрохлорида (по ФС 42−0232−07), трилона Б (чда) и цистеина; глазные капли Мидриацил (с.а. «Алкон-Куврер» н.в., Бельгия), содержащие 10 мг тропикамида гидрохлорида в 1 мл раствора; ферменты: папаин (ЗАО «Вектон»), трипсин (ООО «Самсон-Мед»), химотрипсин (ООО «Самсон-Мед»), химопсин (ООО «Самсон-Мед»). Применяли газовый хроматограф Agilent 7890 с масс-селективным детектором A/5977 MSD на колонке HP-5MS размером 30 м×0,25 мм×0,25 мкм, программу MassHunter GC MS. Обработку полученных данных осуществляли в программах MassHunter Qualitative Analysis и MassHunter Quantitative Analysis [10].

Эксперименты проводили на лабораторных животных: морских свинках (самцы альбиносов) в возрасте около 6 мес и массой в среднем 0,650 кг, самцах морских свинок черного природного окраса в возрасте 4 мес и массой 0,450 кг, самках белых беспородных крыс в возрасте 4 мес массой 0,250 кг. Лабораторных животных содержали в экспериментально-биологической клинике (виварий), согласно требованиям международной системы правил и требований к лабораториям, которые занимаются изучением воздействия новых химических соединений на окружающую среду и здоровье человека (Good Laboratory Practice) [11—16].

Дозы лекарственных препаратов для лабораторных животных рассчитывали исходя из суточной дозы для человека: 500 мг фенобарбитала, 50 мг димедрола, 6 мг тропикамида гидрохлорида [17]. Количество вещества и объем вводимого раствора пересчитывали на массу тела каждого лабораторного животного с учетом способа введения лекарственного вещества. Морским свинкам массой 0,450—0,650 кг вводили перорально 3,3—4,5 мг фенобарбитала в 3 мл воды очищенной и 2,7—4,1 мг димедрола в 3мл воды очищенной, крысам массой 250—300 г — внутривенно 2,4 мг тропикамида гидрохлорида в 0,5—1,0 мл воды очищенной [14].

Эксперимент. Для моделирования ситуации длительного употребления лекарственных средств из группы барбитуратов и дифенгидрамина на протяжении нескольких месяцев ежедневно лабораторные животные черной и белой природной окраски перорально через зонд получали 0,1% раствор фенобарбитала и 0,1% раствор димедрола в количестве, соответствующем суточной дозе для человека в перерасчете на массу тела животного; контрольные животные — равный объем воды [9, 10]. Забор шерсти производили через каждые 28 дней, так как за этот период шерсть отрастает в достаточном количестве для последующего забора. Шерсть срезали хирургическими ножницами максимально близко к коже. Средняя масса навески шерсти морских свинок составила от 2,5 до 6,5 г. Параллельно производили отбор шерсти у контрольных животных белого и черного природного окраса. Масса навески составила около 2 г. Полученные навески шерсти отмывали от внешних загрязнений очищенной водой и метанолом, высушивали при комнатной температуре, затем измельчали в шаровой мельнице в течение 10 мин.

Кислотный гидролиз шерсти, содержащей фенобарбитал, выполняли 6 М раствором хлористоводородной кислоты при температуре 37 °C в течение 12 ч. Извлечение проводили методом прямой ЖЖЭ хлороформом порциями по 3 мл 3 раза при рН 2,0. Полученные вытяжки объединяли и выпаривали. Сухой остаток растворяли в 500 мкл комплексного растворителя и исследовали методом газовой хроматографии с масс-селективным детектированием (ГХ-МС).

Для навесок шерсти, содержащей дифенгидрамин, выполняли щелочной гидролиз 2 М раствором калия гидроксида при температуре 37 °C в течение 12 ч. Извлечение проводили методом прямой ЖЖЭ хлороформом порциями по 3 мл 3 раза при рН 10,0—11,0. Полученные вытяжки объединяли, выпаривали досуха и исследовали в условиях, описанных далее.

Анализ выполняли на газовом хроматографе. Ввод 1мкл пробы осуществлялся автоматически. Условия анализа: газ-носитель гелий, скорость потока через колонку 0,8 мл/мин, температура испарителя 280 °C, температура интерфейса МС детектора 290 °C, температура колонки программируемая: начальная 80 °C в течение 0,4 мин, нагревание со скоростью 50 °С/мин до 100 °C, далее 30 °С/мин до 300 °C с выдержкой при конечной температуре 5 мин. Режим сканирования: по полному ионному току (SCAN) в диапазоне m/z 40—500 а.е.м.

Полученные хроматограммы обрабатывались с помощью программ Chemstation Data Analysis, Qualitative MassHunter Analysis, AMDIS, а количество фенобарбитала и дифенгидрамина определяли методом ГХ-МС, расчет вели по градуировочным графикам. Методики валидированы [9, 10].

Шерсть контрольного животного гидролизовали по методикам, описанным для фенобарбитала и дифенгидрамина.

Затем для образцов неокрашенной шерсти (черной и белой) применяли метод ферментативного гидролиза протеолитическими ферментами.

Ферменты (трипсин, химотрипсин, химопсин и папаин) малоспецифичны, т. е. расщепляют пептидные связи различных аминокислотных последовательностей и являются доступными, что актуально для дальнейшего внедрения данной методики в практику работы лабораторий. В качестве буферного раствора использовали фосфатный буферный раствор рН 7,4 для трипсина, химотрипсина и химопсина и ацетатный буферный раствор рН 4,7 для папаина. Указанные значения рН среды, согласно данным литературы [18—21], являются оптимальными для достижения максимальной активности работы фермента.

Пробы образцов шерсти в растворе фермента (соотношение фермент — субстрат 1:100) выдерживали при температуре 37 °C в течение 3 ч, затем центрифугировали и отбирали супернатант. К пробам добавляли вторую порцию раствора фермента, снова выдерживали в термостате в аналогичных условиях 3 ч. Затем пробы центрифугировали и отбирали супернатант. Общее время гидролиза составило 9 ч. Из полученных центрифугатов производили экстракцию исследуемых веществ по описанной ранее методике.

Результаты и обсуждение

На хроматограммах исследованных проб шерсти после гидролиза 6 М раствором хлористоводородной кислоты наблюдали пики со временем удерживания 9,08 и 8,97 мин после проведения ферментативного гидролиза, что, согласно данным библиотеки, соответствует фенобарбиталу. Не наблюдали пиков основных метаболитов фенобарбитала: 5-этил-5-п-гидроксифенилбарбитуровая кислота и п-оксифенилбарбитал или продуктов разложения пиримидинового цикла.

На хроматограммах исследованных проб шерсти после гидролиза 2 М раствором калия гидроксида и ферментативного гидролиза отметили пик со временем удерживания 8,05 мин. Полученный масс-спектр совпадает с масс-спектрами библиотек и соответствует основанию димедрола — дифенгидрамину; не наблюдали пиков метаболитов (бензгидрол и N, N-диметил-2-аминоэтанол) или продуктов разложения (рис. 1).

Рис. 1. Хроматограммы в извлечениях из образцов шерсти фенобарбитала после ферментативного (а) и кислотного (б) гидролиза и дифенгидрамина после ферментативного (в) и щелочного (г) гидролиза. Fig. 1. Chromatograms of phenobarbital extracted from the hair samples following enzymatic (a) and acidic (б) hydrolysis and of diphenhydramine following enzymatic (в) and alkaline (г) hydrolysis.

В ходе эксперимента получили следующие данные о количественном содержании фенобарбитала и дифенгидрамина в шерсти лабораторных животных черной и белой природной окраски (табл. 1 и

Таблица 1. Результаты статистической обработки данных по степени экстракции фенобарбитала после кислотного гидролиза и основания дифенгидрамина после щелочного гидролиза (ГФ ХIII, ОСТ № 220)
2).

Таблица 2. Результаты статистической обработки данных по степени экстракции фенобарбитала и основания дифенгидрамина из проб шерсти белого и черного природного окраса после ферментного гидролиза (ГФ ХIII, ОСТ № 220)

Оказалось, что эффективность ферментативного гидролиза выбранных протеолитических ферментов сопоставима и позволяет повысить степень изолирования исследованных веществ в 2 раза по сравнению с кислотным и щелочным гидролизом. Предлагаемая методика может быть использована для изолирования веществ основного и кислого характера из природно неокрашенных и окрашенных в черный цвет волос.

Для определения оптимального времени гидролиза произвели отбор проб при термостатировании в течение 1 и 2 ч. Ферментативный гидролиз за 1-й и 2-й часы позволяет обнаружить в пробах определяемое вещество, однако хроматографические характеристики полученного пика неудовлетворительные. Они несимметричны, имеют низкую интенсивность, что объясняется малой концентрацией определяемого вещества в пробе (на пределе обнаружения используемого метода). Гидролиз после 3 ч позволяет получить пик определяемого вещества с удовлетворительными хроматографическими характеристиками для оценки количественного содержания вещества в пробе.

Для разработанной методики ферментативного гидролиза с помощью протеолитических ферментов определили некоторые валидационные характеристики (табл. 3)

Таблица 3. Валидационные характеристики метода ферментативного гидролиза (ГФ XIII)
[22, 23].

Разработанная методика ферментативного гидролиза апробирована на шерсти лабораторных животных, получавших тропикамида гидрохлорид, и на экспертных образцах волос человека.

В течение 1мес белым крысам-самкам внутривенно вводили тропикамида гидрохлорид в суточной дозе для человека, пересчитанной на массу тела животного. По истечении 28 дней произвели отбор проб шерсти по методике, описанной ранее.

Пробоподготовку шерсти производили по предлагаемой методике ферментативного гидролиза с использованием следующих протеолитических ферментов: трипсин, химотрипсин, химопсин и папаин. Экстракцию выполняли из среды рН 8,0—9,0. Параллельно проводили щелочной гидролиз по методике, описанной ранее для димедрола.

Методика изолирования и условия хроматографирования для основания тропикамида аналогичны для фенобарбитала и дифенгидрамина.

На хроматограммах исследованных проб шерсти после гидролиза 2 М раствором калия гидроксида и ферментативного гидролиза с использованием протеолитических ферментов наблюдали пик со временем удерживания 12,25 мин. На масс-спектре отмечали базовые и осколочные ионы с m/z 92 (100), 254 и 91, что совпадает с библиотечными спектрами и соответствует основанию тропикамида. Не отметили пиков метаболитов или продуктов разложения (рис. 2).

Рис. 2. Хроматограмма и масс-спектр пика тропикамида в извлечениях из образцов шерсти после щелочного (а) и ферментативного (б) гидролиза. Fig. 2. Chromatogram and mass-spectrum of tropicoamide peak in the extracts from the hair samples following alkaline (a) and enzymatic (b) hydrolysis.

Количественное содержание основания тропикамида определяли после ферментативного гидролиза за 3 и 6 ч. На хроматограммах после ферментативного гидролиза за последние 3 из 9 ч гидролиза пики основания тропикамида обнаружили на уровне базовой линии (на уровне шума), что не позволило выполнить количественную оценку тропикамида в пробах.

Полученные результаты показали, что содержание основания тропикамида в извлечениях после щелочного гидролиза составило 13,29±9,49 нг/мг, после ферментативного — 14,50±2,32 нг/мг. Это позволяет сделать следующее заключение: ферментативный гидролиз увеличивает степень извлечения тропикамида на 18% по сравнению с щелочным гидролизом; пик определяемого вещества на хроматограммах после ферментативного гидролиза по сравнению с пиком данного вещества после щелочного гидролиза имеет удовлетворительные характеристики (пик основания тропикамида симметричен, обладает достаточной интенсивностью для проведения количественного определения в пробе); спектрограммы высокого качества и не требуют дополнительного вычитания фона для проведения идентификации.

Образцы волос человека (экспертный материал) собирали согласно рекомендациям по отбору проб (Приказ МЗ РФ № 40 от 27.01.16) [24]. На стадии пробоподготовки использовали разработанный метод ферментативного гидролиза для выделения веществ из структуры волос. Условия проведения гидролиза, подготовки проб к хроматографированию и условия хроматографирования описаны ранее.

Исследовали 78 проб волос, из них 6 показали положительный результат. Обнаружили следующие сильнодействующие, наркотические и психотропные вещества: метамфетамин, метилэкгонин, кокаин, амфетамин, форметорекс, пировалерон.

В остальных пробах были идентифицированы пики никотина и кофеина, а также лекарственных веществ хлорфенезина, доксиламина, фенирамина (рис. 3).

Рис. 3. Хроматограммы извлечений из образцов волос. а — хроматограмма и масс-спектр извлечения после ферментативного гидролиза; б — хроматограмма извлечения после кислотного гидролиза веществ кислого характера; в — хроматограмма извлечения после щелочного гидролиза веществ основного характера. Fig. 3. Chromatograms of the isolates from the hair samples. а — chromatogram and mass-spectrum following enzymatic hydrolysis; b — chromatogram of the isolate following acidic hydrolysis of the substances of the acidic nature; c — chromatogram of the isolate following alkaline hydrolysis of the substances of the alkaline nature.
Следует отметить, что интенсивность полученных пиков (на примере проб с никотином, пировалероном) после проведения ферментативного гидролиза по сравнению с кислотным и щелочным гидролизом значительно выше, что позволяет идентифицировать вещества с вероятностью 90% совпадения с данными литературы.

Выводы

1. Разработанный метод ферментативного гидролиза протеолитическими ферментами может быть использован для разрушения связи токсичных веществ различной химической природы с белками волос. Он позволяет увеличить степень экстракции фенобарбитала в извлечениях в 2 раза по сравнению с кислотным гидролизом, дифенгидрамина — в 3 раза по сравнению с щелочным гидролизом.

2. Ферментативный гидролиз проводят в более мягких условиях (при рН 4,5—7,4 от 3 до 6 ч) по сравнению с кислотным (при рН 1,0—2,0 12 ч) и щелочным (при рН 11,0—12,0 12 ч) гидролизом, поэтому его можно использовать для изолирования легко разрушаемых токсичных веществ при воздействии агрессивной рН и длительного времени экспозиции в условиях кислотно-основного гидролиза.

3. Ферментативный гидролиз занимает меньше времени (3—6 ч) по сравнению с кислотным и щелочным гидролизом (12—14 ч). Проведение гидролиза с использованием изученных протеолитических ферментов через 1 ч дает результаты, позволяющие провести идентификацию веществ с высокой степенью вероятности совпадения полученных спектров с данными библиотек. Для количественной оценки содержания веществ в извлечениях минимальное время ферментативного гидролиза составляет 3 ч. При гидролизе в течение 6 ч возможно извлечь максимальное количество токсиканта.

4. Разработанная методика ферментативного гидролиза показала одинаковую эффективность на неокрашенной (черная и белая) шерсти лабораторных животных, что позволяет рекомендовать данную методику для проведения гидролиза волос светлой и темной природной окраски.

5. Для разработанных методик гидролиза протеолитическими ферментами определены валидационные характеристики: сходимость, внутрилабораторная воспроизводимость, линейность, устойчивость.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

1,2e-mail: ulia.slustovskaya@pharminnotech.com;
https://orcid.org/0000-0002-4856-2745

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.