Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Бычков А.А.

Кафедра судебной медицины Первого МГМУ им. И.М. Сеченова

Дубровин И.А.

Кафедра госпитальной хирургии ГБОУ ВПО «Волгоградский государственный медицинский университет» Минздрава России

Герасимов А.Н.

ГБОУ ВПО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава России, Москва, Россия

Груховский С.В.

Кафедра судебной медицины Первого Московского государственного медицинского университета им. И.М. Сеченова Минздрава России, Москва, Россия, 119991

Мосоян А.С.

Кафедра судебной медицины СПбГМУ им. И.П. Павлова

Сравнительная характеристика повреждений отдельных частей тела у водителя и пассажиров внутри салона движущегося автомобиля при дорожно-транспортном происшествии

Авторы:

Бычков А.А., Дубровин И.А., Герасимов А.Н., Груховский С.В., Мосоян А.С.

Подробнее об авторах

Просмотров: 1689

Загрузок: 56


Как цитировать:

Бычков А.А., Дубровин И.А., Герасимов А.Н., Груховский С.В., Мосоян А.С. Сравнительная характеристика повреждений отдельных частей тела у водителя и пассажиров внутри салона движущегося автомобиля при дорожно-транспортном происшествии. Судебно-медицинская экспертиза. 2019;62(3):12‑16.
Bychkov AA, Dubrovin IA, Gerasimov AN, Grukhovskiy SV, Mosoian AS. Comparative characteristics of injuries to individual body parts of the driver and passengers inside the passenger compartment of a moving vehicle in a traffic accident. Forensic Medical Expertise. 2019;62(3):12‑16. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/sudmed20196203112

Согласно данным современной учебной литературы, для травмы внутри салона автомобиля типично формирование повреждений на передней поверхности тела (фаза 1 травмы), шейном отделе позвоночника, а также повреждений от общего ударного сотрясения тела. Повреждения на кистях, груди и стопах, образующиеся у водителя от удара о руль и педали управления, являются основными критериями при определении места положения потерпевшего внутри автомобиля [1, 2]. Изменение конструктивных особенностей современных легковых автомобилей изменило характер травмы и тем самым создало определенные трудности в установлении положения потерпевшего в легковом автомобиле по характеру полученных повреждений при дорожно-транспортном происшествии (ДТП). В связи с этим для диагностики местоположения потерпевшего внутри движущегося автомобиля стали использовать другие признаки, например наличие или отсутствие повреждений отдельных частей тела [2—4]. Получение новых научных данных о виде, количестве и локализации всех повреждений у водителя современного автомобиля при ДТП представляет большой практический интерес.

Цель исследования — изучение общего характера повреждений у пострадавших в движущемся легковом автомобиле при дорожно-транспортном происшествии.

Материал и методы

Изучили акты судебно-медицинских исследований трупов погибших внутри легкового автомобиля при фронтальных столкновениях с препятствием в результате ДТП из Бюро СМЭ Департамента здравоохранения Москвы (из моргов № 4, 6, 9) и Бюро СМЭ Тверской области. Выявили 623 акта судебно-медицинских исследований трупов лиц, пострадавших при травме внутри автомобиля, из них 338 водителей (ВД), 186 пассажиров переднего сиденья (ППС), 28 пассажиров заднего левого сиденья (ПЗЛС), 30 пассажиров заднего среднего сиденья (ПЗСС) и 41 пассажира заднего правого сиденья (ПЗПС).

Для исследования отобрали 229 протоколов судебно-медицинских исследований: ВД — 99, ППС — 64, ПЗПС — 15, ПЗСС — 29, ПЗЛС — 22. Особенностью травмы явилась высокая скорость автомобилей при столкновении, что подтверждается обстоятельствами травмы. Переворачивания автомобилей при ДТП не происходило. Погибшие в большинстве случаев находились внутри аварийного автомобиля. ВД и ППС были пристегнуты ремнями безопасности, пассажиры задних сидений не были пристегнуты. Во всех случаях травмы в иномарках зафиксировано действие подушек безопасности для сидящих впереди (доля случаев травм в иномарках составила 30,2%).

Исследовали локализацию, общий вид и характер повреждений. Создали базу данных о повреждениях у водителей и пассажиров современных легковых автомобилей при травме внутри современного автомобиля при ДТП, провели статистический анализ.

Результаты и обсуждение

Сравнительная характеристика различных вариантов локализации и выраженности повреждений отдельных частей тела у ВД и пассажиров при травме позволила выявить существенные различия.

Повреждения головы

Повреждения на голове у ВД возникали чаще, чем у ППС, что может быть связано с различным характером смещения и последовательности соударения тел водителя и ППС с деталями интерьера.

Сравнительный анализ вариантов локализации изолированных повреждений мягких тканей (МТ) головы у ВД и ППС, а также сочетаний повреждений МТ с переломами черепа либо травмами головного мозга и его оболочек, имеющих одинаковую топографию, показал, что указанные травмы достоверно чаще формировались у ВД слева (р<0,001). Данная особенность объясняется наличием перед ВД дополнительных источников травмы. Тяжелая черепно-мозговая травма (ЧМТ) с повреждением всех тканей головы и локализацией на разных ее участках достоверно чаще встречалась у ППС (р<0,001). Это обусловлено тем, что у ВД в фазу 1 часть кинетической энергии расходуется на травмирование груди рулевым колесом, поэтому движение головы замедляется, что объясняет ее меньшую травматизацию. У ППС отсутствует подобное препятствие, поэтому наблюдаются большие амплитуда движения тела и частота тяжелой травматизации головы.

Сравнили локализацию изолированных повреждений МТ головы у ВД и ПЗПС. Установили, что эти повреждения достоверно чаще формировались у ПЗПС на правой поверхности головы (р<0,002). Травма с повреждением головного мозга чаще встречалась у ВД, но эта зависимость недостоверна. Данная особенность у ПЗПС объясняется ударом головы о правую стойку и крышу автомобиля, что отмечено в предыдущих работах [1, 2].

Сравнили локализацию изолированных повреждений МТ головы у ВД и ПЗСС, а также их сочетаний с переломами черепа либо травмами головного мозга и его оболочек, имеющих одинаковую топографию. Оказалось, что указанные травмы достоверно чаще формировались у ВД (р<0,027). Достоверных различий в локализации повреждений, обусловленных одновременной травматизацией всех тканей головы, не установили. Отмеченную особенность у ВД можно объяснить большим числом травмирующих предметов, находящихся перед ним, а также возможностью защитного поведения ПЗПС при отсутствии тяжелой травмы.

Выявили, что изолированные повреждения МТ головы достоверно чаще встречались на передней и боковых поверхностях головы у ВД (р<0,002), чем у ПЗЛС. Сочетание травм МТ и переломов черепа достоверно чаще отмечалось у ВД спереди и на боковых участках головы (р<0,002). Повреждения М.Т. головы, сочетающиеся с травмой подлежащих участков головного мозга без переломов черепа в проекции указанных повреждений, достоверно чаще формировались у ВД спереди (р=0,002). Тяжелую ЧМТ, включающую повреждение всех тканей головы, чаще наблюдали у ПЗЛС, но эта зависимость достоверна только для повреждений с левосторонней локализацией (рис. 1—3).

Рис. 2. Частота повреждений мягких тканей головы слева у водителя и пассажиров.
Рис. 3. Частота повреждений мягких тканей головы и переломов черепа справа у водителя и пассажиров.
Рис. 1. Частота повреждений мягких тканей головы справа у водителя и пассажиров.

Повреждения шеи

Сравнительный анализ локализации изолированных повреждений МТ шеи у ВД и ППС, а также сочетаний с травмой позвоночника либо органов шеи, имеющих одинаковую топографию, показал, что у ВД достоверно чаще формировались изолированные повреждения МТ слева (р<0,015) и справа (р<0,005), а сочетание повреждений МТ с травмой позвоночника — справа (р<0,02). Тяжелая травма, включающая повреждения всех тканей с одинаковой локализацией, незначительно чаще встречалась у ППС.

Повреждения шеи чаще возникали у ПЗПС, чем у ВД, при этом достоверно чаще на боковых участках шеи и включали травму МТ и позвонков (р<0,008).

Не выявили достоверно значимых различий в частоте повреждений шеи у ВД и ПЗСС.

При анализе различных вариантов характера и анатомической локализации повреждений шеи у ВД и ПЗЛС установили более частое достоверное формирование левосторонних повреждений МТ, сочетающихся с травмой позвоночника и органов шеи, у ПЗЛС (р<0,034).

Сравнительный анализ локализации изолированных повреждений МТ области грудной клетки у ВД и ППС, а также их сочетаний с травмой костей либо органов грудной клетки, имеющих одинаковую топографию, показал, что указанные повреждения достоверно чаще формировались у ВД (р<0,05). Кроме того, отметили недостоверное более частое левостороннее расположение указанных повреждений как у ВД, так и у ППС. Тяжелая травма, включающая повреждения кожного покрова грудной клетки и ее костей, а также органов грудной полости, недостоверно чаще встречалась у ППС (рис. 4).

Рис. 4. Частота повреждений мягких тканей груди слева у водителя и пассажиров.

Повреждения грудной клетки у ВД возникали чаще, чем у ПЗПС. Анализ локализации изолированных повреждений МТ области грудной клетки не выявил достоверных различий частоты их образования у ВД и ПЗПС.

Изолированные повреждения МТ области грудной клетки достоверно чаще локализовались у ВД на передних и боковых поверхностях грудной клетки, чем у ПЗСС (р<0,003). Травма М.Т. в сочетании с травмой костей либо травмой органов грудной клетки достоверно чаще формировалась на боковых участках грудной клетки также у ВД, чем у ПЗСС (р<0,003). Анализ различных вариантов анатомической локализации тяжелой травмы, включающей повреждения всех тканей грудной клетки, не выявил достоверно значимых различий.

Провели сравнительный анализ локализации изолированных повреждений МТ области грудной клетки у ВД и ПЗЛС, а также их сочетаний с травмой костей либо органов грудной клетки. Установили, что указанные травмы достоверно чаще формировались на передних и боковых участках грудной клетки у ВД по сравнению с ПЗЛС (р<0,05). Кроме того, у ВД отметили недостоверно более частую левостороннюю локализацию указанных повреждений, а у ПЗЛС, наоборот, правостороннюю. Тяжелая травма, включающая повреждения кожного покрова грудной клетки и ее костей, а также органов грудной полости, недостоверно чаще встречалась у ПЗЛС справа, а у ВД слева.

Выявленное преобладание повреждений у ВД вызвано травматизацией грудной клетки о рулевое колесо. Причина частой травматизиции грудной клетки у ПЗЛС нуждается в дополнительном исследовании.

Повреждения живота

У ВД повреждения живота возникали чаще, чем у ППС. Анализ различных вариантов характера и анатомической локализации повреждений живота показал, что только правосторонние повреждения МТ, сочетающиеся с правосторонним повреждением внутренних органов без травмы костей, достоверно чаще формировались у ВД (р=0,001). Данная особенность связана с более частой травмой печени у ВД.

При сравнительном анализе локализации повреждений живота у ВД, ПЗПС и ПЗСС не выявили достоверных различий, но тяжелая травма живота с повреждением органов брюшной полости чаще встречалась у ПЗПС.

Повреждения живота у ВД возникали чаще, чем у ПЗЛС. Анализ различных вариантов характера и анатомической локализации повреждений показал, что у ВД и ПЗЛС преобладала правосторонняя локализация повреждений, и только тяжелая травма живота, включающая повреждения всех тканей, достоверно чаще отмечалась у ПЗЛС (р=0,033).

Повреждения таза

Не выявили достоверно значимых различий в локализации повреждений таза у ВД, ПЗСС и ПЗЛС.

Анализ различных вариантов характера и анатомической локализации повреждений таза показал преобладание повреждений у ПЗПС по сравнению с В.Д. Все варианты правосторонних повреждений таза и различные сочетания повреждений МТ с травмой костей и органов таза в передней его части, а также изолированные травмы МТ и их сочетания с травмой костей с левой стороны встречались у ПЗПС достоверно чаще (р=0,001).

Повреждения верхних конечностей

У ППС чаще, чем у ВД, вступали во взаимодействие с деталями интерьера правое предплечье, где формировались изолированные травмы МТ (р=0,041).

Чаще, чем у ВД, у ПЗПС травмировались верхние и нижние конечности: все варианты повреждений правого плеча и правого предплечья и изолированные травмы МТ левой кисти были достоверно больше (р<0,008),

У ПЗСС при травме верхних конечностей достоверно чаще формировались переломы плечевой кости и сопутствующие этим переломам повреждения МТ (р=0,025), а у ВД — травмы МТ и костей левого плеча (р=0,04).

Анализ различных вариантов характера и анатомической локализации травм верхних конечностей у ВД и ПЗЛС не выявил достоверно значимых различий.

Повреждения нижних конечностей

Повреждения нижних конечностей чаще наблюдали у ППС. Наибольшую разницу частоты образования повреждений нижних конечностей отметили в группах ВД и ПЗЛС, меньшую — ПЗСС и ПЗПС.

У ВД чаще, чем у ППС, вступала в контакт с деталями интерьера левая голень, при этом формировались травмы костей и окружающих МТ (р=0,006).

Все варианты повреждений правых бедра и голени, а также изолированная травма МТ правой стопы и всей левой ноги были достоверно больше у ВД (р=0,029).

У ВД чаще, чем у ПЗСС, вступали в контакт с деталями интерьера правое и левое бедро и достоверно чаще формировались повреждения МТ (р<0,005), а у ПЗСС — левая стопа, причем травмировались кости и окружающие МТ (р=0,008). Чаще, чем у ПЗЛС, у ВД вступало в контакт с деталями интерьера правое бедро, при этом достоверно чаще формировались повреждения МТ (р=0,032), а у ПЗЛС – левая стопа и травмировались кости и МТ (р=0,033).

Заключение

Установили, что у водителей и пассажиров, погибших при ДТП в современных легковых автомобилях, наблюдаются существенные различия в локализации повреждений и их характере.

У водителей выявили преимущественно левостороннюю локализацию повреждений головы и груди, правостороннюю локализацию повреждений живота и таза, частую травматизацию шеи, меньшую — конечностей и постоянное травмирование стоп.

У ППС отметили преимущественно правосторонние повреждения головы и шеи, максимальную левостороннюю травматизацию верхних и нижних конечностей.

Правосторонние повреждения всех частей тела, отсутствие повреждений на стопах, относительно высокая частота травмирования органов грудной и брюшной полостей оказались типичны для пассажиров заднего правого сиденья.

Для пассажиров заднего среднего сиденья характерна высокая частота образования повреждений на теле с отсутствием заметной латерализации.

Максимальная левосторонняя локализация повреждений тела, минимальная травматизация внутренних органов грудной и брюшной полостей характерны для пассажиров заднего левого сиденья.

Таким образом, указанные различия могут быть использованы при решении вопроса о местоположении пострадавшего внутри автомобиля при ДТП.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

1e-mail: fester5790@gmail.com; https://orcid.org/0000-0001-6741-6498

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.