Тимашева Я.Р.

Институт биохимии и генетики Уфимского научного центра Российской академии наук, Уфа, Россия

Туктарова И.А.

ФГБУН «Институт биохимии и генетики», Уфа

Гизуллина Л.И.

OOO «Инто-Стил», Уфа, Россия, 450044

Сундырев Е.Ю.

OOO «Инто-Стил», Уфа, Россия, 450044

Мустафина О.Е.

Институт биохимии и генетики — обособленное структурное подразделение ФГБНУ «Уфимский федеральный исследовательский центр» Российской академии наук, Уфа, Россия

Тимашева Я.Р., Туктарова И.А., Гизуллина Л.И., Сундырев Е.Ю., Мустафина О.Е.

Тимашева Я.Р., Туктарова И.А., Гизуллина Л.И., Сундырев Е.Ю., Мустафина О.Е. Молекулярно-генетический анализ случая частичной делеции Y-хромосомы в судебно-медицинской практике. Судебно-медицинская экспертиза. 2019;62(4):19‑21.
Timasheva YaR, Tuktarova IA, Gizullina LI, Sundyrev EYu, Mustafina OE. Molecular-genetic analysis of a rare forensic case of partial deletion of the Y-chromosome. Forensic Medical Expertise. 2019;62(4):19‑21. (In Russ.)

Ген амелогенин (amelogenin) кодирует белок внеклеточного матрикса, участвующий в амелогенезе, т. е. развитии зубной эмали. Амелогенин локализован как на X-хромосоме (Xp22.2, позиции 11293413—11300761, GRCh38. p7; https://www.ncbi.nlm.nih.gov/gene/265), так и на Y-хромосоме (Yp11.2, позиции 6865918—6874056, GRCh38. p7; https://www.ncbi.nlm.nih.gov/gene/266). Таким образом, у человека ген амелогенин присутствует в двух формах — AMELX и AMELY, которые различаются между собой делецией длиной в 6 пар нуклеотидов (п.н.) в гене AMELX. Это определяет ценность амелогенина для судебно-медицинской практики при определении половой принадлежности с целью идентификации личности и установления родства.

Приводим редкий случай из экспертной практики, связанный с частичной делецией Y-хромосомы, содержащей участок гена AMELY.

В лабораторию ООО «Инто-Стил» поступил заказ на информационный анализ ДНК для установления отцовства. Материалом для исследования послужили образцы буккального эпителия предполагаемого отца и ребенка, пол которого указан как мужской. Для генетического анализа использовали набор COrDIS Plus («Гордиз», Россия), содержащий праймеры для определения 19 аутосомных STR-локусов (STR — короткие тандемные повторы), а также локусов AMELX (M55418) и AMELY (M55419). Продукты полимеразной цепной реакции (ПЦР) фракционировали с помощью системы капиллярного электрофореза ABI PRISM 3130 HID («Applied Biosystems», США). Для определения длины фрагментов использовали внутренние стандарты длины (Size Standard GeneScan 550LIZ) и программное обеспечение GeneMapper 4.1. У предполагаемого отца и ребенка (сын) были идентифицированы однофрагментные профили по амелогенину (XX). Таким образом, у предполагаемого отца и сына продукт амплификации гена амелогенина на Y-хромосоме (AMELY) отсутствовал. Анализ провели повторно, и AMELY-отрицательный феномен вновь подтвердился (рис. 1, на

Рис. 1. Результаты амплификации образцов ДНК предполагаемого отца (а) и ребенка (б), проведенной с использованием набора COrDIS Plus kit («Гордиз», Россия).
цв. вклейке).

Дальнейшее типирование полиморфных STR-локусов ДНК участников данного анализа провели с применением панели локусов AmpFLSTR Identifiler Direct PCR Amplification Kit («Applied Biosystems», США). При разделении полученных продуктов амплификации с помощью электрофореза вновь не выявили продуктов амплификации гена AMELY ни у отца, ни у ребенка (рис. 2, на

Рис. 2. Результаты амплификации образцов ДНК предполагаемого отца (а) и ребенка (б), проведенной с использованием набора AmpFlSTR® Identifiler® Direct PCR Amplification Kit («Applied Biosystems», США).
цв. вклейке).

В случае использования обеих STR-систем в геноме предполагаемого отца обнаруживался аллель, который формально совпадал с аллелем условно отцовского (нематеринского) происхождения в геноме ребенка. Таким образом, было установлено отцовство, а AMELY-отрицательный феномен наблюдался как у отца, так и у сына.

Для идентификации мужского ДНК-профиля отца и ребенка дополнительно провели генотипирование с набором для амплификации 18 STR-локусов Y-хромосомы COrDYS Plus («Гордиз», Россия). В результате дополнительного анализа и у отца, и у сына выявили амплифицированные фрагменты по всем исследуемым локусам, кроме двух (DYS576 и DYS449), что свидетельствовало о принадлежности исследованных биологических образцов лицам мужского генетического пола. Отсутствие продуктов амплификации по двум из исследованных локусов Y-хромосомы указывало на делецию участка данной хромосомы (рис. 3, на

Рис. 3. Результаты амплификации образцов ДНК предполагаемого отца (а) и ребенка (б) по STR-локусам Y-хромосомы, проведенной с использованием набора COrDYS Plus kit («Гордиз», Россия).
цв. вклейке).

Известно, что при использовании амелогенинового теста пол в ряде случаев определяется неверно. Чаще всего биологический материал, полученный от мужчины, идентифицируется как женский [1—7]. Причиной неправильного определения пола является полная или частичная делеция участка хромосомы Y, включающего у некоторых мужчин ген AMELY. Делеции могут иметь различную протяженность, часто затрагивая, помимо гена AMELY, другие локусы Y-хромосомы, в том числе DYS458 [5, 8—11]. Делеции такой протяженности не оказывают влияния на фенотипические признаки их носителей и не сказываются на фертильности [10—12]. Если делеции включают ген AMELY целиком или участки связывания праймеров, то амплифицируется и определяется только продукт гена AMELX, а половая принадлежность идентифицируемого биологического материала определяется как женская.

Впервые феномен отсутствия продукта амплификации гена AMELY у лиц мужского пола наблюдали при скрининговом тестировании 350 образцов ДНК мужчин из разных стран, причем оба выявленных AMELY-отрицательных образца ДНК принадлежали выходцам из Шри-Ланки [13]. В 2008 г. в Японии был описан случай обнаружения делеции участка Y-хромосомы, содержащего ген AMELY, у 4 членов одной семьи (отец и 3 сына) [10]. Есть сообщения о единичных случаях ошибочного определения пола, связанных с делецией Y-хромосомы, в популяциях японцев, китайцев, мексиканцев [8, 14—16]. В Республике Беларусь при анализе более 30 000 экспертных случаев выявили 11 мужчин с делецией в гене AMELY [12]. Повышение числа носителей делеций Y-хромосомы, содержащих ген амелогенина, обнаружили в группах индусов и малайцев при обследовании мультиэтнических популяций Сингапура и Малайзии, а также при скрининге 104 эндогамных популяций Индии и у жителей Израиля [9, 17—19]. В целом частота встречаемости делеций Y-хромосомы, затрагивающих ген AMELY, составляет от 0,018% в популяции австрийцев до 6,49% у жителей Непала и 8% у жителей Шри-Ланки [2, 13, 19]. В нашей практике из более чем 12 800 проведенных экспертиз по установлению отцовства это первый случай выявления частичной делеции Y-хромосомы, включающей ген AMELY.

В судебно-медицинской практике, помимо анализа образцов ДНК, полученных от конкретных лиц, часто возникает необходимость экспертизы следов биологического происхождения и останков, утративших идентификационные характеристики. В подобных случаях целесообразно проводить определение концентрации геномной ДНК в препарате и содержание мужской ДНК с помощью наборов Quantifiler Duo DNA Quantification Kit («Applied Biosystems», США) или «XY-Детект» («Синтол», Россия) [20]. Имеется сообщение о случае из судебно-медицинской практики, связанном с проведением экспертизы по половым преступлениям, направленным против женщин, с участием AMELY-отрицательного мужчины при исследовании биоматериалов с тела жертвы [21]. Известно также об использовании данного метода при идентификации неопознанных останков [22].

Таким образом, анализ данных литературы позволяет сделать вывод, что на частоту встречаемости делеций Y-хромосомы, затрагивающих ген AMELY, оказывают влияние этнокультурные и социально-географические факторы (в том числе, вероятно, частота близкородственных браков в популяции). Необходимо учитывать возможность влияния данной мутации на результаты генетического тестирования и при необходимости включать в анализ другие локусы Y-хромосомы.

The authors declare no conflicts of interest.