Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Гусенцов А.О.

Кафедра криминалистики Академии министерства внутренних дел Республики Беларусь, Минск, Республика Беларусь, 220005

Кильдюшов Е.М.

Кафедра судебной медицины лечебного факультета Российского национального исследовательского медицинского университета им. Н.И. Пирогова

Моделирование рикошета огнестрельного снаряда при выстреле из нарезного и гладкоствольного оружия (экспериментальное исследование)

Авторы:

Гусенцов А.О., Кильдюшов Е.М.

Подробнее об авторах

Просмотров: 716

Загрузок: 28


Как цитировать:

Гусенцов А.О., Кильдюшов Е.М. Моделирование рикошета огнестрельного снаряда при выстреле из нарезного и гладкоствольного оружия (экспериментальное исследование). Судебно-медицинская экспертиза. 2019;62(5):22‑25.
Gusentsov AO, Kil'diushov EM. Modelling the ricochet of a projectile in the firing of rifles and smooth-bore weapons (experimental study). Forensic Medical Expertise. 2019;62(5):22‑25. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/sudmed20196205122

Рекомендуем статьи по данной теме:
Об учи­те­ле (на­уч­ное су­деб­но-ме­ди­цин­ское нас­ле­дие про­фес­со­ра М.И. Ав­де­ева). Су­деб­но-ме­ди­цин­ская эк­спер­ти­за. 2023;(2):7-10
Вли­яние уг­ла встре­чи пу­ли с прег­ра­дой при ри­ко­ше­те на ха­рак­те­рис­ти­ку пов­реж­де­ний, об­ра­зу­ющих­ся при выс­тре­ле из глад­кос­тволь­но­го ору­жия. Су­деб­но-ме­ди­цин­ская эк­спер­ти­за. 2023;(3):14-17
Ма­те­ма­ти­чес­кое мо­де­ли­ро­ва­ние пе­ре­ло­ма по всей дли­не ди­афи­за бед­рен­ной кос­ти. Су­деб­но-ме­ди­цин­ская эк­спер­ти­за. 2023;(4):19-24
Ус­та­нов­ле­ние фак­та пе­ре­но­са ог­нес­трель­ным сна­ря­дом ве­щес­тва прег­ра­ды из ком­по­зит­ных ма­те­ри­алов. Су­деб­но-ме­ди­цин­ская эк­спер­ти­за. 2023;(5):40-42
Ис­сле­до­ва­ние за­ко­но­мер­нос­тей на­уч­но-прак­ти­чес­ко­го раз­ви­тия су­деб­но-ме­ди­цин­ской иден­ти­фи­ка­ции лич­нос­ти с ис­поль­зо­ва­ни­ем эле­мен­тов на­уко­мет­ри­чес­ко­го ана­ли­за. Су­деб­но-ме­ди­цин­ская эк­спер­ти­за. 2023;(6):49-54
Ис­то­рия су­деб­но-ме­ди­цин­ской эк­спер­ти­зы Бе­ла­ру­си в со­вет­ский пе­ри­од (1918—1991). Су­деб­но-ме­ди­цин­ская эк­спер­ти­за. 2023;(6):59-64
Про­фес­сор Дмит­рий Его­ро­вич Мин — ме­дик и по­эт. Ар­хив па­то­ло­гии. 2023;(5):73-76

В случае применения огнестрельного оружия снаряд после выстрела может взаимодействовать с какой-либо преградой (здания, сооружения, элементы дорожного покрытия и др.), рикошетируя от нее и лишь затем формируя огнестрельное повреждение. Подобного рода условия могут приводить к существенным изменениям параметров внешней баллистики огнестрельного снаряда: соотношение углов встречи и отражения после рикошета может быть различным в зависимости от свойств преграды (физические свойства, форма поверхности), снаряда (форма, размер, способность к деформации, наличие сердечника, оболочки), а также от условий выстрела (скорость полета снаряда, угол встречи снаряда с преградой) [1]. Изменение первоначальных траектории и скорости полета огнестрельного снаряда после рикошета создает возможность возникновения как множественных повреждений (в результате фрагментации пули), так и повреждений, напоминающих образующиеся при выстреле в упор (при небольшом расстоянии между дульным срезом ствола оружия и поверхностью преграды) [2, 3]. Это может существенно осложнить судебно-медицинскую трактовку характера образовавшихся огнестрельных повреждений, решение других специальных вопросов и привести к ошибочной юридической оценке действий стрелявшего.

В результате контакта с преградой пуля утрачивает устойчивость в полете. Это может вызвать ее поворот вокруг своей продольной оси, приобретению «кувыркательного» характера движения и причинение повреждения боковой поверхностью [3].

При определенных условиях возможны деформация и фрагментация пули. Установлено, что компоненты фрагментированной пули рикошетируют под различными углами, рассыпаясь веерообразно, и скользят по поверхности преграды, в результате чего образуется продольная полоса множественных повреждений [4]. Экспериментальное исследование, проведенное А.В. Денисовым и соавт., показало, что рикошет пули от бетонной плиты (угол встречи 30°) сопровождается фрагментацией снаряда, элементы которого, главным образом стальной сердечник, обладают достаточным запасом кинетической энергии, обеспечивающим их дальнейшее проникающее и повреждающее действие. Авторы сделали вывод, что конструктивное обеспечение повышенного пробивного действия пуль современного стрелкового оружия увеличивает опасность поражения живой силы в зоне рикошета [5].

Рикошет дроби также представляет собой достаточно опасное явление. Экспериментально установлено, что после взаимодействия с преградой дробь может обладать кинетической энергией, достаточной для причинения человеку повреждений на расстоянии до 100—150 м [6].

Цель исследования — оптимизация методического подхода к экспериментальному моделированию рикошета огнестрельного снаряда в зависимости от вида оружия (нарезное, гладкоствольное) и боеприпасов (пуля, картечь).

Для достижения поставленной цели было необходимо решить следующие задачи:

1. Провести баллистический эксперимент по формированию огнестрельных повреждений, возникающих в результате выстрела из гладкоствольного оружия и последующего рикошета пули и картечи.

2. Выявить отличительные особенности внешней баллистики пули и картечи после взаимодействия с преградой в зависимости от вида огнестрельного оружия и боеприпасов (с учетом результатов ранее проведенных собственных экспериментальных исследований).

3. Определить методический подход к экспериментальному моделированию рикошета огнестрельного снаряда с учетом вида оружия (нарезное, гладкоствольное) и боеприпасов (пули, картечь).

Материал и методы

Провели лабораторный баллистический эксперимент, целью которого являлось определение степени влияния на характеристику огнестрельных повреждений небиологических мишеней подлежащего биологического материала. В ходе экспериментальных выстрелов выявили ряд закономерностей, которые позволили оптимизировать методические подходы и выработать рекомендации к экспериментальному моделированию рикошета огнестрельного снаряда.

Экспериментальное моделирование рикошета с образованием огнестрельных повреждений проводили в помещении стрелкового тира специального подразделения по борьбе с терроризмом «Алмаз» Министерства внутренних дел Республики Беларусь (далее — СПБТ «Алмаз»). Использовали охотничье ружье модели «ИЖ-27 М» 12-го калибра, боеприпасами служили патроны охотничьи 12/70 картечь 8,5 мм 32 г Profi Hunter и патроны охотничьи пулевые Золото 12/70 с пулей 32 г Gualandi. Выбор образцов оружия и боеприпасов обусловлен тем, что на территории постсоветского пространства охотничьи патроны 12-го калибра традиционно являются одними из наиболее востребованных вследствие своей универсальности, распространенности и широкого ассортимента [7, 8]. Картечные патроны выбраны из-за больших размеров огнестрельного снаряда по сравнению с дробью и соответственно более высокой степени опасности данного вида боеприпасов.

Экспериментальные выстрелы производили из вычищенного, смазанного оружия в строгом соответствии с «Мерами безопасности при проведении стрельб, обращении с оружием и боеприпасами» [9]. Для исключения смещения ствола в переднезаднем, верхненижнем и боковых направлениях оружие прочно фиксировали в установке для отстрела оружия. С целью получения результатов, сопоставимых с результатами ранее проведенного эксперимента (использовали пистолет Макарова калибра 9 мм) [10], избрали соответствующие параметры и условия. Так, из 4 видов ранее использованных преград выбрали наиболее прочную, с наименьшей вероятностью разрушения при воздействии огнестрельного снаряда массой 32 г — сталь марки Ст45; максимальные из ранее изученных расстояний: допреградное (далее — ДПР) и запреградное (далее — ЗПР) — 100 и 50 см соответственно; предельные значения изученных углов встречи (далее — угол встречи) снаряда с преградой — 10° и 50°. Мишенями служили фрагменты бязи размером 50×50 см, широко применяемой для пошива предметов одежды; в качестве подлежащего под мишенью биологического материала использовали кожно-мышечные лоскуты, изъятые с ампутированных нижних конечностей человека. Использование в качестве мишеней указанных объектов было обусловлено тем, что их параметры соответствуют методикам, применяемым в судебно-медицинской практике [11—13]. Преграду фиксировали в «Установке для моделирования рикошета огнестрельного снаряда в экспериментальных условиях» [14]. Мишени и лоскуты закрепляли на деревянных рамках с умеренным натяжением вертикально и перпендикулярно к направлению предполагаемого полета снаряда после рикошета. ДПР и ЗПР измеряли с помощью лазерного дальномера ADA COSMO 50. Угол встречи определяли широко распространенным в судебной медицине и криминалистике методом визирования [15, 16]: с помощью установленного на стволе оружия дальномера выбирали точку прицеливания на поверхности преграды; в вертикальной проекции от данной точки на преграде устанавливали транспортир (значение 0°), от которого в направлении ствола оружия в соответствии с необходимым значением угла встречи протягивали нить через мушку и целик оружия, после чего визуально достигали соответствия продольной оси канала ствола оружия натянутой нити. Предполагаемое направление полета огнестрельного снаряда после планируемого рикошета определяли с помощью лазерного дальномера, установленного на стволе оружия, и зеркала, закрепленного на преграде. После рикошета значения угла отражения в ряде случаев имели достаточно выраженные отличия от значений угла встречи. Условия произведения экспериментальных выстрелов: при фиксированных значениях ДПР и ЗПР (100 и 50 см соответственно) производили серии по 10 выстрелов, в каждой из которых устанавливали предельное из ранее изученных значение угла встречи (10 и 50°).

В ходе ранее проведенного эксперимента [10] с использованием пистолета Макарова калибра 9 мм и патронов калибра 9 мм выстрелы производили удаленным способом, используя средства дистанционного управления стрельбой. Подобные меры предосторожности обусловлены конструктивными особенностями устройства пули указанного патрона: наличие стального сердечника и медной оболочки в значительной степени повышает вероятность фрагментации снаряда после взаимодействия с преградой. Это подтвердилось в ходе проведенного эксперимента и наглядно продемонстрировало важность неукоснительного соблюдения мер безопасности при проведении стрельб, обращении с оружием и боеприпасами.

В настоящем эксперименте использовали патроны 12/70 для охотничьего ружья 12-го калибра (пулевые и снаряженные картечью). Они изготовлены из свинца, характеризующегося достаточной степенью мягкости; не имеют сердечника и оболочки. Указанные особенности строения патронов в значительной степени снижают вероятность многократного рикошета (преграда — преодоление мишени — элементы окружающей обстановки и потенциальное поражение стреляющего).

Непосредственное произведение выстрелов при условии использования средств индивидуальной защиты (далее — СИЗ) не представляет собой угрозы для жизни и здоровья стреляющего. Можно отметить ряд объективных преимуществ: экономия времени; возможность визуального контроля за точкой прицеливания в момент выстрела; профилактика смещения оружия; динамическое наблюдение за процессом взаимодействия снаряда с преградой и формированием огнестрельных повреждений мишени с целью внесения возможных коррективов в ход проведения эксперимента.

Сначала установили соответствующие каждой серии параметры эксперимента. Затем расположили и зафиксировали экспериментальную мишень (с подлежащим кожно-мышечным лоскутом либо без него) и преграду, зарядили и зафиксировали ружье в установке для отстрела оружия. Далее все принимающие участие в эксперименте (кроме стреляющего) по команде руководителя стрельб «В укрытие!» удалились в изолированную комнату. Из этой комнаты руководитель стрельб подавал команду стреляющему «Готовы! Огонь!». Сотрудник отдела специальной подготовки СПБТ «Алмаз» с обязательным использованием СИЗ (каска, активные наушники, очки, бронежилет, щит) производил выстрел по экспериментальной преграде. После этого руководитель стрельб подавал команду стреляющему «Разряжай! Оружие к осмотру!», что являлось сигналом к безопасному покиданию укрытия.

Для получения планируемых 80 поражений экспериментальных мишеней (40 пулевых и 40 картечью) произвели 86 выстрелов, 6 из которых признали незачетными из-за краевого поражения мишени.

Результаты и обсуждение

Закономерности внешней баллистики фрагментированной после контакта с преградой пули, установленные К.Н. Калмыковым [4]: веерообразное движение осколков по поверхности преграды и образование продольной полосы множественных повреждений были нами гипотетически экстраполированы на картечь. В ходе проведения экспериментальных выстрелов выдвинутая гипотеза нашла свое подтверждение при значении угла встречи 50°; угол отражения достигал 0°.

При минимальных значениях угла встречи (10°) определенная часть кинетической энергии заряда должна сохраниться. Это позволяет картечи после контакта с преградой продолжать движение практически по траектории выстрела. В ходе баллистического эксперимента установлена следующая закономерность: минимальное взаимодействие с преградой заряда картечи, имеющего достаточно большую массу (32 г) и соответственно большую поражающую способность, приводит к тому, что после завершения контакта с преградой снаряды, сохраняя значительную часть кинетической энергии, продолжают движение в направлении выстрела, а затем «заваливаются» за край экспериментальной преграды.

Таким образом, результат установленной особенности внешней баллистики заряда картечи после рикошета от преграды — формирование отрицательных значений угла отражения и образование огнестрельных повреждений и той части мишени, которая располагается позади продольной оси преграды. Данная закономерность наблюдалась в 100% произведенных экспериментальных выстрелов в серии с указанными параметрами.

В момент выстрелов стреляющий визуально отмечал, что подавляющее большинство огнестрельных снарядов и их элементов после рикошета от экспериментальной преграды и преодоления мишени проникало в резиновое покрытие пулеулавливателя, располагавшегося поверх стены стрелкового тира на расстоянии 3 м от мишени. В отдельных случаях единичные элементы (фрагменты картечи, пыжа-контейнера) на излете возвращались на огневой рубеж.

Выявленные закономерности внешней баллистики пули и картечи после взаимодействия с преградой следует учитывать при планировании экспериментального моделирования рикошета с целью более точного прогнозирования угла отражения снаряда и обеспечения безопасности жизни и здоровья исследователей.

Выводы

1. Баллистический эксперимент по формированию огнестрельных повреждений, возникающих в результате рикошета пули и картечи, следует планировать с учетом вида оружия (нарезное, гладкоствольное), боеприпасов (патроны, снаряженные пулей либо картечью) и строго соблюдать меры безопасности при проведении стрельб, обращении с оружием и боеприпасами.

2. Экспериментальные выстрелы из пистолета Макарова калибра 9 мм с использованием патронов калибра 9 мм (со стальным сердечником) целесообразно производить удаленным способом из-за высокой вероятности фрагментации снаряда после взаимодействия с преградой и потенциального поражения стреляющего.

3. Выстрелы из охотничьего ружья 12-го калибра с использованием патронов 12/70, снаряженных пулей либо картечью, можно производить непосредственным образом. Это позволяет динамически контролировать ход эксперимента в момент выстрела и при условии использования СИЗ не представляет собой угрозы для жизни и здоровья стреляющего (в изученных нами условиях и параметрах эксперимента).

4. В результате выстрела картечью при значениях угла встречи 50° возникает веерообразное движение снарядов по поверхности преграды и образуется вертикально расположенная продольная полоса множественных повреждений; угол отражения достигает 0°.

5. При выстреле картечью при значениях угла встречи 10° снаряды, двигаясь по поверхности преграды, после ее окончания могут формировать отрицательный угол отражения, результатом чего может явиться образование повреждений части мишени, располагающейся позади продольной оси преграды.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

The authors declare no conflicts of interest.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.