Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Шадымов А.Б.

Кафедра судебной медицины с основами права Алтайского государственного медицинского университета, Барнаул

Новоселов В.П.

Кафедра судебной медицины Новосибирского государственного медицинского университета;
Бюро судебно-медицинской экспертизы Новосибирской области

Шадымов М.А.

Кафедра судебной медицины и права с курсом ФПК и ППС им. В.Н. Крюкова Алтайского государственного медицинского университета Минздрава России, Барнаул, Россия, 656038

Актуализация оценки морфологических особенностей резаных и рубленых повреждений «барьерных» тканей головы

Авторы:

Шадымов А.Б., Новоселов В.П., Шадымов М.А.

Подробнее об авторах

Просмотров: 1012

Загрузок: 18


Как цитировать:

Шадымов А.Б., Новоселов В.П., Шадымов М.А. Актуализация оценки морфологических особенностей резаных и рубленых повреждений «барьерных» тканей головы. Судебно-медицинская экспертиза. 2020;63(1):15‑19.
Shadymov AB, Novoselov VP, Shadymov MA. Actualization of assessment of morphologic features of incisions and chop wounds of 'barrier' tissues of the head. Forensic Medical Expertise. 2020;63(1):15‑19. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/sudmed20206301115

Рекомендуем статьи по данной теме:
Об учи­те­ле (на­уч­ное су­деб­но-ме­ди­цин­ское нас­ле­дие про­фес­со­ра М.И. Ав­де­ева). Су­деб­но-ме­ди­цин­ская эк­спер­ти­за. 2023;(2):7-10
Ма­те­ма­ти­чес­кое мо­де­ли­ро­ва­ние пе­ре­ло­ма по всей дли­не ди­афи­за бед­рен­ной кос­ти. Су­деб­но-ме­ди­цин­ская эк­спер­ти­за. 2023;(4):19-24
Ис­сле­до­ва­ние за­ко­но­мер­нос­тей на­уч­но-прак­ти­чес­ко­го раз­ви­тия су­деб­но-ме­ди­цин­ской иден­ти­фи­ка­ции лич­нос­ти с ис­поль­зо­ва­ни­ем эле­мен­тов на­уко­мет­ри­чес­ко­го ана­ли­за. Су­деб­но-ме­ди­цин­ская эк­спер­ти­за. 2023;(6):49-54
Ис­то­рия су­деб­но-ме­ди­цин­ской эк­спер­ти­зы Бе­ла­ру­си в со­вет­ский пе­ри­од (1918—1991). Су­деб­но-ме­ди­цин­ская эк­спер­ти­за. 2023;(6):59-64
Об­зор ме­то­дов оцен­ки воз­рас­та де­тей и под­рос­тков по рен­тге­ног­рам­мам зу­бов. Су­деб­но-ме­ди­цин­ская эк­спер­ти­за. 2024;(2):47-52
Воз­мож­нос­ти ре­али­за­ции об­ра­зо­ва­тель­но­го про­цес­са и на­уч­ных ис­сле­до­ва­ний с ис­поль­зо­ва­ни­ем ор­га­нов и тка­ней умер­ше­го. Су­деб­но-ме­ди­цин­ская эк­спер­ти­за. 2024;(2):62-66
К 100-ле­тию со дня рож­де­ния док­то­ра ме­ди­цин­ских на­ук, про­фес­со­ра Лю­сик Ога­не­сов­ны Бар­се­гянц. Су­деб­но-ме­ди­цин­ская эк­спер­ти­за. 2024;(2):67-68
Про­фес­сор Дмит­рий Его­ро­вич Мин — ме­дик и по­эт. Ар­хив па­то­ло­гии. 2023;(5):73-76

Общеизвестно, что обязательным и главным условием образования резаных и рубленых повреждений тканей человека является контактное воздействие острой кромки травмирующего объекта на ткани. Разные конструкционные и физические параметры режущих и рубящих травмирующих объектов, отличие в механизме травмирования, а также анатомические особенности травмируемой области влияют на морфологические особенности повреждения [1]. Так, для резания используют объекты относительно малой массы, имеющие острую кромку, а для разрубки — объекты с острой кромкой, но большой массы. В механизме контактного действия лезвийной части этих объектов есть одно существенное отличие — направление его воздействия. При классическом резании главное движение направлено вдоль травмируемой поверхности, а при рубящем действии — поперек. В резаных и рубленых повреждениях принято различать видовые морфологические признаки, являющиеся дифференциально значимыми. Формирование этих признаков обусловлено в основном особенностями конструкции травмирующего объекта (форма контактной поверхности, масса, твердость лезвия) и параметрами воздействия (сила и направление).

Травмируемые ткани различных областей тела имеют существенные морфологические и прочностные отличия. Это оказывает влияние на формирование повреждений. Отдельное место занимает волосистая часть головы. Она представлена особыми покровными тканями (кожно-апоневротический слой), прикрытыми специфическим волосяным покровом, а также жесткой, плотно прилегающей к этим тканям подложкой в виде искривленной костной пластины свода черепа. Такой многослойный «барьер» между лезвием и головным мозгом во многом определяет морфологические особенности образующихся повреждений [2—5].

Цель исследования — определить влияние на формирование морфологических признаков образующихся повреждений головы, с одной стороны, условий воздействия режущих и рубящих объектов, а с другой — влияние эффекта противодействия этому анатомо-морфологических свойств «барьерных» тканей волосистой части головы (БТВЧГ).

Материал и методы

Провели стандартизованное экспериментальное моделирование резаных и рубленых повреждений БТВЧГ. Режущими объектами служили два идентичных, изготовленных промышленным способом кухонных ножа массой по 150 г с прямолинейным лезвием и двусторонней заточкой. Рубящие объекты — два идентичных плотницких топора с головкой массой по 2300 г и прямолинейным лезвием, также с двусторонней заточкой. По характеристике остроты лезвия выбран один объект, имеющий «острое» лезвие, и другой — «тупое» [2]. Промежуточные варианты не рассматривали.

Для проведения экспериментов выбрали заранее изъятые тканевые комплексы, которые до этого использовали для экспертных экспериментов в рамках медико-криминалистических экспертиз и подлежали уничтожению. Эти фрагменты состояли из полного комплекса мягких тканей волосистой части головы и подлежащих костей свода черепа и сохранялись в холодильной камере при температуре 0 °C. Данные тканевые комплексы ранее изымались у биоманекенов разного пола и возраста (от 18 до 94 лет) в первые сутки после наступления смерти.

Ранее установлено, что БТВЧГ различаются по кривизне костей свода черепа и в связи с этим делятся на относительно плоские участки и участки с выраженной кривизной [6, 7]. Кроме того, травмируемые области всегда отличаются направлением и выраженностью волосяного покрова (длинные, короткие и сбритые волосы, полное облысение). Толщина кожно-апоневротического комплекса значимых отличий не имела.

При экспериментальном моделировании резаных и рубленых повреждений БТВЧГ воздействие ножами и топорами производили под углом клинка к поверхности травмирования около 90°, причем резание ножами — с «места», а разрубку топорами — с помощью маятникового механизма для стандартизации заданных условий воздействия. Для определения влияния заданных условий травмирования на морфологию повреждений моделирование проводили путем изменения одного из параметров (острота лезвия, выраженность кривизны костей свода черепа и волосяного покрова, направление воздействия). Все экспериментальные повреждения имели строго заданные в каждом опыте локализацию и контролируемые условия их причинения. Провели 96 экспериментов (по 24 с каждым травмирующим объектом). Полученные повреждения изучали визуально и с помощью микроскопа.

Результаты и обсуждение

Повреждения от ножа c острым лезвием. Независимо от комбинации рассматриваемых условий травмирования от ножа с острым лезвием образуются классические резаные повреждения [8, 9]. Так, на кожно-апоневротическом лоскуте повреждения представлены линейными или веретенообразными ранами. Дефект ткани не формируется. Максимальная глубина и ширина зияния ран в начальной части средней трети. Края ран ровные, неосадненные, концы «острые», ребра концов пологие. Стенки ран ровные по всей длине, отвесные, не выбухают в просвет. Резаные повреждения костей свода представлены насечками [10]. Насечки линейные, с дугообразным дном, повторяющим кривизну и рельеф наружной компактной пластинки. Края насечки в виде «елочки», вершиной, ориентированной по ходу резания, возвышаются над поверхностью интактных участков. Оба конца насечки «острые», могут иметь приконцевые повреждения в виде поверхностных царапин на надкостнице. В конечной трети насечки ее просвет заполнен костными опилками.

От действия ножа с острым лезвием при изменении выраженности кривизны черепа выявили следующее: на относительно плоских участках свода черепа средняя длина кожных ран составляла 62,7 мм, а на участках с выраженной кривизной — почти вдвое меньше (35,5 мм). В ранах относительно плоских участков головы в конечной трети определялись извилистость края и незначительная скошенность стенок.

Кроме того, отметили влияние на морфологические свойства повреждений стержней длинных волос и направления протягивания острого лезвия относительно направления роста волос. При резании кожи поперек направления роста волос при микроскопии наблюдали пересечение стержней волос вдоль края в начальной и средней третях, а при резании параллельно направлению большая часть волос оставалась непересеченной. Если резание производили поперек роста волос, то у концов раны обычно образовывались надрезы, а при резании в параллельном направлении таких изменений не отметили. При действии лезвия поперек роста волос в область повреждения попадает большое количество корней волос, которые пересекаются на различных уровнях. Поверхность разделения пересеченных волос ровная. При параллельном направлении действия лезвия корни волос преимущественно не повреждаются.

В случае резания тканей волосистой части головы, кожа которых имеет короткие или сбритые волосы, отсутствующие длинные стержни волос не препятствуют плотному контакту лезвия с кожей, обеспечивая быстрое погружение лезвия в кожу с образованием раны на всем протяжении протягивания лезвия. Это проявляется в отсутствии надрезов в области концов образованных ран. Повреждения корневой части волос и костей свода черепа не отличаются от таковых, полученных при резании кожи с длинными волосами.

Замечено, что раны на коже с истинным облысением имеют извилистый вид. Это, видимо, связано с большим смещением «неармированных» корнями кожно-апоневротических слоев в момент их сдавливания на твердой костной подложке. В ранах кожи с облысением ориентация волокон дермы на стенках ран сохранена.

Повреждения от ножа с затупленным лезвием. Дать таким повреждениям общую видовую морфологическую характеристику не представляется возможным. Это объясняется тем, что от изменения таких параметров травмирования, как выраженность волосяного покрова (длинные и короткие волосы, облысение), направление протягивания лезвия относительно направления роста волос, кардинально меняется морфология формирующегося повреждения.

Так, при резании параллельно росту волос образуются классические резаные раны: прямолинейные или веретенообразные глубокие раны с максимальными глубиной и шириной в начальной части средней трети. Дефект «минус ткань» отсутствует. Края ран ровные, без осаднений либо с узким каемчатым осаднением в месте первичного контакта лезвия. Концы ран «острые», с приконцевыми изменениями в виде линейных ссадин длиной до 7 мм. Ребра концов пологие. Стенки ран ровные по всей длине, отвесные, не выбухают в просвет. Дно раны — глубокие слои кожно-апоневротического слоя. Поверхностные раны линейные, мелкоизвилистые. Извилистость обусловлена подвижностью волосяной прослойки, которая по мере натягивания меняет свое направление независимо от направления действия лезвия.

При резании поперек направления роста волос возникают нетипичные для режущих объектов повреждения в виде линейных прерывистых или непрерывных прямолинейных желобовидных ссадин. Края этих ссадин сглажены на всем протяжении, плавно переходят в дно. На отдельных участках дна прослеживаются слущенные чешуйки эпидермиса, направленные в сторону резания. Кости черепа при резании затупленным ножом не вовлекаются в процесс травмирования из-за поверхностного характера формирующихся повреждений.

Резание ножом с затупленным лезвием участков кожи с короткими или бритыми волосами параллельно росту волос проявляется образованием резаных глубоких или поверхностных ран. Все раны имеют мелкоизвилистый вид, что обусловлено оттеснением в сторону волос при протягивании лезвия и восстановлением их первоначального положения со смещением линии разреза. Глубокие раны, образованные при резании параллельно росту волос, имеют такую же характеристику, как и раны, полученные при аналогичных условиях на коже с длинными волосами. При действии лезвия поперек роста волос образуются глубокие раны с наличием пересеченных корней волос вдоль стенок.

Резаные раны на коже с истинным облысением отличаются плавной извилистой формой и переменной скошенностью стенок. Данные отличия обусловлены увеличенной смещаемостью кожи во время протягивания.

При протягивании ножа с затупленным лезвием изменение кривизны травмируемого участка проявляется в большей средней длине повреждений мягких тканей на участках свода черепа с меньшей кривизной (35 мм) и меньшей на участках с выраженной кривизной (31 мм).

Повреждения от топора с острым лезвием. При рубящем действии такого топора образуются классические рубленые повреждения [5]. На кожно-апоневротическом лоскуте раны линейные или веретенообразные. Дефект «минус ткань» отсутствует. Максимальные глубина и ширина зияния ран в средней трети. Края ран на всем протяжении ровные, осадненные, концы «острые», ребра концов близки к отвесным. Стенки ран ровные по всей длине, отвесные, не выбухают в просвет, без признаков травматического раздавливания. Повреждения костей свода черепа могут быть представлены насечкой, врубом и разрубом. Насечка линейная, с дном, повторяющим форму лезвия. Края насечки в виде гребня волны, вершиной, ориентированной по ходу резания, возвышаются над поверхностью интактных участков. Оба конца насечки «острые», без приконцевых изменений. Дно насечки представляет собой раздавленную костную ткань наружной компактной пластинки свода черепа. Врубы щелевидные, с ровными краями, без кортикальных трещин в средней трети; с острыми концами и ровными, близкими к отвесным стенкам. Разрубы веретенообразные, с ровными краями со стороны наружной компактной пластинки и одним рядом кортикальных трещин в средней трети; острыми концами и ровными, практически отвесными стенками; дно часто представлено шатровидным вспучиванием со стороны внутренней компактной пластинки.

Установили влияние кривизны свода черепа травмируемой области на морфологические особенности рубленых повреждений БТВЧГ. Средняя длина кожных ран на относительно плоских участках свода черепа (72,6 мм) больше таковой на участках свода черепа с выраженной кривизной (52,7 мм). В ранах на относительно плоских участках свода конец «пяточной» области повреждения может продолжаться желобовидной ссадиной, а на участке с выраженной кривизной приконцевые изменения не образуются. В переломах костей свода черепа на участках с выраженной кривизной вдоль краев может формироваться несколько рядов дугообразных трещин, а на относительно плоских участках всегда только один ряд таких трещин. Локально-конструкционные разрывные трещины перелома свода черепа на участках с выраженной кривизной свода отходят всегда от концов перелома, тогда как на относительно плоских участках эти трещины могут отходить и от краев вблизи конца.

Положение лезвия топора относительно направления роста волос также оказывает влияние на морфологию рубленых повреждений БТВЧГ. Так, при разрубке в направлении параллельно росту волос повреждаются единичные волосы, попавшие в проекцию действия лезвия; осаднение краев с ровными контурами, шириной до 0,3 мм. При разрубке поперек направления все волосы пересекаются вдоль края образующейся раны со смещением линии разделения в сторону просвета на 1,0—1,5 мм; осаднение краев шириной до 1 мм, с неровными контурами. Корни волос при воздействии топора с острым лезвием поперек роста волос пересечены преимущественно в стержневой части и выстоят из стенок на 0,3—0,5 мм. При параллельном направлении действия топора повреждаются единичные корни волос, попавшие строго в проекцию разруба. От разрубки кожи параллельно росту волос «мостики» из непересеченных волос не формируются, но могут образоваться в «носочной» и «пяточной» третях при воздействии поперек направления роста волос.

При повреждении кожи со сбритыми и короткими волосами раны схожи по морфологии с ранами, полученными при разрубке кожи с длинными волосами, однако осаднение краев имеет ровные контуры. У ран на коже с облысением края более ровные, без осаднений или с осаднением только в средней трети. Скошенность стенок таких ран по ходу лезвия неоднократно меняет свое направление.

Повреждения от топора с затупленным лезвием. От действия такого топора образуются рубленые повреждения, имеющие морфологические отличия от повреждений от топора с острым лезвием. Края таких ран мелкозубчатые, с более выраженным осаднением; концы менее «острые», с хорошо выраженными соединительнотканными перемычками и «мостиками» из непересеченных волос в области ребер концов; стенки ран мелкобугристые по всей длине, выбухают в просвет раны, могут быть несколько скошенными. Повреждения костей свода черепа не имеют каких-либо значимых отличий от причиненных топором с острым лезвием.

Выраженность кривизны повреждаемого участка влияла на морфологию повреждений: средняя длина кожных ран на относительно плоских участках свода черепа составила 62 мм, а на участках с выраженной кривизной — 42,6 мм. Остальные особенности ран не имели каких-либо отличий от причиненных топором с острым лезвием.

При изменении направления лезвия топора относительно направления роста волос образованные повреждения имели морфологические отличия. При действии лезвия параллельно росту волос повреждаются только волосы, выстоящие из кожи в проекции контактной поверхности; осаднение вдоль краев раны шириной до 0,6 мм, равномерной интенсивности; корни волос во всех третях раны не повреждены; «мостики» из непересеченных волос никогда не формируются. При действии поперек роста волос бóльшая часть волос пересекается вдоль края со смещением линии разделения в сторону просвета на 1,0—1,5 мм; меньшая часть волос остается непересеченной. Осаднение вдоль краев раны до 1,5 мм, неравномерной интенсивности; корни волос пересечены в стержневой части, выстоят из стенок до 4 мм, но единичные корни могут не пересекаться в стержневой части, втягиваясь дугообразно в просвет; «мостики» из непересеченных волос хорошо выражены во всех ранах и формируются в «носочной» и «пяточной» третях.

При повреждении кожи с короткими и сбритыми волосами раны схожи по морфологии с таковыми на коже с длинными волосами, однако независимо от направления роста волос осаднение краев более равномерное. У ран на коже с облысением края более ровные; стенки ран с переменной скошенностью.

Выводы

На основании анализа результатов проведенного исследования можно сделать вывод, что на формирование особенностей морфологической картины повреждений БТВЧГ от действия режущих (ножи) и рубящих (топоры) объектов оказывают влияние следующие параметры травматического взаимодействия:

— особенности конструкции травмирующего объекта: форма контактной поверхности, выраженность остроты лезвия, малая или большая масса объекта;

— особенности условий воздействия: продольное или поперечное направление главного движения лезвия; отношение длинника лезвия к направлению роста волос;

— особенности анатомического строения травмируемой области: характер волосяного покрова, уникальность строения кожно-апоневротического слоя, кривизна свода черепа.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

The authors declare no conflicts of interest.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.