Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Дубровин И.А.

Кафедра госпитальной хирургии ГБОУ ВПО «Волгоградский государственный медицинский университет» Минздрава России

Мосоян А.С.

Кафедра судебной медицины СПбГМУ им. И.П. Павлова

Груховский С.В.

Кафедра судебной медицины Первого Московского государственного медицинского университета им. И.М. Сеченова Минздрава России, Москва, Россия, 119991

Бычков А.А.

Кафедра судебной медицины Первого МГМУ им. И.М. Сеченова

Общая характеристика травмы головы у водителя при дорожно-транспортном происшествии

Авторы:

Дубровин И.А., Мосоян А.С., Груховский С.В., Бычков А.А.

Подробнее об авторах

Просмотров: 2497

Загрузок: 58


Как цитировать:

Дубровин И.А., Мосоян А.С., Груховский С.В., Бычков А.А. Общая характеристика травмы головы у водителя при дорожно-транспортном происшествии. Судебно-медицинская экспертиза. 2020;63(2):19‑24.
Dubrovin IA, Mosoian AS, Grukhovskiy SV, Bychkov AA. General characteristics of the driver’s head injury in road accidents. Forensic Medical Expertise. 2020;63(2):19‑24. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/sudmed20206302119

Актуальность исследования травм у пострадавших внутри салона движущегося автомобиля при дорожно-транспортном происшествии (ДТП) обусловлена тем, что сопоставление морфологии повреждений у лиц, занимающих разные места внутри автомобиля, является как теоретической, так и практической основой для судебно-медицинской диагностики местоположения пострадавшего [1, 2].

Цель исследования — изучение характера повреждений головы у водителя в легковом автомобиле при ДТП.

Материал и методы

Изучили особенности повреждений головы у водителей легковых автомобилей в результате фронтального столкновения и погибших при фронтальных столкновениях с препятствием. Использовали данные Бюро СМЭ Департамента здравоохранения Москвы (морги № 4, 6, 9) и Бюро СМЭ Тверской области. Отобрали 326 протоколов судебно-медицинских исследований. Предметом исследования явились локализация, вид и характер повреждений. Выделяли травмы мягких тканей (МТ) головы: ссадины, кровоподтеки, раны, кровоизлияния; костных структур (переломы); повреждения оболочек и вещества головного мозга (ГМ). Создали базу данных повреждений, которую подвергли математическому анализу. Основную часть пострадавших составили мужчины — 322 (98,77%), преимущественно лица трудоспособного возраста: до 20 лет — 19 (5,83%), от 20 до 35 лет — 156 (47,85%), от 36 до 60 лет — 126 (38,65%), старше 60 лет — 25 (7,67%).

Результаты исследования

Общая характеристика группы исследования

Установили, что наибольшее количество травм наблюдается в летние и осенние месяцы — 109 (33,44%) и 94 (28,83%) соответственно, меньшее — в зимние и весенние месяцы — соответственно 67 (20,55%) и 56 (17,18%) случаев.

Травмы внутри отечественных легковых автомобилей составили 49 (15%), в иномарках — 44 (13,5%) из 326 случаев. В остальных наблюдениях (71,5%) марка автомобиля не указана.

Алкогольную интоксикацию выявили в 94 (28,83%) случаях. Концентрация этилового спирта в крови ниже 0,5‰ отмечена в 19; 0,5—5‰ — в 25; 1,5—2,5‰ — в 29; более 2,5‰ — в 21 наблюдении. Максимальная концентрация 6‰ установлена в одном случае.

Общая характеристика количества повреждений и их локализации

В 44 (12,5%) случаях отсутствовали повреждения головы. Общая характеристика повреждений и их локализация представлены в табл. 1.

Таблица 1. Локализация, количество и характер повреждений головы у водителей автомобилей при ДТП (абс.)

Примечание. Повреждение: Л — левостороннее; С — срединное; П — правостороннее; * — двустороннее.

Левосторонние повреждения встретились в 1,5 раза чаще, чем правосторонние (р<0,05). Чаще травмируется лобная область головы (рис. 1).

Рис. 1. Среднее количество повреждений головы по локализации у одного пострадавшего.

Провели корреляционный анализ зависимости одновременного наличия повреждений различных видов у одного пострадавшего. Средняя величина коэффициента корреляции оказалась 0,1518±0,0046. Изолированные повреждения отдельных тканей отметили в 20% наблюдений, они были представлены травмами МТ головы.Частотное распределение полученных корреляций представлено в табл. 2.

Таблица 2. Корреляция средних значений повреждений различных типов и локализации

Травму МТ головы обнаружили в 242 (74,23%) наблюдениях: ссадины — в 131 (40,18%), кровоподтеки — в 49 (15,03%), раны — в 119 (36,5%), кровоизлияния— в 242 (74,23%). Ссадины были единственными повреждениями МТ в 5 (1,53%), раны — в 6 (1,84%), кровоизлияния — в 55 (16,87%) случаях. Кровоподтеки не были единственными повреждениями МТ ни в одном случае.

При наличии повреждений МТ головы черепно-мозговая травма (ЧМТ) отсутствовала в 59 (18,1%) случаях. Несмертельная ЧМТ наблюдалась в 54 (19,1%), смертельная — в 169 (59,9%) случаях. Выявлена неодинаковая частота травмирования тканей головы при ЧМТ (рис. 2).

Рис. 2. Среднее количество повреждений по видам у одного пострадавшего с ЧМТ.

Прямые переломы свода черепа выявили в 110 случаях (33,74%), лобной кости — в 47 (14,42%), левой височной — в 40 (12,58%), правой височной — в 31 (9,5%), левой теменной — в 13 (3,99%), правой теменной — в 11 (3,37%), обеих теменных — в 13 (3,99%), затылочной — в 17 (5,21%) случаях. Переломы лобной кости были единственными переломами в 20 (6,13%) случаях, левой височной — в 19 (5,83%), правой височной — в 11 (3,37%), левой теменной — в 5 (1,53%), правой теменной — в 3 (0,92%), затылочной — в 4 (1,23%) случаях.

При наличии множественных прямых переломов свода черепа — 48 случаев (14,72%), наиболее часто наблюдали одновременное повреждение лобной кости и прилежащих участков левой или правой височной — 24 случая (7,36%). В 66 (20,23%) случаях прямые переломы свода черепа продолжались на прилежащие участки костей основания черепа.

Эпидуральные гематомы (ЭГ) выявили в 34 (10,43%) случаях, причем с локализацией в обеих лобных долях —в 19 (5,83%), в левой лобной доле — в 3 (0,92%), в обеих височных долях — в 31 (9,51%), в левой височной доле — в 18 (5,52%), в правой — в 12 (3,68%), в обеих теменных долях — в 30 (9,2%), в левой теменной — в 16 (4,9%), в правой — в 11 (3,37%), в обеих затылочных долях — в 13 (3,99%), в левой затылочной доле — в 1 (0,31%) случае.

Ограниченные ЭГ с локализацией в пределах одной из долей отметили в 4 случаях: в двух в левой височной и по одному случаю в височной и правой теменной.

Субдуральные гематомы (СГ) диагностировали в 76 (23,31%) наблюдениях. Отметили следующую локализацию: обе лобные доли ‒ 27 (8,28%) случаев, левая лобная доля — 12 (2,68%), правая — 9 (2,76%); обе височные доли — 16 (4,91%), левая височная доля — 6 (1,84%), правая — 2 (0,61%); обе теменные доли — 15 (4,6%), левая теменная доля — 3 (0,92%), правая — 2 (0,61%); обе затылочные доли — 13 (3,99%), левая затылочная доля — 1 (0,31%) случай.

Ограниченные СГ с локализацией в пределах одной из долей выявили в 9 (2,76%) случаях: в левой височной 3, правой — 1; в левой затылочной — 2; в левой теменной — 1, в правой — 2.

Субарахноидальные кровоизлияния на конвекситальной поверхности головного мозга (САК КПГМ) имелись в 160 (49,08%) случаях. Ограниченные САК КПГМ с локализацией в пределах одной или двух рядом расположенных долей отметили в 23 случаях: лобной (лобных) — 4, правой или левой височной — 6, теменной (теменных) — 11, затылочных — 2. Распространенные САК КПГМ, занимающие всю поверхность полушарий большого мозга, составили 47 случая. Остальные САК КПГМ локализовались на поверхности двух смежных долей — 90 (27,61%) случаев.

Субарахноидальные кровоизлияния на базальной поверхности ГМ (САК БПГМ) обнаружили в 95 (29,14%) случаях, причем в 65 — распространенные, занимающие всю базальную поверхность полушарий. В 30 случаях наблюдали ограниченные САК БПГМ с локализацией в пределах одной доли: лобной (лобных) — 19, правой или левой височной — 8, левой теменной — 1, затылочных — 2.

Травмы головного мозга (ТГМ) отметили в 106 (32,51%) случаях, из них в 40 — ограниченные единичные с локализацией в пределах одной доли: в правой или левой лобной — 25, височной — 6, теменной — 6, затылочных — 3.

В остальных наблюдениях преобладали множественные повреждения вещества ГМ, в основном одновременно травмировались лобная, височная и теменная доли с некоторым преобладанием левосторонних повреждений.

Сравнительный анализ вида и топографии повреждений позволил выявить не только лево-правостороннюю асимметрию, но и переднезаднюю асимметрию повреждений, которую связали с фазами травмирования (табл. 3).

Таблица 3. Переднезадняя асимметрия повреждений, связанная с фазами травмирования

Примечание. * — не включены случаи, в которых отсутствовали повреждения головы.

В группе изолированной травмы МТ головы без образования ЧМТ повреждения, локализующиеся на голове спереди, образованные в 1-ю фазу ДТП (в результате соударения с деталями интерьера при движении тела вперед), отмечены в 52 случаях, из которых в 39 случаях оказалась травмированной преимущественно лобная область. В 5 случаях приложение травмирующей силы пришлось исключительно в затылочную область, что связано со 2-й фазой травмы (отбрасывание тела назад). Образование повреждений в обе фазы ДТП отмечено в 2 случаях: место приложения силы — лобная и затылочная области.

В 54 случаях несмертельной ЧМТ повреждения в 44 случаях локализовались на голове спереди, в лобной области — месте приложения силы; образовались в 1-ю фазу ДТП. В 5 случаях травма образовалась исключительно во 2-ю фазу — травмирована затылочная область, в двух случаях отмечена противоударные САК. Образование повреждений в обе фазы ДТП отмечено в 5 случаях: в 4 случаях место приложения силы — лобная и затылочная области, в одном — обе височные области.

Из 169 случаев смертельной ЧМТ 74 повреждения локализовались на голове спереди, образовались в 1-ю фазу ДТП, из них в 62 наблюдениях местом приложения силы являлась лобная область. В 11 случаях травма образовалась исключительно во 2-ю фазу — травмирована затылочная область. Образование повреждений в обе фазы ДТП отмечено в 79 случаях, из которых в 2 наблюдениях сначала травмировались височные области, а затем затылочная. В 5 случаях повреждения были тяжелыми, образовались во 2-ю фазу. Также в 5 случаях тяжесть ЧМТ была обусловлена исключительно травмой ствола мозга и кровоизлияниями в желудочки мозга, в то время как другие повреждения головы были минимальны.

Обсуждение результатов

В результате проведенного исследования выявили большую частоту образования повреждений головы, что согласуется с данными литературы [3].

При сопоставлении собственных результатов с данными других авторов выявили высокую частоту травмирования мужчин (табл. 4).

Таблица 4. Частота образования повреждений головы у водителей мужчин и женщин по сравнению с предыдущими исследованиями

Наиболее часто травмировались лица молодого возраста (табл. 5).

Таблица 5. Частота образования черепно-мозговой травмы у лиц разного возраста

У водителей при ДТП часто образуется ЧМТ, что согласуется с данными литературы [3, 6]. В нашем исследовании ЧМТ у водителей обнаружена в 79% случаев, в исследованиях P. Ossei и соавт. — в 58,3%, в работе J. Kalougivaki и соавт. — в 55,6% наблюдений.

Выявили преобладание тяжелой ЧМТ, явившейся причиной смерти, что также не противоречит данным других авторов [3]. В нашем исследовании смертельная ЧМТ отмечена в 51,8% (табл. 6).

Таблица 6. Частота образования черепно-мозговой травмы различной тяжести

При ЧМТ наблюдается высокая частота образования подоболочечных кровоизлияний и переломов черепа (табл. 7). Имеется расхождение данных с результатами других авторов.

Таблица 7. Частота образования подоболочечных кровоизлияний и переломов черепа

Следует отметить, что ни в одном из случаев не установили изолированного повреждения головного мозга без наличия повреждений МТ головы.

Полученные результаты показали, что образование ЧМТ у водителя автомобиля возможно как в 1-ю фазу (удар головой о лобовое стекло, рулевое колесо и приборную панель), так и во 2-ю фазу (удар о подголовник) травмирования. Это подтверждается наличием повреждений не только передних отделов головы (МТ головы, лобная кость и т.д.), но и МТ головы в затылочной области, повреждений стволовых отделов головного мозга.

Смертельная ЧМТ у водителя автомобиля наиболее часто образуется при наличии двух фаз травмирования (79 случаев). В 54 случаях установили травмирование стволовых отделов головного мозга. Механизм его следующий: при продолжающемся движении вперед в результате столкновения с другим транспортным средством или с неподвижной преградой благодаря кинетической энергии в момент конечной фазы ДТП движение транспортного средства прекращается. Энергия упругих частей, деформированных в процессе сближения тел, переходит в кинетическую энергию, происходит отбрасывание головы и туловища назад, в результате чего головной мозг смещается кзади, ствол головного мозга травмируется при соприкосновении с наметом мозжечка и краем большого (затылочного) отверстия. Ограниченность экспертных данных о морфологии тканей шеи в исследованном материале не позволяет детализировать указанный механизм травмы.

Таким образом, необходимо тщательное экспертное исследование трупов лиц, смертельно травмированных в условиях ДТП, для достоверно точного установления механизма образования травмы, обнаружения характерных повреждений с последующей возможностью установления местонахождения пострадавшего в салоне в момент происшествия.

Заключение

Изучили повреждения головы у водителей (326 случаев), определили их вид, количество и локализацию.

ЧМТ отсутствовала в 31,6% случаев, из них в 12,5% наблюдений не было повреждений головы; травма МТ головы без образования ЧМТ зарегистрирована в 18,1%, несмертельная ЧМТ — в 19,1%, смертельная ЧМТ — в 59,9% случаев.

Выявили преимущественно левостороннюю локализацию повреждений головы, а также переднезаднюю асимметрию повреждений, связанную с фазами травмирования. Повреждения, образующиеся исключительно в 1-ю фазу с локализацией в передних отделах головы, составили бóльшую часть наблюдений при несмертельной ЧМТ и в случаях травмы МТ головы без ЧМТ. При наличии смертельной ЧМТ отметили формирование повреждений в обе фазы автомобильной травмы, при этом тяжесть травмы была обусловлена воздействием в основном на передние отделы головы.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.