ВИЧ — вирус иммунодефицита человека
ВИЧ-инфекция — инфекция, вызванная ВИЧ
ЛЖВ — люди, живущие с ВИЧ
ПАВ — психоактивные вещества
По состоянию на 1 января 2015 г. в России проживали 750 104 человека с установленным диагнозом инфекции, вызванной вирусом иммунодефицита человека — ВИЧ (ВИЧ-инфекции) [1]. Из них 71,8% состояли на диспансерном наблюдении в течение 2014 г. в специализированных центрах СПИД по профилактике и борьбе со СПИДом [2]. Люди, живущие с ВИЧ (ЛЖВ) и посещающие центры СПИД, являются основными потребителями медицинских услуг, предоставляемых центрами СПИД.
При формировании приверженности диспансерному наблюдению и лечению важно учитывать социально-демографические характеристики ЛЖВ, которые практически не отражены в общероссийской статистике. Получение информации о социально-демографическом портрете ВИЧ-позитивного пациента поможет разработать новые методики формирования приверженности наблюдению, лечению, повышению охвата ВИЧ-позитивных лиц лечением, и таким образом адаптировать медицинские услуги к их нуждам.
Результаты проводимых ранее на региональном уровне малочисленных исследований не могут быть репрезентативными в целом для страны в связи с разнородностью когорты пациентов с ВИЧ, разным временем начала эпидемии в регионах, отличием в пораженности уязвимых групп, а также разнообразием принимаемых мер сдерживания эпидемии и разной доступностью помощи пациентам. В связи с этим стало целесообразным проведение исследования, охватывающего большинство регионов Российской Федерации в одни и те же сроки c использованием единого методического подхода.
Цель исследования — изучение социально-демографических данных ЛЖВ, которые посещают центры СПИД.
Материалы и методы
Данная работа являлась открытым многоцентровым исследованием с включением ретроспективной модели, в котором приняли участие 27 Российских центров по профилактике и борьбе со СПИДом (см. таблицу). Исследование получило название «Портрет пациента». Набор пациентов проводили с 01.04.14 по 31.07.14. В исследование включили 7 тыс. ВИЧ-позитивных пациентов старше 18 лет, которые посетили центры СПИД в период проведения исследования и подписали информированное согласие на участие. Проанализированы ретроспективные данные амбулаторных карт пациентов, результаты клинического и лабораторного обследования на момент визита и ретроспективно согласно протоколам диспансерного наблюдения ВИЧ-инфицированных пациентов [3, 4]. Дополнительные, актуальные на момент визита, социально-демографические данные получены на основании анкет-опросников, заполненных пациентами при включении в исследование. Анализ данных проведен в программе IBMSPSS Statistics 20.0.
Результаты и обсуждение
Исследование охватило территории, на которых проживают 49% всех зарегистрированных в Российской Федерации людей с ВИЧ. В этих регионах в среднем 83,4% (от 61 до 99% в зависимости от региона) ЛЖВ, как минимум один раз посетили врача центра СПИД в 2014 г. в связи с ВИЧ-инфекцией.
В исследование вошли 3406 (49%) женщин и 3593 (51%) мужчин, один пациент идентифицирован как трансгендер (мужской пол от рождения, измененный на женский). По статистическим данным ФБУН «Центральный НИИ эпидемиологии» Роспотребнадзора (ФБУН ЦНИИЭ Роспотребнадзора), в 2014 г. среди всех ЛЖВ в Российской Федерации преобладали мужчины (63,1%) [1]. Сравнение данных, полученных в исследовании, позволяет предположить, что женщины чаще и активнее мужчин обращаются за медицинской помощью в центры СПИД в связи с ВИЧ-инфекцией.
Средний возраст пациентов на момент включения в исследование составил 35,6 года, медиана — 34 года (18—79 лет). Средний возраст пациентов при получении положительного результата теста на ВИЧ достигал 30 лет, медиана — 29 лет (16—60 лет). Таким образом, у обследованных пациентов средняя продолжительность жизни с ВИЧ составила 5 лет. Средний возраст пациентов в исследовании соответствует общероссийской статистике, согласно которой отмечается как увеличение доли новых случаев ВИЧ-инфекции, выявленной в возрасте 30—40 лет, так и рост кумулятивного количества пациентов в этой возрастной группе [1].
Женщины достоверно моложе мужчин как на момент установления диагноза (медиана 27 (17—58) и 30 (16—60) лет соответственно; p<0,05), так и на момент включения в исследование (медиана 33 (18—78) и 36 (18—79) лет соответственно; p<0,05). Это согласуется с данными, полученными в другом российском исследовании, в котором показано, что женщины инфицируются в более раннем возрасте по сравнению с мужчинами [5].
Факторы риска заражения ВИЧ установлены у 6941 (99,1%) пациента. Как причину заражения 57% пациентов, у которых установлен путь инфицирования, указали гетеросексуальные половые контакты. Внутривенное употребление наркотических препаратов как основной фактор риска инфицирования выявлен у 40,2% участников исследования, половые контакты между мужчинами — у 2,5% опрошенных ЛЖВ. У 0,3% пациентов определены другие пути заражения. Согласно данным ФБУН ЦНИИЭ Роспотребнадзора в России до настоящего времени сохранялось кумулятивное преобладание парентерального пути заражения ВИЧ. Так, среди лиц с известными причинами заражения доля инфицированных при внутривенном употреблении наркотиков составляет 68,6%, при гетеросексуальных контактах — 29%, а при половых контактах между мужчинами — только 0,9% [1].
Различия в пропорции ВИЧ-инфицированных с разными путями заражения в исследуемой группе и в общероссийской когорте ВИЧ-позитивных лиц связаны с большей приверженностью к наблюдению и лечению лиц, заразившихся половым путем. Они чаще обращаются в центры СПИД за медицинской помощью, и в связи с этим имели возможность принять участие в исследовании. Таким образом, исследование показало, что многие ЛЖВ, активно употребляющих наркотические препараты, находится вне системы оказания медицинской помощи. Наиболее вероятно, что они попадут в медицинские учреждения уже в тяжелом состоянии, связанном с прогрессированием ВИЧ-инфекции.
Среди женщин, участвующих в исследовании, 77,4% инфицированы при гетеросексуальных контактах, тогда как у мужчин преобладал парентеральный путь заражения ВИЧ (57,4%), что совпало с общероссийскими статистическими данными [1]. Единственный респондент-трансгендер инфицирован при половых контактах с мужчинами до операции по перемене пола.
Среди пациентов, посещающих центры СПИД, 87,8% имели образование не ниже среднего. По данным всероссийских исследователей, в общей популяции россиян от 15 до 64 лет среднее образования есть у 88,7%, законченное высшее — у 27,3% [6]. В этой же возрастной группе ВИЧ-положительных пациентов, посещающих центры СПИД, высшее образование имелось у 17%. Уровень образования у женщин достоверно выше, чем у мужчин (высшее у 21% женщин и 13% мужчин; p<0,05).
Различными формами трудовой деятельности (полный или неполный рабочий день, временная работа, частное предпринимательство) заняты 68,6% пациентов, участвовавших в исследовании, что немного превышает общепопуляционный уровень трудовой занятости, который в 2014 г. по данным Росстата, составил 65,3% [7]. Эти данные свидетельствуют, что в настоящее время ЛЖВ являются в большинстве своем активно работающей частью общества.
Женщины с ВИЧ достоверно чаще, чем мужчины, не работали (23,5 и 21,1% соответственно; p<0,05), а также находились в отпуске по уходу за ребенком (8,3 и 0,1% соответственно; p<0,05), что традиционно для российского общества в целом.
Число лиц, имевших инвалидность, среди пациентов с ВИЧ составило 2,4%. Следует отметить, что среди мужчин зарегистрировано почти в 2 раза больше инвалидов (3%), чем среди женщин (1,7%).
Среди ЛЖВ, включенных в исследование, отмечается низкая доля пенсионеров — лишь 1,5%, что естественно, так как большинство пациентов находятся в трудоспособном возрасте.
Согласно полученным при опросе пациентов данным 59,3% состоят в официальном или гражданском браке (официально не зарегистрированном постоянном сожительстве).
Указали, что имели одного полового партнера за последние 6 мес, 66,2% респондентов. При этом у мужчин в 2 раза чаще, чем у женщин, имелось более одного полового партнера (26,7 и 12,3% соответственно). Отрицали половую жизнь в прошедшие полгода 14,2% участников анкетирования; 38% опрошенных не знают или не указали ВИЧ-статус своего постоянного полового партнера. Из респондентов, знающих ВИЧ-статус партнера, у 48,8% мужчин и 38,3% женщин на момент исследования имелся ВИЧ-отрицательный половой партнер.
Среди участников исследования 45,8% респондентов имеют на иждивении детей младше 18 лет, 44% женщин и 64% мужчин отметили, что не имеют детей.
Одного ребенка воспитывают 41% женщин и 27% мужчин, 2 детей — 12 и 8% соответственно, 3 и более — 2% женщин и 1% мужчин.
У 30% женщин имелись как минимум одни роды после установления ВИЧ-статуса. Однако повторные роды отмечены только у 4% женщин (13% от числа женщин, рожавших после установления диагноза ВИЧ-инфекции).
Анализ данных о ВИЧ-статусе детей, рожденных участниками исследования, показал, что среди детей с известным ВИЧ-статусом доля ВИЧ-позитивных соста-вила 3,7%. У 156 женщин дети на момент исследования находились на диспансерном наблюдении до установления ВИЧ-статуса.
Количество родов (и детей) у женщин с ВИЧ, в том числе повторных родов, меньше, чем в общей популяции женщин. Согласно исследованию Росстата (более 10 000 женщин) в России несовершеннолетних детей имеют 62,4% россиянок репродуктивного возраста: 35,3% — одного, 22,7% — 2 детей, а 3 и более — 4,4% женщин общей популяции [8]. Учитывая результаты исследования, можно предположить, что женщины с ВИЧ имеют в целом меньше детей, чем женщины, не инфицированные ВИЧ. С одной стороны, возможно, это результат влияния ВИЧ-инфекции, а с другой — ввиду молодого возраста женщин с ВИЧ роды у них возможны в будущем.
Помимо социального статуса пациентов изучались вопросы об употребления наркотиков, алкоголя и курения. О введении наркотиков внутривенно в течение последних 6 мес сообщили 675 (9,8%) пациентов. При этом употребление наркотиков как основной фактор риска заражения ВИЧ указано в амбулаторных картах 40,2% пациентов. С одной стороны, это может быть связано с сокрытием пациентом употребления психоактивных веществ (ПАВ) в настоящее время, с другой стороны, возможно, что некоторые пациенты отказались от употребления ПАВ в настоящее время, а также тем, что центры СПИД посещают в основном те, кто прекратил прием внутривенных наркотиков, а активные потребители парентеральных наркотиков не посещают центры СПИД. Необходимо отметить, что мужчины — участники исследования в 2,7 раза чаще женщин являлись активными потребителями ПАВ.
Употребление алкоголя, влияющее с точки зрения врача на диспансерное наблюдение или прием препаратов, зафиксировано в амбулаторных картах у 27,9% участников исследования, тогда как только 10% респондентов сами отметили, что употребляли алкоголь в последние 6 мес. Мужчины употребляли алкоголь в 3 раза чаще женщин, в том числе в последние 6 мес.
Курят 55,4% пациентов, посещающих центры СПИД. Мужчины курят достоверно чаще женщин (74,1 и 42,9% соответственно; р<0,05). Эти данные превышают среднероссийский показатель: в 2014 г. курильщиками являлись 35% россиян, при этом среди мужчин курили 51%, а среди женщин 19% [9].
Заключение
ЛЖВ, посещающие центры СПИД, по основным социальным и демографическим показателям не отличаются от граждан Российской Федерации такого же возраста, не имеющих ВИЧ-инфекции. Большинство ЛЖВ находятся в трудоспособном возрасте, имеют работу и сохраняют свою социальную функцию. ВИЧ-позитивные женщины участвуют в демографическом процессе и благодаря профилактике вертикальной передачи ВИЧ от матери ребенку имеют возможность рожать детей без ВИЧ-инфекции.
Особое внимание следует обратить на наличие ВИЧ-отрицательных партнеров у ЛЖВ. Это необходимо учитывать при диспансерном наблюдении пациентов, консультировании и назначении антиретровирусной терапии, в том числе с целью профилактики передачи ВИЧ половым путем.
Как показано в исследовании, употребление ПАВ и злоупотребление алкоголем не всегда является препятствием для получения медицинской помощи.
Все эти факторы необходимо учитывать для сохранения и улучшения качества жизни ЛЖВ, не только как отдельных индивидуумов, но и как полноценных участников социально-демографических процессов в стране.
Исследование осуществлялось при финансовой поддержке компании «Бристол-Майерс Сквибб».
Конфликт интересов отсутствует.