Искусственные глаза появились за много лет до новой эры. Египтяне, греки и римляне сначала вставляли их статуям, мумиям, а затем, видя внешний эффект, стали применять у пациентов. Материалом для протезов в то время служили камень, дерево, слоновая кость, золото, серебро и драгоценные камни. Но эти материалы были очень тяжелыми и уступили место стеклу [6].
Настоящая история глазных протезов начинается со времени французского врача Амбруаза Парэ (1510—1590 гг.), который дает описание протеза, существовавшего, по-видимому, задолго до него, с приложением соответствующих рисунков.
В конце XVI века использовались два вида искусственных глаз: покрытые эмалью золотые и серебряные оболочки, похожие на половину скорлупы ореха, на наружной поверхности которых была нарисована радужка со зрачком, и стеклянные протезы.
В середине XVII столетия производством искусственных глаз занимались в Венеции, где была высокоразвитая стекольная и стеклодувная промышленность. Но в дальнейшем это искусство переходит во Францию, где изготовление протезов достигло такого совершенства, что они славились на весь мир. Во Францию к выдающимся мастерам, изготавливавшим глазные протезы, приезжали не только нуждающиеся в искусственных глазах, но даже туристы [6].
В конце XVIII века в Париже появилось много специалистов-протезистов, имена которых были известны далеко за пределами Франции. Однако в те времена применение протезов было ограничено, что обусловливалось их высокой стоимостью и затруднением поездки в Париж. Глазной протез считали чуть ли не предметом роскоши.
Развитию и совершенствованию протезирования во Франции способствовали энтузиазм и новые разработки их авторов. Мастеров глазных протезов называли окуляристами, и это название впоследствии укрепилось не только во Франции, но и в других странах. Окуляристы периодически посещали Европу, останавливаясь в больших городах для производства и приема заказов на индивидуальное протезирование.
Немецкие специалисты стремились к самостоятельности в деле производства искусственных глаз. С середины XIX века в Германии начало активно развиваться производство глазных протезов, и в дальнейшем это искусство достигло высокого уровня в результате ряда усовершенствований технологического процесса. Особенно важную роль сыграла замена богатого свинцом стекла, употребляемого французами, криолитовым стеклом, которое значительно лучше противостояло разъедающему действию слезы.
Профессор Риттерих из Лейпцига привлек к производству искусственных глаз лучших выдувальщиков стекла, одним из них был Л. Мюллер, который изучил процесс изготовления протезов у парижских мастеров и со временем превзошел в искусстве своих учителей. Это было очень трудно, так как технология изготовления, рецепты стекол так же, как и в настоящее время, представляли тайну для конкурентов. Между французскими и немецкими специалистами началась сильная конкуренция. Несмотря на успех Германии в деле изготовления глазных протезов, большинство стран все еще продолжало приобретать их во Франции.
И только во второй половине XIX века немецкие протезы получили широкую известность и всеобщее признание. Л. Мюллером была создана фирма, которая существует и по сей день.
Раньше все протезы были одностенные, и только фирма «Мюллер» по предложению Г. Снеллена в 1898 г. стала делать двустенные протезы. Эти протезы применялись преимущественно в Германии, так как окулисты других стран не хотели рекомендовать их своим пациентам, ввиду того что они не были похожи на французские. Только с 1919 г. во Франции стали применять протезы с двойными стенками. Для доказательства того, что двустенные протезы лучше одностенных, использовали те и другие, при этом проводились наблюдения за состоянием орбитальной полости в течение определенного промежутка времени. При применении одностенного протеза уже через 24 ч можно было обнаружить в нижней половине орбитальной полости слизисто-гнойное отделяемое, в то время как при ношении двустенного протеза после 8-дневного пребывания его в полости отделяемого не было.
Разрабатывались новые глазопротезные стекла с улучшенными свойствами, при этом и французские, и немецкие специалисты ревниво охраняли секрет и технологию своего производства. В литературных источниках того времени дается лишь краткое описание технологического процесса производства глазных протезов из стекла без указания химического состава последнего.
До 1934 г. в России не было собственного производства глазных протезов, их приходилось выписывать главным образом из Германии. В 1934 г. в Дулеве Московской области при Красочном заводе Народного комиссариата местной промышленности РСФСР было открыт специальный цех по производству глазных протезов из фарфора (руководитель цеха — инженер С.Т. Туманов), а год спустя такой же цех по производству стеклянных глазных протезов был открыт при Ломоносовском фарфоровом заводе в Ленинграде. Начиная с 1938 г. согласно приказу Наркомздрава СССР во всех областных и краевых центрах, столицах союзных и автономных республик планировалось открытие кабинетов по подбору глазных протезов.
В 1943 г., в годы блокады Ленинграда, Ленинградская лаборатория по производству глазных протезов была эвакуирована в Томск, откуда в 1944 г. по распоряжению правительства была переведена в Москву, где она преобразовалась в фабрику глазных протезов, которая существует в настоящее время как ООО «Центр глазного протезирования». На протяжении более 30 лет ее директором была О.П. Янцева, а главным технологом — С.В. Макарова, они разработали многие приоритетные направления в современной технологии изготовления протезов [7]. В настоящее время директором центра является А.В. Тучин, который активно участвует в международных конференциях, посвященных глазопротезированию, и продолжает разрабатывать новые направления в технологии производства глазных протезов [4].
Глазопротезирование в СССР и в настоящее время на территории России было и остается медико-социальной проблемой, и пациенты с анофтальмом, наблюдаемые в офтальмологических клиниках, направляются врачами на подбор протеза в пункты (кабинеты) подбора глазных протезов либо в лаборатории индивидуального глазного протезирования (ЛГП), находящиеся в различных регионах страны [1—4].
Тесная связь между офтальмологами и производителями глазных протезов способствует тому, что пациенту обеспечиваются оптимальные условия для профилактики развития различных осложнений в ранние и отдаленные сроки после удаления глаза, так как формирование конъюнктивальной полости и опорно-двигательной культи должно соответствовать определенным требованиям. Благодаря ступенчатому протезированию, динамическим осмотрам окулистов корректируются параметры (величина, форма) глазных протезов для достижения хороших косметических результатов глазопротезирования и ускорения сроков медицинской реабилитации пациентов [5]. Число нуждающихся в глазопротезной помощи велико (ежегодно число больных с анофтальмом в России увеличивается более чем на 12 тыс.), и производство глазных протезов тесно связано с решением медицинских проблем [4]. Инвалидам и льготным категориям пациентов глазопротезирование проводится за счет региональных фондов социального страхования.
Иная ситуация наблюдается в странах Европы и США, где после удаления глазного яблока пациент направляется к окуляристу. Окулярист — специалист, как правило, без медицинского образования, имеющий свой кабинет, где в частном порядке изготавливает глазной протез, составляет калькуляцию на трудозатраты и используемые материалы. С этим заключением пациент обращается в органы социальной защиты, где все финансовые затраты компенсируются. В последующем больной с анофтальмом обращается к офтальмологу только в том случае, когда окулярист обнаружит у него какие-либо проблемы, связанные с выраженными косметическими дефектами.
В связи с совершенствованием технологических процессов по производству глазных протезов в настоящее время наиболее распространенным является изготовление протезов из полиметилметакрилата (в России — Стом-Акрил). Производство протезов из стекла сохранилось лишь в Германии и в России (ООО «Центр глазного протезирования» и некоторых ЛГП РФ). Учитывая ряд несомненных преимуществ стеклянных глазных протезов, мы сочли возможным описать технологию изготовления изделий, так как это будет интересно не только врачам-офтальмологам, но и специалистам других профилей.
До 1935 г. пользовались старым способом изготовления глазного протеза, разработанным инженером Н.В. Кожиным в Ленинградской лаборатории. Однако стеклянные глазные протезы имели два существенных недостатка, которые до середины 1948 г. не могли устранить. Первый недостаток заключался в резком переходе от радужки к склере, что существенно снижало их косметический эффект. Второй недостаток заключался в монотонной расцветке радужки, что ограничивало возможности подбора протезов. Рецептура стекла была доработана главным инженером Ф.Е. Щастным и инженером по стеклу А.Л. Качко. Начиная с 1948 г., фабрика приступила к освоению видоизмененной технологии изготовления глазного протеза. Благодаря дальнейшему совершенствованию и внедрению новых технологических процессов, проводившимся при непосредственном участии директора фабрики О.П. Янцевой, были полностью устранены указанные выше недостатки. Таким образом, без иностранной помощи была разработана технология изготовления стеклянных глазных протезов.
Процесс изготовления глазного стеклянного протеза, который очень трудоемок и интересен, можно сравнить с творчеством художника и ваятеля. В то же время это производство сопряжено с рядом вредностей, так как мастеру приходится все время работать, используя пламя горелки.
Для изготовления глазного протеза в качестве оборудования используется газовая горелка лабораторного типа. Инструментом на всех операциях служат: измерители, линейка, пинцеты, металлическая или мраморная плитка, штангенциркуль. Сырьем служит глазопротезное стекло различного назначения.
Для производства стеклянных глазных протезов используют следующие виды глазопротезного стекла: склеральное, фоновое, венчиковое, зрачковое, цветное (используют для изготовления скруток для зарисовки радужки), рубиновое (для имитации кровеносных сосудов) (рис. 1). Все эти стекла должны иметь один коэффициент термического расширения, что позволяет предотвратить образование трещин на глазном протезе.
Склеральное стекло представлено в виде трубок цилиндрической формы с оптимальным диаметром 16—18 мм, толщина стенок 1,0—1,3 мм. К этим трубкам предъявляют очень строгие требования, не допускаются: овальность, разностенность, наличие инородных включений, воздуха.
Изготовление стеклянного глазного протеза начинается с промежуточного изделия. Таким изделием является шпиц (рис. 2). Его изготавливают с помощью пламени горелки при равномерном вращении склеральной трубки вокруг своей оси. Затем из шпица стеклодув-глазопротезист выдувает шарик (рис. 3). После этого переходят к нанесению фона радужки на шарик с помощью специального фонового стекла. Далее наносят рисунок самой радужки, используя цветное стекло. Все эти манипуляции специалист выполняет над пламенем (рис. 4). Для передачи особенностей радужки используют несколько скруток цветного стекла (3—5). Каждая скрутка состоит из трех цветов и более, в Центре глазного протезирования используют большое число скруток, каждая из которых имеет свой номер (рис. 5). Опытные художники-глазопротезисты, видя цвет радужки парного глаза, знают, какую комбинацию скруток взять для более полной передачи цвета радужки. За границей технология нанесения рисунка радужки гораздо проще, в связи с чем нет такого разнообразия цветопередачи.
Следующая операция — нанесение венчика (т.е. пигментной каймы) вокруг зрачка. Зрачок на протезе делают из черного непрозрачного стекла, которое называется зрачковым. Для того чтобы зрачок не выглядел «приподнятым», его слегка придавливают о плоскость.
Следующим этапом является нанесение прозрачного роговичного стекла, формирование лимба, для чего переходят к нагонке склерального стекла шарика на роговицу. Необходимо, чтобы кольцо нагонки было везде одинаковой ширины и чтобы оно сходило плавно на нет, становилось вначале полупрозрачным, а затем и совсем незаметным.
Нанесение рисунка кровеносных сосудов производится с помощью рубинового стекла. Сосуды имеют красный цвет, но их оттенки могут быть разнообразными. Нити кровеносных сосудов наносят на подогретую височную и носовую части склеры.
Окончательная форма протеза получается после заделки двустенного протеза и затяжки задней стенки внутрь протеза путем втяжки ртом при вдохе воздуха из протеза через ножку.
Следующий этап — отрыв ножки от протеза и разглаживание пламенем горелки задней стенки протеза, которая должна быть равномерной толщины, гладкой, без бугров и ямок (рис. 6, 7).
Все этапы технологического процесса в целом занимают от 50 мин до 1 ч.
Для того чтобы полученный глазной протез не треснул от быстрого остывания и чтобы снять образующиеся в нем внутренние напряжения, протез помещают для остывания на 1,5—2 ч в разогретую электромуфельную печь. На этом процесс изготовления двустенного стеклянного протеза заканчивается.
Описанная технология применяется при изготовлении индивидуальных форм протезов, а при производстве стандартных (массовых) протезов из стекла учитываются наиболее ходовые, широко применяемые формы (двух-, трехэллипсоидные, шарообразные, плоские, одностенные протезы-«коронки» для протезирования субатрофичных глаз).
Таким образом, производство глазных протезов в соответствии с существующими требованиями, которые разрабатывались и совершенствовались в течение столетий, являются неотъемлемой составляющей в процессе медико-социальной реабилитации пациентов с анофтальмом.