Клиническая практика показывает, что динамика ожоговой болезни при аналогичной степени тяжести поражения специализированных структур глаза может быть различной, так же как исходы ожогового процесса в глазу [5]. Вариабельность клинического течения ожоговой болезни у пациентов с одной степенью тяжести ожоговой травмы глаза связана с особенностями индивидуальной реактивности организма у пострадавших.
Учитывая, что тяжелые ожоги глаз инициируют целый комплекс ответных нейрогуморальных и иммунологических сдвигов в организме, есть все основания рассматривать повреждения специализированных структур глаз как стресс-индуцированные [1]. Стресс-реактивные изменения иммунного гомеостаза представляют собой обычные и закономерные ответы организма на повреждающие воздействия [3, 6]. Влияние стресс-опосредующих нейромедиаторов, в частности катехоламинов, на характер развития иммунореактивных ответов зависит не только от вида стрессора, но и от индивидуальной чувствительности нервной и иммунной систем организма, которые участвуют в их реализации [3]. Остается актуальной проблема определения «адаптивных» и «дезадаптивных» изменений в состоянии нейро-иммуно-эндокринной регуляции организма в условиях развития ожоговой болезни, в частности стресс-индуцированных изменений иммунореактивности организма в динамике клинического течения ожогов глаз тяжелых степеней. Эта проблема может быть решена при проведении сопоставительного изучения стресс-реактивных изменений в иммунологическом статусе пациентов с характером клинического течения ожогового процесса в глазу и его исходов.
Цель исследований — изучение особенностей иммунореактивности организма у больных с ожогами глаз тяжелых степеней в динамике клинического течения ожоговой болезни и выявление их прогностической значимости для исходов ожогового процесса в глазу.
Материал и методы
Клинико-иммунологические исследования проведены у 142 больных с III и IV степенью тяжести ожога глаз (36 и 106 больных соответственно). Уровень адренорецепции в динамике ожоговой болезни глаз изучен у 63 больных с ожогами глаз IIIА, IIIБ и IV степени тяжести (18, 8 и 37 больных соответственно), которым проводили адекватное консервативное и хирургическое лечение. На 7-е, 14-е сутки с момента ожога и по окончании лечения (по завершении эпителизации дефекта роговицы/трансплантата и купирования видимых признаков воспалительной реакции в структурах переднего сегмента глаза) больных обследовали с использованием стандартных иммунологических методик, включая нагрузочные тесты «активных» Е-РОК с адреналином и антигенами роговой оболочки глаза [1, 2, 4]. Результаты клинико-иммунологических исследований подвергнуты статистической обработке с использованием t-критерия Стьюдента.
Результаты и обсуждение
Данные клинико-иммунологических исследований показали, что у больных с III и IV степенью тяжести ожога глаз уровень адренорецепции активных Т-лимфоцитов в 3 раза превышает норму (3,20±0,85%) (табл. 1).
Как видно из табл. 1, значения уровня адренорецепции «активных» Т-лимфоцитов у больных с III и IV степенью тяжести ожога глаз не имели достоверных различий, что свидетельствует об одинаковой степени стрессированности организма у обследованных больных на 7-е сутки наблюдения и после завершения острого периода ожоговой болезни глаз.
При анализе уровня адренорецепции «активных» Т-лимфоцитов в динамике ожогового процесса вне зависимости от степени тяжести ожога глаз выявили два типа направленности его изменений на 7-е и 14-е сутки наблюдения с момента ожога глаз (табл. 2).
Различия двух типов индивидуальной адренергической иммунореактивности организма (ИАИРО), как видно из табл. 2, заключаются в сроках активного включения симпатико-адреналовых реакций в ответную реакцию организма на действие стрессового фактора — ожоговую травму глаза. При I типе ИАИРО высокий уровень адренорецепции «активных» Т-лимфоцитов на 7-е сутки свидетельствует о значительной активации стресс-реализующих систем в самые ранние сроки с момента ожогового повреждения. После 14-х суток с момента ожога уровень адренорецепции активных Т-лимфоцитов снижается и на умеренно повышенном уровне сохраняется до окончания острого периода ожоговой болезни. II тип ИАИРО отличается замедленным включением симпатико-адреналовых реакций в ответную реакцию организма на действия стрессора. Значительное повышение уровня адренорецепции «активных» Т-лимфоцитов отмечается после 14-х суток наблюдения и сохраняется на повышенном уровне до конца наблюдения.
Динамика показателей степени сенсибилизации к антигенам роговой оболочки в целом повторяет тенденцию, характерную для изменений показателей уровня адренорецепции «активных» Т-лимфоцитов при каждом из выделенных типов ИАИРО (табл. 3).
По степени тяжести ожога клинические группы сопоставимы. Клинико-иммунологический анализ позволяет предположить, что динамика уровня адренорецепции, следовательно, и опосредованно оцениваемая активация симпатико-адреналовых реакций находятся в зависимости не только от степени тяжести ожога глаз, но и от индивидуальных особенностей реактивности организма, что, в свою очередь, отражается на состоянии иммунореактивности организма. Данные показателей клеточного и гуморального иммунитета у больных в обеих группах подтверждают это положение. Различия в показателях клеточного иммунитета у больных с ожогами глаз при двух типах Т-адренорецепции заключались в том, что признаки иммунодефицита были выявлены только при II типе динамики Т-адренорецепции (табл. 4).
При I типе Т-адренорецепции абсолютное содержание лимфоцитов в периферической крови на 7-е, 14-е сутки с момента ожога и после лечения составило соответственно 1,69±0,11·109/л, 1,87± 0,12·109/л и 1,78±0,13·109/л, а при II типе —1,58± 0,09·109/л, 1,64±0,11·109/л (р<0,05) и 1,52±0,08·109/л (р<0,05). Изменение содержания регуляторных субпопуляций Т-лимфоцитов в периферической крови явилось причиной снижения иммунорегуляторного индекса (соотношение Т-хелперов и Т-супрессоров — Тх/Тс) именно у больных 2-й группы, что расценивается как неблагоприятный прогностический признак. Так, на 7-е, 14-е сутки и по окончании лечения в 1-й группе больных показатель Тх/Тс (норма 4,86±0,43) составлял 4,83±1,07, 5,32±2,76 и 4,49±1,14, а во 2-й группе больных — соответственно 3,19±0,73 (р<0,05), 3,41±0,88 (р<0,01), 3,25±0,75 (р<0,05). Именно во 2-й группе больных отмечено снижение числа фагоцитирующих клеток. При содержании фагоцитирующих клеток в периферической крови у здоровых 3,85±0,24·109/л у больных 1-й группы в указанные выше сроки наблюдения этот показатель составлял 3,8±0,33·109/л, 3,65±0,29·109/л и 3,56±0,16·109/л. У больных 2-й группы содержание фагоцитирующих клеток в периферической крови составляло соответственно 2,02±0,27·109/л (р<0,001), 2,14±0,37·109/л (р<0,001) и 2,69±0,26·109/л (р<0,02) (см. табл. 4).
Характерно, что осложненное течение ожоговой болезни глаз наблюдали у 7 (20,0%) больных при I типе Т-адренорецепции (1-я группа больных) и у 20 (71,43%) больных при II типе Т-адренорецепции (2-я группа). Учитывая показатели клеточного и гуморального иммунитета у больных с ожогами глаз, а также особенности течения ожоговой болезни, I тип динамики адренорецепции «активных» Т-лимфоцитов следует считать адаптативным, а II тип — дезадаптативным.
Таким образом, основываясь на современных представлениях о механизмах формирования устойчивости к стресс-индуцированным поражениям различных органов и тканей и исходя из вышеизложенных данных, следует полагать, что ожоговая травма глаза как стрессорное воздействие инициирует активацию симпатико-адреналовой системы (САС) и связанные с этим изменения иммунореактивности организма, что в значительной мере определяет характер клинического течения ожоговой болезни глаз. Как показали результаты наших исследований, раннее включение САС в ответную реакцию организма на стрессорное воздействие с последующим снижением ее активности не сопровождается глубокими изменениями в иммунореактивности организма и обусловливает благоприятное течение ожоговой болезни глаз. Замедленное включение реакций САС с последующим возрастанием ее активности сопровождается значительными нарушениями иммунореактивности организма, что приводит к увеличению частоты осложнений ожоговой болезни глаза. Изучение динамики уровня Т-адренорецепции у больных с тяжелыми ожогами глаза в процессе развития ожоговой болезни позволило установить объективные критерии, оценивающие степень вовлечения САС в ответную реакцию организма на стрессорное воздействие. Таким образом, оценка адренорецепции «активных» Т-лимфоцитов позволяет прогнозировать характер изменения иммунореактивности организма в процессе развития ожоговой болезни в глазу, состояние которой в значительной мере определяет клиническое течение и исход тяжелых ожогов глаз.
Выводы
1. Клинико-иммунологические исследования, проведенные в остром периоде ожогового процесса с целью изучения индивидуальных особенностей иммунореактивности у пострадавших на ожоговую травму, позволили нам выделить два типа стресс-реактивности в ответной реакции организма на воздействие стрессирующего фактора — ожоговой травмы глаза.
2. Адаптивный тип реагирования характеризуется активным включением симпатико-адреналовых реакций на 1-й неделе ожогового процесса с последующим снижением этой активности на 2-й неделе с момента ожога и поддержанием ее на умеренно повышенном уровне в течение всего острого периода ожоговой болезни.
3. При дезадаптивном типе стресс-реагирования установлено замедленное включение симпатико-адреналовых реакций в ответ на стрессорное воздействие с последующим повышением их активности и поддержанием на высоком уровне на протяжении всего острого периода ожогового процесса.
4. Осложненное течение ожогового процесса выявляется преимущественно при дезадаптивном типе индивидуальной адренергической иммунореактивности организма.
5. Установленный тип индивидуальной адренергической иммунореактивности организма позволяет прогнозировать характер клинического течения и исход тяжелых ожогов глаз.