Отечественная офтальмология хранит в своей истории многие яркие имена, ставшие гордостью и достоянием страны. Одним из них по праву является имя выдающегося советского офтальмолога профессора Эдуарда Сергеевича Аветисова (рис. 1). В этом году исполняется 100 лет со дня рождения ученого, но его вклад в советскую медицинскую науку с годами становится все более зримым, не теряет своей академической актуальности, социальной важности и востребованности, оставаясь прочным фундаментом для развития современных направлений в области охраны зрения детей.
Рис. 1. Профессор Эдуард Сергеевич Аветисов.
Ученый мирового масштаба, известный каждому офтальмологу на постсоветском пространстве и во многих странах мира, Э.С. Аветисов 44 года отдал служению Московскому НИИ глазных болезней им. Гельмгольца, в те годы самому авторитетному в Советском Союзе офтальмологическому учреждению, из них 35 лет — в должности заместителя директора по науке, руководя и координируя всю научную работу.
Профессиональный путь Э.С. Аветисова начался в Самарканде — городе, в котором он родился. Окончив Самаркандский медицинский институт, молодой врач начал работу под руководством профессора Н.И. Медведева, мудрого педагога и замечательного человека. Уже тогда у него проявились заложенные природой незаурядные качества, которые так важны для научной деятельности: видеть «белые пятна» в науке и практике, правильно оценивать проблему, вычленять главное, находить единственно верный путь решения и добиваться цели. Это хорошо иллюстрирует первое научное исследование, оформленное в виде кандидатской диссертации и посвященное актуальной для Средней Азии 50-х годов прошлого столетия проблеме: лечению и профилактике эпидемического конъюнктивита. Но с особой силой научный, клинический и организационный потенциал Э.С. Аветисова проявился с началом работы в Москве.
Философский склад ума, способность к глубокому теоретическому обобщению, потрясающая работоспособность, смелость в принятии решений, умение увидеть главное, сосредоточиться на перспективных направлениях, идти на шаг впереди — все это способствовало рождению новых мыслей, идей и предположений. Его научные исследования всегда отличались сочетанием фундаментальной глубины и практической направленности, он стремился к самому высокому уровню их выполнения. С революционной смелостью ученый воплощал задуманное и никогда не останавливался на достигнутом. Не случайно на стене рабочего кабинета Эдуарда Сергеевича крупными буквами был начертан девиз: «Бороться и искать, найти и не сдаваться!».
Работы Э.С. Аветисова отличались неоспоримой новизной и разнообразием направлений. Среди основных можно назвать следующие: бинокулярное зрение и глазодвигательные нарушения; оптический нистагм; близорукость (этиология, патогенез, система профилактики прогрессирования и осложнений); рефрактогенез и динамическая рефракция; офтальмоэргономика; слабовидение; разработка средств коррекции для слабовидящих; использование лазеров в офтальмологии (диагностика и лечение). Исследования, касающиеся содружественного косоглазия, привели к развитию способов его диагностики и лечения, которые признаны не только в России, но и во всем мире. Выдвинутая Э.С. Аветисовым трехкомпонентная теория формирования миопии у детей способствует определению критериев ее прогрессирования, методов лечения и профилактики, служит ориентиром в научных исследованиях современности. Им открыта новая нозологическая форма амблиопии — дисбинокулярная амблиопия, определены закономерности зрительной фиксации при содружественном косоглазии, разработана система его хирургического лечения, заложены основы офтальмоэргономики.
Одним из главных результатов трудов профессора Э.С. Аветисова и его учеников стало опровержение умозрительной теории аномальной корреспонденции сетчаток и введение в научный обиход нового понятия — «нарушение бинокулярного зрения». Это открыло новые пути решения одной из трудных и важных проблем офтальмологии.
По каждому из предложенных и тщательно продуманных направлений Э.С. Аветисов развертывал глубокие исследования с привлечением специалистов фундаментальной науки — генетиков, физиков, химиков, морфологов. Эти исследования открыли новые пути профилактики миопии и предотвращения ее осложнений.
Профессор Аветисов фактически заложил основы учения об оптической коррекции зрения. Он одним из первых указал, что коррекция имеет две цели: максимальное улучшение зрения и способствование правильному развитию оптической системы глаза («тактическая» и «стратегическая» задачи коррекции). Их различие особенно следует учитывать в детском и подростковом возрасте. Созданная им лаборатория офтальмоэргономики и оптометрии продолжает и развивает теоретические и практические направления оптической коррекции зрения.
Особенно широкими и масштабными были исследования по многостороннему изучению склеральной оболочки глаза, патология которой является основной причиной высокой осложненной близорукости, приводящей к инвалидности по зрению. Комплекс биохимических, биомеханических и морфологических исследований позволил обосновать и предложить различные виды склероукрепляющих вмешательств (операции Аветисова—Тарутты), позволяющих остановить или задержать прогрессирование миопии и развитие ее осложнений у большинства больных. Это во многом продвинуло решение острейшей медико-социальной проблемы близорукости. Ученики и последователи Эдуарда Сергеевича — и здесь нужно назвать имя профессора Е.П. Тарутты, в настоящее время возглавляющей созданный Э.С. Аветисовым отдел, — продолжили исследования в этом важном направлении, разработав комплексную систему повторных склероукрепляющих воздействий в комбинации с профилактической периферической лазеркоагуляцией сетчатки, позволяющую снизить темп прогрессирования миопии и предотвратить развитие дистрофических изменений глазного дна и отслойки сетчатки у детей с быстро прогрессирующей миопией.
Разработаны средства консервативного лечения прогрессирующей и осложненной миопии на основе глазных лекарственных пленок, предусматривающие коррекцию микроэлементного состава и антиоксидантного статуса сред и тканей глаза; методы и приборы для восстановления аккомодации (тренировки цилиарной мышцы по Аветисову—Мац), транссклеральная лазерная стимуляция и др. Совместно с профессором С.Л. Шаповаловым Э.С. Аветисов фактически первым поставил вопрос о разработке и внедрении в офтальмологию диагностических и лечебных лазеров и стал создателем лазер-плеоптики. В этом контексте уместно процитировать высказывание выдающегося офтальмолога современности академика С.Н. Федорова, апологета принятия радикальных решений: «К сожалению, нередко бывает, что болезнь развивается, а мы это никак не ощущаем... Значит, операция? Совсем необязательно. Ведь не зря же говорят, что хирургия — это крик терапии о помощи. Я не устаю повторять: лечение должно быть радикальным. И поэтому некоторым людям кажется, что я ратую за «нож» и только за «нож». Это совсем не так. Если можно обойтись без операции, надо обходиться. Для того и разрабатываются всевозможные профилактические методики, например, упомянутые мною работы профессора Э.С. Аветисова...» Это признание имеет особую ценность, потому что именно в те годы популяризировались кераторефракционные операции по поводу близорукости, и нередко они позиционировались не как косметические, а как лечебные вмешательства.
Принципиально новым и, как оказалось, перспективным стало направление по изучению биомеханических свойств фиброзной оболочки глаза. Начатые при Эдуарде Сергеевиче семинары по этой тематике благодаря лидеру данного направления доктору биологических наук Е.Н. Иомдиной превратились в традиционно проводимые в институте им. Гельмгольца научно-практические конференции с участием иностранных специалистов.
Э.С. Аветисов был одним из создателей службы охраны зрения детей и подростков в нашей стране. В тесном контакте с главным детским офтальмологом профессором А.В. Хватовой и профессором Е.И. Ковалевским была создана система специализированных кабинетов охраны зрения, детских садов, санаториев для лечения детей с рефракционной и глазодвигательной патологией, оснащенных специально разработанным комплектом отечественной аппаратуры, подготовленным медицинским персоналом. Была создана система диспансеризации детей и профилактики глазных заболеваний, организована оптометрическая служба в стране (рис. 2).
Рис. 2. Э.С. Аветисов в окружении маленьких пациентов специализированного детского сада.
В рамках проблемы глазодвигательной и бинокулярной патологии Э.С. Аветисовым созданы клиническая классификация амблиопии, монокулярной зрительной фиксации, комплексная система плеоптики, оригинальный метод локального «засвета» по Аветисову, изучены механизмы бинокулярной адаптации и корреспонденции сетчаток при косоглазии, впервые записано поле бификсации на основе бинокулярной регистрации движений глаз. Создана система методов диплоптики. Идеи Эдуарда Сергеевича по проблеме глазодвигательной и бинокулярной патологии нашли свое продолжение в работе сотрудников отдела. Под руководством профессора Т.П. Кащенко изучены клинические проявления и разработана тактика комплексного лечения циклотропии и торзионной диплопии, разработаны клиническая классификация и тактика лечения сочетанных сложных форм косоглазия и блефароптоза, созданы новые аппаратно-программные комплексы на основе жидкокристаллической техники, апробируется новый метод лечения нистагма на основе световых воздействий.
И сегодня, несмотря на так называемые реформы здравоохранения, проводимые в стране, детские офтальмологи мужественно отстаивают лучшие традиции детской офтальмологии и службы охраны зрения детей и подростков.
Творческая жизнь Э.С. Аветисова совпала с «золотым» периодом советской науки, и он был ярким олицетворением тех самых высоких идеалов. Обладая богатейшим научным и профессиональным опытом, Эдуард Сергеевич считал одной из важнейших задач в своей работе подготовку научных кадров. Он был замечательным педагогом, создателем ведущей научной школы. Под его руководством выполнено более 120 докторских и кандидатских диссертаций. Он никогда не подавлял творческую инициативу сотрудников, мог найти каждому дело по душе, создавая атмосферу научного поиска. Его ученики возглавляют кафедры, научные центры и клиники в разных городах России, Армении, Белоруссии, Узбекистана и других регионах. В связи с этим интересны воспоминания современников Э.С. Аветисова, его учеников и соратников.
Из воспоминаний доктора биологических наук Т.А. Корнюшиной: «...необыкновенная творческая и дружелюбная обстановка царила в отделе. Каждый сотрудник был неповторимой индивидуальностью, но над всеми господствовала одна воля — воля созидания и доброжелательности. Это была воля выдающегося человека — Эдуарда Сергеевича Аветисова. Без мелочной опеки и дисциплинарного контроля отдел работал как единый организм. Молодые сотрудники и маститые ученые на равных обсуждали новые разработки и полученные результаты, долго засиживаясь на работе. Основным контролем деятельности сотрудника были результаты его работы... Эдуард Сергеевич ценил мнение сотрудников отдела при обсуждении написанных им глав монографии, которые он читал нам на конференциях по средам. Соратники, окружавшие Эдуарда Сергеевича, — выдающиеся ученые И.Л. Смольянинова, Н.Ф. Савицкая, Т.П. Кащенко, Ю.З. Розенблюм, С.Л. Шаповалов, С.Я. Фридман — были его единомышленниками, они создавали обстановку, благоприятную для творческой работы».
Из воспоминаний профессора Т.П. Кащенко: «При просмотре аспирантских работ умел выбрасывать лишнее, но делал это деликатно, говоря: «...используете в другой раз» (чтобы не обидеть). Умение Эдуарда Сергеевича принимать решения и найти выход, причем «победный», — это было ему свойственно. Научные «среды» — волнующий, наполненный смыслом день! — отчеты, апробации, научные доклады, обсуждения, вопросы и ответы. Выступать перед своими — особенное волнение. Как контрастный душ! Сказать Эдуарду Сергеевичу можно было все; понимал, задумывался, вспыхивал, но всегда был отходчив и великодушен. Приносил извинения, если чувствовал, что не прав. Было неловко за свою оплошность и досадно, что заставили его волноваться. А как увлеченно велись обсуждения по каким-либо темам! Повторить бы сейчас и услышать вновь стройную логику его мыслей! О несогласии говорили открыто. Его доверие окрыляло, вселяло уверенность; с ним было надежно. Какими захватывающими, наполненными глубокого смысла были его лекции, выступления на научных собраниях!»
Из воспоминаний кандидата медицинских наук Х.А. Раджабли (Монреаль): «...а какие интересные он читал лекции! Как великолепно выступал на ученых советах! Никогда не забуду свое удивление, когда я, по его просьбе приводя в порядок книги на его столе, обнаружила листок, озаглавленный «неотложные дела», а этих дел было 41! И когда он только успевал? И при этом всегда был внимателен к событиям в личной жизни своих сотрудников и аспирантов. Я была очень удивлена, когда узнала, что Эдуард Сергеевич отменил праздничную встречу в отделении именно потому, что у меня в семье случилось горе. Я не знаю другого примера человека такой душевной чуткости и деликатности».
Благодаря высочайшей организации Э.С. Аветисов в потоке нескончаемых текущих и плановых дел находил время для очень ответственной и важной работы, в том числе и общественной. Эдуард Сергеевич участвовал в многолетнем не только общеинститутском, но и общесоюзном планировании научно-исследовательской работы, формировании целевых программ по офтальмологии. Почти 20 лет (до распада Советского Союза) Э.С. Аветисов был председателем правления Всесоюзного научного общества офтальмологов. Он готовил и проводил III (Киев, 1973), IV (Ташкент, 1979), V (Ашхабад, 1985) Всесоюзные съезды офтальмологов, каждый из которых был значительным событием в профессиональном офтальмологическом сообществе. Его научные достижения были отмечены присуждением звания заслуженного деятеля науки РСФСР, Армянской ССР и Узбекской ССР.
Высок был и международный авторитет профессора Э.С. Аветисова. Он был членом Международной академии офтальмологии (куда входили 50 ведущих офтальмологов мира), членом Международной и Европейской страбологических ассоциаций, Международного офтальмоэргономического общества. Осуществлял тесное научное сотрудничество с офтальмологами многих стран мира, в частности с немецкими, французскими, американскими и болгарскими коллегами.
В память о заслуженном деятеле науки профессоре Э.С. Аветисове в издательстве «Медицина» в 2005 г. опубликовано руководство «Зрительные функции и их коррекция у детей» под редакцией профессоров С.Э. Аветисова, Т.П. Кащенко, А.М. Шамшиновой. В книге представлены работы учеников и последователей Эдуарда Сергеевича по основным вопросам охраны зрения детей и детской офтальмологии, научному развитию которых он посвятил свою жизнь. Под редакцией академика М.А. Островского, профессора Ю.З. Розенблюма и доктора медицинских наук Т.С. Егоровой издана монография «Спектральная коррекция зрения» (2006), основы которой заложил профессор Э.С. Аветисов.
Эдуард Сергеевич Аветисов оставил яркий след в отечественной и мировой офтальмологии: большая научная школа, врачебная династия, оригинальные научные достижения, диссертации, книги... И добрую память о себе.