Показания к одномоментной септопластике при эндоскопических вмешательствах по поводу хронического риносинусита
Concurrent septoplasty during endoscopic sinus surgery for chronic rhinosinusitis: Does it confound outcomes assessment?
L. Rudmik, J. Mace, B.J. Ferguson, T.L. Smith
Laryngoscope 2011; doi: 10.1002/lary.22361. В Интернете публикуется раньше печатных изданий (англ. — США)
В статье рассматривается вопрос о возможности и необходимости одномоментной септопастики при эндоскопических операциях по поводу хронического риносинусита. Был обследован 221 пациент с хроническим риносинуситом (не полипозная форма) и искривлением перегородки носа, которым производились эндоскопические операции. Пациенты были объединены в две подгруппы: 1-я (108 человек) — которым производили септопластику одновременно с эндоскопическими операциями, 2-я (113) — без септопластики. Оценивали качество жизни по всем известным критериям по аналоговой шкале. Разницы по тяжести послеоперационного периода между двумя группами выявлено не было. Для улучшения функции носа и облегчения хирургического доступа при эндоскопических операциях часто производится септопластика. Данное исследование показало, что септопластика, выполненная одновременно с другими эндоскопическими вмешательствами по поводу риносинусита, не влияет отрицательно на качество жизни пациентов.
Влияние анатомических особенностей строения средней носовой раковины на искривление перегородки носа и развитие синусита
Do anatomic variations of the middle turbinate have an effect on nasal septal deviation or paranasal sinusitis?
J.H. Cho, M.S. Park, Y.S. Chung, S.C. Hong, K.H. Kwon, J.K. Kim
Ann Otol Rhinol Laryngol 2011; 120: 9: 569—574. (англ. — Корея)
Авторы изучали корреляцию между анатомическими особенностями средней носовой раковины и перегородкой носа на одной стороне и развитием хронического синусита на другой. Сравнивали 73 компьютерных томограммы здоровых пациентов и 461 томограмму пациентов с синуситом. Оценивали состояние околоносовых пазух, средней носовой раковины и перегородки носа. Значительной корреляции между особенностями строения средней носовой раковины и искривлением перегородки носа на одной стороне и развитием хронического синусита на другой установлено не было. Анатомическая особенность строения средней носовой раковины влияла на искривление перегородки носа в контралатеральную сторону. Авторы делают вывод об отсутствии клинически значимой связи между состоянием средней носовой раковины, искривлением перегородки носа и развитием хронического синусита.
Респираторная эпителиальная аденоматоидная гамартома
Respiratory epithelial adenomatoid hamartomas
D. Vira, S. Bhuta, M.B. Wang
Laryngoscope 2011; doi: 10.1002/lary.22399. В Интернете публикуется раньше печатных изданий (англ. — США)
Цель данного исследования — объяснить происхождение респираторной эпителиальной аденоматоидной гамартомы и ее взаимосвязь с хроническим синуситом и полипозом носа. Респираторная эпителиальная аденоматоидная и железистая (серомуцинозная) гамартома встречается в синоназальной области и носоглотке, наиболее частая ее локализация — перегородка носа, чаще ее задние отделы, решетчатый лабиринт, лобная пазуха и носоглотка. По данным литературы, 80% больных — мужчины. Клинические признаки заболевания сходны с течением хронического синусита, ринита, рецидивирующего носового кровотечения.
Макроскопически гамартома выглядит как полиповидное новообразование, достигающее нескольких сантиметров в диаметре. Под микроскопом видны многочисленные ветвящиеся железы, выстланные преимущественно респираторным эпителием, иногда в нем встречаются кубические и уплощенные эпителиоциты. Кистозно расширенные железы содержат эозинофильный материал. Изредка видны участки метаплазии в направлении низкодифференцированного плоскоклеточного эпителия, а также мышечные волокна, остеоидный и хондроидный компоненты.
Авторы провели ретроспективное исследование, в которое были включены пациенты после эндоскопических операций со сроком наблюдения до 10 лет. Оценивали возраст, пол, рентгенологические данные. За период с января 2000 по май 2011 г. были обследованы 54 пациента с респираторной аденоматоидной гамартомой. Различий по полу установлено не было. Средний возраст наблюдаемых больных составил 52 года. Хотя в большинстве наблюдений гамартома ассоциировалась с синуситом, у 8 (15%) пациентов она определялась изолированно в полости носа. Дооперационная компьютерная томография позволила предположить правильный диагноз. В 24 (44%) наблюдениях присутствовал аллергический хронический синусит, в 9 (17%) — полипоз носа. У 2 (3,7%) пациентов отмечали рецидив заболевания. Средний период наблюдения составил 3,8 года. Сделан вывод, что респираторная эпителиальная гамартома представляет собой доброкачественное образование, характеризующееся гландулярной пролиферацией респираторного эпителия, без атипичных клеток и клеток метаплазии, окруженных тонкой мембраной. Она может встречаться как изолированное образование в полости носа, так и в сочетании с хроническим риносинуситом, полипозом носа, аллергическим риносинуситом. Рецидив образования после хирургического вмешательства — крайне редкое явление.
Гипертрофический риносинусит у спортсменов, занимающихся дайвингом
Paranasal sinus mucosal hypertrophy in experienced divers
G. Sonmez, G. Uzun, M. Mutluoglu, A.S. Toklu, H. Mutlu, H. Ay, S. Yildiz
Aviat Space Environ Med 2011; 82: 10: 992—994 (англ. — Турция)
В настоящее время дайвинг становится одним из популярных видов спорта. В популяции спортсменов, занимающихся дайвингом, медицинский интерес сосредоточен в основном на проблемах влияния изменений давления на состояние организма в целом, ишемических поражений мозга, нейрофизиологических особенностях спортсменов. Тем не менее серьезное внимание в последнее время уделяется гиперпластическим процессам, происходящим в области околоносовых пазух. В статье обсуждаются данные МРТ-исследований околоносовых пазух у спортсменов, занимающихся дайвингом, при бессимптомном течении синусита в сравнении с контрольной группой.
В исследование были отобраны 79 спортсменов и 79 неспортсменов, группы сформированы однородно по полу и возрасту. При сборе жалоб и анамнеза акцентировали внимание на эпизодах баротравмы околоносовых пазух, наличии аллергии и хронического синусита в анамнезе. Пациенты с ретенционными кистами околоносовых пазух, полипозом носа и мастоидитом были исключены из исследования. Выполнялось МРТ исследование в коронарной и аксиальной проекциях. Утолщение слизистой оболочки околоносовых пазух более 3 мм расценивали как признак гипертофического синусита. Признаки гипертрофии слизистой оболочки околоносовых пазух были выявлены у 33 (41,8%) дайвингистов и у 18 (22,8%) в контрольной группе. Значимых различий по полу, возрасту, употреблению алкоголя и курению в данных группах установлено не было. Корреляции между выраженностью гиперпластического процесса в пазухах и длительностью занятиями данным видом спорта установлено не было. Авторы делают вывод, что занятия дайвингом влияют на гипертрофию слизистой оболочки околоносовых пазух.
Оценка различных методов лечения болезни Меньера — индивидуальный подход к лечению
Individual management of Meniere's disease and evaluation of functional outcome
Y. Chen, J. Yang, H. Wu, Q. Huang, Z. Wang, Z. Zhang
Lin Chung Er Bi Yan Hou Tou Jing Wai Ke Za Zhi 2011; 25: 16: 721—725. (англ. — Китай)
Рассмотрены результаты различных видов хирургического и нехирургического лечения болезни Меньера. Пациенты с болезнью Меньера были объединены в группы в зависимости от уровня слуха и качества жизни. Проводилось также дифференцирование с учетом изменения образа жизни, длительности приема лекарственных средств, введения гормональных препаратов транстимпанально, декомпрессии и дренирования эндолимфатического мешка, вестибулярной нейротомии, лабиринтэктомии. Проведен детальный анализ состояния пациентов после хирургических вмешательств. Оценивали выраженность головокружения, степень снижения слуха и качество жизни в отдаленном послеоперационном периоде (в течение 12 мес).
20 пациентов получали транстимпанальные инъекции дексаметазона. Головокружение купировалось у 14 испытуемых, шум в ушах уменьшился у 7, ощущение полноты в ушах уменьшилось у 4 человек. У 55 пациентов были выполнены различные хирургические вмешательства. В частности, 27 больным была произведена декомпрессия эндолимфатического мешка с дренированием, 26 пациентам — вестибулярная нейротомия и 3 — лабиринтэктомия. Головокружение значительно уменьшилось (на 75%) у больных после дренирующих операций, полностью прекратилось в течение всего периода наблюдения (12 мес) после вестибулярной нейротомии и лабиринтэктомии. Консервативное лечение и эндолимфатическое дренирование с декомпрессией значительно уменьшили выраженность головокружений и улучшили качество жизни. Однако наиболее эффективным в отношении полного купирования приступов головокружения явились такие операции, как вестибулярная нейротомия и лабиринтэктомия. Тактика при болезни Меньера, таким образом, должна определяться в зависимости от выраженности головокружений, степени снижения слуха, качества и образа жизни пациента, имеющихся противопоказаний к хирургическому вмешательству и ожиданий пациента от операции.
Может ли транскраниальная чрезвисочная магнитостимуляция влиять на уровень шума в ушах по сравнению с лобной транскраниальной стимуляцией?
Can Temporal Repetitive Transcranial Magnetic Stimulation be Enhanced by Targeting Affective Components of Tinnitus with Frontal rTMS? A Randomized Controlled Pilot Trial
P.M. Kreuzer, M. Landgrebe, M. Schecklmann, T.B. Poeppl, V. Vielsmeier, G. Hajak, T. Kleinjung, B. Langguth
Front Syst Neurosci 2011; 5: 88 (англ. — Германия)
Низкочастотная транскраниальная магнитостимуляция коры височной области в последние годы рассматривается как новый достаточно эффективный метод лечения шума в ушах. Однако все больше исследований доказывают, что причиной шума в ушах является не патология какой-либо отдельной зоны коры головного мозга, а дисфункция как слуховых, так и не слуховых областей центральной нервной системы (головного мозга). Многочисленными функциональными исследованиями было доказано, что кортикальные отделы префронтальной дорсолатеральной локализации могут быть активными «продуцентами» шума в ушах, являясь его афферентными отражателями. Основываясь на этих данных, авторы изучали возможность усиления эффекта от воздействия транскраниальной магнитной стимуляции левой височной области, если предварительно выполнить низкочастотную магнитную стимуляцию левой префронтальной области коры головного мозга.
56 пациентов получали транскраниальную низкочастотную стимуляцию левой височной области или в комбинации с предшествующей низкочастотной стимуляцией правых префронтальных отделов. Эффект от лечения оценивался по специальным шкалам-опросникам, позволяющим оценить качество жизни. Результаты показали, что непосредственно сразу после лечения значительное улучшение состояния отметили испытуемые обеих групп. В группе обследованных с комбинированной стимуляцией наметилась тенденция к некоторому усилению клинического эффекта, однако при статистической обработке данных она не явилась клинически значимой. Авторы делают вывод о превалирующей роли левой височной корковой области в развитии ушного шума, однако отмечают необходимость дальнейших исследований в намеченном ими направлении с увеличением численности испытуемых для получения статистически более достоверных данных.
Транскраниальная магнитная стимуляция в лечении шума в ушах: опыт 4-летнего ретроспективного наблюдения
Transcranial magnetic stimulation for the treatment of tinnitus: 4-year follow-up in treatment responders-a retrospective analysis
J. Burger, E. Frank, P. Kreuzer, T. Kleinjung, V. Vielsmeier, M. Landgrebe, G. Hajak, B. Langguth
Brain Stimul 2011; 4: 4: 222—227 (англ. — Германия)
Транскраниальная магнитная стимуляция височной области коры головного мозга считается новым эффективным методом лечения ушного шума. Несмотря на то, что многочисленными исследованиями подчеркивается эффективность данного метода лечения, всего лишь несколько исследований касаются клинических прогностических факторов и продолжительности реабилитационного периода после лечения. Авторы сравнили результаты лечения больных, которым была проведена стимуляция, с контрольной традиционной терапией. Наблюдались 235 пациентов с хроническим ушным шумом, подвергшихся транскраниальной магнитной электростимуляции. Пациенты получали или стандартную низкочастотную магнитную стимуляцию левой височной области, или комбинированную — фронтальную и височную. Критериями эффективности считались улучшение по данным опросника о качестве жизни по 10 пунктам и ремиссия шума в ушах в течение 90 дней после лечения. Эффект от проводимого лечения в изучаемой группе был довольно высоким. 50 (21,3%) больных отметили выраженное улучшение согласно описанным выше критериям эффективности. При этом пациенты распределились таким образом, что 19,7% из них получали только транстемпоральную стимуляцию, а 26% — комбинированную с префронтальной. В группах больных, по-разному реагирующих на лечение, отмечена значительная разница в исходном уровне оценки интенсивности шума. Никаких других различий по возрасту, полу, продолжительности шума в ушах, локализации шума выявлено не было.
Авторы делают вывод, что транскраниальная магнитная стимуляция является достаточно эффективным методом лечения ушного шума. Это связано с тем, что при такой стимуляции происходит нормализация нейрональной активности участков головного мозга, ответственных за появление ушного шума.
Обморок, сопровождаемый пароксизмальным позиционным головокружением и шумом в ушах (клиническое наблюдение)
Neurally mediated syncope presenting with paroxysmal positional vertigo and tinnitus
F. Goto, T. Tsutsumi, I. Nakamura, K. Ogawa
Auris Nasus Larynx 2011; В Интернете публикуется раньше печатных изданий (англ. — Япония)
Авторы представляют наблюдение 72-летнего мужчины с приступом позиционного головокружения и шумом в ушах. При проведении позиционных тестов позиционный нистагм получен не был. Пациент жаловался на возникновение данного приступа в положении лежа на правом боку. По клинической картине было заподозрено доброкачественное пароксизмальное позиционное головокружение. Традиционная медикаментозная терапия, как и физиотерапевтическое воздействие, не оказало выраженного эффекта. Ощущение позиционного головокружения, сопровождающееся изжогой, являлось для пациента практически предобморочным состоянием. Было заподозрено заболевание сердца, в связи с чем пациент был консультирован кардиологом. Кардиологическое мониторирование выявило пароксизмальную брадикардию. Была произведена имплантация водителя ритма, что привело к исчезновению приступов пароксизмального головокружения. Таким образом, данное наблюдение подчеркивает необходимость тщательного сбора анамнеза пациента и изучения состояния кардиоваскулярной системы, особенно когда мы видим доброкачественное пароксизмальное головокружение без характерного позиционного нистагма.
Роль биопленок в развитии хронического воспаления верхних дыхательных путей
Role of biofilms in chronic inflammatory diseases of the upper airways.
L. Calò, G.C. Passàli, J. Galli, G. Fadda, G. Paludetti
Adv Otorhinolaryngol 2011; 72: 93—96 (англ. — Италия)
Объект исследования — роль бактериальных биопленок в возникновении и рецидивировании хронических заболеваний верхних дыхательных путей (аденоидита, тонзиллита, хронического риносинусита) и установление их роли в развитии хронического воспаления. Изучали гистологию 16 образцов ткани миндалин и аденоидов, удаленных во время хирургических вмешательств у пациентов с хроническим тонзиллитом и аденоидитом, а также 24 образца слизистой оболочки решетчатых пазух, удаленной во время эндоскопических вмешательств по поводу хронического риносинусита, в том числе с использованием электронной микроскопии. Бактериальные биопленки были обнаружены у 57,5% больных с хроническим тонзиллитом и у 41,7% с хроническим риносинуситом, при этом наблюдалось выраженное повреждение реснитчатого эпителия. Авторы заключают, что микробные биопленки играют значительную роль в формировании хронического воспалительного процесса верхних дыхательных путей.
Хронический полипозный риносинусит: повышение уровня иммуноглобулина Е в ассоциации со Staphylococcus aureus
Chronic rhinosinusitis with nasal polyps: elevated serum immunoglobulin E is associated with Staphylococcus aureus on culture
D.W. Clark, A. Wenaas, M.J. Citardi, A. Luong, S. Fakhri
Int Forum Allergy Rhinol 2011; 1: 6: 445—450 (англ. — США)
Исследования последних лет показывают, что суперантиген Staphylococcus aureus является сильным модификатором развития хронического полипозного риносинусита и полипоза носа. В данной работе авторы анализируют уровень иммуноглобулина Е в сыворотке крови и показатели эозинофилов у больных хроническим риносинуситом при полипозе носа и без него в соответствии в положительным бактериальным ответом на наличие золотистого стафилококка. Проводили ретроспективное исследование пациентов с хроническим риносинуситом за 4-летний период: 62 больных с полипозной формой и 34 — с хроническим риносинуситом без полипов. Золотистый стафилококк явился наиболее часто высеваемым микроорганизмом при хроническом полипозном риносинусите, он выявлен у 19 (31%) больных. У этих же пациентов чаще получали повышенные показатели плазменного Ig E (>114 IU/mL). Уровень эозинофилов в крови, тем не менее был незначительно повышен по сравнению с больными, у которых не высевали золотистый стафилококк. По данным КТ околоносовых пазух отмечался выраженный полипозно-гиперпластический процесс. При этом у пациентов с неполипозной формой хронического риносинусита различия в значениях Ig E и эозинофилов были статистически незначимыми в группах с различными микроорганизмами. Авторы делают заключение о высокой степени корреляции между наличием золотистого стафилококка и повышением сывороточного Ig E и выраженностью полипозно-гиперпластического процесса у больных хроническим риносинуситом.
Осложнения после эндоскопической хирургии по поводу хронического риносинусита: 25-летний опыт
Complications in endoscopic sinus surgery for chronic rhinosinusitis: a 25-Year Experience
J.A. Stankiewicz, D. Lal, M. Connor, K. Welch
Laryngoscope 2011; 121: 12: 2684—2701 (англ. — США)
Целью данного исследования явился анализ различных осложнений, развившихся при эндоскопических операциях по поводу хронического риносинусита за 25-летний период. Всего были прооперированы 3 402 пациента (6 148 сторон). Осложнения наблюдались у 105 больных, т.е. составили 0,031%. Все осложнения были объединены в несколько групп. Наиболее частыми осложнениями явились геморрагия (41), орбитальные осложнения (29) и послеоперационная риноликворея (19). Установлено, что на частоту осложнений влияют следующие факторы: возраст, повторные хирургические вмешательства, полипы в полости носа, анатомические особенности, длительность заболевания, сопутствующие болезни, длительный прием различных лекарственных средств. Предварительное КТ-исследование, а также опыт хирурга не позволяют избежать осложнений.
Сделан вывод, что с момента внедрения эндоскопических эндоназальных операций в 1985 г. осложнения до сих пор встречаются, однако многие из них можно предупредить. Ключ к успешному разрешению проблемы лежит в точном знании анатомии, опыте врача. Но даже очень опытный хирург может столкнуться с осложнениями. Пациенты, у которых наиболее часто наблюдаются такие осложнения, имеют особенности анатомического строения костей черепа, распространенный патологический процесс, повторные хирургические вмешательства в анамнезе.
Перевод проф. И.В. Иванец, П.С. Иванец