Строение барабанной полости достаточно хорошо изучено преимущественно у взрослых. В то же время в последние годы появилась необходимость в более детальном исследовании барабанной полости у детей, в том числе и грудного возраста. Это произошло в связи с ростом числа воспалительных заболеваний среднего уха, а также их осложнений. Кроме того, в связи с развитием кохлеарной имплантации у детей даже в возрасте 1—1,5 лет появилась проблема расположения электродов в лестницах улитки. Дело в том, что с ростом среднего уха возникли случаи выхода электродов из лестниц улитки. Ряд авторов решают эту проблему, делая запас длины электродов в виде спиральной катушки.
Все эти обстоятельства побудили нас более детально изучить строение барабанной полости у детей с момента их рождения. Тем более что сведения об этом не просто скудны, а даже противоречивы.
Так, многие авторы указывают, что к моменту рождения основные размеры барабанной полости окончательно сформированы [1—3]. По мнению других авторов, барабанная полость с возрастом претерпевает некоторые изменения: меняется положение оси барабанной полости от горизонтального при рождении к вертикальному в возрасте 2—3 лет, отмечается увеличение ее вертикального размера [3, 5—7].
Оперативные вмешательства на барабанной полости требуют от отохирурга знаний ее анатомического строения с учетом возрастных особенностей. Любые новые детали в строении барабанной полости имеют существенное значение.
Цель исследования — получение новых практических данных на основании проведенного сравнительного анализа анатомического строения барабанной полости у новорожденных детей и детей раннего возраста.
Материал и методы
Материалом исследования служили 23 макропрепарата височных костей доношенных новорожденных и 24 макропрепарата височных костей детей в возрасте от 1 года до 3 лет, не имевших пороков развития. Костные макропрепараты были лишены разрушений и деформаций и представляли однородный объект исследования.
Для получения наиболее полного представления о размерах, расположении и развитии барабанной полости проводились поэтапные распилы височных костей в различных плоскостях.
Во время диссекции на каждом этапе мы проводили измерения и макросъемку.
Результаты и исследования
В результате исследования были выявлены следующие отличительные особенности строения барабанной полости новорожденных детей от детей раннего возраста:
1. У новорожденных детей дно гипотимпанума находится на уровне барабанного кольца, отсутствует клеточная система (см. рис.1, а на цв. вклейке). В раннем детском возрасте глубина гипотимпанума составила 2,5±0,45 мм. На дне имелись костные гребни и мелкие воздушные клетки (см. рис. 2, а на цв. вклейке).
2. Направление оси барабанной полости у новорожденных находится почти в горизонтальной плоскости. К 2 годам угол наклона оси приближается к вертикальному.
3. По данным литературы, у детей первых лет жизни могут встречаться дегисценции стенок фаллопиева канала в барабанном отделе [6]. В нашем исследовании у новорожденных в барабанном отделе канала лицевого нерва на всех 23 макропрепаратах определялся практически идентичный дефект нижней костной стенки канала лицевого нерва над окном преддверия, начинавшийся на уровне пирамидального возвышения и по форме приближенный к вытянутому треугольнику с основанием шириной ~1 мм и длиной ~2,5 мм (см. рис. 1, б на цв. вклейке).
Необходимо отметить, что дегисценция канала не визуализируется при привычном для отохирурга осмотре барабанной полости. Для этого необходимо тщательно осмотреть верхнюю стенку ниши овального окна преддверия.
При изучении этого отрезка фаллопиева канала у детей раннего возраста определялась четкая возрастная тенденция к постепенному зарастанию выявленной дегисценции. Так, к 3 годам в 72,35% случаев дефект отсутствовал, в 27,65% случаев сохранялся щелевидный дефект протяженностью до 1 мм (см. рис. 2, б на цв. вклейке).
На основании полученных данных можно заключить, что в строении барабанной полости у новорожденных детей и детей раннего возраста имеются определенные существенные отличия, которые необходимо учитывать как при диагностике, так и при хирургическом лечении патологических процессов в среднем ухе.