Частота основного тона голоса (fundamental frequency, или сокращенно F0) отражает биомеханические характеристики вибрации голосовых складок и является важным показателем фонаторной способности гортани [1—3]. Средняя частота основного тона речи (mean speaking fundamental frequency, или сокращенно SF0) представляет собой сумму частот всех звуковых волн, деленную на их количество. Речь в норме не монотонна, так как составляющие ее волны имеют различную частоту. Стандартное отклонение значений этих частот от SF0 называется вариабельностью частоты основного тона речи или сигмой тона (pitch sigma), которая обозначается греческой буквой сигма (s). Ее измерение проводилось при лечении различных органических заболеваний [4—7]. Согласно R. Baken и R. Orlikoff [8], в некоторых случаях s может иметь большее клиническое значение, чем SF0.
Функциональные нарушения голоса являются необычными с точки зрения диагностики, поскольку ярко выраженные расстройства голоса не сопровождаются существенными изменениями в гортани. Встречаются эти заболевания часто и представлены двумя формами: дисфонией (афонией), возникающей преимущественно у женщин после вирусных инфекций на фоне эмоционального стресса, и мутационным фальцетом у юношей [9]. Можно предположить, что при этих нарушениях до и после лечения меняется не только SF0, но и сигма тона. С целью подтверждения этой гипотезы проведено настоящее исследование.
10 мужчин в возрасте от 13 до 18 лет с диагнозом мутационный фальцет (МФ) и 10 женщин в возрасте от 13 до 55 лет с диагнозом функциональная дисфония (ФД) составили две основные группы. В контрольную группу вошли 30 субъектов в возрасте от 18 до 45 лет (15 мужчин и 15 женщин), не имеющих патологии гортани. У всех обследуемых определялись SF0 и σ в стандартном тексте, который нужно было прочитать в течение 25—30 с. В основных группах процедура проводилась до и после лечения. Применялась многофункциональная клиническая программа, созданная в Голландском институте фониатрии. Для стандартизации и сравнения акустических данных требуется одна и та же техника [10]. Поэтому с 2002 г., проводя акустический анализа голоса, мы применяем компьютер Celeron 366 МГц и микрофон с частотным диапазоном от 70 до 10 000 Гц. Это оборудование было использовано и в настоящей работе. Расстояние между субъектом и микрофоном составляло 30 см. Обследование проводилось в помещении с хорошей звукоизоляцией. Полученные данные отображены в табл. 1 и 2.
В результате проведенного исследования у здоровых субъектов отмечались следующие значения SF0: 128 Гц у мужчин и 250 Гц у женщин. Стандартные отклонения этих величин составили соответственно 14,3 и 21,7 Гц. Средние значения σ равнялись 36,3 Гц у мужчин и 46,5 Гц у женщин. При этом определялась существенная внутригрупповая вариабельность значений σ: 20,7—51,6 Гц у мужчин и 32,1—64,9 Гц у женщин. Поэтому стандартные отклонения средних величин σ были высокими: 9,1 Гц у мужчин и 11,2 Гц у женщин. В основных группах значения SF0 до лечения были выше, чем в контрольной. После лечения они нормализовались (см. табл. 1 и 2). У субъектов с МФ величины σ после лечения менялись по-разному. Если у большинства они уменьшились, то у субъектов 5 и 6 остались на прежнем уровне (см. табл. 1). У пациентов с ФД величины σ после лечения повысились (см. табл. 2).
Регистром голоса называется набор похожих по восприятию звуков, в основе которых лежит одинаковый механизм вибрации голосовых складок [11]. D. Miller [12] выделяет как у мужчин, так и у женщин два регистра: грудной и фальцетный. В норме фонация у мужчин осуществляется в грудном регистре. Фальцет используется только тогда, когда мужчины имитируют женщин. Женщины преимущественно пользуются грудным регистром. Фальцет применяется только при эмоциональных срывах.
При МФ и ФД фонация осуществляется в фальцетном регистре. Принципы лечения заболеваний одинаковы: с помощью фонопедических упражнений восстановить фонацию в грудном регистре. По данным R. Baken и R. Orlikoff [8], σ у здоровых людей очень индивидуальна. Наше исследование подтвердило это утверждение. Поэтому, анализируя полученные результаты, мы не стали опираться на значения σ в контрольной группе. Сравнивались данные SF0 и σ до лечения с аналогичными после него. При этом у всех пациентов с МФ отмечалось снижение SF0 после лечения, так как фонация осуществлялась в грудном регистре. До лечения у большинства субъектов с МФ отмечались неожиданные срывы голоса с фальцетного регистра на грудной и наоборот, что в вокальной практике называется киксами. Поэтому величины σ были высокими. После лечения фонация осуществлялась только в грудном регистре, что привело к снижению значений σ. У субъектов 5 и 6 киксы не отмечались. Этим объяснялась неизменность значений σ до и после лечения.
У пациентов с ФД определялось повышение SF0 до лечения, поскольку фонация осуществлялась в фальцетном регистре. После лечения использовался только грудной регистр, что привело к снижению SF0. σ, наоборот, до лечения была понижена и повысилась после него. Это свидетельствовало о более высокой вариабельности частоты основного тона речи при фонации в грудном регистре, чем в фальцетном.
R. Orlikoff и др. [8], наблюдая после химиотерапии рака гортани положительную динамику заболевания, отмечали увеличение значений σ тона. Авторы расценили этот факт как повышение гибкости голоса. В нашем исследовании только у пациентов с ФД можно говорить о повышенной гибкости голоса после лечения. Увеличение значений σ, имеющее место у большинства субъектов с МФ до лечения, свидетельствовало о патологической фонации в этот период.
Выводы
1. У пациентов с МФ и ФД отмечены одинаковые количественные изменения величин SF0: повышение до лечения и снижение после него. Измерение σ показало качественное различие этих изменений. До лечения σ была повышена при МФ и понижена при ФД. После лечения этот показатель понижался при МФ и повышался при ФД.
2. Оценивая результаты лечения функциональных нарушений голоса, помимо количественных изменений SF0 необходимо учитывать вариабельность составляющих ее частот.