Реконструкция поврежденной цепи слуховых косточек при операциях на среднем ухе называется оссикулопластикой и включает восстановление механизма трансформации звукового давления с барабанной перепонки на жидкости внутреннего уха.
Способы оссикулопластики зависят от того, какой элемент цепи слуховых косточек затронут патологическим процессом. Это может быть введение хрящевых, керамических или иных трансплантатов в область дефекта слуховых косточек, замена молоточка и наковальни титановым или тефлоновым протезом, установка протеза на основание стремени при разрушении всех остальных элементов слуховых косточек и т.п. [1, 2].
Несмотря на значительные успехи, достигнутые в хирургическом лечении больных хроническим гнойным средним отитом, в ряде случаев (от 10 до 25%) в отдаленном периоде отмечаются неудовлетворительные морфологические и функциональные результаты [3]. Одним из факторов, влияющих на функциональный результат операции, является смещение восстановленных элементов цепи слуховых косточек на завершающем этапе операции и в раннем послеоперационном периоде [1].
Чтобы удержать в нужном положении восстановленные звукопроводящие структуры, их укрепляют различными способами. Для этой цели используют желатиновую губку. Ее укладывают вокруг звукопроводящей цепи, заполняя барабанную полость [2]. Устанавливают различные протезы с фиксирующими механизмами, используют фиксирующую проволоку совместно с иономерным цементом, биоклей, хрящевые подпорки и т.д. [2].
Следует отметить, что все вышеперечисленные способы не лишены недостатков. Протезы с фиксирующим механизмом стабилизируют звукопроводящую систему, но имеет сложную технику установки, могут вызвать некроз элементов слуховых косточек и не являются универсальными. Фиксирующая проволока совместно с иономерным цементом имеет те же недостатки. Биоклей не исключает риск заражения гепатитом и ВИЧ, может вызвать воспалительный процесс, связанный с реакцией организма на его компоненты, и имеет высокую стоимость. Желатиновая губка при достаточно простой технике применения плохо рассасывается, повышается риск образования рубцов и спаек в барабанной полости. При ее использовании возможно возникновение аллергической реакции.
С учетом сказанного, поиск способов укрепления восстановленных звукопроводящих элементов среднего уха при выполнении слухулучшающих операций остается актуальным.
Одним из перспективных способов фиксации элементов звукопроведения среднего уха, на наш взгляд, может стать использование «лазерной сварки» биологических тканей [4—6]. Морфологическим проявлением изменений, лежащих в основе указанного феномена, является термическая коагуляция с образованием пленки из коагулированных тканевых и клеточных элементов, соединяющей на одном уровне все анатомические слои органа [7—9]. Экспериментально установлены оптимальные параметры импульсного лазерного воздействия с длиной волны 1,06 мкм для сваривания коллагеновых волокон [7, 8].
Основным морфологическим субстратом соединения биотканей при лазерной сварке является коагуляция белка в процессе нагревания. Повышение температуры вначале вызывает отек ткани, а по достижении 50—60 °С начинается денатурация и коагуляция белков. Этот процесс зависит от интенсивности и времени воздействия и может использоваться для осуществления сварки биотканей. Для повышения эффективности такой сварки в области соединения тканей или органов используют припои. Они поглощают лазерное излучение, сцепляя края раны и увеличивая прочность швов. Обычно в качестве лазерных припоев выбирают коллоидные водные суспензии альбумина — транспортного белка, входящего в состав сыворотки крови и цитоплазмы клеток человека и животных. Добавление альбумина повышает адгезию тканей, увеличивая их прочность на разрыв после сварки [8—10]. Наиболее распространенным припоем является бычий сывороточный альбумин (БСА).
Проводя в течение ряда лет клинические и экспериментальные исследования с обогащенной тромбоцитами плазмой (ОТП) [11, 12], мы решили исследовать возможность использования этого богатого белками препарата в качестве лазерного припоя. Преимуществом ОТП в сравнении с бычьим сывороточным альбумином являются простота ее получения из аутокрови больного, низкая стоимость, отсутствие риска передачи инфекционных заболеваний или возникновения иммунных реакций. Проведенные нами эксперименты на животных показали, что после заполнения барабанной полости ОТП она полностью рассасывается в течение 1—2 мес, не оставляя рубцов и спаек [13].
Цель настоящей работы — экспериментальное изучение возможности использования ОТП в качестве припоя при лазерной сварке для улучшения фиксации протезов, устанавливаемых при оссикулопластике.
Материал и методы
Нами была выполнена серия экспериментов по изучению возможности стабилизации в вертикальном положении титановых протезов типа фирмы KURZ с помощью лазерной сварки. Небольшой кусочек заранее приготовленной ОТП укладывали на плоскую пластиковую поверхность. Далее с помощью пинцета в середину этого сгустка помещалась ножка протеза. Следующим этапом ОТП подвергали воздействию излучения гольмиевого лазера с длиной волны 2,09 мкм. Этот вид лазерного излучения хорошо поглощается биологическими тканями, что обеспечивает эффект нагрева при низком уровне мощности и небольшой экспозиции, что важно для предупреждения травмирования нормальных структур среднего и внутреннего уха.
Обогащенную тромбоцитами плазму с разных сторон облучали 3—4 импульсами длительностью 1—2 с при мощности 2 Вт. Рабочий конец волновода располагали на расстоянии 3—4 мм от сгустка ОТП (рис. 1).
Указанные параметры лазерного излучения являются безопасными для функционирования элементов среднего и внутреннего уха [6, 7]. В контрольной группе сгусток ОТП не подвергался тепловому воздействию лазерного излучения. Результаты оценивали, определяя угол отклонения плоскости с протезом от горизонтали, при котором последний смещался относительно своего исходного положения. В каждой серий экспериментов было проделано 10 опытов.
Результаты и обсуждение
Результаты экспериментов показали, что в опытной группе, где для укрепления протеза применялась лазерная сварка с использованием ОТП, при любом наклоне плоской поверхности протез не отклоняется от своего первоначального положения (рис. 2).
В контрольной же группе, где протез укреплялся с помощью ОТП, не обработанной лазерным лучом, отмечалось смещение протеза от первоначальной оси при наклоне плоской поверхности на 20—40° (рис. 3).
Таким образом, проведенные экспериментальные исследования показывают, что лазерная сварка при установке титановых протезов во время проведения оссикулопластики с использованием в качестве припоя обогащенной тромбоцитами плазмы может стать надежным способом сохранения заданного положения реконструированной цепи слуховых косточек.