Начиная с 2008 г. в рамках реализации программы Национальный проект «Здоровье», на кафедре сурдологии РМАПО был организован цикл тематического усовершенствования (ТУ) «Аудиологический скрининг новорожденных» для врачей и среднего медицинского персонала.
По данному циклу совместно с сотрудниками кафедры детской оториноларингологии РМАПО была разработана программа ТУ «Аудиологический скрининг новорожденных», которая включает в себя курс лекции и практических занятий.
За период 2008-2013 гг. было проведено 26 циклов, на которых прошли обучение 1473 специалиста из разных регионов России.
По окончании каждого цикла осуществлялось анкетирование курсантов (всего обработано 856 анкет), из которого следует, что исследование слуха при помощи звукореактотеста (приказ МЗ РФ №108 от 29.03.1996) проводили лишь 17% опрошенных.
«Слабыми» местами первого этапа аудиологического скрининга, по мнению курсантов, являются отсутствие финансирования дополнительной нагрузки (100% ответов респондентов), отсутствие приспособленных помещений для проведения данного исследования (99%), отсутствие механизма контроля (95%), недостаточная компьютерная подготовка специалистов (65%), а также отсутствие необходимого технического оснащения (45%).
Ключевыми моментами для успешного внедрения системы аудиологического скрининга специалисты считают ресурсное обеспечение: приборное (98%), технологическое (96%), кадровое (100%), финансовое (100%). Кроме этого, практически все опрошенные отметили недостатки в организации работы, контроля качества, полноты охвата и своевременной передачи данных.
В ответах на вопрос о возможном повышении качества скрининга превалирует мнение о необходимости соответствующего оснащения, подготовки и финансирования работы персонала.
На вопрос, устраивает ли курсантов система обучения на кафедре, положительно ответили 98%. Оставшиеся 2% отметили необходимость такой организации учебного процесса, которая предусматривала бы раздельное обучение врачей и медсестер, внедрение индивидуальных форм обучения на рабочем месте с возможностью дистанционного консультирования, а также некоторую избыточность получаемой на занятиях информации.
Кроме этого, как показало анкетирование, сохраняют актуальность вопросы, связанные с техническим обеспечением архивирования информации, организацией текущего ремонта оборудования, уточнением расчетных нормативов работы специалиста (средняя продолжительность одного исследования или количество обследованных детей в день), механизмами направления детей на 2-й этап скрининга, что особенно важно для небольших населенных пунктов, когда на обследование родителям с ребенком надо ехать в другой город; оплата дополнительной работы.
Подводя итог пятилетней деятельности кафедры сурдологии по программе «Аудиологический скрининг новорожденных», следует отметить значение таких факторов, как дефицит финансирования, нехватка кадров, отсутствие необходимого технического оборудования. В связи с этим для повышения эффективности реализации программы в рамках Национального проекта «Здоровье» необходимо принятие комплексных мер, связанных не только с совершенствованием обучения специалистов, но и с привлечением материальных ресурсов и кадров, организацией условий для эффективной работы, контроля качества, систематического анализа получаемой информации и обратной связи с региональными учреждениями.