Академическое пение требует ежедневных вокальных занятий для поддержания хорошей профессиональной формы. У многих исполнителей после этого при ларингоскопии определяется гиперемия голосовых складок. Существует мнение, что если такая реакция проходит через 2—3 ч, она является физиологической [1, 2]. Между тем практика показывает, что гиперемия может длиться значительно дольше у многих певцов. Отсюда возникает мнение о том, что они поют неправильно.
Цель работы — определить: 1 — какая вокальная нагрузка приводит к гиперемии голосовых складок, 2 — как долго она длится и 3 — как эти изменения влияют на качество певческого голоса.
В эксперименте участвовали 30 солистов оперы — 15 мужчин (5 теноров, 5 баритонов, 5 басов) и 15 женщин (8 сопрано и 7 меццо-сопрано) в возрасте от 27 до 35 лет, не имеющих патологии гортани. Курящие обследованию не подвергались. Женщины осматривались не позже чем за неделю до месячных. Обязательным условием для всех являлся покой голоса не менее одного дня до обследования.
Использовались два типа вокальной нагрузки, проводимой в разные дни: 20-минутная и 60-минутная. При 20-минутной обследование проводилось перед пением и через 15 мин после него. При 60-минутной оно проводилось три раза: утром перед пением, через 15 мин и через 12 ч после пения. Обследование включало в себя зеркальную ларингоскопию, ларингостробоскопию и акустический тест. Стробоскопия и акустический тест осуществлялись у тех певцов, у которых после пения появлялась гиперемия голосовых складок. Для получения контрольных данных акустический тест также назначался всем субъектам до пения.
Стробоскопию выполняли с помощью отечественного стробоскопа ЭЛС 03 при интенсивности фонации около 65 дБ в грудном регистре. Интенсивность фонации оценивали с помощью шумомера RadioShack. Акустическое исследование проводили с помощью ноутбука Hewlett-Packard 630, Pentium B960, 2,2 ГГц и специальной клинической программы, созданной в Голландском институте фониатрии. При этом субъекты читали один и тот же текст на комфортной частоте и громкости в течение 15—20 с. Затем они произносили гласную «а» на стандартной частоте (128 Гц для мужчин и 220 Гц для женщин) с интенсивностью около 75 дБ не менее 5 с. Использовался внешний микрофон с частотным диапазоном от 50 до 15000 Гц. Расстояние между ним и субъектом составляло 25—30 см. Исследование проводилось в звукоизолированной комнате с уровнем окружающего шума не выше 40 дБ.
Определялись следующие величины: при чтении текста — частота основного тона (ЧОТ) речи; при произнесении гласной — jitter (степень частотной нестабильности вибрации голосовых складок), shimmer (степень амплитудной нестабильности вибрации складок) и отношение сигнала к шуму (С/Ш), представляющее собой пропорцию шума в голосе. Jitter (local) вычислялся как отношение среднего абсолютного различия последовательных периодов к среднему периоду, shimmer (local) — как отношение среднего различия амплитуд последовательных периодов к средней амплитуде. Полученные данные были статистически обработаны с помощью t-теста по Стьюденту (см. таблицу).
У всех вокалистов перед пением голосовые складки имели обычный цвет. После 20-минутной нагрузки гиперемия не определялась ни у одного субъекта. После 60-минутной нагрузки через 15 мин отмечалась гиперемия складок у 25 певцов (12 мужчин и 13 женщин), что составило 83,3% от общего числа обследованных. Никто из субъектов не отмечал нарушений голоса. Во время фонации у них выявлялось полное смыкание голосовых складок, края которых были свободны от мокроты. При стробоскопии отмечались симметричные, периодичные колебания голосовых складок нормальной амплитуды с полным закрытием голосовой щели. Через 12 ч после пения гиперемия складок присутствовала у тех же субъектов. Никто из них не отмечал ухудшения голоса. При фонации у всех определялось полное закрытие глоттиса и отсутствие мокроты на краях складок. Стробоскопия подтверждала симметричные, периодичные колебания голосовых складок нормальной амплитуды с полным закрытием голосовой щели. Показатели акустического теста приведены в таблице.
При соответствующих акустических данных их величины не были одинаковыми. Показатели, полученные в разные периоды при 60-минутной нагрузке, сравнивались между собой: 1) до пения и через 15 мин после него; 2) до пения и через 12 ч после него; 3) через 15 мин после пения и через 12 ч после него. Было установлено, что у мужчин различия соответствеющих показателей ЧОТ, jitter, shimmer и С/Ш во всех сравнениях были статистически недостоверны (p>0,05). У женщин отмечалась аналогичная закономерность.
Ларингоскопия с помощью жесткого или гибкого эндоскопа не всегда позволяет получить естественный цвет складок, поэтому некоторые авторы рекомендуют проводить ее у вокалистов с помощью обычных зеркал [3, 4]. Между тем ларингоскопия не позволяет оценить вибрационную способность складок. Для этой цели используется ларингостробоскопия и акустическое обследование. Акустический тест является относительно новым методом и включает в себя обязательное измерение таких величин, как ЧОТ, jitter, shimmer и С/Ш. ЧОТ отражает биомеханические характеристики вибрации голосовых складок и является важным индикатором фонаторной способности гортани [5]. Изменение этого показателя может произойти при различных заболеваниях голоса. Jitter и shimmer свидетельствуют о акустических пертурбациях. Повышение показателей воспринимается на слух как охриплость [6]. С/Ш является объективным индексом степени охриплости. Его значения обратно пропорциональны наличию шума в голосе [7].
Академическое пение требует высокого подскладкового давления, что в зависимости от длительности вокальной нагрузки и индивидуальной выносливости голосового аппарата может привести к различной реакции со стороны голосовых складок. В проведенном исследовании небольшая вокальная нагрузка (20 мин) не привела к гиперемии складок ни у одного субъекта. Пение же в течение часа вызвало гиперемию у большинства (83,3%) субъектов. Несмотря на то, что у них не выявлялись объективные нарушения голоса, мы поддерживаем мнение В.Г. Ермолаева и соавт. [8], рекомендующих в такой ситуации покой голоса на сутки. У 5 (16,7%) певцов после 60-минутной нагрузки изменение цвета складок не определялось. При этом они не предъявляли жалоб на нарушение вокальной формы. С одной стороны, это свидетельствовало о более высокой выносливости их голосового аппарата, но с другой стороны могло быть расценено как индивидуальная особенность гортани. По нашему мнению, таким вокалистам также не стоит петь более одного часа в день, проверяя порог выносливости своего голоса.
Выводы
1. У большинства вокалистов пение в течение 60 мин приводит к появлению гиперемии голосовых складок, которая длится не менее 12 ч.
2. Гиперемия не приводит к субъективным и объективным нарушениям качества голоса и поэтому может считаться физиологической.