Оториноларингология — одна из наиболее актуальных и динамично развивающихся клинических дисциплин. Это обусловлено по меньшей мере двумя обстоятельствами, определяющими значение совершенствования форм и методов последипломного образования.
Во-первых, болезни ЛОР-органов занимают ведущее место в структуре современной патологии человека и являются наиболее распространенной причиной визита пациента к врачу. Клинические проявления воспалительных заболеваний ЛОР-органов и их осложнений отличаются известной вариабельностью симптоматики, нередко сочетанием нескольких нозологических состояний, часто — атипичным течением, недостаточной информативностью традиционных диагностических тестов, что затрудняет их своевременное распознавание и отрицательно сказывается на эффективности лечения. В связи с этим чрезвычайно важным разделом последипломной подготовки оториноларингологов является освещение современных концепций этиологии и патогенеза наиболее распространенных заболеваний ЛОР-органов, отечественных и международных стандартов их диагностики и методов лечения.
Во-вторых, заболевания верхних дыхательных путей и органа слуха являются одной из наиболее частых причин назначения антибиотиков, нерациональной лекарственной терапии, что закономерно сопровождается увеличением распространенности резистентных штаммов этиологически значимых патогенов, нарастанием частоты побочных эффектов.
В связи с этим другим важным направлением последипломной подготовки оториноларинголога является формирование у врача способности к компетентному принятию решений в отношении фармакотерапии патологии ЛОР-органов, соответствующей современным протоколам.
Очевидно, что с учетом перечисленных особенностей формирование у врача-оториноларинголога современных знаний представляет собой достаточно трудоемкий процесс, который должен носить систематический характер и осуществляться на протяжении всего периода его профессиональной деятельности.
Как известно, основными направлениями последипломного образования в оториноларингологии, как, впрочем, и в других медицинских специальностях, являются институциональные формы обучения: специализация (интернатура или клиническая ординатура); усовершенствование, которое может быть общим (повышение квалификации по всем разделам специальности) и тематическим (совершенствование профессиональной подготовки по избранным вопросам специальности), а также обучающие курсы, стажировки на базе профильных кафедр, НИИ, научно-практических центров, располагающих необходимым оборудованием и соответствующим научно-педагогическим потенциалом. Однако темпы обновления и/или разработки новых клинических руководств, рекомендаций, стандартов таковы, что законодательно утвержденный пятилетний интервал переподготовки по специальности не обеспечивает в полной мере поддержание должного профессионального уровня. В целом, по оценкам экспертов, в условиях интенсивного технологического развития общий объем информации каждые пять лет удваивается, ежегодно обновляется около 5% процентов теоретических и 20% профессиональных знаний [1].
С сожалением приходится констатировать, что несмотря на большое количество современных источников научно-медицинской информации, масштабы ее использования остаются крайне недостаточными. Например, по данным медико-социальных исследований, лишь 18% опрошенных врачей общей практики для получения профессиональных знаний используют тематические интернет-сайты, более 1/3 (37%) — не читают специальную литературу [2]. По другим сведениям, необходимость в специальной медицинской информации в условиях реальной клинической практики («office practice») возникает у врача до 60 раз в неделю, при этом удовлетворяются лишь 30% таких информационных потребностей. Во многом это связано с неадекватным индексированием статей и сложностью их поиска в журналах, быстрым «старением» ранее изданных руководств и другими обстоятельствами [3].
Определенные перспективы в преодолении недостатков традиционных форм последипломной подготовки связаны с возможностями дистационного образования (ДО), к бесспорным преимуществам которого относят наглядность и эффективность образовательного процесса; возможность удаленного получения знаний и общения с преподавателем в режиме реального времени; отсутствие необходимости в специальных командировках для прохождения образовательных циклов и снижение материальных затрат на обучение; возможность выбора тематических образовательных программ в соответствии с профессиональными интересами и др.
Цель работы — ретроспективный анализ эффективности двух курсов дистанционного обучения оториноларингологов по данным электронного анкетирования слушателей.
Материал и методы
В рамках пилотного проекта ГБОУ ДПО РМАПО по ДО на независимом интернет-ресурсе профессионального обучения врачей «www.esculap-med.ru:непрерывное медицинское образование» были проведены две (сентябрь—декабрь 2012 и 2013 гг.) образовательные дистанционные программы для врачей-оториноларингологов. Первый образовательный курс (сентябрь—декабрь 2012 г.) включал лекции по актуальным вопросам клинической ринологии и предназначался для оториноларингологов и аллергологов. Второй курс ДО (сентябрь—декабрь 2013 г.) представлял собой один из разделов дистанционной образовательной программы по проблемам респираторной медицины, в котором участвовали, кроме оториноларингологов, пульмонологи, терапевты, педиатры и аллергологи.
Каждый такой курс имел модульный принцип построения (7 и 11 модулей соответственно). В процессе проведения программ проводился контроль знаний обучаемых в виде текущего и итогового тестирования.
После индивидуальной регистрации на интернет-ресурсе врач получал доступ к образовательным курсам, тестам, форумам. Необходимым условием участия слушателя в дистанционных образовательных программах являлось наличие компьютера с установленным Adobe Flash актуальной версии, доступ к сети Интернет со скоростью передачи данных не менее 5 Мбит/с.
Взаимодействие лекторов с участниками программы осуществлялось в режиме реального времени посредством проведения голосований и чата, а также через опции «Вопрос лектору» и «Круглый стол»/форум сайта, реализованные на сайте-площадке. Таким образом, система управления обучением помогала оценить объем и качество знаний каждого слушателя программы.
Образовательные сессии записывались в профессиональной видеостудии с использованием 3 FullHD-видеокамер, что позволяло подготовить соответствующий материал (лекции, видеообращения) высокого качества. При размещении видеоматериалов на сайте производилась их адаптация с целью повышения качества воспроизведения.
Для анализа результатов перечисленных образовательных программ использовались деперсонифицированные данные, собранные в ходе обучения, коммуникации, тестирования и сохраненные на сервере.
Результаты и обсуждение
Всего в двух образовательных программах ДО приняли участие (зарегистрировались) 997 врачей-оториноларингологов из 301 города и населенного пункта России. Необходимо подчеркнуть, что более 1/3 (33%) всех населенных пунктов составили города и поселки с населением менее 100 000 человек — Тикси, Кинель, Можга, Рыльск и др., из которых были зарегистрированы 107 врачей.
В первой образовательной программе (сентябрь—декабрь 2012 г.) приняли участие 614 врачей-оториноларингологов, при этом каждый из них просмотрел 50% программы, состоявшей из 7 модулей, а 10% врачей — все 7 модулей. Почти каждый пятый оториноларинголог (21%) успешно сдал итоговый тест и получил сертификат об участии в дистанционной программе.
Во второй программе ДО (сентябрь—декабрь 2013 г.), кроме 383 оториноларингологов, участвовали терапевты, пульмонологи, аллергологи, педиатры. Примечательно, что в этой программе приняли участие 60% врачей-оториноларингологов — слушателей программы 2012 г., что свидетельствует об интересе и положительном отношении участников к данной форме обучения. В этой программе, состоявшей из 11 модулей, каждый врач просмотрел более 50% (5—6) модулей, а практически каждый пятый (19%) — все 11 лекций программы по проблемам респираторной медицины. По итогам этого цикла примерно каждый третий (28%) оториноларинголог получил сертификат после успешной сдачи итогового теста.
Как уже отмечалось, функциональные особенности образовательной интернет-площадки позволяли врачам обсуждать вопросы модуля на форумах сайта, общаться с лектором, другими участниками курса. В целом в таких обсуждениях на форумах приняли участие примерно 4% всех зарегистрированных врачей-оториноларингологов (средний показатель по всем специальностям составил 16%).
Следует отметить возрастание активности участников программ. Так, если во время проведения 45-минутных сессий во время первой образовательной программы (2012 г.) от слушателей поступали в чате в среднем по 2—3 вопроса за трансляцию, то во время второй программы (2013 г.) — уже по 5—6 вопросов в течение каждой трансляции в прямом эфире.
В целом врачи, участвовавшие в образовательных программах, высоко оценили их качество и значение. По данным электронного анкетирования, проведенного после окончания образовательных курсов, максимальное количество баллов за первую и вторую программы составили соответственно 90 и 84% слушателей. Около 90% участников подчеркнули важность полученной в процессе ДО информации. При этом врачи отметили значение модулей, в которых освещались актуальные вопросы повседневной практики, в частности такие темы, как «Значение российских и международных руководств по лечению инфекций в оториноларингологии», «Распространенные ошибки в диагностике и лечении инфекций в оториноларингологии» и некоторые другие.
Среди основных мотивирующих факторов ДО большинство (33%) слушателей отметили возможность обучения в удобное время, интересную тему лекций (23%) и важность авторитета лектора (16%) участников анкетирования. Обращает на себя внимание тот факт, что большинство (78%) опрошенных врачей-оториноларингологов подключались к трансляциям образовательных модулей с домашних компьютеров.
Таким образом, как показал первый опыт, дистанционное обучение является эффективной формой последипломного образования, обеспечивающей участие в тематических курсах широкого круга слушателей. По данным Госкомстата [4], в двух программах ДО 2012 и 2013 гг. приняли участие 7,9% всех врачей-оториноларингологов Р.Ф. При этом доля врачей, изучивших все модули учебных курсов, выросла практически в 2 раза — с 10% в 2012 г. до 19% в 2013 г.
По итогам двух программ, около 14% оториноларингологов, прошедших обучение, ознакомились со всеми учебными модулями, что соответствует результатам массовых онлайновых дистанционных курсов, проводимых для неврачебных аудиторий [5, 6].
Проведенные в рамках пилотного проекта ДО курсы демонстрируют реальные перспективы удаленных форм последипломного образования по оториноларингологии и могут послужить основанием для разработки программ по различным разделам специальности. Одним из реальных резервов ДО является возможность видеотрансляций операций, детальной демонстрации хирургом этапов вмешательства, процесса принятия и реализации решений в различных нестандартных ситуациях, что, безусловно, повышает привлекательность такого учебного материала.
При этом следует учитывать и ограничения ДО, в частности связанные с обучением практическим навыкам, организацией контроля правильности выполнения тех или иных манипуляций (этапов хирургического вмешательства), что является не только важным, но и одним из самых трудных разделов подготовки оториноларинголога.
Важным условием эффективного использования возможностей ДО является наличие высококвалифицированных преподавателей, применяющих современные информационные технологии, способных обеспечить актуальность и разнообразие тематики представляемых материалов для обучения.
Конфликт интересов отсутствует.