При обследовании больных с кохлеовестибулярными нарушениями и диагностированным нейроваскулярным конфликтом преддверно-улиткового нерва (ПУН) обращает на себя внимание преобладание в ряде случаев клинических симптомов нарушения слуха или равновесия. Встречаются также варианты сочетанных нарушений. Известно, что VIII пара черепных нервов содержит афферентные нервные волокна, начинающиеся от спирального ганглия улитки и формирующие кохлеарный нерв (КН), а также аксоны нейронов ганглиев преддверия, формирующие вестибулярный нерв (ВН). Последний образуют два отдельных ствола — верхний и нижний вестибулярные нервы [1—5]. Можно полагать, что симптоматика нейроваскулярного конфликта ПУН определяется характером синтопии передней нижней мозжечковой артерии и, как следствие, зависит от места компрессии нервных волокон слухового либо вестибулярного пути в составе ПУН. Локализация и взаимное расположение кохлеарного и вестибулярного нервов в составе ПУН изучались у различных животных и человека [1—9]. В некоторых из этих работ акцент сделан только на участке ПУН, расположенном во внутреннем слуховом проходе (ВСП), либо анализировалась топография и структура только К.Н. При этом для уточнения топографии кохлеарного и вестибулярного отделов ПУН использовали разные методические подходы: магнитно-резонансную томографию, регистрацию потенциала действия с поверхности нерва, введение трейсеров в соответствующие ганглии, гистологический анализ [1, 3, 5, 9—12]. Вследствие этого имеющиеся в литературе сведения о микротопографии и гистоструктуре КН и ВН в составе ПУН зачастую неполны и достаточно противоречивы.
Цель исследования — проанализировать топографию нервных волокон, принадлежащих к слуховому и вестибулярному анализаторам, в составе интракраниального отдела ПУН человека.
Материал и методы
Материал для исследования получали в патологоанатомическом отделении филиала 2 ГКБ № 56 при аутопсии трупов мужчин (2) и женщин (6), умерших от острой коронарной недостаточности в возрасте от 45 до 60 лет. Всего исследовано 8 образцов правого и 8 образцов левого ПУН, выделенных от места выхода из ствола мозга до входа во внутренний слуховой проход. При изъятии образцов интракраниальный отдел ПУН отделялся от лежащего рядом с ним лицевого нерва с помощью препарирования. Материал фиксировали в нейтральном формалине и заливали в парафин по стандартной методике [13]. Перед фиксацией образцов отделы ПУН маркировали в соответствии с его прижизненным анатомическим положением в задней черепной ямке. Поперечные срезы ПУН окрашивали гематоксилином и эозином, а также по методу Ван-Гизона. Срезы изготавливали в месте выхода нерва из ствола мозга (N1), в середине (N2) и у его входа во внутреннее слуховое отверстие (N3). С целью объективизации результатов визаульного изучения полученных образцов измеряли минимальный (D
Результаты и обсуждение
Общий план строения интракраниальных отделов правого и левого ПУН в целом одинаков. Снаружи нерв окружен соединительной тканью эпиневрия, от которого отходят внутрь достаточно тонкие прослойки периневрия с кровеносными сосудами. ПУН содержит миелиновые нервные волокна, окруженные соединительнотканными прослойками эндоневрия. В части миелиновых волокон осевые цилиндры расположены в центре, в остальных аксоны имеют периферическую локализацию. Практически во всех нервных волокнах миелиновая оболочка выявляется в виде светлого участка цитоплазмы леммоцитов, окружающей осевой цилиндр, что обусловлено растворением миелина при процедуре окрашивания срезов. По ширине этого участка можно косвенно судить о степени миелинизации нервных волокон ПУН и, следовательно, о скорости проведения ими нервных импульсов. Во всех исследованных образцах ПУН отмечены выраженные в разной степени признаки гиалиноза, что соответствует возникающим с возрастом структурным перестройкам периферических нервов [14].
Во всех трех изученных отделах правого и левого ПУН были выявлены две обособленные группы нервных волокон, различавшиеся по плотности окраски. Более интенсивно окрашенные волокна формируют КН, а более светлые участки ПУН соответствуют месту локализации ВН (рис. 1). Аналогичные тинкториальные особенности нервных волокон ПУН были отмечены другими авторами [12, 15]. Нервные волокна, формирующие КН и ВН, отличались также по структуре и визуально — по размерам (рис. 2). При морфометрическом анализе установлено, что в КН и ВН измеренные параметры волокон характеризуются дисперсией, выраженной в разной степени для Area, D
В изученных образцах ПУН нам не удалось идентифицировать верхний и нижний ВН, что можно объяснить, с одной стороны, слабым развитием соединительной ткани внутри ПУН. С другой стороны, имеются данные о том, что верхний и нижний ВН лежат раздельно в отрезке ПУН, локализованном в ВСП, но при выходе из него оба нерва сливаются и образуют единый ВН [4].
В ВСП КН располагается кпереди от нижнего ВН и ниже идущего рядом с ПУН лицевого нерва. По мере приближения к внутреннему слуховому отверстию КН постепенно перемещается к нижней поверхности ПУН и занимает в нем передненижнее положение [1—3, 5, 18]. Аналогичная локализация КН была выявлена на срезах N3 отдела ПУН во всех исследованных образцах. В N2 отделе и правого, и левого ПУН КН располагался на нижней поверхности (см. рис. 1, б). На срезах N1 отдела ПУН была выявлена вновь передненижняя локализация КН, характеризующаяся несущественной вариабельностью в восьми изученных образцах (см. рис. 1, а). Это наблюдение не согласуется с данными других исследователей, отмечавших в этом отделе ПУН нижнее и даже нижнезаднее расположение КН [1, 3, 5, 16, 18, 19].
Результаты проведенного исследования являются основанием для установления связи между местом компрессии ПУН и вариантами симптоматики возникающего при этом нейроваскулярного конфликта. Наличие только вестибулярных нарушений может свидетельствовать о компрессии верхней и/или задней поверхностей ПУН в N1 и N3 отделах, а в N2 отделе — о компрессии передней, верхней и задней поверхностей нерва. При нарушениях слуха возможным местом компрессии может быть передненижняя поверхность N1 и N3 отделов ПУН и нижняя поверхность в N2 отделе. Вероятно, при сочетанных нарушениях характер симптомов будет зависеть от преимущественного сдавления ПУН в области верхнепередней поверхности N1 и N3 отделов либо задненижней поверхности N2 отдела нерва. При этом преобладание кохлеарной либо вестибулярной симптоматики может определяться более локальной избирательной компрессией нервных волокон КН или ВН, расположенных в области перечисленных поверхностей ПУН. В оценке причин сочетанных кохлеовестибулярных нарушений при нейроваскулярном компрессионном синдроме следует также учитывать данные о возможном проникновении части нервных волокон КН в ВН и наоборот. Взаимное проникновение нервных волокон кохлеарного и вестибулярного отделов ПУН происходит преимущественно в ВСП [2, 4].
Таким образом, в результате проведенного исследования получены данные о топографии и гистологических различиях нервных волокон, формирующих КН и ВН в составе ПУН. Эти данные конкретизируют взаимосвязь между местом компрессии ПУН и симптомами, возникающими у больных с нейроваскулярным компрессионным синдромом.
Выводы
1. Интракраниальный отдел ПУН представлен двумя обособленными группами нервных волокон, различающихся по плотности окраски, размерам и степени миелинизации: более интенсивно окрашенные и меньшие по диаметру волокна формируют К.Н. Светлые участки ПУН, содержащие нервные волокна большего диаметра и с более высокой степенью миелинизации, соответствуют месту локализации ВН.
2. В интракраниальном отделе ПУН взаимное расположение волокон, образующих КН и ВН, изменяется: у внутреннего слухового отверстия КН занимает передненижнее положение относительно ВН. В средней части ПУН волокна, образующие КН, располагаются на передненижнезадней поверхности нерва. Аналогичное взаимное расположение имеют нервные волокна КН и ВН у латеральной поверхности ствола мозга.
Конфликт интересов отсутствует.