В общей структуре заболеваемости ЛОР-органов патология полости носа (ПН) и околоносовых пазух (ОНП) в последние годы прочно заняла первое место как среди амбулаторных больных, так и в группе пациентов, проходящих лечение в стационарных условиях [1, 2].
В настоящее время одной из первостепенных задач является разработка мероприятий по совершенствованию медицинской помощи пациентам с заболеваниями ПН и ОНП на амбулаторно-поликлиническом и стационарном этапах с учетом уровня заболеваемости данной патологией и выявленных медико-социальных особенностей поведения данной группы пациентов, что и предопределило практическую целесообразность настоящего исследования.
Цель работы — анализ влияния медико-социальных факторов на возникновение заболеваний ПН и ОНП и на степень удовлетворенности оказанной медицинской помощью.
Материал и методы
На первом этапе исследования (период с 2007 по 2011 г.) был проведен анализ заболеваемости пациентов с патологией ЛОР-органов в ЛОР-отделении ГБУЗ ГКБ № 4 Д.З. Москвы и анализ работы ЛОР-кабинетов амбулаторно-поликлинических учреждений ЮЗАО Москвы путем изучения сводных годовых отчетов окружного оториноларинголога о заболеваемости взрослого населения и диспансеризации.
В основу второго этапа (2012—2013 гг.) положен анализ результатов опроса 400 пациентов с заболеваниями ПН и ОНП, находившихся на стационарном лечении в ЛОР-отделении ГКБ № 4 Москвы, и 400 пациентов, находившихся на амбулаторном лечении ГБУЗ ГП № 68 ДЗМ филиал № 1 ЦАО Москвы. Были изучены социально-гигиеническая характеристика, возрастно-половые особенности обследованных, морально-психологический климат в семье, удовлетворенность оказанной медицинской помощью, осведомленность пациентов о медицинских услугах (анкетирование выборочной группы пациентов).
Для реализации второго этапа была разработана анкета, состоящая из двух частей:
1. Комплексная медико-социальная характеристика лечебно-диагностического процесса в стационаре (городской поликлинике) и состояния здоровья членов семьи. Эту часть анкет заполняли непосредственно сами пациенты (анкета для стационара — 47 вопросов, для поликлиники — 38 вопросов).
2. Карта выкопировки сведений из истории болезни (амбулаторной карты) и экспертной оценки организации и качества медицинской помощи больному (19 вопросов для стационара и 15 вопросов для поликлиники). Медико-социальная характеристика включала вопросы, касающиеся объективного положения и статуса анкетируемого (пол, возраст, район проживания, вид трудовой деятельности, удовлетворенность полученным образованием, специальностью, данные о составе семьи, морально-психологическом климате в семье, оценка состояния собственного здоровья, наличие вредных привычек, выполнение назначений врача). Другая часть вопросов была предназначена для изучения мнения пациентов о доступности и качестве амбулаторно-поликлинической и стационарной помощи, удовлетворенности пациентов оказанной медицинской помощью, осведомленности респондентов о медицинских услугах. Были изучены такие параметры, как оценка пациентом полученного лечения в поликлинике и стационаре; доступность амбулаторного и стационарного лечения; основные недостатки и достоинства лечения в городской поликлинике и стационаре, степень удовлетворенности лечением в городской поликлинике и условиями пребывания в ЛОР-отделении, степень удовлетворенности отношением ЛОР-врача и медицинского персонала к пациенту, оценка обеспеченности лекарственными средствами. Карта выкопировки из истории болезни (амбулаторной карты) содержала информацию, относящуюся к конкретному заболеванию, с которым пациент находился на лечении у поликлинического ЛОР-врача или в стационаре, что позволило на третьем этапе исследования оценить качество проведенного обследования, качество проведенного лечения (объем, сроки, комбинация методов лечения, длительность), исход заболевания, длительность периода общей временной нетрудоспособности. Заключительный этап включал в себя разработку мероприятий по совершенствованию медицинской помощи пациентам с заболеваниями ПН и ОНП на амбулаторно-поликлиническом/стационарном этапе с учетом заболеваемости данным видом патологии и выявленных медико-социальных особенностей данной группы пациентов.
Результаты и обсуждение
Исследование структуры госпитализированной заболеваемости ЛОР-органов (по данным статистических отчетов) в ЛОР-отделении ГБУЗ ГКБ № 4 Д.З. Москвы показало, что самую большую нозологическую группу составляли болезни ПН и ОНП — более 50,0%. На втором месте находилась патология уха — около 25,0%, на третьем — болезни глотки — около 10,0%.
В структуре заболеваний ПН и ОНП преобладали гнойные заболевания околоносовых пазух: острые (32,0%) и хронические синуситы (25,0%) в среднем за 5 лет. На втором месте — искривление перегородки носа (19,0%), травмы носа и околоносовых пазух (7,0%), фурункулы, абсцессы носа и другие болезни кожи и подкожной клетчатки (7,0%), все формы ринита (6%), носовые кровотечения (2%).
При анализе заболеваемости прикрепленного населения по данным обращаемости в амбулаторно-поликлинические учреждения (по данным статистических отчетов) ЮЗАО Москвы было выявлено, что на первом месте находились заболевания глотки — в среднем 26 531 (38,8%) случай за год, на втором месте заболевания ПН и ОНП — 19 146 (28,0%) случаев за год, далее заболевания уха — 17 520 (25,6%) случаев и заболевания гортани — 5192 (7,6%) случая за год.
Среди изолированных заболеваний ПН и ОНП преобладал острый ринит — в 6479,8 случаев, что составляло 33,9% от всех обращений с заболеваниями ПН и ОНП, хронический ринит — 4173,6 (21,8%), острый синусит — 3332,8 (17,4%).
Первое место в структуре причин временной утраты трудоспособности занимали острые заболевания ЛОР-органов, среди которых удельный вес заболеваний полости уха и сосцевидного отростка составлял 31,3—33,1%, ПН и ОНП — 29,5—30,3%, глотки — 24,1—24,6%. Хронические заболевания ЛОР-органов по количеству случаев нетрудоспособности занимали второе место в структуре причин временной утраты трудоспособности среди прикрепленного населения. В этой группе лидировали заболевания ПН и ОНП (41,4—42,2%), глотки (29,1—30,2%), уха и сосцевидного отростка (18,6—19,6%). В целом, несмотря на снижение общего количества случаев нетрудоспособности за период исследования с 2007 по 2011 г., число дней нетрудоспособности практически не изменилось за счет увеличения средней продолжительности заболевания с 9,5 до 9,7 дня.
По данным нашего исследования, длительность лечения пациентов с заболеваниями ПН и ОНП на амбулаторном этапе варьировала от 5 до 65 дней, причем наиболее распространенная длительность — 7 дней (21%), 10 дней (18,5%), 14 дней (12,8%). Временная утрата трудоспособности (ВУТ) варьировала от 5 до 14 дней, причем 7 дней ВУТ имели 81,4% респондентов, не более 7 дней ВУТ — 89,2%, не более 9 дней ВУТ — 92,3%.
Из 400 стационарных пациентов по направлению поликлиники планово были госпитализированы 53,5%, по направлению поликлиники экстренно — 29,5%, по скорой медицинской помощи — 9,8%, самостоятельно — 7,0%.
Период, прошедший с момента начала болезни до госпитализации, позволил разделить пациентов на три группы: 1-я — госпитализированные в течение не более 1 мес после начала болезни (51,2%), 2-я — госпитализированные в течение нескольких месяцев (от 1 до 12) — 7,8%, 3-я — госпитализированные более 1 года после начала заболевания — 41,0%.
Среднее число дней от начала болезни до момента госпитализации (сроки до 1 мес и длительные периоды — месяцы и годы не рассматриваются) составил 7,6±5,2 дня и варьировал от 1 до 30 дней. Период госпитализации, равный 7 дням, составил 21,6%, 10 дням — 16,5%, 5 дням — 14,6%, 3 дням — 8,0%.
Хирургическое вмешательство было проведено 97,0% пациентов, в том числе 56,3% — в первые сутки, 40,0% — на второй день. Среднее число дней, прошедших с момента госпитализации до хирургического вмешательства, — 1,4±0,7 дня.
Общая длительность пребывания в стационаре составила 7,9±1,6 дня (от 2 до 16 дней), длительность периода диагностики — 1,0±0,0, периода лечения — 7,3±1,8 дня (от 1 до 16 дней). Выздоровление наступило в 73,7%, улучшение состояния — в 26,0%, без изменений — в 0,3%.
Общая длительность пребывания в стационаре выздоровевших пациентов составила 7,7±1,2 дня, с улучшением — 8,3±2,5.
Различия в оценке респондентами своего здоровья проявлялись при анализе разных социально-экономических индикаторов, таких как образование, профессия, уровень материального благосостояния и т. п. По данным нашего исследования, на «отлично» свое здоровье оценили 14,2% респондентов, на «хорошо» — 41,8%, «удовлетворительно» — 35,9%, «плохо» — 6,6%, «очень плохо» — 0,1%. Среди пациентов поликлиник удельный вес тех, кто оценил свое здоровье на «отлично» в 3,2 (21,8%) раза больше, чем среди пациентов стационара (6,8%).
Пациенты с высшим образованием в целом выше оценили свое здоровье (на «отлично» — 13% респондентов с высшим образование против 11% респондентов со средним специальным).
Образование оказывало влияние на оценку уровня здоровья членов семьи респондента. Установлено, что с ростом уровня образования респондента увеличивалась доля семей, в которых все члены были здоровы (от 61% у респондентов со средним образованием до 71% — с высшим).
Распределение респондентов с разным социальным статусом по оценке здоровья членов их семей показало, что наиболее благополучными с этой точки зрения были учащиеся. Именно в этой социальной группе отмечалась наибольшая доля лиц со здоровыми членами семьи (92%).
В здоровых семьях 51% пациентов лечились в поликлинике, а 49% — в стационаре. Наряду с этим более половины, а именно 67,3% респондентов, в семьях которых были алкоголики или наркоманы, лечились в стационаре и 58,2% — если члены семьи часто болели; но при хронических больных в семьях всего 31,9% лечились в стационаре. Отсюда следует, что социально-медицинское неблагополучие в семье заставляло пациентов чаще, чем в здоровых семьях, прибегать к стационарной помощи; наличие хронических больных, наоборот, заставляло пациента избегать госпитализации, оставаясь в семье, и использовать поликлиническую медицинскую помощь.
По данным анкетирования, ведущими причинами, вызвавшими заболевание ПН и ОНП, были состояние окружающей среды и нервно-психические стрессы — их указали почти 52 и 27% респондентов соответственно. На третьем месте (17%), по мнению респондентов, был комплекс внешних причин, в том числе медицинского характера, среди которых перенесенные травмы, операции, прием лекарственных препаратов, аллергические реакции, лечение у стоматолога. Неблагоприятные условия труда как причину болезни подчеркнули около 15% респондентов. Наименее значимыми причинами, по данным опроса, были курение и прием алкоголя (2,8%), неблагоприятные жилищно-бытовые условия (2,9%) и нарушения питания (3,3%).
По результатам проведенного опроса, большинство (71,2%) пациентов предпочитали получать медицинскую помощь в государственных медицинских учреждениях, 27,2% использовали помимо этого частно-коммерческие медицинские учреждения, 1,6% — только частно-коммерческие медицинские учреждения.
По данным анкетирования, половина пациентов (50,8%) получали необходимую медицинскую помощь «как правило, всегда», 23,1% — «не всегда» и 0,9% — «никогда».
По данным опроса, государственно-страховая медицинская помощь оценивалась на «хорошо» в 40,8%, «удовлетворительно» — 41,5%, «плохо» — 8,0%, «очень плохо» — 1,6%, затруднились в оценке 8,1% респондентов.
Медицинским обслуживанием в поликлинике по месту жительства или стационаре были удовлетворены 82,8%, частично удовлетворены — 4%, не удовлетворены — 4,4%, затруднялись с ответом 7,4% респондентов. Однако среди пациентов стационара удельный вес полностью удовлетворенных медицинским обслуживаем несколько больше, чем среди поликлинических пациентов (88,0% против 77,5%), частично удовлетворенных уровнем оказанной медицинской помощи в стационаре было 8%, в поликлинике такие респонденты отсутствовали. Неудовлетворенные медицинским обслуживаем в стационаре отсутствовали, а в поликлиниках составили 8,8%.
Наиболее высоко в лечебных учреждениях пациенты оценили уровень профессионализма, вежливость и внимание персонала при предоставлении медицинской помощи. По данным проведенного опроса выявлены три фактора, по которым поликлиническая и стационарная помощь различаются: в пользу стационара — профессионализм, вежливость и внимание персонала, в пользу поликлиники — хорошие условия.
По результатам опроса, наибольшие риски отрицательной оценки респондентами поликлиники связаны со следующими характеристикам: 1) стоимость медицинской помощи; 2) отношение персонала к пациентам (вежливость, внимание и пр.); 3) профессиональный уровень персонала.
По мнению пациентов, в городской поликлинике наиболее значимым недостатком являлись очереди, изношенное оборудование и невнимательное отношение персонала. Наибольшие отличия (на 27,1%) между поликлиническими и стационарными пациентами касались удовлетворенности лечением в городской поликлинике, наименьшие (на 9,3%) — очередей (60% поликлинических и 50,7% стационарных пациентов).
По вопросу организации лечебного процесса в стационаре 78,3% затруднились ответить. Только 5,8% указали, что недостатков в организации лечебного процесса не было. Остальные 16% респондентов отметили организационные недостатки лечебного процесса, среди которых — отсутствие лекарств, задержка лекарств и назначений, недостаточное оснащение.
Проведенный анализ распространенности патологии ПН и ОНП позволил сделать вывод о безусловном превалировании данной категории больных среди всей госпитализированной ЛОР-заболеваемости. Пациенты амбулаторного звена составили значительный процент от всех оториноларингологических больных (28,0%). Выявлена достоверная связь между обращаемостью за оториноларингологической помощью и медико-социальными характеристиками: возрастом, полом, составом семьи, социальным статусом, наличием хронических заболеваний, самооценкой здоровья, прохождением лечения в амбулаторно-поликлиническом или стационарном учреждении. Проведенное социологическое исследование среди пациентов с заболеваниями ПН и ОНП позволило выявить основные недостатки в организации их лечения.
Конфликт интересов отсутствует.