Человеческий нос является сложным объектом с большим количеством анатомических вариаций в различных популяциях и расовых группах. С учетом возрастающей сложности реконструктивных, функциональных и эстетических вмешательств ринохирургам необходимо детальное знание не только базовой анатомии и морфологии, но и точных антропометрических параметров наружного носа, в том числе и в этническом аспекте.
Под антропометрией принято понимать систематизированную технику количественного измерения частей тела человека, в том числе и для дифференциации различных рас и этнических групп [1, 2].
Основным определяющим антропометрическим параметром наружного носа является носовой индекс (НИ), который исторически отражает региональные климатические различия ареала первичного проживания этнической группы [2, 3]. На основании носового индекса выделяют 3 основных типа носа: лепторинический (leptorrhine) c носовым индексом до 69,9; мезоринический (mesorhine) с индексом от 70,0 до 84,9 и платиринический (индекс более 85,0) [3].
Традиционно нос считается длинным и узким у жителей холодных и сухих регионов, широким и коротким - у жителей теплых и влажных краев.
Кроме носового индекса, дающего грубые и приблизительные представления о форме наружного носа, в эстетической ринологии существует еще ряд антропометрических параметров, позволяющих точнее характеризовать особенности носа и выявлять отклонения от желаемой формы. Вычисление и анализ этих пропорций являются чрезвычайно важным этапом подготовки к ринопластике - операции, все более популярной и актуальной в последние годы [4, 5]. Так сложилось, что большинство ринопластик, выполняемых сегодня в мире, являются «этническими», т. е. проводятся с учетом типичных антропометрических особенностей носа в данной группе населения с четким алгоритмом хирургических шагов.
Во многих странах и популяциях в разные годы проведены серьезные исследования для понимания морфологических параметров этнического носа, что позволило разработать специальные хирургические приемы и облегчило работу ринохирургов, например с типичными корейскими, китайскими, японскими, средиземноморскими, афроамериканскими носами [6].
В нашей стране, а также в исторически и культурно близких соседних странах этническая ринопластика делает только первые шаги и не имеет пока хорошей антропометрической базы.
Национальное многообразие населения в России, Казахстане и других странах бывшего Советского Союза предполагает детальное изучение особенностей наружного носа для каждой этнической группы и разработку специфических для каждой популяции алгоритмов коррекции.
Одним из этносов, где популярность и актуальность ринопластки растет, являются казахи. Специфические особенности антропологического типа казахов складывались и развивались в основном на базе древнеказахстанской европеоидной расы при длительном контакте с пришлыми монголоидами [7]. Согласно данным R. Sharma и R. Sharma [8], в классификации рас казахи отнесены к центральной группе турецкого подвида монголоидной расы, которые имеют такие физические характеристики, как тип кожи от светло-желтого до коричневого, темно-коричневый цвет волос, брахиоцефалический тип черепа с цефалическим индексом от 85 до 87. Нос прямой и выступающий. Лицо овальное. Скуловые кости выступают и расширяются латерально. Губы толстые, глаза темные, часто имеется складка латерального эпикантуса. Рост от среднего до высокого.
Мы не обнаружили в литературе более точных сведений об антропометрических особенностях строения наружного носа и полости носа у казахов. Между тем отсутствие четких представлений о параметрах и пропорциях типичного казахского носа создает определенный пробел при планировании хирургических вмешательств в этой группе населения.
Цель исследования - определение антропометрических параметров наружного носа в казахской популяции для последующего определения алгоритма и приемов этнической ринопластики.
Пациенты и методы
В исследование параметров и пропорций наружного носа включены лица казахской национальности из числа студентов «Назарбаев Университета» и железнодорожного училища Астаны в количестве 500 человек. Возраст обследуемых составил от 16 до 25 лет (средний - 20,6±3,5 года), из них 197 (39,4%) женщин и 303 (60,6%) мужчин.
Основными критериями включения в исследование являлись желание в нем участвовать и казахская национальность участника.
Основным критерием исключения были наличие ринопластики или травмы наружного носа в анамнезе, что могло изменить природные пропорции наружного носа.
Обследование участников проводилось в медицинских кабинетах указанных учебных заведений во время периодического медицинского осмотра (рис. 1).
Замеры наружного носа выполнялись в реальном времени с нормальной анатомической позицией головы в миллиметрах с использованием цифрового кронциркуля, налобного осветителя и калькулятора, а также виртуально - на цифровых цветных фотографиях, выполненных в стандартных проекциях.
Условиями съемки были матовый фон, расстояние до обследуемого 0,5 м, портретный режим, автофокусировка и вспышка c медленной синхронизацией. Участники исследования снимали очки, серьги и открывали лоб. Применялись стандартные проекции: 1) фронтальная, когда взгляд пациента был направлен в объектив, линия глаз позиционировалась строго в горизонтальной плоскости, а ушные раковины симметрично; 2-3) боковые, при которых горизонтально устанавливалась так называемая «франкфуртская» линия между верхним краем наружного слухового прохода и нижним краем орбиты; 4) базальная, когда голова запрокидывалась назад, а кончик носа выводился между бровей.
Фотографии переносили в персональный компьютер, где проводили их обработку и измерения в программе Adobe Photoshop. При этом мы придерживались следующего принципа - абсолютные линейные величины измерялись на людях, пропорции и углы - виртуально, на фотографиях.
Одноэтапно выполнялось стандартное оториноларингологическое обследование участников с помощью набора ЛОР-инструментов.
Данные заносились в общую базу данных и индивидуальные регистрационные карты исследуемых (ИРК) с последующим расчетом пропорций, сравнением параметров и статистической обработкой.
В ходе работы вычислялись следующие показатели. Высота носа (ВН) определялась как расстояние между назионом (срединная точка в лобно-носовом углу) и так называемой проназальной точкой (выступающая точка наружного носа) (рис. 2). Ширина носа (ШН) рассчитывалась как расстояние между наиболее латеральными точками крыльев. На основании высоты и ширины носа рассчитывался носовой индекс, который определяется отношением ширины носа к его высоте, умноженным на 100. Лобулярный индекс мы вычисляли как отношение ширины кончика дольки к общей ширине дольки. Традиционно большой лобулярный индекс характеризует широкий кончик носа. Кроме этих основных параметров, мы также рассчитывали носогубный угол, индекс проекции носа по Goode, индекс проекции кончика по Гунтеру и ротацию кончика (см. рис. 2).
Определялись средние значения показателей по группам и их стандартные отклонения. Данные анализировались с помощью программы Statistica (SPSS, 11.0). Выявлялись специфические признаки, полученные результаты сравнивались с доступными в литературе среднестатистическими параметрами трех основных рас: африканской, европеоидной и монголоидной. Достоверность различий сравниваемых выборочных средних количественных показателей определяли по t-критерию Стьюдента. Различия считались статистически значимыми при вероятности справедливости нулевой гипотезы <5% (р<0,05).
Результаты и обсуждение
Полученное в результате нативных замеров значение высоты носа у наших исследуемых составило 47,1±0,86 мм для мужчин и 38,2±1,12 мм для женщин. Общее значение по выборке равнялось 43,5±4,47 мм. По сравнению с опубликованными в других странах результатами исследований высота носа в казахской популяции оказалась самой низкой, причем значение было меньше показателей как европеоидов (55,26±3,57 мм у мужчин и 52,01±3,01 у женщин) [9], так и негроидов (соответственно 4,35±0,31 и 4,60±0,34 см) [10], а также монголоидов (48,5±2,8; 44,7±7,0 мм) [11] (табл. 1, 2).
Ширина носа у обследованных составила 38,0±0,85 мм в мужской выборке и 30,40±1,52 мм в женской. Интересно, что значение показателя у мужчин существенно превышало европеоидное (36,90±2,67), но для женщин было меньше (33,12±2,22) [9]. Похожее соотношение отмечается по результатам замеров у монголоидов, полученных S. Koirala и соавт. [11]. По сравнению с негроидной популяцией [10] ширина носа казахов была меньше и для мужчин, и для женщин. Общее значение ширины носа в исследуемой группе соответствовало 35,0±3,88 мм.
Расчет носового индекса показал следующие параметры. Мужской Н.И. составил 80,8±0,53, женский - 79,4±3,17, средний по всей выборке соответствовал 80,4±1,59. Согласно общему носовому индексу (80,8±0,53), казахский нос имеет средние пропорции и соответствует мезоринии, что более характерно для европеоидов (см. табл. 2).
Расчет дополнительных параметров наружного носа показал следующие результаты. Лобулярный индекс (отношение передней высоты дольки к общей высоте колумеллы - см. рис. 2) у исследуемых мужского пола составил 81,4, у женщин 76,96 при общепринятой норме 70% [4, 12].
Носолобный угол составил 138,94±5,71° у мужчин и 130,1±8,25° у женщин при среднем значении 134,89±8,73°, что существенно больше среднеевропейской нормы [4, 12] и косвенно подтверждает представление о низкой спинке типичного казахского носа.
Носогубной угол у мужчин равен 95,9±4,75°, что соответствует стандартным параметрам, а у женщин - 86,48±7,11°, меньше по сравнению со среднестатистическими данными [4, 12]. Среднее значение показателя в популяции составило 91,59±5,34°.
Ротация кончика оказалась меньше европейского эстетического «идеала» [4, 12] и у мужчин (78,45±2,24°), и у женщин (73,92±4,31°), среднее значение составило 76,37±2,94°.
Индекс проекции носа по Goode соответствовал принятым за «норму» значениям - 57,25±4,36%.
Проекция кончика по Гунтеру в группе исследуемых оказалась больше по сравнению с «нормой» (50-60%) [4, 13] и составила 67,9±5,21 у мужчин и 76,72±4,17 у женщин (среднее значение 72,68±4,91).
Таким образом, казахские носы имеют специфические антропометрические отличия и не являются типично «азиатскими», а некоторые их пропорции оказались более характерными для европеоидов.
Согласно нашим исследованиям, высота носа у казахов является самой низкой среди всех опубликованных результатов обследования представителей трех рас, что сразу задает основное направление казахской ринопластики - аугментацию спинки и кончика. Большинство казахских носов имеют выраженную костно-хрящевую горбинку, но, учитывая описанную низкую проекцию спинки, удаление этой горбинки при этнической ринопластике представляется необоснованным. Для гармонизации профиля спинки в этом случае лучше пользоваться другими хирургическим приемами - повышением проекции спинки с неодинаковой аугментацией на разных уровнях и увеличением проекции кончика.
Кроме этого, казахский нос достаточно широкий, его ширина больше, чем у представителей европеоидной и монголоидной популяций, но меньше, чем у негроидной расы. Данная особенность определяет еще один элемент ринопластики у казахов - сужение спинки и резекцию оснований крыльев.
По другим параметрам нос в казахской популяции представляется достаточно сбалансированным, отклонения от принятых за «правильные» эстетических пропорций несущественны и разнонаправлены в мужской и женской популяции.
Проведенное исследование обеспечивает исследователей и практических врачей референсными данными о параметрах наружного носа в казахской популяции, что будет полезным для реконструктивной и эстетической ринохирургии, а также может использоваться для экспертизы и в судебной медицине.
Представляется необходимым проведение дальнейших исследования для выявления этнических особенностей строения внутриносовых структур и функциональных показателей носа в популяции Казахстана.
Конфликт интересов отсутствует.