Физиотерапевтические процедуры напрямую воздействуют на ткани, улучшая периферическое кровообращение, трофику тканей, нормализуют баланс жидкости в тканях, оказывают болеутоляющее действие.
Механизм микротоковой терапии основан на имитации биологических импульсов (биотоков), возникающих в человеческом организме. Биотоки мягко и безвредно стимулируют естественные электрохимические процессы, протекающие в клетках, и нормализуют клеточную жизнедеятельность в целом [1].
После хирургических вмешательств, в частности ринопластики, пациентов чаще всего беспокоят выраженные отеки и гематомы параорбитальной и щечной областей, которые возникают на всех стадиях формирования соединительной ткани: альтерации, экссудации и пролиферации. Основные патогенетические процессы при этом преимущественно ассоциированы с ранним послеоперационным периодом. В связи с этим лечебные мероприятия раннего послеоперационного периода при ринопластике должны быть направлены на уменьшение отека мягких тканей и предупреждение развития гематом [2—4]. Фазы послеоперационного раневого процесса, в частности, фаза воспаления с двумя периодами, фаза регенерации и фаза образования рубца после ринопластики имеют широкий диапазон проявления: от незначительного локального отека мягких тканей до формирования обширных гематом параорбитальной, щечной и височной областей. В раннем послеоперационном периоде имеют место также нарушение обоняния, чувство онемения и боли в области наружного носа и лица. Для улучшения восстановительного периода у этих пациентов нами были использованы физиотерапевтические процедуры: фото- и магнитотерапия, микротоковая терапия, ультразвуковые импульсы, мазевые циркулярные аппликации лекарственных средств.
Цель работы — оценка эффективности комбинированной фото- и магнитотерапии в сравнении с фото- и микротоковой терапией у пациентов в раннем послеоперационном периоде после первичной и вторичной ринопластики.
Пациенты и методы
Обобщены результаты лечения 80 пациентов после первичной и вторичной ринопластики методом аппаратного физиолечения. Пациенты были объединены в четыре группы в зависимости от вида хирургического вмешательства и методики комбинированного физиотерапевтического лечения (см. таблицу).
В послеоперационном периоде оценивались следующие изменения в области лица и наружного носа на 2—20-е сутки после выполнения ринопластики:
— отек мягких тканей наружного носа и параорбитальной области;
— подкожные и субконъюктивальные кровоизлияния;
— боль в области наружного носа;
— отечность нижних и средних носовых раковин (начиная со 2-х суток послеоперационного периода после удаления тампонов из полости носа).
Выраженность указанных изменений на 2-е сутки после операции и в динамике оценивалась с помощью визуально-аналоговой шкалы ВАШ [5].
Всем пациентам наряду со стандартной медикаментозной терапией, начиная со 2-го дня послеоперационного периода, проводилось комбинированное физиолечение. В 1-й и 3-й группах — фототерапия в сочетании с магнитотерапией, во 2-й и 4-й группах — фототерапия в сочетании с микротоковой лимфодренажной терапией.
Фототерапия проводилась с использованием отечественного аппарата Дюна-Т (ЗАО «Медико-экологический центр», Россия). Данный метод является разновидностью неинвазивной физиотерапии за счет воздействия на ткани светового потока красного и инфракрасного диапазона с длиной волны красного 632,7 нм, инфракрасного 840 нм, с частотой 50—60 Гц и площадью облучения не менее 12 см2. Длительность процедуры составляла 10 мин. Процедуры выполнялись ежедневно, начиная с 3-го дня после операции на протяжении 20 дней (всего 20 сеансов).
Магнитотерапия проводилась с использованием портативного низкочастотного аппарата МАГ-30−4 (Украина) с амплитудным значением магнитной индукции на рабочей поверхности аппарата 30 Тл. Низкочастотное магнитное поле оказывает аналгезирующее и противовоспалительное действие, улучшает микроциркуляторные процессы и местное кровообращение, способствует рассасыванию отека и ускоряет репаративную регенерацию.
Микротоковая лимфодренажная терапия проводилась многофункциональным аппаратом (Россия). Механизм действия основан на управлении биопотенциалами клетки. Как известно, живая клетка обладает двумя противоположными электрическими зарядами внутри и на внешней стороне мембраны. Изменения биопотенциала обусловлены движениями заряженных ионов. При дисфункции клетки мембранный заряд немедленно отображает патологические изменения. Но этот феномен обладает и обратным механизмом: изменяя мембранный потенциал клетки, можно влиять на транспорт ионов и обменные клеточные процессы, тем самым ускоряя репарацию тканей.
Все процедуры проводились в течение 15 дней и чередовались одна за другой, с интервалом в 1 сутки.
Результаты и обсуждение
При использовании комбинированного физиотерапевтического лечения, включавшего фототерапию в сочетании с магнитотерапией, к 20-му дню послеоперационного периода положительный эффект был отмечен у 16 пациентов, перенесших первичную ринопластику (1-я группа), и 4 пациентов после вторичной ринопластики (3-я группа).
На фоне применения фототерапии в комплексе с микротоковой физиотерапией к 20-м суткам послеоперационного периода подавляющее большинство пациентов (18 человек из 2-й группы и 17 человек из 1-й группы) продемонстрировали полную инволюцию проявлений послеоперационного воспаления в области лица и наружного носа.
Динамика инволюции послеоперационных изменений в области лица и наружного носа у пациентов, перенесших ринопластику, представлена на рис. 1 и 2.
Таким образом, из представленного анализа полученных результатов следует, что эффективность различных вариантов комбинированной физиотерапии в послеоперационном периоде после первичной «закрытой» ринопластики примерно одинакова. После вторичной «закрытой» ринопластики сочетание фототерапии с воздействием микротоками более предпочтительно, чем комбинация фотовоздействия и магнитотерапии. Это можно объяснить тем, что в послеоперационном воспалении преобладают явления лимфостаза и увеличения объема интерстициального (тканевого) жидкого субстрата. Это, в свою очередь, может объясняться рубцовыми изменениями мягких тканей в области хирургической травмы, возникающими вследствие первичного вмешательства. Поэтому лимфодренажный эффект микротоковой терапии является приоритетным в устранении послеоперационных изменений мягких тканей при повторной «закрытой» ринопластике. Таким образом, в послеоперационном периоде после ринопластики необходимо комплексное многофакторное воздействие на зону послеоперационного воспаления с целью устранения послеоперационной воспалительной реакции.
Наиболее выраженное обратное развитие послеоперационных изменений в области вмешательства наблюдаются на 4—8-е сутки послеоперационного периода, т. е. на протяжении 3—7 сеансов комбинированного физиотерапевтического лечения.