Открытие в Москве 22 октября 1896 г. лучшей в Европе, оснащенной на высоком уровне клиники по болезням уха, носа и горла стало крупным событием не только для медицинского факультета Московского университета, но и для здравоохранения России. Клиника была выстроена на пожертвования замечательной русской женщины, широко известной своей благотворительностью Юлии Ивановной Базановой. Наряду с лечебной работой, в клинике и на кафедре болезней уха, горла и носа шел активный учебный процесс, позволявший передавать студентам старших курсов Московского университета основные знания по оториноларингологии. В разное время кафедрой заведовали С.Ф. фон Штейн, А.Ф. Иванов, А.Г. Лихачев, Н.А. Преображенский, Ю.М. Овчинников, А.С. Лопатин. В настоящее время работу кафедры возглавляет профессор В.М. Свистушкин. На кафедре работают высококвалифицированные опытные преподаватели — доктора и кандидаты медицинских наук. Каждый преподаватель имеет закрепленную за ним учебную комнату, оснащенную оборудованием и демонстрационными материалами, необходимыми для реализации педагогического процесса на современном уровне. Коллектив кафедры и клиники, активно используя в процессе преподавания дисциплины «оториноларингология» инновационные технологии, в то же время сохраняет традиционные формы преподавания и общения со студентами, передаваемые из поколения в поколение, придавая большое значение личным качествам, опыту, авторитету педагога.
Во время аудиторных занятий и в процессе внеаудиторной работы большое внимание уделяется морально-психологическим и деонтологическим принципам лечебной работы врача, формированию у обучающихся ценностных ориентаций личности будущего врача. Известно, что медицинский работник не может догматически следовать определенным постулатам, он должен обладать самостоятельным мышлением, умением анализировать свои действия и предвидеть их последствия, в том числе в ургентных ситуациях.
Важная роль в формировании личности будущего врача, в углубленном освоении оториноларингологии, повышении заинтересованности студентов в изучаемом материале принадлежит студенческому научному кружку (СНК). Работа в СНК позволяет будущему врачу уже в студенческие годы не только получить более глубокие знания по интересующему его предмету, но и приобщиться к научно-исследовательской работе, которая в последующем может быть продолжена в период обучения в клинической ординатуре и аспирантуре.
Научно-исследовательская работа студентов способствует решению следующих задач [1]:
— расширение профессионального мировоззрения студентов;
— воспитание потребности и умения постоянного совершенствования своих знаний;
— формирование устойчивых навыков самостоятельной исследовательской работы;
— развитие креативного и продуктивного мышления;
— формирование нравственных принципов врача;
— содействие участию в конкурсах научных студенческих работ и в научных конференциях различных уровней;
— содействие публикации и внедрению в практику результатов исследования;
— подготовка резерва для поступления в аспирантуру и преподавательской работы на кафедре;
— содействие развитию межвузовских отечественных и международных студенческих связей и др.
На кафедре болезней уха, горла и носа Первого МГМУ им. И.М. Сеченова накоплен богатый опыт работы со студентами в СНК. На протяжении последних десятилетий в СНК было воспитано несколько поколений ведущих врачей-оториноларингологов нашей страны, будущих главных специалистов и заведующих кафедрами. Некоторые из них начали посещать заседания СНК, еще будучи студентами младших курсов.
В последние годы отчетливо заметна тенденция к повышению заинтересованности студентов в кружке СНК по оториноларингологии. Существенно увеличилось не только количество студентов, регулярно посещающих заседания СНК, но также повысилась их познавательная и исследовательская активность: все больше обучающихся, начиная уже с 4-го курса, участвуют в проведении научно-исследовательской, клинической и экспериментальной работы кафедры. Если в 2005—2006 гг. среднее число присутствующих на заседаниях СНК составляло 8—10 студентов, то в 2014—2015 гг. число членов СНК возросло до 30—33 человек. Аналогичные тенденции наблюдаются и в отношении обучающихся, ведущих активную научно-исследовательскую работу: в 2004—2006 гг. число этих студентов составляло 2—3 человека, в 2014—2016 гг. — 10—12 человек. Важно подчеркнуть, что в процессе выполнения исследовательской работы студенты приобретают умения и навыки изучения специальной литературы и проведения научного исследования, а также углубляют и закрепляют на практике знания, необходимые в будущей врачебной деятельности.
Важным условием повышения качества образования и развития познавательной активности обучающихся является расширение сотрудничества СНК по оториноларингологии с СНК по смежным дисциплинам. Уже традиционными стали заседания СНК, проводимые кафедрой болезней уха, горла и носа совместно с кафедрой терапии, посвященные проблемам сочетанной патологии верхних и нижних отделов дыхательных путей. Регулярно проводятся заседания СНК совместно с кафедрой лучевой диагностики, посвященные использованию современных методов МСКТ, МРТ и др. в диагностике заболеваний ЛОР-органов. Большой интерес у студентов вызывают доклады, в которых рассматриваются проблемы лечения пациентов с сочетанным стенозом гортани и трахеи (совместно с кафедрой торакальной хирургии). В марте 2016 г. прошло первое объединенное заседание СНК по ЛОР-болезням и глазным болезням, вызвавшее большой интерес у студентов. Совместные заседания, на которых обсуждаются наиболее актуальные темы, находящиеся на стыке оториноларингологии и других специальностей, безусловно, являются очень полезными и перспективными.
Результатом проводимой научно-исследовательской работы студентов в СНК стали не только выступления на заседаниях кружка, но и публикации в сборниках тезисов научных конференций, оригинальные и обзорные публикации в ведущих российских журналах, выступления с докладами на студенческих и всероссийских конференциях. Среди ближайших задач, которые предстоит решать студенческому научному кружку кафедры — выход публикаций на международный уровень.
Обязательным мероприятием, в котором участвует СНК кафедры ЛОР-болезней, является участие в ежегодной традиционной студенческой конференции «Медицинская весна». В течение последних четырех лет силами как кружковцев Первого МГМУ, так и приглашенных студентов из других ВУЗов страны ЛОР-болезни выделены в отдельную секцию, вызывающую неизменный интерес слушателей.
С 2011 г. в медицинских ВУЗах Российской Федерации внедрен новый образовательный стандарт, предусматривающий увеличение в учебной программе доли практической подготовки будущих специалистов. В связи с этим для обеспечения качества подготовки специалиста профессорско-преподавательскому составу необходимо уделять большое внимание освоению практических навыков. Одним из способов контроля усвоения теоретического материала и освоения мануальных навыков является проведение студенческих олимпиад. В системе медицинского образования этот метод обучения стал приобретать все большее значение, поскольку приоритетом в современном образовательном процессе становится обучение, ориентированное на саморазвитие, самообразование и самореализацию личности будущего специалиста.
В период с 2012 г. были проведены пять межрегиональных студенческих олимпиад по оториноларингологии. Первая прошла в Красноярском государственном медицинском университете им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого. В ней приняли участие три команды студентов медицинских ВУЗов. В марте 2013 г. в Иркутске прошла 2-я Межрегиональная студенческая олимпиада по оториноларингологии. В ней приняли участие уже пять команд. 3-я Межрегиональная студенческая олимпиада по оториноларингологии состоялась в мае 2014 г. в Красноярске. Первое место заняла команда Первого МГМУ им. И.М. Сеченова, в связи с чем 4-я Межрегиональная олимпиада прошла в стенах нашего Университета, объединив в борьбе восемь команд. 5-я Межрегиональная олимпиада, которая прошла в марте 2016 г. в Иркутске, одновременно стала 1-й Всероссийской олимпиадой с международным участием. Конкуренцию команде из Первого МГМУ составили 8 команд — из Красноярского, Иркутского, Волгоградского, Башкирского, Пермского, Санкт-Петербургского медицинских университетов, Кемеровской медицинской академии и команда ГМУ города Семей (Казахстан). Олимпиада состояла из двух этапов. На первом оценивалась теоретическая подготовка студентов; в него входили конкурсы «Разминка», «Узнай болезнь в лицо», «Методы исследования ЛОР-органов», «Клинический случай», и конкурс на английском языке «Visiting a doctor». Студенты соревновались в умении анализировать результаты лабораторных и инструментальных методов исследования, применяемых в оториноларингологии, правильно поставить диагноз на основании клинической картины и анамнеза заболевания не только на русском, но и на английском языках. Второй этап олимпиады состоял из демонстрации девяти практических навыков, в числе которых были ригидная эндоскопия полости носа, фиброларингоскопия, вливание лекарственного средства в гортань, трепанопункция лобной пазухи, передняя тампонада полости носа, а также ряд экстренных манипуляций — сердечно-легочная реанимация, интубация трахеи, удаление инородного тела из гортани и коникотомия. Параллельно в апреле 2016 г. состоялась Первая студенческая олимпиада для студентов Центрального федерального округа, в которой приняло участие 5 команд. Следует отметить, что во всех олимпиадах членами команд ВУЗов нашей страны были самые активные студенты-кружковцы, продемонстрировавшие как глубокие теоретические знания, так и отличную практическую подготовку, которой могут позавидовать некоторые клинические ординаторы.
Опыт организации и проведения олимпиад по оториноларингологии свидетельствует о высокой заинтересованности студентов указанным мероприятием. В рамках подготовки к олимпиаде студенты-кружковцы кафедры болезней уха, горла и носа участвовали в суточных дежурствах и активно работали в операционном блоке. С сентября 2015 г. на кафедре болезней уха, горла и носа работает «Школа мастерства», организованная по инициативе ректора университета проф. П.В. Глыбочко. «Школа мастерства» прекрасно дополняет деятельность СНК, поскольку позволяет студентам активно осваивать и отрабатывать практические навыки, в то время как в работе СНК основной акцент сделан на научную и теоретическую подготовку.
В слаженной работе СНК принимает участие не только непосредственный его руководитель, но и весь профессорско-преподавательский состав кафедры, показывающий максимальную заинтересованность в проведении заседаний на высочайшем уровне. Немаловажную роль играет староста кружка, одной из задач которого является регулярное обновление web-страницы кружка в сети Интернет, благодаря чему студенты могут оперативно получить информацию о мероприятиях, в которых участвует СНК. Результатом такого отношения к делу как со стороны преподавателей, так и студентов является ведущая позиция СНК нашей кафедры среди хирургических кружков всего университета.
Студенты, активно участвующие в жизни СНК, обычно становятся одними из лучших клинических ординаторов, а впоследствии продолжают свое обучение в аспирантуре; часто их кандидатские диссертации являются продолжением научно-исследовательской работы, начатой еще в студенческие годы.
Таким образом, студенческий научный кружок следует рассматривать как важный и эффективный механизм повышения качества подготовки выпускника медицинского вуза и формированиия ценностных ориентаций личности будущего врача.
Конфликт интересов: авторы статьи подтвердили отсутствие финансовой поддержки/конфликта интересов, о которых необходимо сообщить.