Острые воспалительные заболевания верхних отделов дыхательных путей чрезвычайно распространены как во взрослой популяции, так и в детском возрасте, причем в значительном проценте данных клинических случаев имеет место патологический процесс в ротоглотке. Основной причиной обращения к врачу в этом случае служит боль в горле, данная жалоба выходит на первый план в клинической картине острой патологии глотки и существенно снижает качество жизни. Интенсивная фарингеальная боль объясняется особенностями иннервации данной области.
В настоящее время использовавшиеся прежде определения «острый фарингит» и «ангина» объединены диагностическим термином «острый тонзиллофарингит», поскольку практически всегда имеет место сочетанное поражение слизистой оболочки и лимфоидных структур глотки, однако в нашей стране достаточно часто используется прежняя терминология, различающая острый фарингит и острый тонзиллит (ангину) как разные нозологические формы. Этиологические факторы острых инфекционных процессов в глотке тонзиллофарингита различны, заболевание может быть вызвано вирусами, бактериями и реже грибами, имеются определенные особенности возбудителей острого процесса в глотке в зависимости от возраста пациента. Так, у детей до 5 лет чаще всего причиной развития данной патологии являются респираторные вирусы, в частности аденовирус, риновирус, вирус парагриппа, энтеровирусы (вирус Коксаки В), вирус Эпштейна—Барр и некоторые другие [1, 2]. С 5 до 15 лет при острой патологии глотки достаточно часто вызывают β-гемолитический стрептококк группы, А (до 30%), Streptococcus pneumoniae, Arcanabacterium haemolyticum, Mycoplasma pneumoniaae и Chlamydia pneumoniae [3—6]. У взрослых острые воспалительные изменения в глотке в 15% случаев представлены бактериальным процессом, в остальных — вирусным. В редких случаях данное заболевание может быть вызвано грибами — Candida albicans, Leptotrix buccalis. Данная форма заболевания может развиваться после длительного курса терапии системными антимикробными препаратами, при длительном применении ингаляционных глюкокортикостероидов, а также на фоне иммунодефицита.
Одним из ключевых вопросов в лечении больных острыми инфекционно-воспалительными заболеваниями глотки является вопрос о необходимости назначения системной антибиотикотерапии. До настоящего времени нередко наблюдается необоснованное назначение системных антибактериальных препаратов, особенно в педиатрической практике. Неадекватное использование антимикробных средств ускоряет формирование лекарственной резистентности микроорганизмов, повышает риск развития побочных эффектов, в частности, со стороны желудочно-кишечного тракта, что может привести к негативной реакции пациента на лечение.
Для дифференциальной диагностики бактериального и вирусного фарингеальных воспалительных процессов используются клинические шкалы, например McIsaac или Centor, включающие в себя оценку нескольких клинических признаков, в том числе наличие экссудата на поверхности небных миндалин, выраженность регионарного лимфаденита, лихорадку выше 38 °C, наличие кашля и других респираторных симптомов. Бактериологический анализ материала с поверхности небных миндалин и задней стенки глотки с определением чувствительности к антибиотикам и бактериофагам позволяет с наибольшей уверенностью судить о природе заболевания, однако данное исследование в условиях практического здравоохранения занимает достаточно много времени. В настоящее время процесс диагностики острых воспалительных заболеваний глотки, в частности стрептококковой этиологии, значительно упрощен благодаря внедрению в практику экспресс-тестов на выявление возбудителя. Современные методы экспресс-диагностики позволяют в течение нескольких минут решить вопрос о необходимости назначения системного антибиотика, удобны в применении в амбулаторных условиях и при вызове врача на дом, безопасны, просты в исполнении и экономически доступны [7].
При высокой вероятности или при подтверждении стрептококковой природы острого тонзиллита врач может назначить системный антибактериальный препарат. Препаратом выбора для лечения острого тонзиллофарингита, вызванного β-гемолитическим стрептококком группы А, является амоксициллин. В ряде случаев используются феноксиметилпенициллин, амоксициллин-клавуланат, цефалоспорины. Курс лечения составляет 10 дней. При аллергии на β-лактамы назначают макролиды, препаратами резерва являются линкозамиды [6]. В случае вирусной этиологии острого фарингита по показаниям возможно назначение системных противовирусных препаратов.
Важное место в лечении больных острыми заболеваниями глотки занимают топические лекарственные средства. В настоящее время они широко представлены в различных формах — пастилки, таблетки для рассасывания, спреи, растворы для полоскания. Плюсом местной терапии являются эффективное воздействие лекарства в очаге воспаления, минимальная системная биодоступность, низкий риск развития микробной резистентности [5, 6]. Учитывая огромное количество различных по составу и форме топических препаратов для лечения пациентов с патологией глотки, следует учитывать некоторые их особенности. Так, наиболее эффективной лекарственной формой по сравнению с растворами для полоскания являются пастилки для рассасывания и спреи, обеспечивающие более длительную экспозицию действующего вещества.
По данным γ-сцинтиграфии, лекарственное вещество, помеченное радиоизотопом, дольше сохраняется на слизистой оболочке глотки и полости рта при использовании таблетки для рассасывания и аэрозоля/спрея, чем средства для полоскания [8]. Кроме того, растворы для полоскания, которые при приеме внутрь оказывают токсическое действие, пациент может в значительном количестве случайно проглотить, особенно актуален данный факт при лечении детей.
Необходимо внимательно относиться и к составу препаратов. Так, не следует назначать лекарства, содержащие компоненты растительного происхождения, пациентам с аллергией. Наличие в составе нестероидных противовоспалительных средств может негативно сказаться на состоянии людей с аспириновой триадой, заболеваниями желудочно-кишечного тракта и патологией свертывающей системы крови. Ряд компонентов, например прополис, йод, хлоргексидин, могут обусловливать раздражающий и токсический эффекты. Важно учитывать, что проблема устойчивости микроорганизмов актуальна не только в случае системной антимикробной терапии, но и при применении топических средств, в состав которых часто входят антисептики. По данным исследования, выполненного в Институте хирургии им. А.В. Вишневского РАМН, в настоящее время резистентность ряда штаммов Staphylococcus aureus к фурацилину достигает 95%, мирамистину — 81%, 0,02% раствору хлоргексидина — 15%. Для Candida albicans также в 89% случаев отмечалась резистентность к мирамистину, в 14—43% — к 0,02% раствору хлоргексидина, а в 58% случаев была выявлена контаминация раствора фурацилина данным видом гриба [9—11].
Учитывая вышеизложенное, одним из оптимальных вариантов для местной терапии больных острыми воспалительными заболеваниями глотки является препарат Граммидин производства российской компании «Валента Фарм». В состав Граммидина входят местный антибиотик грамицидин С и антисептик цетилпиридиния хлорид, который существует в виде таблеток для рассасывания и спреев. На сегодняшний день Граммидин спрей — это единственное топическое лекарственное средство для лечения пациентов с острыми воспалительными процессами в глотке, в состав которого входит антибиотик.
Грамицидин С — антибиотик широкого спектра действия, получаемый из микробной палочки Bacillus brevis. Он обладает активностью в отношении грамположительных и грамотрицательных аэробов и анаэробов, в частности, стрептококков и стафилококков. Механизм действия грамицидина С — бактерицидный, достигается за счет разрушения цитоплазматической мембраны бактерий. За долгие годы применения грамицидина С не было получено данных о развитии к нему микробной устойчивости [12—19]. Антисептик цетилпиридиния хлорид оказывает бактерицидное действие на грамположительные и грамотрицательные бактерии, эффективен в отношении некоторых вирусов и грибов. Благодаря значительной увлажняющей способности и поверхностно-активным свойствам, цетилпиридиния хлорид хорошо проникает во все отделы ротовой полости и слизистой оболочки глотки, угнетая рост патогенных бактерий, грибов и вирусов, при этом практически не влияет на нормальную микрофлору и не вызывает дисбиоза. Высокая эффективность Граммидина обусловлена в том числе и синергичностью действия входящих в состав компонентов. Важно отметить, что грамицидин С в комбинации с цетилпиридиния хлоридом оказывает выраженное воздействие не только на патогенную бактериальную флору, но также на грибы и вирусы, что фактически определяет возможность применения препарата Граммидин при любой форме острого воспалительного процесса в глотке [20—23].
При выборе препарата важным аспектом является его активность в отношении микробных биопленок. Биопленки представляют собой структурированные сообщества микроорганизмов (до 35% состава), адгезированных на биотической или абиотической поверхности, окруженные полимерным матриксом (до 95% состава биопленки) и обладающие сложной системой регуляции физиологических процессов, основанной на межклеточной коммуникации [23—25]. Например, в составе микробных сообществ на небных миндалинах, формирующихся у 85% пациентов с хроническим тонзиллитом, могут быть представлены до 48 видов микроорганизмов [25]. В биопленке бактерии обмениваются генами антибиотикорезистентности, важную роль в этом процессе играет ее матрикс. Последний затрудняет прохождение антибиотика в глубину биопленки и накапливает ряд ферментов, способных разрушить молекулу лекарственного вещества [24—26].
Важной особенностью одного из составляющих компонентов Граммидина — цетилпиридиния хлорида — является способность хорошо проникать в биопленки: по результатам исследований, до 73% бактерий биопленки, на которую воздействовали раствором цетилпиридиния хлорида, были повреждены [27]. В контрольной группе, где на биопленку воздействовали стерильным раствором соли, показатель уровня поврежденных бактерий составил всего 25,7%. Также было доказано, что цетилпиридиния хлорид способен истончать биопленку в среднем на 34—43% [27—31].
Граммидин выпускается в виде таблеток для рассасывания и спреев. Таблетки для рассасывания: Граммидин нео — со вкусом мяты, Граммидин детский — со вкусом спелой малины, есть форма с анестетиком — оксибупрокаином — Граммидин нео с анестетиком, таблетки для рассасывания со вкусом мяты. Граммидин в форме спрея существует в формах Граммидин спрей, Граммидин спрей детский, Граммидин спрей с анестетиком (как и таблетки, содержит в качестве анестетика оксибупрокаин). Граммидин в форме таблеток для рассасывания можно применять у детей с 4 лет и взрослых, Граммидин спрей и спрей с анестетиком — у пациентов с 18 лет, Граммидин спрей детский — у пациентов с 6 лет.
Удобный режим дозирования и различные формы выпуска позволяют применять данный препарат как у взрослых пациентов, так и в детском возрасте. Таблетки, предназначенные для детей, имеют приятный вкус спелой малины, что повышает приверженность маленьких пациентов к лечению. Граммидин детский в форме спрея позволяет повысить эффективность терапии у детей, которым сложно подолгу рассасывать таблетку, либо они ее сразу разжевывают, не выдерживая должное время экспозиции препарата [19].
Эффективность Граммидина изучалась в ряде клинических исследований у детей и среди взрослых пациентов. Так, результаты исследования с участием 196 детей продемонстрировали высокую эффективность и безопасность применения Граммидина для лечения пациентов с острыми воспалительными заболеваниями глотки, не связанными с β-гемолитическим стрептококком группы А, что подтверждает широкие терапевтические возможности комбинации цетилпиридиния хлорида с грамицидином С [19].
В 2011 г. проводилось исследование с участием большого числа пациентов, в котором оценивали эффективность и безопасность применения препарата Граммидин нео с анестетиком по сравнению с тремя другими препаратами для местного лечения острых воспалительных заболеваний глотки. На 3-и сутки почти все пациенты, получавшие Граммидин нео с анестетиком, отметили отсутствие боли в горле. На 8-е сутки наблюдения в данной группе отмечался самый высокий показатель реконвалесценции — 96,7%. Кроме того, в основной группе пациентов наблюдался значительный процент элиминации возбудителя, по данным бактериологического исследования до начала лечения и по завершении курса терапии, — 74%. Во всех клинических случаях отмечалась хорошая переносимость препарата [28].
Проведенное в 2015 г. исследование возможности применения Граммидина детского в терапии острых инфекционно-воспалительных процессов в глотке у детей также продемонстрировало высокую эффективность. Длительность терапии составляла 8 дней, было показано, что Граммидин детский способствовал исчезновению местных признаков воспаления, а также купировал боль в горле уже с первых дней применения. На 4—5-е сутки исчезновение всех оцениваемых признаков наблюдалось у 14% пациентов, на 7—8-е сутки этот показатель составил 90%. Помимо топического эффекта, Граммидин детский способствовал снижению температуры тела, что подтверждает его опосредованную противовоспалительную активность. У всех пациентов была отмечена хорошая переносимость препарата [29].
Интерес представляют также результаты открытого многоцентрового исследования эффективности и безопасности препаратов Граммидин спрей с анестетиком и Граммидин нео с анестетиком, таблетки для рассасывания. В исследование были включены 146 пациентов с инфекционно-воспалительными заболеваниями глотки (острый фарингит, острый назофарингит, хронический фарингит в стадии обострения). Методом случайных чисел пациенты были разделены на две группы, сопоставимые по полу, возрасту, выраженности клинических проявлений заболевания.
При обращении пациентов к врачу, а также на 3—4-е и на 8—9-е сутки заболевания с помощью клинических 4-балльных шкал оценивали фарингоскопическую картину, выраженность боли в горле, а также интенсивность общего интоксикационного синдрома.
Отмечено, что через 30 мин после первого применения у пациентов обеих групп произошло снижение интенсивности боли более чем в 1,5 раза, и в дальнейшем тенденция к снижению интенсивности болевых ощущений сохранялась. Отсутствие боли в горле после первого применения препарата наблюдалось, в среднем, у половины всех пациентов (у 45% — в группе с применением спрея и у 58% — в группе с применением таблеток для рассасывания).
Оценка показателя симптома «боль в горле» по 4-балльной шкале через 30 мин, 1 и 2 ч после начала терапии представлена на рис. 1.
Динамика изменения клинических признаков при фарингоскопическом исследовании представлена на рис. 2 и свидетельствует об эффективности препарата как в форме спрея, так и в форме таблеток для рассасывания [32].
В 2017 г. в Москве, на базе клиники болезней уха, горла и носа Первого МГМУ им. И.М. Сеченова было проведено открытое неинтервенционное исследование препарата Граммидин спрей дозированный для симптоматического лечения боли в горле у пациентов с хронической патологией ЛОР-органов, в которое были включены 120 пациентов с симптомом «боль в горле» и диагностированными клинически острыми или в стадии обострения хроническими инфекционно-воспалительными заболеваниями глотки. Результаты исследования показали, что уже на 1-е сутки после применения пациенты отмечали снижение выраженности боли, жжения в горле, а также болезненных ощущений при глотании. На 7—8-е сутки лечения все симптомы фарингеальной парестезии полностью отсутствовали. Изменение данных фарингоскопической картины соответствовало динамике клинических симптомов. Выраженность отека, гиперемии задней стенки глотки, увеличения лимфоидных гранул и боковых валиков достоверно снижалась уже на 4-е сутки от начала лечения. За весь период наблюдения не было зарегистрировано нежелательных лекарственных реакций [33].
Таким образом, приведенные выше результаты исследований доказывают высокую эффективность, безопасность и удобство применения препарата Граммидин в лечении детей и взрослых пациентов с острыми инфекционно-воспалительными заболеваниями глотки, что обусловлено уникальной комбинацией действующих веществ. Вышеописанные свойства и наличие различных форм позволяют рекомендовать Граммидин к широкому использованию в клинической практике.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
The authors declare no conflicts of interest.
Сведения об авторах
Свистушкин В.М. – e-mail: svvm3@yandex.ru; https://orcid.org/0000-0002-1257-9879
Никифорова Г.Н. – e-mail: gn_nik_63@mail.ru; https://orcid.org/0000-0002-8617-0179
Шевчик Е.А.– e-mail: elena.shevchik@gmail.com; https://orcid.org/0000-0002-0051-3792
Топоркова Л.А. – e-mail: Linatoporkova@gmail.com; https://orcid.org/0000-0002-5534-8464
Автор, ответственный за переписку: Топоркова Л.А. — e-mail: linatoporkova@gmail.com
Свистушкин В.М., Никифорова Г.Н., Шевчик Е.А., Топоркова Л.А. Эффективность топических препаратов в лечении больных острыми воспалительными заболеваниями глотки. Вестник оториноларингологии. 2019;84(6):112-117. https://doi.org/10.17116/otorino201984061112