Изучение осанки у детей школьного возраста по данным оптической топографии спины

Авторы:
  • Н. Р. Нигамадьянов
    ГБУЗ «Научно-исследовательский институт неотложной детской хирургии и травматологии» Департамента здравоохранения Москвы, Москва, Россия
  • М. Б. Цыкунов
    ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр травматологии и ортопедии им. Н.Н. Приорова» Минздрава России, Москва, Россия; ФГБОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова» Минздрава России, Москва, Россия
  • Г. Е. Иванова
    ФГБОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова» Минздрава России, Москва, Россия
  • В. И. Лукьянов
    ГБУЗ «Научно-исследовательский институт неотложной детской хирургии и травматологии» Департамента здравоохранения Москвы, Москва, Россия
Журнал: Вестник травматологии и ортопедии им Н.Н. Приорова (архив до 2020 г.). 2019;(4): 43-45
Просмотрено: 1022 Скачано: 504

Введение. Частота встречаемости нарушений осанки у детей школьного возраста, по данным литературы [1–3], составляет от 10 до 80%. Высокая вариативность показателя может быть связана с использованием клинического метода в качестве основного, однако визуальный осмотр не обладает достаточной эффективностью [4]. В связи с этим актуальным является внедрение современных методов инструментальной диагностики, позволяющих специалистам однозначно интерпретировать результаты, оценивать осанку в трех плоскостях и выявлять ранние признаки нарушений.

Цель настоящего исследования — изучение особенностей осанки у детей школьного возраста с помощью компьютерной оптической топографии (КОТ) в трех плоскостях.

Пациенты и методы

С помощью метода КОТ было проведено скрининг-обследование 1835 детей в возрасте от 10 до 13 лет (средний возраст 11,2±1,7 года): 930 (50,6%) девочек и 905 (49,3%) мальчиков. После обработки результатов исследования всем детям были выставлен топографический диагноз и определена группа здоровья по осанке. В основе топографической классификации нарушений осанки лежит отклонение различных показателей от гармоничной осанки во фронтальной, сагиттальной и горизонтальной плоскостях. Согласно классификации, выделяются следующие типы состояний в трех плоскостях: норма (гармоничная осанка), субнорма (незначительные отклонения), нарушения осанки (умеренные отклонения), деформации позвоночника (выраженные и значительные отклонения) [5].

Для формирования групп здоровья по топографическим диагнозам, получения структуры нарушений осанки и расчета статистических данных использовали программное обеспечение системы ТОДП (WTOPO 3.9−11).

Результаты

В табл. 1 приведены

Табл. 1. Особенности осанки у детей в трех плоскостях Норма Субнорма Нарушение осанки Деформации позвоночника, выраженные изменения Деформации позвоночника, значительные изменения Всего
данные об особенностях осанки у детей в трех плоскостях: фронтальной, горизонтальной и сагиттальной.

Как следует из табл. 1, во фронтальной плоскости «норма» встречалась лишь в 17,87% случаев, наибольшее число (56,45%) школьников относились к группе «субнорма», в 21,19% случаев — к группе «нарушение осанки», в 4,46% — к группе «деформации позвоночника, выраженные изменения». Показатель «деформации позвоночника, значительные изменения» не был зарегистрирован ни у одного ребенка. Таким образом, во фронтальной плоскости в 82,1% случаев наблюдались изменения осанки у детей (перекосы плечевого пояса, углов лопаток, тазового пояса, наклон туловища, боковое отклонение линии остистых отростков от средней линии туловища).

В горизонтальной плоскости «норма» выявлялась в 52,58% случаев, «деформации позвоночника, выраженные изменения» — в 5,17%, «деформации позвоночника, значительные изменения» не регистрировались. У 47,39% детей в этой проекции были определены изменения осанки (выраженность поворота плечевого пояса, поворота углов лопаток, поворота тазового пояса, угол скручивания туловища).

В сагиттальной плоскости у 91,8% школьников были зарегистрированы изменения осанки: «субнорма» у 48,71%, «деформации позвоночника, значительные изменения» у 0,38%, «нарушение осанки» у 48,71%. Нормальная осанка была определена лишь у 8,17% детей. Таким образом, топографические изменения в сагиттальной плоскости (степень выраженности поясничного лордоза и грудного кифоза, отклонение от вертикали VII шейного позвонка относительно вершины поясничного лордоза, отклонение от вертикали вершины кифоза относительно крестца, наклон таза относительно вертикали, наклона туловища относительно вертикали) регистрировались чаще, чем во фронтальной и сагиттальной плоскостях. Следует отметить, что, по мнению некоторых авторов, именно изменения позвоночника в сагиттальной плоскости, т. е. лордозирование или кифозирование в сочетании с поворотом тел позвонков, являются начальными признаками формирования сколиоза и рассматриваются как адаптационные механизмы нарушения сопряженности (синхронности) процессов продольного роста спинного мозга и костного позвоночного столба [6]. Согласно топографической классификации нарушений осанки, пациент относится к одной из 4 групп здоровья по осанке, которая определяется в зависимости от наихудшего диагноза, поставленного по трем плоскостям: I-Н — группа здоровья I-норма; I-С — группа здоровья I-субнорма (сколиоз 0–1-й степени); II-НО — группа здоровья II-нарушение осанки (сколиоз 1-й степени); III-ДП — группа здоровья III-деформация позвоночника (сколиоз 1–2-й степени, 2-й степени и другие деформации позвоночника); IV-ДП — группа здоровья IV-деформация позвоночника (сколиоз 3-й степени и выше, гиперкифоз 2-й степени). В табл. 2 приведены

Табл. 2. Группы здоровья по осанке I-норма I-субнорма II-нарушение осанки III-деформация позвоночника IV-деформация позвоночника
данные о группах здоровья по осанке у обследованных школьников.

Таким образом, 30,51% школьников относились к группам здоровья по осанке I-Н и I-С, у 69,46% отмечались изменения осанки: наибольшее число детей были зарегистрированы в группе здоровья II-НО (57,05%), серьезные деформации (группа IV-ДП) имели 0,32% детей.

Результаты настоящего исследования показали высокую степень распространенности нарушений осанки у детей школьного возраста по данным КОТ в трех плоскостях. При этом частота нарушений осанки в сагиттальной плоскости составляла 91,8%, во фронтальной плоскости — 82,1%, в горизонтальной — 47,39%.

Заключение. КОТ представляет собой высокоэффективный метод скрининг-диагностики нарушений осанки у детей школьного возраста и позволяет выявить особенности осанки в трех плоскостях. Нарушения осанки представляют собой распространенное состояние и, по данным настоящего исследования, согласно топографической классификации нарушения осанки (II, III и IV группы здоровья) встречаются у 69,46% школьников.

Сведения об авторах

Для контактов: Нигамадьянов Н.Р. — e-mail: motokniga@mail.ru

Список литературы:

  1. Dunn J., Henrikson N.B., Morrison C.C. et al. Screening for Adolescent Idiopathic Scoliosis: Evidence Report and Systematic Review for the US Preventive Services Task Force. JAMA. 2018;319(2):173-87. https://doi.org/10.1001/jama.2017.11669.
  2. Никитин С.В., Гайкин А.В., Федин А.И. Вертеброневрологический скрининг детей школьного возраста. Сборник тезисов VII Всероссийский съезд неврологов. Нижний Новгород; 1995.
  3. Бакурский С.Н., Репалова Н.В., Скопин Д.Е., Пашин И.А. Достоверность показателей состояния опорно-двигательной системы, полученных с помощью компьютерной фотометрии. Хирургия позвоночника. 2005;4:66-71.
  4. Зиняков Н.Н., Болдырев С.Ю., Зиняков Н.Т., Барташевич В.В. К вопросу о распространенности нарушений осанки у школьников. Кубанский научный медицинский вестник. 2009;8(113):91-3.
  5. Сарнадский В.Н., Фомичев H.Г., Садовой М.А. Мониторинг деформации позвоночника методом компьютерной оптической топографии. Пособие для врачей МЗ РФ. Новосибирск: НИИТО; 2001.
  6. Дудин М.Г., Пинчук Д.Ю. Идиопатический сколиоз. Лекция часть I. Парадоксы. Ортопедия, травматология и восстановительная хирургия детского возраста. 2014;2(1):70-7.