20—22 мая 2013 г. в Сочи прошел ежегодный форум «Здравница»
В рамках форума были проведены: открытое заседание Экспертного совета по развитию восстановительной медицины и курортного дела Комитета по здравоохранению Государственной Думы РФ; годовое собрание Национальной Курортной ассоциации; конгресс, симпозиумы, круглые столы, мастер-классы, а также Международный конгресс, посвященный актуальным задачам курортной медицины и выставка достижений санаторно-курортной отрасли.
Наряду с достижениями, повышением роли здравниц в сохранении и укреплении здоровья населения России участниками форума высказана необходимость коррекции государственного подхода к развитию санаторно-курортного комплекса, совершенствованию нормативно-правовой базы функционирования отрасли.
По итогам форума принята резолюция, которую мы предлагаем вниманию читателей журнала.
Резолюция Всероссийского форума «Здравница—2013» 20—22 мая 2013 год, г. Сочи
Санаторно-курортное дело в России традиционно является составной частью государственной политики и важной частью отечественной системы здравоохранения.
Созданная в СССР система санаторно-курортного лечения и оздоровления, являясь частью общей структуры эффективного оздоровления населения: «поликлиника—больница—санаторий», не имела аналогов в мировой практике и выполняла стратегическую социально значимую функцию по профилактике заболеваний, лечению больных на ранних стадиях и реабилитации.
Участники Всероссийского форума «Здравница — 2013» — главного форума санаторно-курортной отрасли России, представляющие научные, образовательные, медицинские, оздоровительные и социальные организации, бизнес, органы государственной и муниципальной власти, по итогам работы санаторно-курортной отрасли за прошедший год с удовлетворением отметили дальнейший рост научно-практического потенциала санаторно-курортной сферы, внедрение современных медицинских технологий, совершенствование предоставляемых услуг, повышающих роль здравниц в сохранении и укреплении здоровья населения России.
Однако участники форума серьезно обеспокоены тенденциями, ослабляющими позиции курортной отрасли России.
В последние годы предпринимаются попытки ревизии курортного законодательства с целью снятия ограничения оборотоспособности земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов в пределах зон их санитарной (горно-санитарной) охраны, изменения правового статуса курортов как особо охраняемых природных территорий, что может привести к утрате лечебных природных ресурсов и курортов. Внесенный в настоящее время на рассмотрение в Государственную Думу законопроект №50654-6 «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части отмены категорий земель и признании утратившим силу Федерального закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» фактически ликвидирует курортную отрасль России, поскольку этим законом природные лечебные ресурсы, лечебно-оздоровительные местности и курорты исключены из перечня особо охраняемых природных территорий, а территории и объекты, обладающие природными лечебными ресурсами исключены из категории особо охраняемых земель и отнесены к землям рекреационного назначения, где санатории предлагается размещать на одной территории с кемпингами, палаточными городками, турбазами, домами «рыболова» и «охотника», туристскими тропами и т.д.
В случае вывода курортов и лечебно-оздоровительных местностей из категории «особо охраняемых природных территорий» и как следствие нахождения на территории первой и второй зон земельных участков в частной собственности, а также приватизация земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, повлечет на основании статьи 209 Гражданского кодекса РФ по усмотрению собственника к совершению любых действий в отношении принадлежащего ему имущества, что может привести к нецелевому использованию лечебных местностей и утрате лечебных свойств природных лечебных ресурсов.
Исключение лечебно-оздоровительных местностей и курортов из категории земель особо охраняемых природных территорий означает, что охрана этих местностей и курортов не будет являться предметом регулирования ни Федерального закона №26-ФЗ от 23 февраля 1995 г., ни Федерального закона №33-ФЗ от 14 марта 1995 г. об особо охраняемых природных территориях, которыми регулируются режимы использования таких территорий.
Другая важнейшая проблема санаторно-курортной отрасли — это отмена специальности «Восстановительная медицина». Формирование восстановительной медицины как науки и самостоятельного направления системы здравоохранения определялось, прежде всего, потребностью практики в реальном и существенном повышении эффективности медицинской профилактики и реабилитации, а также интеграции всех знаний, необходимых для решения связанных с этим проблем. То есть, восстановительная медицина призвана на практике объединить и реализовать все преимущества оптимального сочетания немедикаментозных методов оздоровления и медицинской реабилитации, рассматривая два этих направления в единстве. Особенно остро потребность в формировании самостоятельного профилактического направления в виде восстановительной медицины обнаружилась в России на фоне критически низкого уровня состояния популяционного здоровья и усилилась в связи с развившимся демографическим кризисом наряду с прогрессирующей нехваткой сил и средств для обеспечения необходимого объема и качества медицинской помощи все более возрастающему потоку больных людей и инвалидов. Немаловажное значение при этом имели такие факторы, как нереализованность декларированных ранее приоритетов профилактической медицины; направленность существующих правовых, экономических, социальных, медицинских институтов управления здоровьем на лечение больных и реабилитацию инвалидов, но не на предупреждение болезней; отсутствие цельной инфраструктуры оздоровительных и профилактических медицинских организаций, системы подготовки соответствующих специалистов. «Восстановительная медицина» — это официальная специальность научных (шифр 14.03.11) и медицинских работников в учреждениях здравоохранения Российской Федерации (шифр 040132). Отмена специальности привела к хаосу в системе как подготовки и переподготовки врачей, так и оказания медицинской помощи.
Сегодня условия требуют существенной коррекции государственных подходов к перспективам развития санаторно-курортного комплекса, совершенствования нормативно-правовой базы функционирования отрасли, разработки новых подходов к организации и саморегулированию рынка санаторно-оздоровительных услуг.
Неблагоприятная демографическая ситуация в Российской Федерации, показатели здоровья и главные факторы риска заболеваемости и смертности населения, сложившаяся система организации медицинской помощи населению определяют актуальность развития курортной и восстановительной медицины как профилактического направления здравоохранения.
Учитывая вышеизложенное, участники форума решили:
1. Обратиться к Президенту Российской Федерации, Федеральному Собранию Российской Федерации, Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации с просьбой: не принимать изменения законодательства, ухудшающие состояние санаторно-курортной отрасли России, в том числе позволяющие переводить земли из категории курортов и лечебно-оздоровительных местностей в другие категории, приватизировать земли первой и второй зон санитарной (горно-санитарной) охраны, разрешать во второй зоне виды деятельности, не связанные с лечебным процессом на курортах; внести в законодательные и нормативные правовые акты изменения, предусматривающие преимущественное право санаторно-курортных организаций на пользование природными лечебными ресурсами (минеральные воды, лечебные грязи). Не допустить принятия законопроекта №50654-6 «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации» и отдельных законодательных актов Российской Федерации в части отмены категорий земель и признании утратившим силу Федерального закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», так как он ликвидируют курортную отрасль России.
2. Обратиться к Правительству Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации с просьбой:
— привести статус курортов в соответствие с действующим законодательством о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах;
— ускорить работу по разработке и утверждению в установленном порядке округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов;
— не допускать принятия решений и осуществления действий, способствующих ухудшению экологического состояния курортов, нарушению целевого назначения и правового режима земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов, нерациональному использованию природных лечебных ресурсов, их загрязнению, истощению и утрате ими лечебных свойств;
— сохранить основные курортные территории и их природные лечебные ресурсы, составляющие основу деятельности санаторно-курортного комплекса страны;
— осуществлять государственную информационную поддержку с целью популяризации отечественных курортов, в том числе за рубежом.
3. Обратиться в Государственную Думу Российской Федерации с просьбой:
— принять необходимые законодательные меры с целью вернуть в номенклатуру специальностей специалистов в сфере здравоохранения Российской Федерации специальность «восстановительная медицина»;
— законодательно закрепить статус санаторно-курортной помощи как вида медицинской помощи, включить ее в Программу государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи (при наличии медицинских показаний), создать систему госзаказа на оказание восстановительно-реабилитационной и профилактической помощи населению для санаторно-курортных объектов, входящих в государственный реестр.
4. Выйти в Государственную Думу РФ с предложением:
а) в Федеральный закон №12-ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ» от 05.02.07 из статьи 1 «Основные понятия» из понятия «туристская индустрия — совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов санаторно-курортного лечения и отдыха...» слова «объектов санаторно-курортного лечения» исключить;
б) в Федеральный закон №395-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ и отдельные законодательные акты РФ» от 28.12.10 из статьи 284.1, п.1 слова «При этом деятельность, связанная с санаторно-курортным лечением, не относится к медицинской деятельности» исключить.
5. Обратиться к Министерству здравоохранения Российской Федерации с просьбой ускорить работу:
— по принятию концепции сохранения и развития санаторно-курортного дела в России;
— по подготовке нормативно-правовых актов, регулирующих порядок установления лечебных свойств природных ресурсов (минеральных вод, лечебных грязей, климата и др.);
— по ведению государственного учета курортного фонда Российской Федерации и государственного реестра лечебно-оздоровительных местностей и курортов включая санаторно-курортные организации в соответствии со статьей 4.1 ФЗ №26-ФЗ от 23.02.95;
— по усовершенствованию и актуализации ведомственных нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы организации и оказания медицинской помощи по восстановительной медицине и санаторно-курортной помощи, а также вопросы подготовки медицинских кадров по восстановительной медицине;
— по возврату в номенклатуру специальностей специалистов в сфере здравоохранения Российской Федерации специальности «восстановительная медицина», по введению циклов обучения по восстановительной медицине в программы подготовки студентов медицинских вузов, по организации разработки профессиональных стандартов деятельности врача восстановительной медицины и расширению перечня основных специальностей, по которым проводится переподготовка по восстановительной медицине.
6. Рекомендовать санаторно-курортным организациям:
— шире внедрять в практику работы современные достижения науки в области курортной и восстановительной медицины с использованием природных лечебных факторов, новые технологии оздоровления, восстановительного лечения и медицинской реабилитации;
— активно использовать площадки всероссийских форумов «Здравница», других профильных научно-практических мероприятий для обмена опытом, деловых контактов, получения новых знаний в области курортной и восстановительной медицины.
7. Интегрировать усилия санаторно-курортных организаций для создания саморегулирующего объединения.
Принято единогласно участниками Всероссийского форума «Здравница — 2013».
22.05.13, г. Сочи