В настоящее время все более актуальными признаются нарушения психологической адаптации, связанные, как правило, со стрессовым характером повседневной деятельности, напряженным темпом современной жизни и быстрыми изменениями окружающей социальной среды. В связи с этим следует особо подчеркнуть, что данные нарушения могут возникать у практически здоровых (в психическом плане) людей вследствие различных психотравмирующих ситуаций, связанных, в первую очередь, с условиями профессиональной деятельности [1].
Особое место с позиций качества и надежности профессиональной деятельности у лиц зрительно-напряженного труда занимает аккомодационная система зрительного анализатора, так как аккомодационные нарушения могут приводить к существенному снижению зрительной работоспособности, вплоть до отказа от выполнения зрительной работы. Согласно современным представлениям, аккомодация является многосторонним процессом, зависящим как от базовых офтальмологических показателей (прежде всего, рефракции), так и от состояния собственно цилиарной мышцы глаза, иннервация которой происходит под действием парасимпатического и симпатического отделов вегетативной нервной системы. Функциональные нарушения аккомодации у лиц зрительно-напряженного труда с признаками психологической дезадаптации могут быть связаны преимущественно с дисфункцией вегетативного баланса, проявляющегося превалированием симпатической системы вследствие активации симпатоадреналовой системы или, иными словами, с вегетативным неврозом [2]. Изложенные положения определяют актуальность рассмотрения эффективности применения «неспецифических» методов воздействия на аккомодационную систему глаза, которые в отличие от «специфических» (непосредственное воздействие на орган зрения) имеют в основе влияние традиционных для общей физиотерапии и курортологии факторов на уровень функционирования зрительного анализатора в целом и аккомодационного аппарата в частности [3].
Проблема разработки аудиовизуальных средств коррекции нарушений психоэмоционального состояния, возникающих у человека под влиянием факторов производственной деятельности, достаточно полно освещена в литературе по восстановительной медицине, офтальмоэргономике и психофизиологии труда [4-6]. При этом, в частности, определено, что применение методики аудиовизуальной стимуляции обеспечивает существенное повышение эффективности традиционного восстановительного лечения расстройств реакций адаптации, что подтверждается статистически значимой положительной динамикой психологических, субъективных, вегетативных, психофизиологических и адаптационных показателей организма [6].
Цель исследования - оценка эффективности воздействия аудиовизуальной стимуляции на состояние аккомодационной системы глаза у пациентов зрительно-напряженного труда с расстройствами психологической адаптации.
В исследовании приняли участие 60 пациентов зрительно-напряженного труда в возрасте от 26 до 36 лет (средний возраст 37,2±1,4 года), профессиональная деятельность которых была связана с повседневной работой с электронными системами отображения информации (банковская сфера, диспетчеры авиационного движения и т.д.). Основными критериями включения пациентов в исследование были: наличие повседневной интенсивной зрительной работы с высоким уровнем ответственности за результат; наличие характерных для расстройств аккомодации субъективных жалоб на состояние органа зрения, отсутствие патологии органа зрения (включая рефракционные нарушения); а также наличие признаков психологической дезадаптации, определяемых по результатам медико-психологического тестирования по тестам СМОЛ и Спилбергера STAI [7]. Всем пациентам был предоставлен 10-дневный отдых в условиях санатория-профилактория, при этом контингент был разделен на две равнозначные по возрасту и состоянию психологической адаптации группы - основную (32 человека) и контрольную (28 человек). Лицам основной группы был выполнен курс аудиовизуальной стимуляции, лицам контрольной группы коррекция не проводилась.
Методика аудиовизуальной стимуляции основывалась на применении DVD-психорелаксирующего фильма (как базового элемента) с сопутствующим музыкальным сопровождением. Релаксирующий эффект достигался за счет цветового решения (преобладают зеленые и голубые тона), воспроизведения в сюжете естественных биологических ритмов, а также объектов съемки (водная гладь, лес). В музыкальном оформлении использовалась спокойная, мелодичная музыка, записи шума прибоя, пения птиц. Продолжительность аудиовизуальной стимуляции в рамках одной процедуры составляла 30 мин, общая продолжительность курса составляла 10 дней [8].
Комплексное обследование аккомодационной системы зрительного анализатора выполнялось на основании методики объективной аккомодографии по показателям, характеризующим уровень функционирования аккомодационной мышцы глаза: коэффициенты аккомодационного ответа (КАО), роста (КР) аккомодограммы, высокочастотных микрофлюктуаций (КМФ), а также разбросы (σ) коэффициентов [9]. Наряду с этим выполнялась оценка субъективного статуса по показателям «качества зрительной жизни» (КЗЖ) и выраженности субъективных симптомов зрительной усталости (СЗУ) [3].
Результаты динамики исследуемых показателей у лиц основной и контрольной групп представлены в таблице.
Представленные в таблице данные свидетельствуют, что в контрольной группе пациентов какой-либо значимой динамики исследуемых показателей не отмечалось. В основной группе пациентов показатели КАО, σКАО и КР не претерпевали существенных изменений. В то же время выявлена выраженная, статистически значимая (p<0,05) положительная динамика показателей КМФ (снижение на 5,9%) и σКМФ (снижение на 21,9%). Наряду с этим выявлена положительная динамика (p<0,05) субъективного статуса пациентов, выражающаяся снижением СЗУ (на 33,2%) и повышением КЗЖ (на 4,5%).
Положительная динамика аккомодационных показателей была связана преимущественно с показателем КМФ, отображающим уровень функционирования цилиарной мышцы глаза. При этом следует отметить, что до проведения коррекции средний показатель КМФ (61,4±0,4) был значительно выше нормируемого 50-58 и соответствовал типу «стресс», отображающему высокий уровень напряжения цилиарной (аккомодационной) мышцы глаза и неравномерной работе ее волокон [2]. После курса аудиовизуальной стимуляции средний показатель по группе (57,4±0,5) не только значительно уменьшился, но и стал соответствовать верхнему уровню нормативного. Положительные изменения аккомодационных показателей закономерно отразились на динамике субъективного статуса. При этом, в частности, средний показатель СЗУ до коррекции (36,8±2,2) соответствовал (согласно ранее проведенному нормированию [3]) состоянию «хронического зрительного утомления», после проведения аудиовизуальной стимуляции данный показатель соответствовал состоянию лишь «функционального напряжения зрительной системы».
Обсуждая в целом полученные результаты, следует, на наш взгляд, подчеркнуть три основных положения. Первое связано с наличием функциональных нарушений аккомодационной системы глаза у пациентов зрительно-напряженного труда с расстройствами психологической адаптации. В связи с этим следует отметить, что собственно адекватная диагностика таких нарушений стала возможной только с внедрением объективных методов исследования аккомодации и, в частности, компьютерной аккомодографии, позволяющей диагностировать функциональное состояние аккомодации, ее работоспособность, оценивать ее динамические изменения, в том числе в процессе лечебных мероприятий.
Второе положение определяет общую оценку уровня эффективности аудиовизуального воздействия. Безусловно, выявленная положительная динамика аккомодационных показателей и субъективного статуса не столь значима по сравнению с проведением физиотерапевтической стимуляции непосредственно на орган зрения при зрительном утомлении или после эксимерлазерных операций [1-3, 10]. В то же время следует подчеркнуть, что все пациенты являлись лицами с «нормальным» зрением без выраженной рефракционной патологии, что, с учетом статистической достоверности изменений, является, на наш взгляд, достаточно значимым с позиций «релаксирующего» эффекта. При этом, несмотря на наличие определенной зрительной нагрузки во время процедуры, эффекты стимуляции объясняются, по нашему мнению, двумя основными факторами - собственно расслабляющим характером предъявляемого изображения и фиксированным расстоянием до экрана, определяющим минимальную работу аккомодации.
Третье положение определяет роль и место методики аудиовизуальной стимуляции в общем комплексе мероприятий по сохранению профессионального зрения у лиц зрительно-напряженного труда. В связи с этим мы руководствуемся базовыми положениями «восстановительной офтальмологии», согласно которым только комплекс разнонаправленных методов воздействия на орган зрения может обеспечить целевые установки физиотерапевтического воздействия, связанные с повышением зрительной работоспособности и продлением профессионального долголетия по органу зрения [12]. С этих позиций методику аудиовизуальной стимуляции целесообразно рассматривать в качестве «релаксирующей подготовки» к непосредственному воздействию на орган зрения апробированных в восстановительной медицине физических факторов (низкоэнергетического лазерного излучения, магнитотерапии, местной баротерапии и др.).
Таким образом, проведение пациентам зрительно-напряженного труда курса аудиовизуальной стимуляции (психорелаксирующий фильм с сопутствующим музыкальным сопровождением) характеризуется положительной динамикой (на 5,9-21,9%) показателей объективной аккомодографии и субъективного статуса (на 4,5-33,2%), что в целом позволяет рассматривать данный метод в качестве «релаксирующей подготовки» в общем комплексе мероприятий по сохранению профессионального зрения у данного контингента специалистов.