Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Королев Ю.Н.

ФГБУ "Российский научный центр медицинской реабилитации и курортологии" Минздравсоцразвития России, Москва

Бобровницкий И.П.

ФГБУ "Российский научный центр медицинской реабилитации и курортологии" Минздрава РФ, Москва

Гениатулина М.С.

ФГБУ "Российский научный центр медицинской реабилитации и курортологии" Минздравсоцразвития России, Москва

Никулина Л.А.

НИИ нейрохирургии им. акад. Н.Н. Бурденко РАМН, Москва

Регенеративные процессы в клетках Сертоли и Лейдига у крыс при сочетанном применении питьевой минеральной воды и магнитного поля в условиях стресса

Авторы:

Королев Ю.Н., Бобровницкий И.П., Гениатулина М.С., Никулина Л.А.

Подробнее об авторах

Просмотров: 834

Загрузок: 16


Как цитировать:

Королев Ю.Н., Бобровницкий И.П., Гениатулина М.С., Никулина Л.А. Регенеративные процессы в клетках Сертоли и Лейдига у крыс при сочетанном применении питьевой минеральной воды и магнитного поля в условиях стресса. Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физической культуры. 2014;91(3):41‑45.
Korolev IuN, Bobrovnitskiĭ IP, Geniatulina MS, Nikulina LA. The regeneration process in the Sertoli cells and Leydig cells of the rats undergoing the combined treatment with drinking mineral water and a magnetic field under stressful conditions. Problems of Balneology, Physiotherapy and Exercise Therapy. 2014;91(3):41‑45. (In Russ.)

Рекомендуем статьи по данной теме:
Раз­ви­тие адап­тив­ных ре­ак­ций при при­ме­не­нии питье­вой ми­не­раль­ной во­ды и элек­тро­маг­нит­но­го из­лу­че­ния на фо­не действия вы­со­ко­ка­ло­рий­ной ди­еты на мо­де­ли эк­спе­ри­мен­таль­но­го ме­та­бо­ли­чес­ко­го син­дро­ма. Воп­ро­сы ку­рор­то­ло­гии, фи­зи­оте­ра­пии и ле­чеб­ной фи­зи­чес­кой куль­ту­ры. 2024;(1):42-47

В регуляции процессов сперматогенеза важную роль играют клетки Сертоли (сустентоциты) и Лейдига (интерстициальные клетки, эндокриноциты). Клетки Сертоли выполняют трофическую и опорную функции, фагоцитируют поврежденные герминативные клетки, продуцируют белки, обеспечивают реализацию различных гормональных воздействий. Важнейшей функцией клеток Лейдига является биосинтез тестостерона, который стимулирует мейотическое деление и контролирует все стадии сперматогенеза. Эти клетки входят в состав гипоталамо-гипофизарно-гонадной системы [1], находятся под регулирующим влиянием нейрогормональных стимулов и сами в свою очередь регулируют процессы сперматогенеза. В экспериментальных исследованиях показано, что острый иммобилизационный стресс вызывает негативные эмоциональные реакции, нарушения кровообращения с развитием застойной гипоксии, оказывает разрушительное действие на интегративные функциональные системы, ультраструктуру и функцию клеток семенников [1-4]. Поэтому необходимо проводить разработку новых способов адаптогенного воздействия лечебных физических факторов на организм с целью стимуляции регенеративных, компенсаторно-восстановительных процессов и повышения его устойчивости к патогенным стресс-воздействиям [5, 6]. В этом плане хороший эффект был выявлен при сочетанном действии натуральной питьевой минеральной воды (МВ) и искусственного физического фактора - магнитного поля (МП), которые способствовали активации процессов сперматогенеза после действия иммобилизационного стресса [6]. Это проявлялось, в частности, в улучшении процессов дифференцировки половых клеток и увеличении их численности. Возможно, что реализация такого эффекта в той или иной степени была связана с функциональной активностью клеток Сертоли и Лейдига.

Цель работы - выявить ультраструктурные нарушения в клетках Сертоли и Лейдига в условиях иммобилизационного стресса и изучить характер развития внутриклеточных регенеративных реакций при сочетанном применении питьевой МВ и МП.

Эксперименты проведены на 23 белых беспородных крысах-самцах массой 180-220 г. Работа с животными проводилась в соответствии с «Правилами проведения работ с использованием экспериментальных животных» (приложение к приказу Министерства здравоохранения СССР №755 от 12 августа 1977 г.). Животные содержались в обычных условиях вивария и свободного доступа к воде и пище. В 1-й опытной группе крысы получали питьевую сульфатную магниево-кальциевую МВ (концентрация сульфата 1,93 мг/л, минерализация 3,05 г/л ) в сочетании с процедурами МП. Во 2-й опытной группе (группа сравнения) крысы получали ту же питьевую сульфатную магниево-кальциевую МВ, что и в 1-й группе, но вместо МП проводили мнимые процедуры (не включали аппарат). В 3-й группе (контрольной) животные получали только водопроводную воду. 4-ю группу составляли интактные крысы, которые никаким воздействиям не подвергались. МВ и водопроводную воду крысам вводили внутрижелудочно 1 раз в день по 3 мл через иглу с оливой на конце, всего 12 процедур. Курс воздействий МП (10 процедур) проводили на поясничную область от аппарата ЭДМА с магнитной индукцией 35 мТл в течение 2 мин. Крыс опытных и контрольной групп подвергали двукратному воздействию иммобилизационного стресса путем их привязывания к станку в положении на спине в течение 6 ч. Курс лечебно-профилактических процедур начинали проводить на следующий день после первого стресс-воздействия, повторную иммобилизацию осуществляли за 6 дней до окончания эксперимента. Общая продолжительность эксперимента составляла 16 сут. Животных умерщвляли методом краниоцервикальной дислокации на следующий день пос­ле окончания процедур. Для электронно-микроскопических исследований семенники фиксировали в 4% параформальдегиде, приготовленном на фосфатном буфере (рН 7,4), постфиксировали в 1% ОsО4. После обезвоживания в серии спиртов и ацетона образцы заключали в смесь эпон-аралдит. На ультратоме Reichert (Австрия ) получали ультратонкие срезы. Исследования образцов проводили на электронном микроскопе Libra 120 (Германия) с программой Carl Zeiss SMT Nano Texnology system Division, которая включает в себя как режим трансмиссионного исследования, так и математическую обработку внутриклеточных структур. Для статистической обработки использовали критерий Стьюдента.

У животных контрольной группы после действия двукратного стресса в клетках Сертоли и Лейдига выявлялись существенные нарушения со стороны различных ультраструктур. В клетках Сертоли обнаруживались явления локального отека, выраженность которого иногда была весьма значительной. Нарушалась структура белоксинтезирующих органелл в виде укорочения мембран, расширения просветов гранулярной эндоплазматической сети, лизиса прикрепленных и свободных рибосом и полисом. Местами цистерны эндоплазматической сети были значительно расширены (рис. 1, а).

Рисунок 1. Ультраструктурная характеристика клеток Сертоли и Лейдига при действии иммобилизационного стресса (контроль). а - клетка Сертоли. Расширение просветов эндоплазматической сети ( ЭС) и межклеточных пространств (МП); б - клетка Сертоли. Миелиноподобная структура, образовавшаяся из митохондрии; в - клетка Лейдига. Локальные нарушения внутриклеточных структур. Митохондрии с гранулами кальция и в стадии деления (стрелки). ×18 000.
Число митохондрий (Мх) проявляло слабую тенденцию к повышению, по размерам они становились более мелкими, их средняя и суммарная площади снижались практически в 2 раза (р<0,01 ) (см. таблицу), что указывало на выраженное ослабление биоэнергетики в этих клетках.
Выявлялись деструктивные формы Мх, в том числе в виде миелиноподобных структур (см. рис. 1, б), что может быть связано с усилением перекисного окисления липидов в их мембранах. В клетках Лейдига обнаруживались как деструктивные, так и делящиеся Мх. В некоторых из них выявлялись гранулы кальция, что является следствием повышенной проницаемости мембран. Иногда определялись крупные по размерам очаговые деструкции органелл, в которых нарушения конфигурации и целостности мембран были особенно выражены (см. рис. 1, в). Выявленные сдвиги в клетках Сертоли и Лейдига у животных контрольной группы свидетельствовали о нарушениях внутриклеточной регенерации и слабом проявлении адаптационных реакций в условиях иммобилизационного стресса.

Среди крыс опытных групп более выраженное развитие процессов внутриклеточной регенерации и соответственно снижение уровня явлений деструкции отмечено при сочетанном применении МВ и МП. В клетках Сертоли эти процессы выражались в основном со стороны Мх и в меньшей степени со стороны белоксинтезирующих структур.

Характерным являлось увеличение суммарной площади Мх (на 83,6%, р<0,01) по сравнению с контролем и на 86,2% по сравнению с МВ (см. таблицу). Этот эффект был обусловлен увеличением как численности Мх, так и их размеров (средней площади) (рис. 2, а), что характерно для активации соответственно, органоидной и внутриорганоидной форм регенерации [7].

Рисунок 2. Ультраструктурная характеристика клеток Сертоли и Лейдига при сочетанном применении МВ и МП в условиях иммобилизационного стресса. а - клетка Сертоли. Увеличение размеров митохондрий, расширение внутрикристных просветов. Видны тесные контакты крупных митохондрий с мембранами гранулярной эндоплазматической сети (стрелки). Повышенное содержание рибосом и полисом; б - клетка Сертоли. Активация первичных лизосом; в - молодая клетка Лейдига. Зона гиперплазированной гранулярной эндоплазматической сети. ×18 000. со - собственная оболочка семенного канальца; мп - межклеточное пространство; эс - эндоплазматическая сеть; мх - митохондрии; р - рибосомы; л - лизосомы; гэс - гранулярная эндоплазматическая сеть.
Подобного усиления регенеративных процессов в других группах не происходило: в контроле резко снижались размеры Мх на фоне тенденции к повышению их числа, а при действии МВ, наоборот, возрастала средняя площадь, но число Мх уменьшалось по сравнению с контролем (см. таблицу). Следовательно, усиление интенсивности внутриорганоидной регенерации Мх является характерной особенностью действия использованных физических факторов. Такой механизм регенерации позволяет увеличить прирост массы Мх в уже функционирующих органеллах, что дает возможность организму ускорить биоэнергетическое обеспечение клеток Сертоли. Кроме того, наблюдаемое увеличение размеров Мх усиливало биоэнергетику клетки, так как в крупных Мх эффективнее осуществляется синтез АТФ по сравнению с мелкими дискретными Мх [8]. Активация процессов регенерации, хотя и менее выраженная, отмечалась также и со стороны белоксинтезирующих структур. В части клеток Сертоли наблюдались явления гиперплазии свободных рибосом и гранулярной эндоплазматической сети: возрастала их численность, удлинялись цистерны с прикрепленными рибосомами, отмечался более тесный их контакт с Мх (см. рис. 2, а). На этом фоне сдвигов повышалась активность лизосомального аппарата, которая проявлялась в увеличении числа первичных лизосом (см. рис. 2, б). Эти органеллы принимают участие в адаптационно-защитных реакциях клетки, и их появление (у контрольных животных они обнаруживались в единичном числе) свидетельствовало, в частности, об энергетических возможностях клеток Сертоли осуществить их биосинтез. Следовательно, в результате активации внутриклеточной регенерации под влиянием МВ и МП в клетках Сертоли происходил прирост массы различных ультраструктур, что повышало резервные возможности этих клеток. При действии только МВ эти сдвиги проявлялись слабее, что было связано, видимо, с их более низким уровнем биоэнергетики.

Анализ клеток Лейдига показал, что после действия МВ и МП их число снижалось по сравнению с контролем (11,4±0,3; контроль - 12,35±0,27, р<0,05), однако при этом обнаруживались молодые формы этих клеток с хорошо развитыми мембранами гранулярной эндоплазматической сети (см. рис. 2, в). Другой особенностью эндокриноцитов являлось фактически отсутствие выраженных локальных деструктивных явлений, характерных для контроля. В части клеток происходило расширение просветов канальцев гладкой эндоплазматической сети, которое также обнаруживалось и у животных контрольной группы. Содержание Мх обычно было высоким, находясь в контакте с расширенными канальцами эндоплазматической сети, Мх становились крупнее, а их матрикс просветлялся. Выявляемые нарушения в этих клетках в основном касались тонкой структуры Мх, реже наблюдалась деструкция отдельных Мх. При влиянии только МВ процессы внутриклеточной регенерации в клетках Лейдига были менее выражены, чем при сочетанном действии МВ и МП.

Таким образом, результаты исследования показали, что сочетанное применение МВ и МП после действия иммобилизационного стресса оказало более выраженное влияние на развитие процессов регенерации в клетках Сертоли и Лейдига по сравнению с контролем и действием МВ. Характерные признаки стимуляции регенеративных реакций особенно демонстративно проявлялись в клетках Сертоли в виде усиления внутриклеточной регенерации Мх - органоидной и внутриорганоидной форм, что повышало биоэнергетический потенциал клеток и создавало основу для дальнейшего развития биосинтетических процессов с формированием новых органелл, требующих энергозатрат. На это указывали данные об усилении регенеративных процессов со стороны белоксинтезирующих органелл, а также лизосом. Можно полагать, что усиление внутриклеточных регенеративных процессов при сочетанном применении МВ и МП связано с их антиоксидантным и мембраностабилизирующим действием на различные функциональные системы и механизмы регуляции гомеостаза. Реализация выявленных эффектов в большей мере, по-видимому, осуществлялась через активацию гонадотропных гормонов гипофиза, непосредственно контролирующих функциональную деятельность клеток Сертоли и Лейдига [1]. Полученные данные раскрывают некоторые механизмы более высокой эффективности сочетанного действия МВ и МП на процессы внутриклеточной регенерации в условиях стресса по сравнению с применением монофактора - МВ.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.