Современный спорт — это деятельность, которая протекает преимущественно в условиях ярко выраженного стресса. Рост спортивных достижений, начиная уже с детского и юношеского возраста, сопровождается двумя основными факторами: интенсификацией тренировочных нагрузок и сокращением времени восстановительного периода между соревнованиями [1, 2]. Как показывает практика, тренировочные нагрузки нередко даются без учета возрастных, психофизиологических и психологических особенностей спортсменов, на фоне хронического утомления и стресса, что, в свою очередь, приводит к различным предпатологическим состояниям [3, 4], затрудняя адаптацию к соревновательной деятельности. Принимая это во внимание, следует учитывать, что некоторые виды спорта, например художественная гимнастика, имеют свою определенную специфику, требующую больших энерго- и психозатрат, так как наряду с содержательно-профессиональными знаниями большое значение для достижения результативности имеют психофизиологические компоненты восприятия и внимания (концентрация, точность, селективность). Визуальное внимание играет доминирующую роль в формировании основы ориентировки и контроле над собственными движениями. Также не следует забывать, что важными личностными характеристиками гимнастов являются особенности мотивационной сферы, характер и содержание которой напрямую влияют на развитие спортивно значимых качеств и успешность спортивной деятельности в целом [5, 6]. Как показывает практика, в качестве основных восстановительных мероприятий на различных этапах тренировочного периода чаще используют методики, оказывающие комплексное модулирующее воздействие прежде всего на функцию центральной нервной системы и психоэмоциональное состояние [2, 7—10]. К таким методам относят общий массаж, лечебные ванны и души, рациональный режим тренировок и отдыха, сбалансированное питание, психокоррекционные мероприятия, в то время как состоянию спортивно значимых психофизиологических качеств должного внимания не уделяется, хотя они являются важной составляющей спортивной деятельности и влияют на ее успешность и качество.
Цель исследования — разработать комплексную программу медико-психологического сопровождения спортсменов-юниоров (художественная гимнастика), направленную на стабилизацию их гормонального и эмоционального статусов, развитие спортивно значимых качеств с использованием современных программно-аппаратных технологий.
Материал и методы
На базе филиала ТНИИКиФ ФГБУ СибФНКЦ ФМБА России было проведено комплексное обследование 72 спортсменов женского пола в возрасте 11,5±0,6 года, занимающихся в Специализированной детско-юношеской спортивной школе олимпийского резерва гимнастики им. Р. Кузнецова (Северск). Спортивный стаж обследуемых составлял от 5 до 7 лет.
Количество тренировок определялось возрастными особенностями и квалификацией участников исследования. Все спортсмены были разделены на 2 функциональные группы по 36 человек в каждой. В обеих группах применялся основной лечебный комплекс, а также в качестве реабилитационного инструментария, действие которого направлено на развитие саморегуляции и стабилизации эмоционального состояния спортсменов, использовался программно-аппаратный комплекс «БОС-Пульс», включающий в себя набор компьютерных игр («Вира!», «Ралли», «Магические кубики», «Гребной канал» и др.), разработанный в НИИ молекулярной биологии и биофизики (Новосибирск) [11]. Во 2-й группе дополнительно применялась когнитивная тренировка, направленная на восстановление и развитие спортивно значимых качеств, с помощью программно-аппаратного комплекса CogniPlus компании «SCHUHFRIED» (Австрия). Нами использовались тренировочные программы «SPACE» и «SELECT». В процессе тренировки с использованием программы «SPACE» нарабатывалась скорость реакции на визуальный стимул, который появлялся в беспорядочном режиме в разных частях экрана монитора. В программе «SELECT» задание усложнялось за счет дополнительного звукового стимула и увеличения скорости появления визуального стимула на экране. Выбор конкретных тренинговых программ был обусловлен рекомендациями по применению комплекса «CogniPlus» [11, 12] и результатами психологической диагностики.
При оценке индивидуально-личностных характеристик спортсменов использовались следующие психологические методики:
1) интерпретационные коэффициенты модифицированного восьмицветового теста Люшера (работоспособность нервной системы (РНС), уровень стресса (УС), психоэмоциональное напряжение (ПЭН));
2) шкала субъективной оценки ситуативной (СТ) и личностной тревожности (ЛТ) Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л. Ханина;
3) диагностические тесты, входящие в программно-аппаратный комплекс «ViennaTestSystem» [11, 12]:
— детерминационный тест, направленный на оценку реактивной толерантности к нагрузкам (ТкН), силы внимания при стрессе (ВС) и тенденции к резигнации при стрессе (РС);
— объективный тест мотивации достижения, направленный на оценку базовой мотивации достижения (БМД) с точки зрения поведения. Показатель БМД рассматривался нами в качестве диагностического для оценки эффективности реабилитационных мероприятий, остальные показатели этой методики, такие как уровень притязания (УП), мотивация за счет личных целей (МЛЦ), мотивация за счет конкуренции (МК) использовались в целях учета особенностей мотивационной сферы, характерной для данной выборки, и оценочной функции не имели;
4) тест «Когнитрон» использовался для оценки концентрации (КВ) и точности внимания (ТВ) [13, 14].
Также мы изучали динамику основных показателей гормональных регуляторных систем организма: тиреотропного гормона (ТТГ), тироксина свободного (Т4своб.), трийодтиронина свободного (Т3своб.), кортизола и инсулина в сыворотке крови. Содержание ТТГ, Т4своб. и кортизола определяли методом иммуноферментного анализа с помощью наборов «ВекторБест» (Россия), Т3своб. — с помощью наборов «АлкорБио» (Россия), инсулина — с помощью наборов «DRGInstrumentsGmb» (Германия).
Лечебный комплекс включал тренирующий режим, основную диету, газовые углекислые ванны (концентрация углекислого газа — 20—60%, температура паровоздушной смеси — 28—32 °C, продолжительность — 10—15 мин, периодичность — через день, на курс 8—10 процедур), ручной массаж общий (периодичность — через день, на курс 10 процедур). Частота проведения тренинга с помощью программно-аппаратного комплекса БОС-Пульс и когнитивных тренировок составляла 3 раза в неделю в индивидуальном режиме, продолжительность занятий — 20—25 мин. Курс проводимых мероприятий был рассчитан на 21 день, психологическая диагностика проводилась в начале и по завершению санаторно-курортного лечения.
Полученные результаты обрабатывались с помощью статистического пакета PASW Statistics, версия 18.0.0 (30.07.2009) («SPSS Inc.», USA, обладатель лицензии — ТНИИКиФ ФГБУ СибФНКЦ ФМБА России). Проверку гипотезы нормального распределения данных осуществляли методом Колмогорова—Смирнова. Для определения различий между связанными выборками использовали t-критерий Вилкоксона, между независимыми выборками — критерий Манна—Уитни. Фактические данные указывали в виде среднего значения (М) и стандартного отклонения (SD). Для определения корреляционных связей использовали коэффициент Пирсона. Критический уровень значимости при проверке статистических гипотез в исследовании принимался равным 0,05.
Результаты и обсуждение
Исследование гормонального статуса в динамике показало, что исходно у 32% спортсменов наблюдались значения Т3своб. ниже нормы, к концу лечения после интенсивных нагрузок соревновательного периода у них отмечалось повышение данного показателя до референтных значений: с 4,3±0,1 до 5,13±0,33 пмоль/л (p=0,047), что не связано с дискоординацией гипоталамо-гипофизарной системы, а носит обратимый характер. Уровень Т4своб. и ТТГ у всех спортсменов соответствовал норме и в процессе лечебно-восстановительных мероприятий значимо не менялся. Уровень кортизола на начальном этапе исследования был выше нормы у 32% спортсменов и составлял 806,7±33,28 нмоль/л, к окончанию восстановительного периода он нормализовался и достиг 568,1±115,02 нмоль/л (p=0,002). Повышенный уровень инсулина был у 17% детей, после лечения данный показатель снизился с 25,55±6,23 до 16,82±6,23 мкМЕ/мл (p=0,016). Данный факт связан с мобилизацией гликогена в печени, что отражается на показателях углеводного обмена. Возрастающий уровень инсулина при нормальном уровне гликемии натощак у части спортсменов в тренировочный и восстановительный периоды носит адаптивный характер и нормализуется к концу лечения. У некоторых гимнастов в период интенсивных тренировок наблюдается относительное повышение уровня кортизола вследствие постоянного воздействия стрессовых факторов, но на фоне проводимых психокоррекционных мероприятий это не приводит к срыву адаптации организма спортсменов. Как показали наши предыдущие исследования, повышенный уровень кортизола негативно влияет не только на эмоциональное состояние, но и на такое спортивно значимое качество в гимнастике как ТВ, поэтому дальнейшие физиотерапевтические и психокоррекционные мероприятия были направлены на стабилизацию эмоционального состояния и развитие спортивно значимых качеств гимнастов.
В нашем исследовании под спортивно значимыми качествами, которые существенным образом влияют на достижение результатов в художественной гимнастике, мы подразумеваем ТкН, ВС, РС, КВ, ТВ.
Анализ результатов первичной психологической диагностики показал, что спортсменам обеих групп были свойственны средний уровень РНС, повышенное ПЭН, достаточно высокий УС. Показатели ЛТ и СТ находились в пределах средних значений (см. таблицу).
Динамика средних показателей эмоционального статуса и спортивно значимых психологических качеств у гимнастов в тренировочный период (n=72; M±SD)
Тест | Показатель | 1-я группа (n=36) | 2-я группа (n=36) | ||||
до лечения | после лечения | р | до лечения | после лечения | р | ||
Тест Люшера | РНС | 17,06±3,96 | 19,35±1,4 | 0,000 | 16,77±3,84 | 19,33±1,35 | 0,000 |
УС | 10,21±8,66 | 6,23±4,18*,** | 0,004 | 10,37±8,9 | 3,02±3,71*,** | 0,000 | |
ПЭН | 12,88±6,16 | 8,88±3,25*,** | 0,000 | 13,38±6,33 | 4,33±2,8*,** | 0,000 | |
Шкала Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л. Ханина | СТ | 37,00±8,28 | 34,44±6,18 | 0,000 | 37,02±8,3 | 30,61±5,87 | 0,000 |
ЛТ | 39,77±8,76 | 37,94±8,33 | 0,008 | 38,52±6,51 | 35,88±5,28 | 0,000 | |
Детерминационный тест | ТкН | 69,11±16,89 | 75,5±15,77*,** | 0,000 | 71,41±15,94 | 83,29±16,13*,** | 0,000 |
ВС | 61,5±24,46 | 65,91±16,94* | 0,209 | 60,05±23,19 | 72,41±15,98* | 0,000 | |
РС | 35,77±29,99 | 39,5±27,51 | 0,013 | 35,97±27,46 | 43,13±26,81 | 0,000 | |
Объективный тест мотивации достижения | БМД | 16,33±15,74 | 19,00±16,9** | 0,156 | 16,58±16,1 | 27,44±12,32** | 0,000 |
МЛЦ | 24,00±16,89 | 29,5±20,37 | 0,121 | 24,47±17,93 | 28,77±21,01 | 0,157 | |
УП | 54,27±22,52 | 53,27±23,08 | 0,5 | 54,77±22,41 | 55,44±21,01 | 0,797 | |
МК | 11,72±11,07 | 12,83±8,08 | 0,3 | 11,61±11,17 | 12,83±8,25 | 0,198 | |
Тест «Когнитрон» | КВ | 83,61±12,9 | 90,1±9,48 | 0,003 | 82,83±12,62 | 90,66±9,52 | 0,001 |
ТВ | 26,36±27,59 | 54,91±15,32*,** | 0,000 | 26,66±27,63 | 68,88±15,92*,** | 0,000 |
Примечание. * — достоверность различий в группах до и после лечения (p<0,05); ** — достоверность различий между 1-й и 2-й группами спортсменов (p<0,05).
Спортсмены обеих групп характеризовались достаточно низкими показателями ТкН, ВС и тенденцией к РС, хотя отмечалась высокая КВ при низкой ТВ. Данный факт, на наш взгляд, вполне закономерен. Наличие стресса и ПЭН существенно снижает ТкН спортсменов, КВ достигается высокой «психофизиологической ценой», соответственно, ТВ снижается.
После проведения комплекса лечебных и коррекционных мероприятий в обеих исследуемых группах наблюдалась положительная динамика эмоционального состояния спортсменов. Так, отмечалось повышение РНС, снижение УС и ПЭН. Важно отметить, что во 2-й группе, в которой испытуемые дополнительно занимались когнитивными тренировками, УС и ПЭН были достоверно ниже, чем в 1-й группе (35,47 и 28,71% соответственно). Также значимо снизились показатели СТ и ЛТ.
Спортивно значимые характеристики также имели положительную динамику во всей исследуемой выборке, но во 2-й группе она была более выражена. У спортсменов, занимающихся дополнительно когнитивными тренировками, снижение тенденции к РС наблюдалось в большей степени, повысились ТкН (10,31%), ВС (9,86%), а также ТВ (25,44%). Уровень БМД во 2-й группе возрос до средних значений, в 1-й же группе значимых изменений мотивационной сферы обнаружено не было. Мы полагаем, что рост мотивации у спортсменов 2-й группы связан с тем, что, занимаясь когнитивными тренировками, они объективно могли видеть и оценивать свои результаты после каждого занятия с использованием программно-аппаратного комплекса и связанные с этим улучшения спортивных показателей во время тренировочного процесса. Чтобы подтвердить наличие этих взаимосвязей, мы использовали метод корреляционного анализа. В 1-й группе наблюдалась положительная взаимосвязь между показателями ЛТ и УС (p=0,326; r=0,037). Во 2-й группе структура взаимосвязей была несколько иной. Были выявлены положительные корреляции между показателями ВС, ТВ (p=0,302; r=0,011) и ТкН (p=0,387; r=0,001). Показатель ПЭН отрицательно коррелировал с ТВ (p=–0,228, r=0,038).
Выводы
Медико-психологическое сопровождение спортсменов в тренировочный период наиболее эффективно в том случае, если оказывается комплексное воздействие сразу на несколько «мишеней»: физическое здоровье, эмоциональное состояние, спортивно значимые психофизиологические характеристики, а также личностные особенности. Комплексная медико-психологическая реабилитация детей школьного возраста, занимающихся сложнокоординационными видами спорта, оказывает нормализующее влияние на показатели гормонального статуса, способствует восстановлению спортивно значимых физических и психологических качеств, что обеспечивает их потенциальную готовность к эффективной спортивной деятельности и расширяет адаптационный потенциал.
Участие авторов:
Концепция и дизайн исследования, написание текста: Т.Л., Н.С.
Сбор и обработка материала, анализ полученных данных: Н.С., Е.Ц., С.Т., Н.Т., О.Д., В.Ч., С.К., С.Ш.
Авторы сообщают об отсутствии конфликта интересов.