В литературе недостаточно обоснована эффективность последовательного применения физических факторов на разных стадиях хронического холецистита и гепатита особенно в фазе затухающего обострения [1—3]. Изменения в микрофлоре кишечника способствуют развитию, прогрессированию функциональных нарушений и морфологических изменений отдельных органов пищеварения, в частности гепатобилиарной системы [4, 5]. Следует также отметить, что при заболеваниях печени, желчного пузыря отмечены патологические изменения в кишечнике, развивается дисбиоз [6, 7]. Во всем мире широко применяются пробиотики, в частности содержащие лактобактерии, для профилактики и лечения желудочно-кишечных заболеваний [8]. Недостаточно изучена эффективность пробиотиков в сочетании с физическими факторами при заболеваниях органов пищеварения.
Цель исследования — установить степень влияния физических факторов в сочетании с отечественным пробиотиком «Нор Нарине» на биоценоз кишечника, показатели липидного спектра крови, антиоксидантной системы и энергетического обмена у больных хроническим некалькулезным холециститом (ХНХ).
Материал и методы
В исследование были включены 60 больных ХНХ в фазе затухающего обострения. Все пациенты были распределены на 2 группы: группу сравнения (1-я) и основную (2-я), по 30 человек в каждой. У всех обследованных пациентов был выявлен дисбиоз кишечника разной степени, проведено стандартное клиническое обследование, включающее осмотр, общий анализ крови, мочи, кала, в том числе бактериологический для установления степени дисбиоза кишечника, электрокардиографию, этапное хроматическое дуоденальное зондирование и ультразвуковое исследование (УЗИ) органов брюшной полости. С помощью биохимического анализа крови определяли показатели липидного спектра (общий холестерин, липопротеины высокой плотности (ЛПВП), липопротеины низкой плотности (ЛПНП), триглицериды), антиоксидантной системы (малоновый диальдегид (МДА), ацилгидроперекиси (АГП), супероксиддисмутазу (СОД), каталазу (К), фосфолипазу А2 (ФА2)), энергетического обмена — содержание адениннуклеотидов (аденозинтрифосфатазы (АТФ), аденозиндифосфатазы (АДФ), аденозинмонофосфатазы (АМФ)), уровни лактатдегидрогеназы (ЛДГ) и молочной кислоты (МК), энергетический заряд. Исследования проводили до и после лечения. Статистическую обработку полученных данных выполняли с помощью компьютерных программ Statistica 6.0, GraphPad Prism.
Больные 1-й группы получали лечебное питание (диета № 5), магнитно-лазерное воздействие от аппарата АМЛТ-01 на область правого подреберья — 3 точки (I поле) и паравертебрально — 2 точки (II поле) по 20 мВт (2—3 мин на I поле, 1—2 мин на II поле). В комплекс лечения включали также иглорефлексотерапию, йодобромные ванны, лечебную физическую культуру, массаж воротниковой зоны. Больным 2-й группы дополнительно назначали внутренний прием концентрата отечественного пробиотика «Нор Нарине» (20 млрд молочнокислых бактерий в 1 мл), 30—35 г 3 раза в день за 30 мин до еды в сочетании с гидрокарбонатно-сульфатной натриевой минеральной водой «Джермук».
Экспериментальными и лабораторными исследованиями установлено, что обогащение минеральной воды «Джермук» молочнокислыми бактериями не меняет органолептические свойства смеси, повышает ее антибактериальную и противогрибковую активность. Нами впервые дана оценка эффективности применения концентрата пробиотика «Нор Нарине» в сочетании с минеральной водой как биологически активным напитком при заболеваниях органов пищеварения и получено авторское свидетельство [9].
Результаты и обсуждение
Под влиянием лечения отмечена положительная динамика в клинической картине заболевания: уменьшились боли в правом подреберье, эпигастральной области, по ходу кишечника, явления желудочно-кишечной диспепсии, сократились размеры печени. Положительная динамика чаще наблюдалась у пациентов 2-й группы. У преобладающего большинства больных исчезли или резко уменьшились вздутие и тяжесть в верхней половине живота, метеоризм, заметно улучшилась опорожнительная функция кишечника. По данным УЗИ отмечено уменьшение размеров желчного пузыря, вероятно, вследствие противовоспалительного влияния комплексного лечения. С помощью этапного хроматического дуоденального зондирования изучена динамика этапов желчевыделения в зависимости от функционального нарушения желчного пузыря (гипер- и гипомоторная дискинезия). Такой подход позволяет объективно оценить сдвиги под влиянием лечения [10].
В результате проведенной терапии у больных обеих групп на 1-м этапе желчевыделения отмечена тенденция к понижению секреции желчи и сокращению продолжительности секреторного процесса, т. е. латентный период желчевыделения несколько укорочен, на 1-м и 3-м этапах понижался объем холесекреции. Улучшилась опорожнительная функция желчного пузыря, увеличилось время выделения желчи с понижением коэффициента напряжения. Объем желчи в желчных протоках, что характеризует 5-й этап желчевыделения, после лечения имел тенденцию к понижению. В порциях дуоденального содержимого и желчи резко уменьшилось содержание слизи, лейкоцитов, слущенного эпителия. По данным УЗИ улучшилась моторно-эвакуаторная функция желчного пузыря с уменьшением толщины стенки.
Положительная динамика проявлялась в большей степени во 2-й группе больных.
При бактериологическом исследовании кала после лечения был установлен сдвиг в сторону нормализации микрофлоры кишечника. В табл. 1 представлены изменения в фекальной микрофлоре у больных ХНХ под влиянием базового комплексного лечения. После лечения содержание бифидобактерий, лактобактерий, активной кишечной палочки определялось в пределах нормы: в 55; 65 и 65% соответственно. Как видно из представленного материала, заметно уменьшилась патогенная микрофлора: гемолизирующая кишечная палочка, энтерококки, клебсиелла, стафилококки, дрожжеподобные грибы. Было отмечено нарастание дисбиоза кишечника I степени с 58 до 77% при уменьшении дисбиоза кишечника II степени с 38 до 17%, а дисбиоз кишечника III степени выявлен не был. У больных 2-й группы содержание бифидобактерий, лактобактерий, активной кишечной палочки нарастало в большей степени и достигало нормальных пределов у 80; 85 и 80% пациентов соответственно. Заметно уменьшилась доля патогенной микрофлоры (гемолизирующая кишечная палочка, энтерококки, клебсиелла, протей, стафилококки, дрожжеподобные грибы) (табл. 2).
Дисбиоз кишечника I степени повышался с 60 до 80% с уменьшением дисбиоза кишечника II степени с 32 до 4% при отсутствии дисбиоза кишечника III степени. Тенденция к нормализации биоценоза кишечника проявлялась в большей степени во 2-й группе больных.
Показатели липидного обмена у обследованных больных представлены в табл. 3.
Анализ полученных данных показал, что положительная динамика установлена и в липидном спектре крови в обеих группах больных. Понижалось содержание общего холестерина, триглицеридов, ЛПНП с нарастанием ЛПВП в большей степени у пациентов 2-й группы, лечебный комплекс которых содержал пробиотик и минеральную воду. Тенденция к нормализации отмечена и в углеводном обмене.
При заболеваниях органов пищеварения возникает деструкция тканей с нарушением структуры клеточных мембран, отмечается активация процессов перекисного окисления липидов. В этой связи считаем целесообразным оценить изменения показателей антиоксидантной системы при ХНХ во взаимосвязи с липидным и углеводным обменами под влиянием лечения. В исходном состоянии было отмечено заметное повышение МДА и АГП. Выявлена значительная активность ферментов антиоксидантной защиты — СОД, ФА2 и К. Полученные данные свидетельствуют о нарушении проницаемости и деструкции эритроцитов при ХНХ. После проведенного комплексного лечения при включении пробиотика с минеральной водой была выявлена статистически достоверная динамика, что представлено в табл. 4.
Энергетика клетки обеспечивается сложным комплексом метаболических реакций, протекающих в условиях адекватного обеспечения ее необходимым субстратом отклонения и кислородом. Известно, что в процессе секреторной, моторной и всасывательной функций желудочно-кишечного тракта отмечается значительное потребление АТФ, вследствие чего ее количество заметно уменьшается. В 1-й группе пациентов до лечения содержание АТФ и АДФ понижалось до 0,64±0,05 и 0,51±0,03 ммоль/мл соответственно с повышением АМФ (1,17±0,02 ммоль/мл), ЛДГ (312,9±18,9 ед./л) и МК (25,7±0,7 ед.). После лечения статистически достоверно нарастали уровни АТФ и АДФ до 1,05±0,18 и 0,66±0,05 ммоль/л соответственно, а остальные показатели понижались до 0,52±0,05 ммоль/л; 210±6,04 ед./л и 16,5±0,89 ед. соответственно (р<0,05). Во 2-й группе больных выявлена следующая динамика вышеуказанных показателей: до лечения содержание АТФ, АДФ, АМФ, ЛДГ и МК было в пределах 0,8±0,02; 044±0,02; 1,04±0,06 ммоль/л; 320,3±23,3 ед./л и 25,7±, 07 ед. соответственно, а после лечения — 1,15±0,04; 0,70±0,02; 0,46±0,05 ммоль/л; 203,8±11,9 ед./л и 12,2±, 1,16 ед. соответственно (р<0,01). Положительная динамика проявлялась в большей степени во 2-й группе больных. Нормализация указанных показателей способствует регулированию энергообеспечения клеток, что приводит к улучшению состояния органов пищеварения.
Заключение
Комплексное применение физических факторов, в том числе с использованием пробиотика «Нор Нарине» и гидрокарбонатно-сульфатной натриевой минеральной воды «Джермук» эффективно у больных с ХНХ с дисбиозом кишечника. В результате противовоспалительного действия указанных факторов улучшается клиническое течение заболевания, отмечается положительное действие на микрофлору кишечника, показатели липидного и энергетического обменов, антиоксидантной системы. Комплексное лечение с включением пробиотика и приема внутрь минеральной воды чаще приводит к уменьшению клинических симптомов, оказывает нормализующее действие на гепатобилиарную систему, кишечную микрофлору и показатели биохимического анализа крови.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Участие авторов:
Концепция и дизайн исследования, написание текста: Э.Г.
Сбор и обработка материала, статистическая обработка данных: Н.С.
Редактирование: Э.Г.