Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Никитин М.В.

ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр реабилитации и курортологии» Минздрава России

Чичерин Л.П.

ФГБНУ «Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья им. Н.А. Семашко»

Мелехин О.Ю.

ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр реабилитации и курортологии» Минздрава России

Щепин В.О.

ФГБНУ «Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья им. Н.А. Семашко»

Государственная политика развития курортного дела в России: правовые и организационные аспекты реализации, в том числе в экстремальной ситуации

Авторы:

Никитин М.В., Чичерин Л.П., Мелехин О.Ю., Щепин В.О.

Подробнее об авторах

Просмотров: 1282

Загрузок: 47


Как цитировать:

Никитин М.В., Чичерин Л.П., Мелехин О.Ю., Щепин В.О. Государственная политика развития курортного дела в России: правовые и организационные аспекты реализации, в том числе в экстремальной ситуации. Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физической культуры. 2021;98(5):66‑73.
Nikitin MV, Chicherin LP, Melekhin OYu, Shchepin VO. State policy of development of resort business in Russia: legal and organizational aspects, including those in an emergency. Problems of Balneology, Physiotherapy and Exercise Therapy. 2021;98(5):66‑73. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/kurort20219805166

Введение

Санаторно-курортная помощь — важнейший раздел здравоохранения, а курортные здравницы непосредственно реализуют государственную политику по развитию курортного дела, являясь элементами всей системы субъектов такой политики. В зависимости от характера выполняемых задач и функций по ее реализации, субъекты подразделяются на: определяющие направления и руководящие реализацией государственной политики в курортной сфере в масштабе страны; разрабатывающие ее теоретические аспекты и доктринальное положение; специализированные и неспециализированные субъекты ее реализации.

Важное место в системе субъектов занимает Министерство здравоохранения Российской Федерации (РФ) и его департаменты, так как именно они преимущественно и непосредственно участвуют в реализации указанной политики, являясь при этом субъектами, не только разрабатывающими теоретические аспекты и доктринальные положения, но и непосредственно ее реализующими.

Научно-исследовательские и образовательные учреждения Минздрава России по поручению органов законодательной или исполнительной власти либо по собственной инициативе разрабатывают концептуальные подходы и законопроекты по обозначенной проблеме. Примером является совместная разработка в 2016 г. общероссийской общественной организацией «Общество содействия развитию медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения» и ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр реабилитации и курортологии» Минздрава России проекта государственной Стратегии развития санаторно-курортного комплекса Российской Федерации. Такая работа была осуществлена в соответствии с указаниями Президента РФ на заседании Президиума Госсовета России 26.08.16 (Белокуриха, Алтайский край), посвященном вопросам инвестиционной привлекательности российских курортов. В дальнейшем Проект государственной стратегии был утвержден распоряжением Правительства РФ «Об утверждении стратегии развития санаторно-курортного комплекса Российской Федерации» от 26.11.18 №2581-р.

В структуре федерального Минздрава функционирует Департамент организации медицинской помощи и санаторно-курортного дела. В его состав входит ряд отделов, деятельность которых направлена на практическую реализацию государственной политики в искомой области. Этими подразделениями разрабатываются нормативные правовые акты: приказы, методические рекомендации, инструкции, регламентирующие административно-управленческую, организационно-технологическую деятельность санаторно-курортных организаций в решении задач по практической реализации государственной политики по обозначенной проблеме.

Помимо сказанного, в деятельности ведомства прослеживается контрольно-координирующая роль в управлении санаторно-курортными организациями. В рамках совершенствования научно-исследовательской, организационно-методической и образовательной деятельности по вопросам развития санаторно-курортного комплекса (СКК) страны существенную роль в контроле и помощи территориям, медицинским учреждениям играет профильный Научный совет Минздрава страны.

При этом и сами санаторно-курортные организации, являясь специализированными субъектами, путем прямого, непосредственного участия должны осуществлять свою деятельность с перспективой достижения главной цели государственной политики в санаторно-курортной сфере — создания в России современного высокоэффективного СКК.

Трехсотлетняя история российских курортов и курортологии демонстрирует динамичное развитие отечественного СКК. Существенное место в системе мер государственной охраны и поддержания здоровья граждан, в общественном здоровье, в отрасли здравоохранения принадлежит санаторно-курортной помощи. Этот вид медицинской помощи является стратегически важным и для экономики страны [1—3].

Цель настоящего исследования — анализ основного нормативно-правового обеспечения государственной политики в области проблем СКК в России, а также организационно-методических аспектов ее реализации в любой чрезвычайной ситуации, в данном случае — на модели коронавирусной инфекции, направленный на улучшение ориентации специалистов в области санаторно-курортного дела.

Материал и методы

В работе применены современные методы социально-гигиенического и медико-организационного исследования: аналитический (как основной), статистический, изучения и обобщения опыта, монографический и др. Материалами исследования служила информация из государственных и ведомственных официальных источников, статистических сборников, научных публикаций по проблеме и др.

Результаты

Исторической вехой в понимании значимости указанной проблемы явилось состоявшееся в 2016 г. заседание президиума Госсовета о повышении инвестиционной привлекательности курортов страны1. По его итогам Президентом России был подготовлен перечень поручений2, при реализации ведущего из которых Правительством РФ в 2018 г. была утверждена разработанная Минздравом России Стратегия развития санаторно-курортного комплекса страны3.

Документ нацелен на повышение доступности санаторно-курортного лечения. Под впервые введенным в оборот термином «санаторно-курортный комплекс» понимается совокупность целого ряда объектов и видов деятельности, направленных на эффективное лечение, оздоровление и реабилитацию граждан, профилактику заболеваний на основе использования природных лечебных ресурсов. Имеются в виду: 1) курорты и лечебно-оздоровительные местности с расположенными на их территории природными лечебными ресурсами; 2) организации, оказывающие услуги по санаторно-курортному лечению, и связанные с этим объекты размещения; 3) научные и образовательные организации в сфере курортного дела.

Очевиден тот факт, что решение ответственных задач дальнейшего развития СКК страны существенно зависит от состояния его материально-технической базы.

Мониторинг динамики числа санаториев, по материалам государственной статистики, вызывает серьезные затруднения, поскольку в официальных сборниках даже Росстата есть существенные разночтения. При этом путаются термины «санаторно-курортные организации» и «организации отдыха», в которые в ряде источников включены и санатории.

Напомним, что Номенклатурой медицинских организаций Минздрава страны в рубрику «лечебно-профилактические медицинские организации» включены следующие санаторно-курортные организации (п.1.19): бальнеологическая лечебница; грязелечебница; курортная поликлиника; санаторий; санатории для детей, в том числе для детей с родителями; санаторий-профилакторий; санаторный оздоровительный лагерь круглогодичного действия4.

По материалам Российского статистического ежегодника, общее число санаториев для взрослых и детей последние полтора десятилетия колеблется в пределах 1200, а именно: в 2000 г. — 1192, в 2010 г. — 1273, в 2015 г. — 1287, в 2017 г. — 1271, с некоторым снижением в 2018 г. — 12445.

С базой детских санаториев страны, судя по тому же источнику, наблюдается, казалось бы, полное благополучие (в 2000 г. их число составляло 528, в 2010 г. — 550, с последующим незначительным снижением в 2018 г. до 470). В эти показатели, как уточнено в материалах сборника Росстата «Здравоохранение в России», вошли также санатории для детей с родителями и санаторные оздоровительные лагеря6.

Выраженные негативные процессы наблюдаются в динамике численности детских санаториев, представляемой Минздравом страны: если в 2005 г. их число составляло 432, в 2010 г. — 329, то в 2015 г. — 252, а в 2020 г. — 205. Таким образом, это количество сократилось за 15 лет более чем в 2 раза (на 52,1%). Наиболее ощутимы потери в Дальневосточном федеральном округе (6 в 2020 г. против 22 в 2005 г.); в Центральном федеральном округе — 53 против 120 (в том числе в Московской области — 25 против 40); в Приволжском федеральном округе — 38 против 95; в Сибирском федеральном округе — 23 против 52; в Уральском федеральном округе — 11 против 31, а также в Северо-Западном федеральном округе — 31 против 55 соответственно7.

Иные, более «угрожающие» показатели, приводит Роспотребнадзор, констатируя, что число детских санаториев снизилось за 8 лет более чем в 2 раза — на 53,5% (с 344 в 2012 г. до 160 в 2019 г.)8. Причем эти данные совершенно несопоставимы с количеством санаторно-курортных организаций для детей, приводимых Росстатом (сборник «Семья, материнство и детство») — 565 и 490 соответственно.

Следует учитывать тот факт, что, несмотря на увеличение к 2019 г. в 1,3 раза числа граждан, получивших санаторно-курортное лечение, налицо все-таки медленное развитие СКК в РФ. Стратегией развития здравоохранения страны в качестве сдерживающего этот процесс негативного фактора определено неудовлетворительное состояние его материально-технической базы9. Ее объективному анализу, по нашему мнению, и препятствуют, прежде всего, выявленная неразбериха, серьезные разночтения государственной и ведомственной статистики, касающейся числа функционирующих этих учреждений, его динамики.

И еще о терминологии. Мы и ранее отмечали очевидное несоответствие широко применяемого в официальных федеральных источниках, организационно-методических документах Минздрава России, литературе термина «санаторно-курортное лечение», по своей сути обедняющего широкий спектр осуществляемых в повседневной практике комплексных мероприятий [3]. Тогда как этот вид медицинской помощи, закрепленный законодательством РФ (например, Федеральный закон от 21.11.11 №323-ФЗ «Об основах здоровья граждан в Российской Федерации», статья 40 и др.), включает реализацию на базе использования природных лечебных ресурсов, помимо лечения, и таких мер, как оздоровление, медицинская и медико-социальная реабилитация, диагностика заболеваний, их профилактика, а также отдых. И все это — с позиции безопасности отдыхающих.

Подчеркнем, что в пользу пересмотра понятия «санаторно-курортное лечение» говорит и наименование курирующего проблему структурного подразделения Минздрава страны — Департамент организации медицинской помощи и санаторно-курортного дела.

Мы убеждены, что оба эти термина — «санаторно-курортная помощь» и «санаторно-курортное дело» — в равной степени полностью отражают всю вышеуказанную многоаспектность данного вида медицинского обеспечения населения. Что и рекомендуется учитывать законодателям, специалистам в повседневной практике, при совершенствовании нормативно-правовой и организационно-методической базы функционирования СКК.

В основе государственной политики развития курортного дела в России лежат научно обоснованные, обобщенные идеи, принципы, накопленный многолетний опыт функционирования курортных здравниц как базис разработки законодательства, подзаконных актов и их совершенствования [4, 5]. А формой ее реализации является их прямое участие в достижении задач укрепления здоровья населения РФ и удовлетворения потребности граждан в санаторно-курортной помощи на территориях путем своей регламентированной этими документами деятельности [6].

Полагаем, что высокоэффективный современный СКК может быть создан в РФ только при обеспечении качественного функционирования всех субъектов развития курортной сферы, для чего необходимо наличие и рациональное использование ими средств, приемов и методов. На практике в эту систему входит нормативно-правовая, информационно-аналитическая, методическая и кадровая (ресурсная) составляющие [7, 8].

Другая сторона проблемы связана с формированием готовности приспособить свою деятельность к быстро меняющимся процессам, в частности, к неординарным событиям. Не случайно в числе ожидаемых результатов реализации важнейших стратегических документов в области развития санаторно-курортного дела названо создание безопасных условий предоставления соответствующих услуг. Поскольку реализация отечественной политики в этой области является постоянным и динамичным процессом, он должен осуществляться при любых обстоятельствах.

В какой-то степени аналогичное, быстрое реагирование государства, его структур проводилось после массовой гибели детей в карельском летнем лагере в июне 2016 г. Эта трагедия «встряхнула» общество, вызвав необходимость срочного созыва Госсовета, внесения изменений в законодательство, издания в последующем целого ряда других директив федерального уровня, направленных на сохранение здоровья и жизни подрастающего поколения на этапе отдыха. Причем как организованного, так и неорганизованного [9].

Предпринимаемые беспрецедентные оперативные меры нашего государства в условиях незнакомой до этого периода резко распространяющейся по странам мира ситуации с COVID-19 вынудили в срочном порядке принимать соответствующие меры, включая подготовку множества официальных документов. Уже в конце января 2020 г. в стране был создан Межведомственный оперативный штаб по борьбе с коронавирусом, а 5 марта в Москве был введен режим повышенной готовности. Примечательно, что эти меры носили в России упреждающий характер, поскольку пандемия была объявлена ВОЗ только 11 марта 2020 г. Вышли постановления и распоряжения Правительства РФ, в кратчайшие сроки было подготовлено множество ведомственных подзаконных актов, организационно-методических документов федеральных ведомств — Роспотребнадзора, Минздрава и др.

Заслуживает внимания степень готовности санаторно-курортных организаций к осуществлению соответствующих адекватных действий при возникновении неординарных обстоятельств. В данном случае — принятии на модели COVID-19 должных карантинных мероприятий в целях достижения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в субъектах РФ при распространении новой инфекции.

Естественно, что трансформация работы этих учреждений накладывает отпечаток как на режим функционирования самих организаций с позиций безопасности отдыхающих и самого персонала, так и на осуществление управления отделами и службами по профилактике и лечению заболеваний пациентов с использованием, главным образом, природных факторов в сочетании с физиотерапией, лечебной физкультурой, рациональным питанием, режимом, отдыхом и др.

Необходимо подчеркнуть, что вынужденные периоды простоя курортных здравниц в нетипичных ситуациях заслуживают особого рассмотрения, представляя определенный научный интерес, в первую очередь, с точки зрения управления. Важно, что деятельность этих организаций в данных обстоятельствах — это не «мертвый сезон», а более интенсивная, особая работа в рамках быстро меняющихся событий и, соответственно оперативно поступающих директивных документов.

Все возрастающий объем информационных потоков — в сочетании с повышенной ответственностью при возникающем дефиците времени, сил и средств — представляется объективной предпосылкой обеспечения рациональной организации и осуществления деятельности здравниц по реализации ими задач политики государства в области развития курортного дела при возникновении экстремальных событий. Большое значение при этом имеют меры руководства санаторно-курортных организаций по обеспечению готовности персонала к любой подобной ситуации, реализуясь, по возможности, задолго до наступления таковой. В противном случае руководитель не справляется с ролью субъекта управленческого административно-правового регулирования.

Подготовительные действия должны включать в себя, по нашему мнению, следующие основные элементы:

— профессиональная и психологическая готовность самого` главного врача курортной здравницы к реализации управленческой функции в экстремальных обстоятельствах;

— профессиональная и морально-психологическая подготовка сотрудников к реализации соответствующих мер;

— отработка действий сотрудников при наступлении той или иной непредвиденной ситуации путем внезапного учебного введения типовых планов;

— выявление и локализация тенденций, способных создать подобную ситуацию;

— изыскание сил и средств для их наращивания на фоне быстро меняющихся событий и пр.

Превентивное формирование такой готовности включает также разработку алгоритма соответствующих действий в экстремальных ситуациях, в том числе и с учетом накопленного практического опыта, прежде всего успешного функционирования в свое время когда-то хорошо отработанной в стране системы гражданской обороны.

Безусловно, этот перечень звеньев системы подготовительной деятельности не является исчерпывающим, но он создает потенциал для эффективных мер, предпринимаемых руководством в экстремальной ситуации. Возможность сконцентрировать все усилия на решении текущих задач имеет особое значение на этапах быстротечности событий, необходимости оперативного преодоления негативного воздействия новых факторов на управление имеющимися кадровыми и техническими ресурсами, силами и средствами.

Одним из фактов актуальности элементов подготовительных мероприятий являются рекомендации Роспотребнадзора по организации обсерваторов и их деятельности на базе любых медицинских, а также иных учреждений, включая требования по изоляции и охране территории (от 11.02.20 №02/2037-2020-32), работе обсерватора для лиц, прибывших из неблагополучных по COVID-19 регионов (от 22.03.20 №02/4708-2020-27) и др. Организация и проведение мероприятий в таких объектах возлагается на руководителей организаций (включая санаторно-курортные), на базе которых были развернуты обсерваторы.

Рекомендации по организационным принципам деятельности непосредственно санаторно-курортных организаций, соблюдению режима и иным составляющим на фоне сохранения рисков распространения коронавирусной инфекции утверждены этим ведомством письмом 21.04.20 №02/7505-2020-24. Отмечено, что прежде всего сами руководители должны обладать профессиональной и психологической готовностью к реализации управленческой функции в таких ситуациях. С профессиональных и морально-психологических позиций сотрудники курортных здравниц должны быть готовы к работе с пациентами, которые могут быть потенциальными носителями вируса. Важным элементом управленческого административно-правового регулирования для руководства организаций становится необходимость концентрации моральных сил и средств в экстремальной ситуации, основанных на моральных качествах индивидуума, прежде всего на внутреннем убеждении, совести, человеколюбии, силе воли, силе духа, понимании своей ответственности.

Подобная готовность руководителей и персонала к функционированию учреждений в период реализуемых ныне карантинных мер позволит сохранить ее, подчеркнем, в любой возможной неординарной ситуации, при возникновении иных внезапных опасных и продолжительных обстоятельств, для обеспечения эффективных мер по управлению силами и средствами здравниц при реализации новых задач.

При этом следует принимать во внимание целый ряд изданных ранее действующих нормативно-правовых актов, относящихся к возможным экстремальным ситуациям. И сегодня, при работе медицинских организаций в условиях COVID-19, таковые должны рассматриваться как базис принятия реальных для конкретной ситуации мер.

Только их перечисление занимает много места, но о характере этих важнейших документов свидетельствует их название. Это, прежде всего, федеральные законы от 21.12.94 №168-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»; от 30.03.99 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; от 25.07.02 №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»; от 06.03.06 №35-ФЗ «О противодействии терроризму». А также законы от 29.12.06 №255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»; от 01.04.20 №99-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»; от 01.04.20 №100-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный Кодекс Российской Федерации и статьи 31 и 151 Уголовно-процессуального Кодекса Российской Федерации», как и Указ Президента России от 11.05.20 №316 «Об определении порядка продления действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в субъектах Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)».

Ныне реализуется и целый ряд Постановлений Правительства РФ: от 28.12.19 №1928 «Об утверждении правил предоставления иных межбюджетных трансферов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам ее субъектов на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера...»; от 18.03.20 №294 «Об утверждении временных правил оформления листков нетрудоспособности, назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности в случае карантина»; от 15.05.20 №683 «О внесении изменения во Временные правила оформления листков нетрудоспособности, назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности в случае карантина застрахованным лицам в возрасте 65 лет и старше».

Изданы постановления главного государственного санитарного врача РФ: «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.4.2318—08» (вместе с СП 3.4.2318—08 от 22.01.08 №3 «Санитарная охрана территорий Российской Федерации. Санитарно-эпидемиологические правила»); от 02.03.20 №5 «О дополнительных мерах по снижению рисков завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)»), от 30.03.20 №9 «О дополнительных мерах по недопущению распространения COVID-2019»), а также его методические рекомендации 3.1.0178—20 от 08.05.20 «Определение комплекса мероприятий, а также показателей, являющихся основанием для поэтапного снятия ограничительных мероприятий в условиях эпидемиологического распространения COVID-19».

На упорядочение понятийного аппарата по проблеме, его правильное восприятие и адекватную реализацию направлен подготовленный рабочей группой специалистов Технического комитета по стандартизации ТК 71 «Гражданская оборона, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций» Межгосударственный стандарт «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Биолого-социальные чрезвычайные ситуации. Термины и определения» ГОСТ 22.004—97/ГОСТ Р22.0.04—95.

Письмами Роспотребнадзора на места направлены «Временные рекомендации по организации работы обсерватора» от 11.02.20 №02/2037-2020-32; «Рекомендации по организации работы обсерватора для лиц, прибывших из регионов неблагополучных по COVID-2019» от 28.03.20 №02/4708-2020-27; «Рекомендации по соблюдению режима в санаторно-курортных учреждениях» от 21.04.20 №02/7505-2020-24.

В последних временных методических рекомендациях Минздрава страны «Профилактика, диагностика и лечение новой коронавирусной инфекции COVID-19» (версия 9 от 26.10.20) представлена актуальная информация по вопросам организации противоэпидемических мероприятий, обеспечения сотрудников средствами индивидуальной защиты, обучения персонала и др. Эти ведомственные и межведомственные нормативно-правовые акты, распоряжения и постановления органов власти субъектов Федерации, органов власти на местах, приказы и распоряжения главных врачей курортных здравниц направлены на противодействие новым негативным факторам, возникающим неординарным событиям, отрицательно влияющим на управление деятельностью этих организаций по оказанию гражданам необходимой помощи.

Одним из приоритетных направлений реализации государственной политики развития курортного дела является четкое взаимодействие курортных здравниц и расположенных на территории курорта организаций, т.е. всех участников рекреационной деятельности, всех ее видов, переплетающихся и дополняющих друг друга — лечебно-курортных, спортивно-оздоровительных, развлекательных и иных.

Важно, что прежде всего именно на руководителя санаторно-курортной организации ложится ответственная задача подготовки планов разовых и долговременных мероприятий, включающих обмен научно-технологической информацией. Тиражирования требует организация периодических встреч представителей субъектов реализации политики в данной сфере с целью выработки общих направлений, позиций и координации действий в процессе рекреационной деятельности. Главные врачи участвуют в подготовке совместных проектов приказов по вопросам оптимизации мер, направленных на достижение эффективности в рекреационной деятельности, обмениваются опытом работы, согласовывают вносимые в местные органы власти предложения по вопросам совершенствования целевых программ, программ перспективного развития курортов на 3—5 лет в рамках стратегических планов, других нормативных актов этой сферы.

Заключение

Проведенный с применением экспертных оценок анализ ситуации в целом по стране и в ее субъектах демонстрирует, что, несмотря на усиление, особенно в последние годы, внимания государства к проблеме, на местах утрачивается культура санаторно-курортного лечения и оздоровления, имеющаяся даже в обычной жизни и, несомненно, требующая повышенного внимания в чрезвычайных ситуациях. Отмечаются также:

— недостаточное финансирование из центральных общественных источников;

— информационная дискредитация санаторно-курортного лечения как несоответствующего принципам доказательной медицины;

— низкая социальная ответственность работодателей;

— малая информированность специалистов первичного звена и самого населения о возможностях СКК РФ;

— утрата и/или недостаточное количество традиционной курортной инфраструктуры и др.

Как считают эксперты, повышение доступности выездного туризма на популярные курорты способствовало подмене понятий «качество медицинской помощи» и «качество сервиса».

Анализ положения ситуации, связанной с COVID-19 в стране, свидетельствует, что внедрение вышеозначенных документов и предусмотренных ими комплексных мер в практику, как и накопленный территориями опыт, содействовали на местах, в том числе и на уровне курортных здравниц, постепенному владению медицинским персоналом ситуацией, применению эффективных должных мероприятий. На очереди — интенсификация научных исследований по указанной проблеме, совершенствование тестирования, укрепление служб здравоохранения в целом.

Таким образом, неоспорим тот факт, что накапливаемый в государственном масштабе и на местах опыт борьбы с новой инфекцией стимулировал подготовку в короткий срок большого числа правовых и нормативных документов федерального уровня, в том числе касающихся и специфики деятельности санаторно-курортных организаций. Систематизация и принятие основных из них с учетом конкретной специфики территории, медицинской организации и направлена на эффективность действий, принимаемых руководителями.

Дальнейшего научного анализа, обоснования соответствующих управленческих и организационных технологий требует целый ряд других аспектов проблемы функционирования СКК на современном этапе. Имеются в виду профилактика угроз в этой сфере; обеспечение безопасности при неординарных обстоятельствах; деятельность, осуществляемая на курортах без лицензии на медицинскую практику и лицензируемыми учреждениями, и иные.

Решение ответственных задач дальнейшего развития СКК страны существенно зависит от состояния его материально-технической базы, оптимизация которой требует, прежде всего, упорядочения государственной и ведомственной статистики, касающейся числа функционирующих учреждений и его динамики. Широко применяемое ныне понятие «санаторно-курортное лечение», по нашему мнению, должно быть заменено на термин «санаторно-курортная помощь», как наиболее полно отражающий всю многоаспектность ее оказания.

В целом авторы полагают, что активное участие в складывающихся условиях деятельности медицинских, в том числе санаторно-курортных организаций и прежде всего руководителей, включая должную интеграцию усилий субъектов рекреационной деятельности, является одним из важных элементов системы ее организационного обеспечения — системы, способствующей росту эффективности процесса восстановления организма человека, его оздоровлению и поддержанию нормального функционирования, восстановлению бытовых, профессиональных и социальных функций, снижению инвалидизации; улучшению качества жизни, наращиванию трудового потенциала и, в конечном счете, увеличению ожидаемой продолжительности жизни, внося вклад в дело охраны здоровья граждан, укрепление национальной безопасности государства.

Авторы заявляют об отсутствии конфликтов интересов.

The authors declare no conflict of interest.

1 Стенограмма заседания от 26.08.16 Президиума Государственного совета РФ «О мерах по повышению инвестиционной привлекательности санаторно-курортного комплекса в Российской Федерации». https://kremlin.ru/events/president/news/52769

2 Перечень поручений Президента России от 19.09.16 (Пр-1817, п.1а) по итогам состоявшегося 26.08.16 заседания Президиума Государственного совета РФ. https://kremlin.ru/acts/assignments/orders/52943

3 Перечень поручений Президента России от 19.09.16 (Пр-1817, п.1а) по итогам состоявшегося 26.08.16 заседания Президиума Государственного совета РФ. https://kremlin.ru/acts/assignments/orders/52943

4 Приказ Минздрава России от 06.08.13 №529н «Об утверждении номенклатуры медицинских организаций».

5 Российский статистический ежегодник. 2019: Стат. сб. Росстат. М. 2019. https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Ejegodnik_2019.pdf

6Здравоохранение в России. 2019: Стат. сб. Росстат. М. 2019.

7 Основные показатели здоровья матери и ребенка, деятельность службы охраны детства и родовспоможения в Российской Федерации. М.: Минздрав России; 2020.

8О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Российской Федерации в 2019 году: Государственный доклад. М.: Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека; 2020.

9Указ Президента РФ от 06.06.19 №254 «О Стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года».

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.