Препарат прегабалин (лирика) был зарегистрирован в РФ в 2006 г. и достаточно широко вошел в практику российской неврологии и психиатрии[1]. Удачное сочетание противоболевого, противотревожного, антипароксизмального эффектов привлекло внимание многих врачей. Доказано, что препарат лирика эффективен в лечении пациентов с генерализованным тревожным расстройством [1-3], фибромиалгией [3], а также в качестве дополнительного средства для лечения больных, страдающих резистентной парциальной эпилепсией [4]. Препарат обеспечивает снижение выраженности болевого синдрома и улучшение сна в течение 1-й недели терапии [5]. Прегабалин входит в список жизненно важных лекарственных препаратов и включен в 39 стандартов РФ по оказанию медицинской помощи.
В настоящее время отмечается появление сигналов о частом приобретении препарата в нашей стране без предписания врача, т.е. не по медицинским показаниям. Подчас складывается впечатление о том, что эта вторая, теневая, группа потребителей чуть ли не превышает первую, легальную. Обеспокоенность такой ситуацией выражают и зарубежные специалисты. Так, D. Wood и соавт. [6], проведя он-лайн анкетирование 1500 граждан Великобритании, выявили, что применение прегабалина не по медицинским показаниям имело место в 0,5% случаев. Между тем какой-либо отечественной информации о масштабах применения прегабалина не по показаниям в доступной литературе мы не обнаружили, что явилось основанием выполнить собственное исследование.
Цель исследования - установление приобретения и применения прегабалина без назначения врача по данным его идентификации в моче больных наркологического диспансера.
Материал и методы
Нами были проанализированы все результаты исследований, выполненных в химико-токсикологической лаборатории ГБУЗ «Наркологический диспансер» Министерства здравоохранения Краснодарского края, за период с 01.01.13 по 30.11.13 (данные получены из журналов регистрации результатов исследований биологического материала на наличие наркотических средств и психотропных веществ). Исследования выполнялись методом газовой хроматографии с масс-селективным детектором (Agilent Technology).
Исследовался биоматериал (моча) у больных, поступивших с подозрением на наркотическое опьянение в приемные отделения лечебно-профилактических учреждений службой скорой помощи, в том числе после дорожно-транспортных происшествий, а также при проведении медицинского освидетельствования больных из лечебных учреждений Краснодара и Краснодарского края.
При проведении исследования биологического материала (моча) с целью идентификации искомых аналитов, программным обеспечением используются спектрометрические базы данных на более чем 200 000 веществ, включая и прегабалин, что позволяет определять его нахождение во всех исследуемых образцах биоматериала.
За указанный период выполнены исследования биоматериала 16 364 пациентов, при этом у 1172 были идентифицированы различные психоактивные вещества (ПАВ). Нередко выявлялись случаи сочетанного употребления нескольких ПАВ (в общей сложности ПАВ идентифицированы 1640 раз). Идентифицировано 22 типа ПАВ, в том числе прегабалин. В таблице представлены данные о частоте регистрации каждого типа ПАВ.
ПАВ выявлены у каждого 14-го обследованного. Ситуация с распространенностью ПАВ не претерпела за последние годы значительной трансформации: по-прежнему лидируют каннабиноиды и опиаты.
В списке выявленных ПАВ довольно много различных лекарственных препаратов (карбамазепин, фенобарбитал, баклофен, димедрол, трамадол, феназепам, амитриптилин, пипольфен, диазепам и др.). Наименьший процент выявления отмечен в отношении прегабалина - лишь 2 случая (0,1%). При этом в обоих случаях образцы биоматериала содержали не только прегабалин: в одном случае были также зарегистрированы кодеин и метамизол; в другом - прометазин (пипольфен).
Эти данные соответствуют клиническому опыту авторов статьи: значительная часть лиц, приобретающих и принимающих прегабалин без контроля врача, имеют те или иные проблемы, связанные с зависимостью как химической, так и нехимической, и они давно установили, что с помощью прегабалина можно купировать абстиненцию. Заметим, что в этой области есть и соответствующие данные литературы. Так, J. Bobes и соавт. [7] отметили его эффективность при купировании бензодиазепиновой и алкогольной абстиненции, G. Martinotti и соавт. [8], M. Di Nicola и соавт. [9] предложили включить прегабалин в перечень средств амбулаторного лечения алкогольной зависимости.
Механизмы рассмотренного действия прегабалина нуждаются в углубленном исследовании. Из известных на сегодня механизмов можно назвать усиление синтеза ГАМК, модулирование активности NMDA-рецепторов, блокирование α
Наши наблюдения свидетельствует о том, что некоторые пациенты, зависимые от опиатов или каннабиноидов, в целях отказа от применения этих ПАВ, переходят на регулярный прием прегабалина (чаще в дозе около 900 мг в сутки), и осуществляют этот прием месяцами (самый продолжительный период, выявленный нами, - 1 год); при этом обращает на себя внимание отсутствие таких значимых симптомов психофизической зависимости, как изменение формы опьянения и рост толерантности. В дальнейшем чаще происходит возврат к прежнему веществу, реже имеет место отказ от всех ПАВ (с развитием психосоматических расстройств). Важно подчеркнуть, что мы не наблюдали ни одного пациента с первичным регулярным приемом прегабалина в немедицинских целях.
Применение прегабалина по показаниям, в пределах максимальной разрешенной суточной дозы 600 мг, в том числе длительное, согласно клиническим исследованиям - обладает благоприятным профилем безопасности и не приводит к возникновению рисков развития зависимости. Как показал метаанализ, выполненный T. Murphy и соавт. [13], препарат обычно хорошо переносится. Наиболее распространенными побочными эффектами являются головокружение и сонливость. При краткосрочных исследованиях применения прегабалина при генерализованном тревожном расстройстве было установлено, что в большинстве случаев сонливость возникает при применении максимальных доз препарата (450-600 мг), при этом она характеризуется легкой или умеренной выраженностью и редуцируется в процессе терапии на протяжении 4 нед [2]. Опыт длительного применения прегабалина (до 2 лет) при диабетической, постгерпетической и центральной нейропатической боли позволяет констатировать, что он устойчиво сохраняет свою эффективность и профиль безопасности [14].
Таким образом, прегабалин, являясь весьма эффективным лекарственным средством, может привлекать внимание лиц, страдающих химической зависимостью и в силу различных причин избегающих контакта с наркологом, что таит в себе возможность расширения сферы применения препарата вне его лечебных показаний. Эта ситуация требует дальнейшего изучения и мониторинга.
[1] Инструкция по применению лекарственного препарата для медицинского применения лирика от 20.07.11. РУ №ЛС - 0011752 от 20.07.11, с изм. от 20.08.12 и 18.07.13.