Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Сагалакова О.А.

ФГБОУ ВО «Алтайский государственный университет», Барнаул, Россия

Труевцев Д.В.

ФГБОУ ВО «Алтайский государственный университет», Барнаул, Россия

Стоянова И.Я.

Научно-исследовательский институт психического здоровья Томского национального исследовательского медицинского центра РАН, Томск, Россия

Синдром социальной фобии и его психологическое содержание

Авторы:

Сагалакова О.А., Труевцев Д.В., Стоянова И.Я.

Подробнее об авторах

Просмотров: 2297

Загрузок: 94


Как цитировать:

Сагалакова О.А., Труевцев Д.В., Стоянова И.Я. Синдром социальной фобии и его психологическое содержание. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2017;117(4):15‑22.
Sagalakova OA, Truevtsev DV, Stoyanova IYa. A psychological content of social phobia syndrome. S.S. Korsakov Journal of Neurology and Psychiatry. 2017;117(4):15‑22. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/jnevro20171174115-22

Рекомендуем статьи по данной теме:
Пси­хи­чес­кие расстройства при бле­фа­рос­паз­ме. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2023;(12):76-82

Социальная фобия (СФ) — психопатологический синдром, выделенный в конце 60-х годов. Он вошел в DSM-III в 1980 г. и МКБ-10 в 1990 г. (рубрика F40.1); в DSM-IV он был обозначен как «социальное тревожное расстройство» (СТР).

Для СФ как психопатологического синдрома характерен выраженный страх негативной оценки со стороны окружающих в социальных ситуациях, хотя признаки опасности отсутствуют. Распространенность таких расстройств достигает 16%. СФ часто начинается в детстве или раннем подростковом возрасте, реже развивается после 25 лет. Фобия негативной оценки и выраженная социальная тревога могут приводить к дезадаптации личности и возникновению таких психических нарушений, как депрессия, суицидальное поведение и др. [1—3].

В психологии, базирующейся на идеях культурно-деятельностного подхода, при анализе психических нарушений применяется методология синдромального анализа психической деятельности [4, 5]. Особое внимание в психологической характеристике синдрома уделяется роли мотивационного, организационно-целевого (регуляционный) компонентов в структуре планирования и реализации деятельности. Данные компоненты наряду с операционально-технической и динамической оснащенностью обеспечивают целенаправленную организованную активность на основе личностного смысла деятельности. Особенности нарушения в звеньях психической деятельности проявляются при выполнении определенной задачи и служат основой для описания психопатологического синдрома с учетом первичных и производных нарушений психики на фоне сохранных компонент [5]. При исследовании клинических выборок больных возможно сочетание экспериментального и тестового методов [1, 3].

Цель исследования — анализ психической деятельности при социальной фобии как психопатологическом синдроме с определением синдромообразующих первичных и производных нарушений. Необходимость применения психологической методологии в анализе СФ связана с важностью ранней ее диагностики, психологических механизмов, провоцирующих развитие расстройства, прогнозирования путей компенсации и декомпенсации и планирования психотерапевтического вмешательства.

Материал и методы

Исследование было проведено на базе 10-го отделения пограничных состояний Алтайской краевой клинической психиатрической больницы им. Ю.К. Эрдмана, Барнаул.

Обследовали 32 пациента 16—35 лет (средний возраст — 24,0±2,4 года) с диагнозом СФ (рубрика F40.1 по МКБ-10). Они составили основную группу обследованных.

Критериями включения были наличие симптомов СФ и отсутствие соматической и неврологической патологии на момент обследования.

Контрольную группу составили 29 практически здоровых лиц в возрасте 16—35 лет (средний — 24,5±2,5 года) — студенты.

В исследовании был использован большой комплекс психологических методик, которые описываются ниже.

Для психометрической оценки уровня выраженности социальной тревоги и определения характерных паттернов реагирования в социальных ситуациях оценивания использовали три методики — шкалу страха отрицательной оценки (Fear of Negative Evaluation — FNE) [6], опросник социальной тревоги и социофобии (ОСТиСФ) [1] и многофакторный опросник (когнитивно-поведенческие и метакогнитивные паттерны) реагирования в ситуациях оценивания (МОРСО) [7]. Шкала FNE включает 30 пунктов (в авторском переводе и адаптации). В опроснике использована шкала Лайкерта (от 1 до 5). Полученный балл отражает выраженность страха негативного оценивания. Вопросы связаны с сомнениями и опасениями по поводу оценивания себя другими, страхами осуждения и неодобрения, обеспокоенностью производимым на других впечатлением и складывающимся у них мнением о себе. Пункты составлены безотносительно наиболее часто встречающихся типов социальных ситуаций, представляют один компонент социофобии (страх негативного оценивания) [6]. ОСТиСФ включает 29 пунктов, каждый из которых оценивается по шкале Лайкерта от 0 до 4 баллов. Вопросы предполагают оценку симптомов СФ по МКБ-10 и психологическим параметрам социальной тревоги (выраженный страх негативного оценивания, сопровождаемый психофизиологическими симптомами тревоги, при участии в одной или нескольких социальных ситуациях, тенденция к избеганию участия в них, субъективный дистресс наряду с осознанием преувеличения опасений, затруднением справиться с ними и желанием преодолеть нерешительность). Параметры оцениваются в рамках наиболее часто встречающихся социальных ситуаций, в которых человек может испытывать тревогу [1]. Опросник МОРСО был использован с целью определения индивидуального профиля реагирования в типичных социальных ситуациях. Методологической основой выступает когнитивно-поведенческая модель СТР [8], когнитивная модель социальной тревоги [9]. Опросник состоит из 155 утверждений, оцениваемых по шкале Лайкерта от 0 до 5 баллов. В опроснике, состоящем из 10 шкал, оцениваются стиль интерпретации успехов и неудач в социальных ситуациях оценивания, общая склонность к социальной тревоге и избеганию социальных ситуаций, варианты декомпенсации социальной тревоги, адаптивные и неадаптивные убеждения в ситуациях оценивания, метакогнитивные представления о тревоге, ее проявлениях и способах управления.

Для оценки выраженности значимого при СФ компонента — страха осмеяния (гелотофобия) был использован опросник гелотофобии R. Proyer и W. Ruch (GELOPH<15>) в адаптации Е.А. Стефаненко и соавт. [10]. Краткий вариант опросника состоит из 15 утверждений, оцениваемых по шкале Лайкерта (от 1 до 4). В основе разработки опросника лежит представление о гелотофобии как патологической сенситивности к насмешкам, сопровождаемым чувствами стыда, страха. При гелотофобии затруднено использование и понимание юмора, характерна склонность к интерпретации доброжелательного юмора как враждебного.

С целью определения преобладающих способов осознанного копинг-поведения в стрессовых ситуациях и при переживании соответствующих эмоциональных состояний применен опросник совладающих стратегий (Ways of Coping Questionnaire — WCQ) Р. Лазаруса и С. Фолкмана в адаптации Т.Л. Крюковой и соавт. [11]. Опросник представлен 50 пунктами, группируемыми в восемь шкал — копинг-стратегий, оцениваемых по шкале Лайкерта (от 0 до 3). В основе опросника лежат представления о том, что стратегии могут быть эффективны в одной ситуации и неэффективны в другой, поскольку успешность совладания зависит как от требований ситуации, так и имеющихся ресурсов личности.

При определении атрибутивного стиля объяснения успехов и неудач использована методика диагностики стиля объяснения успехов и неудач СТОУН [12]. Опросник разработан на основе концепции М. Селигмана об атрибутивном стиле. Он позволяет определить склонности к объяснению каузальности событий. Представлен 48 пунктами, сгруппированными в три шкалы по параметрам: глобальность, стабильность и контролируемость. На примере 24 ситуаций представлены позитивные (успехи) и негативные (неудачи) события. При оптимистичном атрибутивном стиле причины успехов воспринимаются как глобальные, стабильные и контролируемые, связанные с собственными усилиями, а неудач — как временные, локальные и изменяемые, связанные с ситуацией, при пессимистическом стиле — наоборот.

Склонность к фиксированным формам поведения и психической ригидности измерена с помощью томского опросника ригидности Г.В. Залевского (ТОРЗ) [13], включающего 150 пунктов с оценкой по шкале Лайкерта от 1 до 4 баллов по шести шкалам. Психическая ригидность определяется как неготовность к перестройке планового алгоритма активности, когда это необходимо.

Для оценки особенностей индивидуального стиля саморегуляции деятельности был применен опросник «Стиль саморегуляции поведения» (ССП), разработанный В.И. Моросановой [14]. Он состоит из 46 пунктов, сгруппированных в 7 шкал — параметров саморегуляции. Ответы на пункты опросника измеряются по шкале Лайкерта от 0 до 3. Саморегуляция определяется как многоуровневый процесс формирования психической активности и управления ею для достижения осознанных целей.

Опросник «Ранние неадаптивные схемы» J. Young и соавт. [15]. Его сокращенный вариант (YSQ — Young Schema Questionnaire) был адаптирован для целей исследования. Он включает 72 пункта. Схемы — это интегрированные в личный опыт дисфункциональные убеждения, формирующиеся в детском возрасте на основе оценок значимыми другими. Эти оценки обобщены с учетом множества ситуаций и отражают личный опыт обследуемого как базовые убеждения о себе и других. Они могут служить основой для формирования условных неадаптивных убеждений и автоматических мыслей.

Определение склонности к безнадежности проведено с помощью шкалы безнадежности A. Beck и соавт. [16] (Beck Hopelessness Scale — BHS), которая представлена 20 убеждениями. Измерение проводится по шкале Лайкерта (от 1 до 4). Безнадежность — один из механизмов поддержания депрессии (по A. Beck отрицательный образ настоящего и будущего) и косвенный показатель суицидального риска.

Экспериментально-патопсихологическое обследование проводилось также с использованием эксперимента Ф. Хоппе «Уровень притязаний» (УП), поставленный в школе К. Левина и широко используемый в патопсихологии [5]. Эта методика позволяет моделировать ситуацию экспертизы знаний с варьированием оценивания (успех, неуспех). Исследуются особенности тактики целеполагания, доминирующие мотивы, уровень притязаний, зависимость организованности деятельности от эмоций, способность к опосредованию эмоций, восстановлению целенаправленности деятельности при дезорганизации.

Перечисленные методики прошли предварительную оценку надежности, валидности и опубликованы в научной литературе. Социально желательные ответы и «ложь» контролировали путем анализа согласованности ответов на «смежные» вопросы или на основании шкал «лжи».

Статистическую обработку данных осуществляли в программе SPSS Statistics 23 с помощью методов математической статистки: корреляционного анализа, однофакторного дисперсионного анализа, таблицы сопряженности. При сравнении выраженности психологических параметров в группах с целью определения патопсихологического синдрома СФ и вариантов декомпенсации расстройства использовали однофакторный дисперсионный анализ (ANOVA).

Таблица 1. Средние показатели шкал и опросников и результаты однофакторного дисперсионного анализа Примечание. Здесь и в табл. 2: значимость различий между группами: * — p<0,05, ** — p<0,01, *** — p<0,001.

Таблица 1. (окончание) Средние показатели шкал и опросников и результаты однофакторного дисперсионного анализа Примечание. Здесь и в табл. 2: значимость различий между группами: * — p<0,05, ** — p<0,01, *** — p<0,001.

Результаты

При использовании опросников симптомов СФ (FNE и ОСТиСФ), а также шкалы МОРСО (общая социальная тревога/дистанцирование) были получены статистически значимые различия в выраженности страха оценки и социальной тревоги как в основной, так и контрольной группах, при этом группы значимо не различались по шкале МОРСО «Социальная потребность в позитивном оценивании» и шкале YSQ «Потребность в одобрении/признании», что свидетельствовало о наличии ключевых социальных потребностей в обеих группах. Однако тенденция к большей выраженности показателей обеих шкал в основной (клинической) выборке может свидетельствовать о большей фрустрированности данной потребности при СФ, а следовательно, повышении ценности данного параметра наряду с тенденцией к избеганию. Различие групп также было обнаружено по подшкалам МОРСО — шкале метакогнитивного контроля тревоги — «самофокусировка (отслеживание признаков тревоги)» и поведенческого контроля — «неуверенность в себе и избегание». По параметру синдрома гелотофобии группы значимо различались: страх осмеяния был достоверно выше в клинической группе, что говорит о нарушении использования и интерпретации юмора в коммуникативных ситуациях. Анализ значимых различий в области стратегий совладания со стрессом в группах показал, что для клинической выборки более характерны копинг-стратегии избегания, дистанцирования и самоконтроля (табл. 1).

Высокая значимость социального одобрения, принятия и признания наряду с выраженным страхом и тревогой участия в ситуациях, в которых реализация данных потребностей потенциально возможна, вторично приводит к переживанию безнадежности и беспомощности при С.Ф. Отсутствие гарантии успеха в ситуациях реального или возможного оценивания другими в поведении приводит к блокированию активности, в эмоционально-когнитивной сфере — к нарастанию пессимистической оценки перспективы. Основная и контрольная выборки статистически значимо различались по выраженности некоторых симптомов депрессии и косвенным признакам суицидального риска (шкала безнадежности, шкала МОРСО «декомпенсация при социальной тревоге, руминации, S-риск»), склонности к оптимистическому или пессимистическому атрибутивному стилю (шкалы СТОУН-В: общий показатель оптимизма, оптимизм в межличностных ситуациях и ситуациях неудачи, параметры контроля, стабильности и глобальности в области оптимизма).

Отмеченные выше данные были подтверждены результатами, полученными по шкалам «беспомощности» в МОРСО (см. табл. 1 и приведенную ниже схему). Это наряду с выраженными различиями во влиянии на повседневное функционирование ранних неадаптивных схем (несостоятельность, повышенная восприимчивость к болезни, ущербность/стыд, подавление эмоций, негативизм/пессимизм, пунитивность и недоверие) как предполагаемой преморбидной основе развития синдрома говорит о значительном психологическом неблагополучии пациентов, переживании несостоятельности в социальной самореализации, отсутствии позитивной перспективы, безнадежности, склонности воспринимать себя, ситуации успеха/неуспеха в пессимистическом ракурсе. Все это говорит о том, что для СФ характерен низкий уровень субъективного контроля, беспомощность, особенно в ситуациях неуспеха, а также склонность к руминациям по поводу неуспешного исхода ситуации (переживание неуспеха длительно обдумывается, что приводит к обобщению, глобализации опыта неуспеха).

Анализ статистически значимых различий в основной и контрольной группах показывает характерные формы декомпенсации тревоги и страха в ситуациях оценивания у пациентов с С.Ф. Фрустрация социальных потребностей, неадаптивные схемы восприятия себя и других, пессимизм в объяснении неуспеха и области межличностных отношений, неоттормаживаемые длительные фиксации на негативном опыте, тревога и фокусировка внимания на признаках тревоги, тенденции к избеганию и самоконтролю как ограниченный фиксированный арсенал стратегий совладания в стрессе — все это может приводить к формированию вторичной депрессивной симптоматики, повышению вероятности антивитального и суицидального поведения. При С.Ф. одной из вероятных является тенденция к поиску средств снижения напряжения (наиболее характерные эмоции-триггеры — обида и фиксация на ней) выступает склонность к употреблению психоактивных веществ (ПАВ), алкоголя (шкала МОРСО) (см. табл. 1). Тенденции к «безопасному» поведению, направленному на предупреждение негативного оценивания, снятие напряжения и тревоги, могут приводить к формированию конформного поведения в ущерб собственным потребностям, уходу в виртуальные формы коммуникации (интернет-общение) (см. табл. 1 и схему).

Психологические характеристики синдрома СФ.

Результаты ANOVA подтверждают данные корреляционного анализа. Обнаруживается прямая корреляционная связь выраженности социальной тревоги (ОСТиСФ) со шкалой безнадежности (r=0,414; p=0,02), психической ригидностью как состоянием (склонность к ригидным алгоритмам реагирования в ситуации стресса) (r=0,412; p<0,02) и страхом осмеяния (r=0,675; p<0,0001), а также связь страха негативного оценивания (FNE) с вероятностью декомпенсации, сопровождаемой негативными руминациями и S-риском (r=0,48; p=0,007). При высоких показателях социальной тревоги (ОСТиСФ) для пациентов с СФ характерен низкий уровень общей саморегуляции (r= –0,431; p<0,015) и гибкости регуляции (r= –0,457; p<0,01) в целевой деятельности (шкалы ССП). Обнаружена тенденция обратной связи с навыками планирования и программирования целенаправленной деятельности при СФ (как составляющие стиля саморегуляции), однако результаты не достигают необходимого уровня статистической значимости (статистическая ошибка до 10%). Результаты свидетельствуют о нарушении при СФ процесса саморегуляции социально опосредованной деятельности, затруднении планомерно выполнять задачу в условиях меняющейся обстановки, редукции способности перестраивать, вносить коррекции в систему саморегуляции при смене обстоятельств (см. табл. 1 и схему).

Внутренние корреляции шкал в клинической группе — типов декомпенсации (МОРСО) свидетельствуют и о том, что данные формы социальной дезадаптации пациентов с СФ могут встречаться комплексно либо носить стадийный характер нарастания декомпенсации. При выраженности у пациентов с СФ симптомов реагирования в ситуациях оценивания «декомпенсация, руминации и S-риск» (корреляция с общей склонностью к социальной тревоге/дистанцированию: r=0,811; p<0,0001, с социальной потребностью в позитивном оценивании: r=0,37; p<0,05) обнаруживается склонность к употреблению ПАВ, алкоголя (r=0,782; p<0,0001), беспомощность с виртуальной компенсацией (уход в интернет-общение) и другими формами «безопасного» поведения, направленного на предупреждение критики (r=0,794; p<0,0001) и желание понравиться другим на фоне конформности как компенсации тревоги (r=0,747; p<0,0001).

Приведенные данные свидетельствуют об определенной системе формирования синдрома С.Ф. Преобладание мотива избегания неудачи в поведении при СФ может сочетаться с напряженным, но фрустрированным мотивом достижения успеха. Пациенты вынуждены выстраивать линию поведения в ситуациях оценивания в дисгармоничной системе мотивационных координат, что аккумулирует мотивационное и эмоционально-когнитивное напряжение и не дает регуляционной системе деятельности необходимых свойств гибкости и переключаемости. Любой результат деятельности с высокой вероятностью трактуется как неуспех, который циклически воспроизводится в пост-ситуативных руминациях, несмотря на объективное завершение ситуации. Это не позволяет прервать связанную с задачей временну´ю регуляционную систему и переключиться на иные виды активности. Рост напряжения провоцирует стремление к его снятию, однако при несформированности конструктивных стратегий регуляции деятельности и совладания повышается вероятность использования доступных, но часто саморазрушительных стратегий.

Экспериментально-патопсихологическое обследование с моделированием в ходе обследования условий успеха и неуспеха (методика УП) позволило проанализировать особенности целеполагания, уровня притязаний, регуляции и мотивации деятельности в ситуации оценивания. Различия в особенностях целеполагания в группах проверены с помощью метода таблиц сопряженности (на основе χ2-критерия Пирсона) (табл. 2).

Таблица 2. Различия в основной и контрольной группах по параметрам целеполагания (методика УП): результаты метода таблиц сопряженности

Особенности тактики целеполагания в клинической группе отличались меньшей реалистичностью, поскольку последующие задачи выбирались с сильным отклонением в зависимости от результата. Уровень притязаний был несколько завышен в обеих группах, однако в клинической группе это сильнее выражено при условии «успех». Для этой группы характерна зависимость степени организованности деятельности от эмоций (высокая амплитуда притязаний в зависимости от оценивания более чем на 2—3 шага), что косвенно свидетельствует о неустойчивости самооценки. При С.Ф. более выражено влияние неуспеха на общую структурированность деятельности и снижение опосредования эмоций.

По мере роста эмоционального напряжения (при неоднократном неуспехе) возникают тенденции к остановке эксперимента, избеганию, попыткам снижения ценности задачи, самооправданиям при неуспехе (см. табл. 2). Способность к восстановлению целенаправленного характера деятельности сохраняется при СФ, но чем старше пациент, тем сложнее ему восстановить целенаправленный характер деятельности, если имеет место дезорганизация, что, предположительно, говорит о формировании с возрастом осложненных декомпенсацией форм С.Ф. Однако данная интерпретация требует более тщательного исследования.

Обсуждение

Полученные результаты позволили установить, что динамика синдрома СФ отражает постепенное формирование нарушений и вариантов декомпенсации. В методическом отношении важно, что результаты опросниковых методов были подтверждены данными экспериментально-психологического обследования.

Было установлено, что преморбидной базой развития синдрома могут выступать ранние неадаптивные схемы (когнитивные искажения) и склонность к психической ригидности и фиксированным формам поведения в стрессовой ситуации. Для изученной клинической выборки были характерны выраженный страх осмеяния, негативной оценки окружающих, тревога и неуверенность в себе в социальных ситуациях, страх участия в специфических социальных ситуациях с реальной или возможной оценкой интимно-личностных, академических и профессиональных, повседневных особенностей, тенденции к их избеганию наряду с желанием участия (наличие социальных потребностей), склонность к самофокусировке внимания (отслеживание в своем поведении внешних признаков тревоги с целью их контроля). В ситуациях субъективного стресса при СФ типичными стратегиями выступает дистанцирование, избегание и самоконтроль. Это свидетельствует как о нарушении регуляции эмоций тревоги и страха в ситуациях оценивания при СФ, так и формировании мотивов избегания в деятельности и закреплении в опыте поведенческих способов контроля тревоги («безопасное» поведение).

Методология синдромного анализа позволяет определить первичные и производные нарушения в структуре психической деятельности.

Первичным выступает нарушение в организационно-целевом компоненте психической деятельности в условиях оценивания по типу нарушения регуляции в процессе целеполагания. Механизм этого нарушения определяется снижением опосредования эмоций и поведения (выраженное влияние эмоций на процесс деятельности, избыточный метакогнитивный контроль тревоги, приводящий к многозадачности и быстрому истощению ресурсов произвольной активности в условиях стресса) [1, 3] с характерной повышенной восприимчивостью к негативным оценкам, снижением способности и гибкости регулятивных стратегий сознательной деятельности. Дисрегуляция деятельности связана с метакогнитивным контролем тревоги, в том числе негативным образом тревоги «в глазах других», пост-ситуативными руминациями с длительной невозможностью переключения на иные виды активности и циклической аккумуляцией негативного аффекта.

При СФ изменяется связь между целью и смыслом деятельности, т. е. мотивационная структура. В структуре социального поведения наблюдаются сдвиги в системе целей и мотивов деятельности (технически-исполнительские компоненты социального поведения выступают как фокус внимания наряду с целевыми и нарушают целенаправленный характер деятельности, а ситуативная цель замещает первичный надситуативный смысл). Значимый смысл приобретает мотив «не демонстрировать в поведении признаки волнения».

Как результат хронического психического напряжения дисрегуляции деятельности и снижения опосредования тревоги в условиях оценивания наряду с мотивом достижения вторично формируется и постепенно закрепляется в опыте как стратегия совладания (с последствиями декомпенсации социальной активности) — мотив избегания неудачи, постепенно становящийся либо основным, либо конфликтующим с выраженными социальными мотивами признания, одобрения, принятия — дисгармоничная система мотивов деятельности. Избегание как ситуативный способ снизить выраженную и неопосредованную тревогу быстро закрепляется в опыте, но не приносит облегчения в перспективе (а наоборот, является очередным маркером неуспеха), поскольку мотивы достижения остаются напряженными и требуют реализации. Формируется патологический круг тревоги, в системе смыслов деятельности наблюдается напряженная борьба мотивов. Также избегание приводит к снижению социальной активности и продуктивности, блокированию возможности самореализации в обществе.

Третичными же способами справиться с нарастающей социальной дезадаптацией, напряжением в системе мотивов деятельности и дисрегуляции тревоги все более становятся деструктивные формы поведения. Наряду с дистанцированием обнаруживаются злоупотребление ПАВ, антивитальные переживания безнадежности, суицидальное поведение, конформное поведение с отказом от своих потребностей, изоляция от общества, выученная беспомощность.

Исследование проведено при поддержке Российского научного фонда (грант № 14−18−01174).

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.