Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Основоположник эндоваскулярной нейрохирургии Федор Андреевич Сербиненко (к 90-летию со дня рождения)

Просмотров: 1649

Загрузок: 69

Как цитировать:

Основоположник эндоваскулярной нейрохирургии Федор Андреевич Сербиненко (к 90-летию со дня рождения). Журнал «Вопросы нейрохирургии» имени Н.Н. Бурденко. 2018;82(4):5‑7.
The founder of endovascular neurosurgery, Fedor Andreevich Serbinenko (to the 90th anniversary) (in Russian only). Burdenko's Journal of Neurosurgery. 2018;82(4):5‑7. (In Russ.)

Федор Сербиненко родился 24 мая 1928 г. в селе Дмитровское на Северном Кавказе. Отец, Андрей Федорович, работал механиком на мукомольной фабрике, а мама, Анастасия Гавриловна, хлопотала по хозяйству.

Учебу в школе прервала война. Ушел на фронт отец. В оккупации погиб старший брат Юрий. Федя в 14 лет пошел работать на завод, чтобы спасти от голода маму и бабушку.

Лишь после войны, продолжая трудиться машинистом-дизелистом, он вновь сел за парту вечерней школы рабочей молодежи. Учился так, что получил золотую медаль; в школе рабочей молодежи такое бывало очень редко.

В 1948 г. Федор Сербиненко поступает на лечебный факультет Первого Московского медицинского института им. И.М. Сеченова. Здесь встречает студентку Майю, ставшую женой и другом на всю жизнь. Учился только на отлично. По ночам подрабатывал разгрузкой вагонов. Несмотря на усталость от бессонных ночей, никогда не пропускал и не опаздывал на занятия. Увлекался спортом. Тянулся к исследованиям, занимался в научных кружках по хирургии, урологии и фармакологии.

После окончания мединститута Федора Сербиненко направили в клиническую ординатуру по нейрохирургии в Институт им. Н.Н. Бурденко, где он проработал почти полвека, достигнув научных вершин и оставив миру свое открытие — эндоваскулярную хирургию.

Как Федор Андреевич шел к нему? На первых порах он хотел лишь побольше оперировать. Его мануальные способности были высоко оценены учителями — профессорами А.А. Шлыковым и М.А. Салазкиным. Они поручили Сербиненко освоить методику ангиографии путем пункции сонной артерии. Вскоре Федор овладел ею в совершенстве. Это обстоятельство пробудило в нем интерес к сосудистой патологии. Поэтому он, что было необычно, поступив в аспирантуру в 1957 г., отказался от диссертационной темы по опухолям мозга.

По собственной инициативе Федор Андреевич Сербиненко начинает углубленно заниматься изучением каротидно-кавернозных соустий, образующихся вследствие травматического разрыва сонной артерии. Изучает клиническую картину и мозговой кровоток, анализирует причины малой эффективности внутричерепных и внечерепных операций и приходит к выводу: нужны принципиально новые пути ликвидации патологических фистул.

Нужны, но где они? И он непрестанно думает, думает об этом. Иногда, казалось бы, случайное наблюдение способно обогатить науку открытием. Именно так Исаак Ньютон, увидев в своем саду падающие яблоки, открыл закон всемирного тяготения. Именно так и Федор Андреевич Сербиненко случайно натолкнулся на счастливую ассоциацию. На первомайской демонстрации на Красной площади увидел многократно ранее виденное: воздушные шарики легко подчиняются подергиваниям за нитку, к которой привязаны. Куда нитка — туда шарик. Мгновенно, как он рассказывал, родилась идея вводить в сосуды управляемый баллон-катетер. Это было в 1959 г.

От прекрасной идеи до ее осуществления прошли долгие годы. Федор сутками пропадал в созданной им маленькой лаборатории; искал и пробовал безопасные и надежные материалы для тонких катетеров и баллонов: полихлорвинил, капрон, фторопласт, полиэтилен, силикон, латекс. Наконец, конструкция баллона-катетера, обеспечивающая управляемое продвижение его по сосудам мозга, была создана.

Появился прототип современного управляемого и разделяемого баллона-катетера, и возник новый раздел нейронауки — эндоваскулярная нейрохирургия.

Это был титанический труд, где все — от самих баллонов-катетеров до выполнения эндовазальных манипуляций под контролем неврологической симптоматики и рентгена — делалось руками автора. Пришлось отказаться от работы в других разделах нейрохирургии. Но сознательное самоограничение и сужение интересов полностью оправдались развитием новой главы в учении о мозговом кровообращении и разработкой комплекса оригинальных эндоваскулярных операций при сосудистой патологии ЦНС.

Федор Андреевич совершил революцию — вместо кровавых деструктивных операций при повреждениях сосудов мозга разработал принципиально новый подход — малотравматичные внутрисосудистые реконструктивные вмешательства. Они восстанавливали нормальный кровоток, устраняли опасные проявления болезни.

Ф.А. Сербиненко не остановился на каротидно-кавернозных соустьях, а пошел дальше, включив в сферу эндоваскулярной хирургии мешотчатые артериальные аневризмы и артериовенозные мальформации, обескровливание менингиом перед операцией, прижизненное окрашивание опухолей, локальную химиотерапию. Хирург-изобретатель достиг совершенства, разработав суперселективную катетеризацию с проникновением в мозговые артерии просветом до 1—2 мм.

В 1971 г. он выступил с докладом по эндоваскулярным вмешательствам на I Всесоюзном съезде нейрохирургов. Тогда он впервые опубликовал результаты своих исследований в журнале «Вопросы нейрохирургии».

Какое счастье, что он написал и отправил свою обобщающую статью в американский Journal of Neurosurgery. Опубликованная в 1974 г., она получила сильный резонанс в нейрохирургическом мире и закрепила приоритет Отчизны.

Для ознакомления с достижениями Ф.А. Сербиненко в наш Институт потянулись профессора из Франции, США, Германии, Польши, Венгрии и других стран.

Федор Андреевич открывает в Москве первое в мире отделение эндоваскулярной нейрохирургии (1989). Создает школу эндоваскулярных нейрохирургов. Его ученики и последователи творчески развивают новое направление во многих регионах России, в ближнем и дальнем зарубежье. Под научным руководством Ф.А. Сербиненко защищено 30 докторских и кандидатских диссертаций.

Признанием выдающихся заслуг ученого явилось присуждение в 1976 г. ему единолично (что бывает крайне редко) Государственной премии СССР. А далее последовали избрание его в Академию медицинских наук СССР и награждение орденом «За заслуги перед Отечеством».

Достижения Федора Сербиненко приносят ему мировую известность и славу. Его избирают почетным членом многих международных и национальных научных обществ и академий. В честь изобретателя проводят съезды и конференции, а его изобретения патентуют в Европе, Америке, Азии.

А сам автор изобретений по-прежнему остается скромным тружеником и доступным для всех заместителем директора Института по науке.

Природа наградила Федора Андреевича не только талантом, высоким ростом и красотой, она дала ему и доброту. Доброту к больным, старым и молодым коллегам, доброту к людям вообще. Как и знаменитый тезка Федор Гааз, он спешил делать добро.

Поэтому к нему тянулся весь институт. Федор Андреевич был всегда приветлив. Мы изливали ему свои горечи, обиды, а он всем помогал, щедро раздаривая и опустошая запасы своих жизненных сил, а сам был по-детски беззащитен.

Федор Андреевич Сербиненко стал признанным классиком при жизни. Но счастливым, несмотря на высокие регалии, себя не чувствовал. Он так и не смог пробить на Родине серийное производство баллонов-катетеров. Его дело получило опережающее технологическое развитие на практичном Западе. Нас опять обогнали. И это стало незаживающей раной в чувствительной душе первопроходца.

Из фундаментального фолианта, каковым является докторская диссертация Федора Андреевича, бесспорно, должна была появиться книга, востребованная и у нас, и на Западе. Но она так и не вышла в свет. Почему?

Может быть, он уже полностью израсходовал себя, да и сказалась большая доза 20-летнего рентгеновского облучения, когда приходилось работать с аппаратурой без достаточной защиты. Может быть, в чем-то главном он разочаровался. Порой жаловался: «Устал от жизни». Последнее десятилетие тяжелые болезни одолевали Федора Андреевича, не обошлось и без полостных операций. Он смиренно терпел. В последние годы Федор Андреевич находил утешение в христианстве. Приходя в храм, раздавал деньги и лекарства нуждающимся.

Выдающиеся исследования Ф.А. Сербиненко получили мировое признание. В вышедшей в 2000 г. в Америке книге всех изобретений во все времена в области медицины (Time tables of medicine) среди 7 открытий, сделанных в России (конечно, их гораздо больше), одно — баллонная хирургия — принадлежит Ф.А. Сербиненко. Ведущий в мире нейрохирургический журнал «Neurosurgery» (США) удостоил его редкой чести, опубликовав в 2000 г. большую статью — «Дань уважения доктору Федору Сербиненко, основателю эндоваскулярной нейрохирургии» (A Tribute to Dr. Fedor A. Serbinenko, Founder of Endovascular Neurosurgery. Vol. 46. № 2). В комментариях к ней крупнейшие нейрохирурги мира T.J. Goodrich, E.R. Laws Jr., Gerard Debrun подчеркивают, что Федор Сербиненко открыл эру современной эндоваскулярной хирургии, и его вклад в интервенционную нейрорадиологию соразмерен Нобелевской премии.

В феврале 2005 г. этот же журнал опубликовал 14 портретов великих нейрохирургов мира за 100 лет нейрохирургии. Среди них единственный наш соотечественник — Федор Сербиненко…

Институт нейрохирургии достойно отмечает юбилей мировой величины своего друга и учителя. Его жизнь и творчество представлены в музее Института, запечатлены в документальном фильме. Проведены международные конференции и симпозиумы «Современные достижения эндоваскулярной нейрохирургии», посвященные памяти Ф.А. Сербиненко. Журнал «Вопросы нейрохирургии» регулярно публикует статьи о великом ученом.

В мае 2008 г. состоялось торжественное открытие мемориальной доски в память об основоположнике эндоваскулярной нейрохирургии академике РАМН Федоре Андреевиче Сербиненко. В июне 2017 г. была открыта вторая мемориальная доска — в с. Щелыково Костромской области на даче, где он отдыхал в 1973—2001 гг.

Идеология и принципы внутрисосудистых вмешательств, разработанные Ф.А. Сербиненко, постоянно развиваются и совершенствуются его учениками и последователями. За прошедшие годы в Институте (ныне Центре нейрохирургии) прооперированы более 10 тыс. больных с сосудистой патологией головного и спинного мозга, которым выполнено около 12 тыс. эндоваскулярных операций. Особенно бурное развитие это направление получило в течение последних 15 лет.

Разработаны и широко применяются в клинической практике методики трансвенозной окклюзии при дуральных артериовенозных фистулах, трансартериальной эмболизации новейшими клеевыми композициями при АВМ головного и спинного мозга, артериовенозных фистулах и краниофациальных ангиодисплазиях, ангиопластики и стентирования при стенозах интракраниальных сосудов. Широко используются потокоперенаправляющие стенты в лечении сложных аневризм, в том числе гигантского размера, ранее считавшихся неоперабельными. Разработана и эффективно применяется в клинической практике методика интраартериальной химиотерапии при лимфомах головного мозга и ретинобластомах у детей. В последнее время в Центре нейрохирургии проводится ежегодно около 600 эндоваскулярных вмешательств, обычно с хорошими клиническими результатами.

Институт нейрохирургии им. Н.Н. Бурденко, ставший национальным исследовательским центром, не только бережно хранит память о своем великом ученом Федоре Андреевиче Сербиненко, но и всемерно развивает его детище — эндоваскулярную нейрохирургию.

Л.Б. Лихтерман, Т.П. Тиссен, С.Б. Яковлев (Москва)

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.