Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Акулин И.М.

ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет» Правительства Российской Федерации

Груздев Д.А.

Ассоциация нитевых имплантологов

Махова О.А.

ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет»

Чеснокова Е.А.

ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет»

Применение законно находящихся в обращении медицинских изделий — основа безопасности деятельности косметологической клиники

Авторы:

Акулин И.М., Груздев Д.А., Махова О.А., Чеснокова Е.А.

Подробнее об авторах

Просмотров: 2320

Загрузок: 58


Как цитировать:

Акулин И.М., Груздев Д.А., Махова О.А., Чеснокова Е.А. Применение законно находящихся в обращении медицинских изделий — основа безопасности деятельности косметологической клиники. Пластическая хирургия и эстетическая медицина. 2022;(4):60‑65.
Akulin IM, Gruzdev DA, Makhova OA, Chesnokova EA. Application of legally available medical devices as the basis of cosmetology clinic safety. Plastic Surgery and Aesthetic Medicine. 2022;(4):60‑65. (In Russ., In Engl.)
https://doi.org/10.17116/plast.hirurgia202204160

Рекомендуем статьи по данной теме:
Фо­тог­рам­мет­ри­чес­кое ис­сле­до­ва­ние ре­зуль­та­тов ни­те­во­го лиф­тин­га сред­ней зо­ны ли­ца. Плас­ти­чес­кая хи­рур­гия и эс­те­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(1):40-47
Мо­ни­то­ринг бе­зо­пас­нос­ти ме­ди­цин­ских из­де­лий в плас­ти­чес­кой хи­рур­гии и кос­ме­то­ло­гии. Плас­ти­чес­кая хи­рур­гия и эс­те­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(1):96-102
Вве­де­ние по­ли-L-мо­лоч­ной кис­ло­ты при ин­во­лю­ци­он­ных из­ме­не­ни­ях ко­жи те­ла: кли­ни­чес­кая, ультраз­ву­ко­вая и гис­то­ло­ги­чес­кая оцен­ка эф­фек­тив­нос­ти. Плас­ти­чес­кая хи­рур­гия и эс­те­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(3):70-78
Но­вые це­фа­ло­мет­ри­чес­кие па­ра­мет­ры для оцен­ки гар­мо­нии, эс­те­ти­ки и про­пор­ций ли­ца. Плас­ти­чес­кая хи­рур­гия и эс­те­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(4-2):45-51
От­сро­чен­ное ос­лож­не­ние пос­ле инъек­ци­он­ной кон­тур­ной плас­ти­ки губ, ими­ти­ру­ющее бес­пиг­мен­тную ме­ла­но­му. Кли­ни­чес­кая дер­ма­то­ло­гия и ве­не­ро­ло­гия. 2023;(6):749-756
Срав­не­ние ди­аг­нос­ти­чес­ких ха­рак­те­рис­тик им­му­нох­ро­ма­тог­ра­фи­чес­ких тес­тов для вы­яв­ле­ния ан­ти­ге­нов SARS-CoV-2 с дан­ны­ми не­за­ви­си­мых ис­сле­до­ва­ний. Ла­бо­ра­тор­ная служ­ба. 2024;(1):13-19
Ультраз­ву­ко­вые осо­бен­нос­ти тка­не­вой ин­тег­ра­ции и дег­ра­да­ции под воз­действи­ем ги­алу­ро­ни­да­зы фил­ле­ров на ос­но­ве ги­алу­ро­но­вой кис­ло­ты. Кли­ни­чес­кая дер­ма­то­ло­гия и ве­не­ро­ло­гия. 2024;(3):322-331
При­ме­не­ние фил­ле­ров для ин­тим­ной кон­тур­ной плас­ти­ки в эс­те­ти­чес­кой ги­не­ко­ло­гии. Рос­сий­ский вес­тник аку­ше­ра-ги­не­ко­ло­га. 2024;(5):58-65

Введение

В настоящее время обеспечение безопасности пациентов является приоритетным направлением при осуществлении медицинской деятельности [1]. В немалой степени усилия направлены на минимизацию рисков, связанных с внедрением новых, инновационных медицинских изделий (МИ), повышение внутреннего контроля в медицинских организациях за их применением [2].

МИ — обязательная составляющая, основа большинства услуг в косметологии. Для коррекции возрастных изменений кожи производителями регулярно предлагаются новые виды и модели МИ. Широко применяется комплексное использование различных видов нитевого лифтинга, контурной пластики, биоревитализации, в том числе в сочетании с возможностями аппаратной косметологии [3, 4]. На фоне растущей популярности таких методов закономерно увеличивается и количество осложнений, требующих, в свою очередь, коррекции с применением МИ [5, 6].

Необходимо учитывать, что существенная доля применяемых в эстетической медицине МИ являются имплантируемыми, относятся к изделиям высокой степени риска. Это максимальная степень в соответствии с номенклатурной классификацией МИ по классам в зависимости от потенциального риска их применения [7].

Одной из проблем при применении МИ, влияющей на развитие осложнений, считается использование недоброкачественной, фальсифицированной продукции [8].

В последние годы в России усиливается контроль за обращением МИ на пострегистрационном этапе. Нарушение требований законодательства влечет за собой привлечение к ответственности, в том числе к уголовной [9].

В то же время как регулятором (Росздравнадзором), так и экспертами отмечается, что на рынке косметологических услуг доля применяемых МИ, незаконно находящихся в гражданском обороте, остается высокой [10, 11].

В этих условиях наряду с такими базовыми принципами, как использование квалифицированными, обученными врачами-специалистами в строгом соответствии с эксплуатационной документацией и требованиями стерильности, а также исключительно в течение срока годности, важнейшим элементом безопасности для добросовестных руководителей косметологических клиник, врачей-косметологов является использование только легально находящейся в гражданском обороте медицинской продукции.

Цель исследования — изучить нормативное регулирование для косметологических клиник как субъектов обращения МИ, сообщения регулятора о МИ, применение которых необходимо прекратить.

Материал и методы

Проанализированы нормативные требования для косметологических клиник как субъектов обращения МИ.

Изучены информационные письма о МИ, размещенные на официальном сайте Росздравнадзора в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (https://roszdravnadzor.gov.ru) за последние 10 лет (в период с 2012 по 2021 г.). Из общего числа писем Росздравнадзора за 10 лет (8583 ед.) выделены письма (7213 ед.) о незаконно находящихся в обороте МИ (фальсифицированных, недоброкачественных, незарегистрированных, отозванных, изъятых из обращения и др.). Изучены письма надзорного органа, содержащие информацию о запрещении применения основных типов МИ, специфичных для косметологии: нитей, гелей-имплантатов (филлеров), биоревитализантов, косметологических аппаратов.

При обработке данных использовались методы анализа, синтеза, аналогии, индукции. Статистический анализ полученных в ходе опроса данных осуществлялся с помощью классических процедур и методов. Данные представлены в виде абсолютных значений и долей целого. Сравнение долей осуществлялось с помощью критерия хи-квадрат (χ2). Проводился расчет показателей динамического ряда.

Результаты и обсуждение

Согласно части 4 статьи 38 Федерального закона от 21.11.11 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [12], на территории России разрешается обращение МИ, прошедших государственную регистрацию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а также в соответствии с международными договорами и актами, составляющими право Евразийского экономического союза. Предусмотренные законом исключения, позволяющие в ряде случаев использовать МИ без регистрации, не относятся к деятельности косметологических клиник.

На официальном сайте Росздравнадзора в сети Интернет, в разделе «Электронные сервисы», доступен реестр зарегистрированных МИ.

В рамках реализации конвенции «Медикрим» (MEDICRIME Convention) в статью 38 указанного закона были включены следующие запрещенные к использованию группы МИ: фальсифицированные, недоброкачественные, контрафактные.

Фальсифицированные МИ — это МИ, сопровождаемые ложной информацией о характеристиках и (или) производителе (изготовителе).

Недоброкачественные МИ — это изделия, не соответствующие требованиям безопасности и эффективности к маркировке, нормативной, технической и эксплуатационной документации и которые не могут быть безопасно использованы по назначению, установленному производителем (изготовителем). Последнее условие добавлено в 2021 г., что позволяет не исключать из гражданского оборота МИ с формальными нарушениями маркировки, несоответствиями регистрационному досье, которые не приводят к нарушениям требований безопасности. МИ признается недоброкачественным по результатам экспертизы качества, эффективности и безопасности.

Контрафактные МИ — это МИ, находящиеся в обороте с нарушением гражданского законодательства. Как правило, имеются в виду параллельно импортируемые МИ — оригинальные товары, маркированные товарным знаком самим правообладателем, ввозимые на территорию РФ без его согласия. Инициатива по борьбе с параллельным импортом лежит на правообладателе как субъекте нарушенных прав на товарный знак. МИ определяются как контрафактные по решению суда. Наличие на рынке контрафакта в меньшей степени влияет на безопасность косметологических услуг.

Фальсифицированные и недоброкачественные МИ в соответствии с действующим законодательством с целью исключения из оборота подлежат изъятию и последующему уничтожению или вывозу с территории Российской Федерации на основании решения их владельца, решения Росздравнадзора или решения суда, а контрафактные МИ — изъятию и последующему уничтожению по решению суда.

Расходы, связанные с изъятием из обращения и уничтожением фальсифицированных, недоброкачественных МИ и контрафактных МИ, возмещаются их владельцем. Вывоз с территории Российской Федерации фальсифицированных и недоброкачественных МИ осуществляется за счет лица, осуществившего их ввоз на территорию Российской Федерации [12].

Зачастую в контрактах на поставку МИ в медицинские организации оговаривается ответственность поставщика за качество товара, его обязанность в случае необходимости провести мероприятия по уничтожению товара, заменить товар.

В случае выявления таких изделий Росздравнадзор предлагает субъектам обращения, к которым относятся и косметологические клиники, провести проверку наличия в обращении конкретного МИ, его модели (варианта) исполнения, партии или серии, находящихся в обращении с нарушением действующего законодательства, а также мероприятия по предотвращению их обращения на территории Российской Федерации. О результатах таких мероприятий медицинской организации следует сообщить в территориальный орган Росздравнадзора по месту осуществления деятельности.

Актуальная информация доводится до субъектов обращения, в том числе посредством размещения информационных писем (сообщений) на официальном сайте ведомства в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

За период с 2012 по 2021 г. Росздравнадзором опубликованы сообщения о 140 МИ, применяющихся в косметологии.

По сравнению с 2012 г. (1,1%) доля сообщений о косметологических изделиях в общем количестве писем о МИ, незаконно находящихся в обращении (7213 писем), к 2021 г. существенно не изменилась и составила 0,6% (χ2 0,002, p>0,05). В то же время анализ динамического ряда показывает ее существенный (на 12,4%) рост в 2013 г. (p<0,05) с последующим снижением (рис. 1).

Рис. 1. Доля сообщений о косметологических изделиях в общем количестве писем о МИ, незаконно находящихся в обращении, за 2012—2021 гг. (%).

Структура информационных писем Росздравнадзора о косметологических изделиях в 2012—2021 гг. показана на рис. 2.

Рис. 2. Структура сообщений Росздравнадзора о косметологических изделиях в 2012—2021 гг. по видам изделий.

Преобладают (χ2 11,724, p<0,01) сообщения о незаконно находящихся в обращении косметологических аппаратах — 83 (59%). Количество сообщений о различных видах нитей составляет 34 (24%), о тканевых наполнителях (филлерах) — 15 (11%). Доля писем о биоревитализантах составляет 6% (8 сообщений).

Как в целом, так и в отдельных группах, за исключением гелей-имплантатов (филлеров), преобладают выявленные незарегистрированные МИ — 122 (87%) (χ2 30,663, p<0,01) (рис. 3).

Рис. 3. Структура сообщений Росздравнадзора о косметологических изделиях в 2012—2021 гг. в зависимости от типа запрещенного МИ.

Ниже приводятся примеры выявленных незарегистрированных МИ:

— косметологические аппараты («Многофункциональная косметологическая стойка NV-1608 PRETTY BABY» производства NEWFACE, письмо от 11.01.18 №01И-17/18);

— филлеры (в соответствии с письмом от 24.04.18 №01И-1010/18 в связи с установленными несоответствиями на выявленное изделие «FEEL DERLI Strong+ Материал-гель водосодержащий «КОНТУРГЕЛЬ-ХПМ» филлер» не распространяется действие регистрационного удостоверения от 30.07.07 №ФСР 2007/00256, срок действия не ограничен, выданного на МИ «Материал-гель водосодержащий «КОНТУРГЕЛБ-ХПМ» производства ООО «Химполимед»);

— биоревитализанты («Биоревитализант-скинбустер Overage MESO, 23 mg/ml, 1,0 ml» производства Mesotech s.r.L, Италия, письмо от 28.11.17 №01И-2940/17).

Регулярно выявляются незарегистрированные мезонити (например, в 2015 г. изъято из обращения несколько видов корейских нитей, в том числе «Мезонити Multi Lifting V-Line (Polydioxanone suture)»).

Росздравнадзором выявляются фальсифицированные МИ, например:

— «Аппарат ультразвуковой для дерматологии и косметологии Ulthera System с принадлежностями» (письмо от 17.08.20 №01И-1579/20);

— «Нити Softlift-C моносорб М3 со встречными насечками USP 2-0 (ЕР ЗУ длина нити 600 мм) / Игла прямая 150 мм, d-1,2» (письмо от 10.07.20 №01И-1324/20);

— гель имплантируемый для внутрикожных инъекций HYALAX Revitalize Skin, лот 403027 (письмо от 08.02.16 №01И-209/16).

Ниже приводятся примеры недоброкачественных МИ:

— нити косметологические, например «Нити рассасывающиеся Lead Fine Lift стерильные из полидиоксанона для тредлифтинга тканей на иглах-носителях различных размеров», LOT 276051А, производства «МЕДИФЕРСТ Ко., ЛТД», Корея, регистрационное удостоверение от 14.12.12 №ФСЗ 2012/13378 (письмо Росздравнадзора от 24.01.17 №01И-162/17);

— аппарат для местной дарсонвализации и гальванизации АмДГ «ИСКРА-4», ТУ 9444-003-34711238-2005», дата производства: июль 2019 г., производства ОАО «Новоаннинский завод «ЭМА», Россия (письмо Росздравнадзора от 21.01.20 №01И-140/20).

В ряде случаев производитель добровольно отзывает МИ. Например, в письме от 12.04.21 №01И-464/21 Росздравнадзор сообщает, что производителем изделия «Гель-имплантат для интрадермального применения Этермис (Etermis)» (производства «Мерц Фармасьютикалс ГмбХ», Германия) принято решение о добровольном отзыве ряда серий в связи с наличием в некоторых шприцах Etermis частиц, не указанных в составе.

Важнейшим является этап приемки МИ, на котором сотрудникам косметологических клиник необходимо быть крайне осторожными и внимательными к поступающим изделиям и сопроводительной документации.

При этом информацию о наличии регистрационного удостоверения на официальном сайте Росздравнадзора (https://roszdravnadzor.gov.ru/services/misearch) целесообразно проверять до заказа конкретного изделия, уточняя у поставщика полное наименование или артикул для оптимизации поиска.

Государственный реестр МИ общедоступен, для работы не требуется авторизация. Предусмотрена возможность осуществлять в случае необходимости поиск регистрационного удостоверения не только по наименованию МИ, но и по 16 дополнительным позициям. При нахождении необходимой реестровой записи доступны для скачивания регистрационное удостоверение, фотографические изображения, инструкция по применению конкретного МИ, информация о вносимых в регистрационные документы изменениях.

Можно выделить следующие признаки того, что МИ не зарегистрировано:

— отсутствует регистрационное удостоверение (нет сведений в государственном реестре МИ);

— МИ сопровождается регистрационным удостоверением, но его наименование, состав и принадлежности не соответствуют сведениям, указанным в регистрационном удостоверении;

— наименование производителя и (или) адрес места производства не соответствуют сведениям, указанным в регистрационном удостоверении.

В ходе работы ответственному лицу медицинской организации необходимо регулярно отслеживать сообщения на сайте Росздравнадзора для исключения из обращения указанных в письмах МИ.

Реестр «Информационные письма о медицинских изделиях» (https://roszdravnadzor.gov.ru/services/unreg) также общедоступен, не требует авторизации, содержит все необходимые критерии для оптимизации поиска. Это позволяет ответственному лицу в том числе отслеживать все новые письма, опубликованные, например, за прошедшую неделю, что дает возможность с заданной пользователем регулярностью получать актуальную информацию о законности нахождения в гражданском обороте используемых в клинике МИ.

При выявлении незаконно находящихся в обращении МИ на этапе приемки или после получения информации Росздравнадзора по хранящимся (применяемым) изделиям сотрудникам медицинской организации следует переместить МИ из зоны основного хранения в выделенную, обозначенную и изолированную зону «карантинного хранения» в случае приостановления их обращения — до публикации информационного письма о возобновлении применения. В случае изъятия необходимо составить акт, указав причину изъятия, и направить информацию в Росздравнадзор.

Важную роль в выявлении незаконно находящихся в обращении МИ играет механизм мониторинга безопасности МИ — системная совместная работа производителей, медицинских организаций, регулятора по выявлению, анализу, учету и коррекции всех возможных рисков и дефектов, ранее не учтенных факторов, направленная на повышение эффективности и безопасности МИ [9]. Обязанностью медицинской организации является информирование Росздравнадзора и производителя обо всех случаях выявления побочных действий, не указанных в инструкции по применению МИ, о нежелательных реакциях, иных фактах и обстоятельствах, создающих угрозу жизни и здоровью пациентов и медицинских работников (в случае косметологической клиники к таким фактам зачастую относится выявление признаков брака) [12]. После получения информации Росздравнадзор и производитель проводят необходимые мероприятия, в том числе экспертизы. По результатам может быть принято решение об изъятии из обращения МИ, его модели (варианта) исполнения, партии или серии.

Информацию медицинская организация может направить несколькими способами, в том числе на бумажном носителе. Наиболее оптимальным можно считать направление сведений через автоматизированную систему «Мониторинг безопасности медицинских изделий» после получения доступа (https://roszdravnadzor.gov.ru/services/servicreMonitoringMI).

В большинстве случаев в косметологических клиниках один сотрудник отвечает как за приемку, выявление незаконно находящихся в обращении МИ и лекарственных средств, так и за направление информации в Росздравнадзор в рамках мониторинга безопасности лекарственных средств (фармаконадзор), МИ, за другие аспекты безопасного применения медицинской продукции. Эта работа должна проводиться на регулярной основе, носить системный характер.

Заключение

Доля МИ, применяемых в косметологии, в структуре МИ, незаконно находящихся в обращении, выявленных Росздравнадзором, за последние 10 лет не уменьшилась. Необходимо усиление внутреннего контроля за безопасным применением МИ в медицинских организациях косметологического профиля как на этапе их приемки, так и на этапе применения. Отслеживание сообщений Росздравнадзора позволяет снизить угрозу для здоровья пациентов из-за использования некачественной продукции, финансовые и репутационные риски для косметологических клиник.

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Funding. The study had no sponsorship.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.