Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Корякина О.В.

ФГБОУ ВО «Уральский государственный медицинский университет» Минздрава России;
ГАУЗ СО «Областная детская клиническая больница»

Москвина Е.Ю.

ФГБОУ ВО «Уральский государственный медицинский университет» Минздрава России

Ковтун О.П.

ФГБОУ ВО «Уральский государственный медицинский университет» Минздрава России

Казаева А.В.

СРБОО помощи онкопациентам «Вместе ради жизни»

Сафронов А.А.

ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный медицинский университет» Минздрава России

Изучение возможности реабилитации с помощью виртуальной реальности у ребенка с неврологическим осложнением, возникшем на фоне химиотерапии при остром лимфобластном лейкозе

Авторы:

Корякина О.В., Москвина Е.Ю., Ковтун О.П., Казаева А.В., Сафронов А.А.

Подробнее об авторах

Просмотров: 1670

Загрузок: 37


Как цитировать:

Корякина О.В., Москвина Е.Ю., Ковтун О.П., Казаева А.В., Сафронов А.А. Изучение возможности реабилитации с помощью виртуальной реальности у ребенка с неврологическим осложнением, возникшем на фоне химиотерапии при остром лимфобластном лейкозе. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. Спецвыпуски. 2022;122(9‑2):85‑89.
Koryakina OV, Moskvina EYu, Kovtun OP, Kazaeva AV, Safronov AA. Evaluation the effectiveness of immersive VR-assisted rehabilitation in a child with chemotherapy-induced neurological complication in acute lymphoblastic leukemia. S.S. Korsakov Journal of Neurology and Psychiatry. 2022;122(9‑2):85‑89. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/jnevro202212209285

Рекомендуем статьи по данной теме:
Па­то­ло­гия лег­ких у де­тей при дли­тель­но те­ку­щей но­вой ко­ро­на­ви­рус­ной ин­фек­ции COVID-19. Ар­хив па­то­ло­гии. 2024;(1):36-43
Од­но­мо­мен­тная гер­ни­оп­лас­ти­ка с ис­поль­зо­ва­ни­ем ме­то­да PIRS при ла­па­рос­ко­пи­чес­кой ап­пен­дэк­то­мии у де­тей. Эн­дос­ко­пи­чес­кая хи­рур­гия. 2024;(1):55-59
Ро­бот-ас­сис­ти­ро­ван­ная экстра­ве­зи­каль­ная ре­им­план­та­ция мо­че­точ­ни­ка при пу­зыр­но-мо­че­точ­ни­ко­вом реф­люк­се. Эн­дос­ко­пи­чес­кая хи­рур­гия. 2024;(1):60-66
Ка­чес­тво ока­за­ния не­от­лож­ной по­мо­щи де­тям с трав­ма­ми пос­то­ян­ных зу­бов по дан­ным ана­ли­за до­ку­мен­та­ции от­де­ле­ния не­от­лож­ной по­мо­щи го­род­ской сто­ма­то­ло­ги­чес­кой по­лик­ли­ни­ки. Сто­ма­то­ло­гия. 2024;(1):41-47
При­ме­не­ние уз­ко­по­лос­но­го оп­ти­чес­ко­го из­лу­че­ния с дли­ной вол­ны 650 нм в ком­плексном ле­че­нии де­тей с за­дер­жкой ре­че­во­го раз­ви­тия. Воп­ро­сы ку­рор­то­ло­гии, фи­зи­оте­ра­пии и ле­чеб­ной фи­зи­чес­кой куль­ту­ры. 2024;(1):5-12
При­ме­не­ние транскра­ни­аль­ной мик­ро­по­ля­ри­за­ции в ос­тром пе­ри­оде тя­же­лой че­реп­но-моз­го­вой трав­мы у де­тей. Воп­ро­сы ку­рор­то­ло­гии, фи­зи­оте­ра­пии и ле­чеб­ной фи­зи­чес­кой куль­ту­ры. 2024;(1):13-21
Ис­то­ри­чес­кие ас­пек­ты фор­ми­ро­ва­ния и раз­ви­тия дет­ской ку­рор­тной ме­ди­ци­ны в Са­мар­ском ре­ги­оне. Воп­ро­сы ку­рор­то­ло­гии, фи­зи­оте­ра­пии и ле­чеб­ной фи­зи­чес­кой куль­ту­ры. 2024;(1):62-69
Опыт эк­зос­ке­лет­ной ре­аби­ли­та­ции па­ци­ен­та с вер­хним вя­лым мо­но­па­ре­зом, обус­лов­лен­ным ог­нес­трель­ным ра­не­ни­ем, пос­ле ней­ро­хи­рур­ги­чес­кой ре­конструк­ции вет­вей пле­че­во­го спле­те­ния. Опе­ра­тив­ная хи­рур­гия и кли­ни­чес­кая ана­то­мия (Пи­ро­гов­ский на­уч­ный жур­нал). 2024;(1):35-41
Срав­ни­тель­ный ана­лиз субъек­тив­ных и объек­тив­ных ме­то­дов ди­аг­нос­ти­ки син­дро­ма обструк­тив­но­го ап­ноэ сна у де­тей. Рос­сий­ская ри­но­ло­гия. 2024;(1):11-15
Осо­бен­нос­ти му­та­ций в ге­нах у де­тей с вы­со­кой бли­зо­ру­кос­тью, со­че­та­ющей­ся с пе­ри­фе­ри­чес­ки­ми вит­ре­охо­ри­оре­ти­наль­ны­ми дис­тро­фи­ями. Вес­тник оф­таль­мо­ло­гии. 2024;(1):19-24

Острый лимфобластный лейкоз (ОЛЛ) преобладает среди онкологических заболеваний в детском возрасте. Современные методы диагностики, программная химиотерапия существенно улучшили прогноз заболевания и на сегодняшний день 5-летняя выживаемость детей составляет 90% [1, 2]. Однако при применении высокодозной и интенсивной полихимиотерапии отмечается развитие побочных эффектов, среди которых регистрируется поражение нервной системы. Наиболее значимым проявлением нейротоксичности является периферическая полинейропатия, которая возникает у 30—40% больных, получающих химиотерапию [3].

В педиатрической онкологической практике пациентам часто назначается винкристин, он входит в протокол лечения ОЛЛ. Развитие химиоиндуцированной периферической полинейропатии относится к серьезным побочным эффектам цитостатических препаратов и может приводить к снижению дозы или прерыванию жизненно важного противоопухолевого лечения, что влияет на эффективность терапии и прогноз онкологической патологии.

В настоящее время убедительные доказательства эффективности фармакологической терапии химиоиндуцированной периферической полинейропатии отсутствуют [4]. Для восстановления утраченных функций и уменьшения влияния возникших нарушений на качество жизни пациентов с токсическим поражением периферической нервной системы особое место отводится реабилитационным мероприятиям. При двигательных расстройствах восстановительные программы включают применение ряда адаптивных методов, в числе которых большое значение имеют занятия лечебной гимнастикой и физкультурой [5]. Необходимо отметить, что эффективность достигается комплексной реабилитацией, направленной на улучшение не только двигательных, но и психоэмоциональных процессов, включая их интеграцию с соответствующими сенсомоторными преобразованиями для создания адекватных движений.

В последние десятилетия виртуальная реальность (ВР) рассматривается как перспективный метод реабилитации пациентов при различных неврологических расстройствах [6]. Доказано, что технологии на основе ВР улучшают когнитивные функции, способствуют контролю равновесия и восстановлению двигательной активности при инсульте, травме спинного мозга, детском церебральном параличе [7—10].

Нами представлен результат внедрения в комплекс реабилитации адаптивных игр с помощью системы ВР у ребенка с неврологическим осложнением, возникшим на фоне химиотерапии при ОЛЛ. Занятия проводились в виртуальном мире с полным погружением (иммерсионная виртуальная среда), что позволяет пациенту испытывать ощущение присутствия в искусственном пространстве. Иммерсионная виртуальная среда создавалась с помощью системы ВР, которая включала следующие основные элементы: гарнитуру (шлем виртуальной реальности) со встроенным гироскопом, акселерометром, процессором Qualcomm Snapdragon XR2 с оперативной памятью 6 Гб LPDDR5 и частотой обновления экрана 72—90 Гц, искусственным интеллектом, который позволяет отслеживать движения и распознавать голос, настройкой межзрачкового расстояния и два контроллера Touch. Персональный компьютер (ноутбук) использовался для наблюдения за действиями пациента в условиях ВР с целью корректирования их врачом при необходимости. Выбор видеоигр был основан на таких характеристиках, как требование реакции на предъявление стимулов и необходимость выполнения движений верхними, нижними конечностями, головой и туловищем в разных плоскостях. Применялись различные сюжеты видеоигр, направленные на стимуляцию повседневных дел с выполнением действий из привычной жизни, а также игр, развлекательного и веселого характера с соревновательным компонентом. Выбиралась психологически безопасная виртуальная среда без возрастных ограничений.

Перед началом и в конце реабилитационного курса оценивалось неврологическое состояние по общепринятой методике, дополненной шкалами для определения двигательной активности пациента (шкала Medical Research Council Weakness Scale (MRC) и шкала баланса Берга). По формуле V=S/T рассчитывалась скорость ходьбы, где V — скорость (м/с), S — расстояние (м), T — время (с). Для определения психоэмоционального состояния ребенка использовались цветовой тест Люшера и графическая методика «Кактус» М.А. Панфиловой. Пациент выполнял комплекс упражнений в игровом формате с полным погружением в трехмерное пространство. Реабилитационный курс выполнялся в течение 2 нед и состоял из 6 сеансов, которые проводились по одному сеансу в день с частотой 3 раза в неделю. Продолжительность одного сеанса составляла 30 мин, в конце каждой тренировки участник тестировался по опроснику Simulator Sickness Questionnaire (SSQ) на наличие симптомов киберболезни. Исследование было одобрено локальным Этическим комитетом (протокол №8 от 23.11.2021).

Клиническое наблюдение

Пациент К., 8 лет, диагноз: химиоиндуцированная периферическая полинейропатия нижних конечностей, остаточные явления — нижний парапарез умеренной степени с акцентом справа, нарушение двигательного стереотипа ходьбы на фоне кинезиофобии. По данным анамнеза, в течение 1 года ребенок наблюдался по поводу ОЛЛ, получал химиотерапию по протоколу. В период индукционной терапии вводился винкристин в/в в дозе 1,5 мг/м2. На конечном этапе индукции ремиссии при кумулятивной дозе винкристина 4,8 мг развитие химиоиндуцированной периферической полинейропатии нижних конечностей с признаками моторной аксональной нейропатии малоберцовых нервов с обеих сторон.

В клинической картине — формирование нижнего периферического парапареза умеренной степени с преобладанием в дистальных отделах преимущественно правой нижней конечности, что привело к нарушению походки. Пациент самостоятельно перемещался медленно, за счет слабости мышц перонеальной группы походка паретическая (степпаж), ограничение опоры и ходьбы на пятках. По данным проведенного электронейромиографического исследования, определялись признаки аксонального поражения малоберцовых нервов со снижением амплитуды моторных ответов musculus extensor digitorum brevis до 1,2 мВ справа и 2,4 мВ слева (норма ≥3,5 мВ). При комплексной медикаментозной и стандартной реабилитационной терапии, которая заключалась в назначении витаминов группы B, α-липоевой кислоты, индивидуальных занятий лечебной физкультурой, отмечалась медленная положительная динамика. На фоне продолженной химиотерапии по основному заболеванию в период реиндукции второй консолидации к моторным симптомам присоединились боли в ногах от умеренных до интенсивных (6—9 баллов по визуальной аналоговой шкале (ВАШ)), требующих назначения ненаркотических анальгетиков. Стойкий болевой синдром, который сохранялся в течение 6 мес, усугубил негативное влияние на двигательную активность ребенка, определив полный отказ от самостоятельной ходьбы с последующим формированием патологической походки. В процессе длительного полугодового реабилитационного лечения, включающего традиционные терапевтические подходы (массаж, лечебная физкультура, занятия на тренажере Стабилоплатформа), занятия с психологом, достигнута возможность ходьбы с помощью вспомогательного приспособления.

Перед началом реабилитационного курса была проведена оценка неврологического состояния пациента: в двигательной сфере — нижний периферический парапарез умеренной степени выраженности по шкале MRC со снижением мышечной силы до 3 баллов в проксимальных и дистальных отделах правой нижней конечности и до 4 баллов в левой конечности. При оценке способности к статическому и динамическому равновесию по шкале баланса Берга сумма баллов составила 35, что определяет высокий риск падения при ходьбе без посторонней помощи. Пациент перемещается с использованием вспомогательного приспособления (трости), возможна самостоятельная ходьба с периодической помощью постороннего в удержании равновесия. Скорость ходьбы составила 0,07 м/с, что значительно ниже средней скорости медленным шагом для данной возрастной группы, которая составляет 0,94 м/с. У пациента сформирована патологическая походка, центр тяжести смещен на левую ногу. При опоре на правую ногу ставит стопу на поверхность пяткой, не совершая двойного переката (с пятки на носок и снаружи внутрь) и отталкивания. В правой нижней конечности нет полноценного объема движений в суставах. Во время ходьбы отсутствует попеременное вовлечение верхних конечностей. При оценке психоэмоционального состояния с помощью цветового теста Люшера и графической методики «Кактус» у ребенка присутствует агрессивное поведение оборонительного характера, желание выйти из неблагоприятной ситуации, отмечаются беспокойство и тревожность. Определяется стремление к независимости и импульсивность в поведении. Ситуацию лечения воспринимает сложно, нет уверенности в себе.

Проведен курс реабилитации с полным погружением в искусственную среду с помощью шлема виртуальной реальности и создания эффекта погружения от первого лица. В процессе реабилитации предлагались игровые сценарии с выполнением упражнений, направленных на захват и манипуляцию предметами, координацию движений верхних и нижних конечностей, равновесие, приседание и ходьбу. Во время видеоигр осуществлялся контроль пациента для избежания падения. При невозможности выполнения заданий стоя, начало тренировок проводилось сидя. Упражнения выполнялись необходимое количество раз с настраиваемым уровнем интенсивности и сложности в зависимости от возможности пациента.

При завершении лечения через 2 нед, по данным оценки неврологического состояния ребенка, отмечалась положительная динамика. Расширилась двигательная активность, начал ходить самостоятельно, без использования трости, стал приседать. При оценке двигательной сферы наблюдалось увеличение мышечной силы в правой нижней конечности до 4 баллов в проксимальном и дистальном отделах. Улучшилось равновесие с увеличением общего балла по шкале баланса Берга до 42 баллов, что приближено к баллу 45, который определяет низкий риск падения при самостоятельном передвижении. Скорость ходьбы увеличилась в 2 раза — до 0,18 м/с. В биомеханике ходьбы появилось последовательное сгибание и разгибание в коленном суставе правой нижней конечности, улучшилась опора на эту ногу. По результатам тестирования психоэмоционального состояния выявлено, что пациент стал чувствовать бо`льшую уверенность в себе, однако самооценка оставалась заниженной. Наблюдалось снижение аутоагрессии, прослеживалась положительная динамика в виде уменьшения тревожности и снятия напряжения, появилась тенденция к открытости миру при интровертированной направленности личности.

Все процедуры переносились хорошо, отмечался повышенный интерес к тренировкам. При тестировании участника после каждого сеанса по опроснику SSQ симптомов киберболезни не выявлено.

Обсуждение

Достижения в области технологий позволили начать использовать ВР в качестве терапевтического подхода к восстановлению утраченных функций при неврологических заболеваниях. Сущность метода заключается в его интерактивности, т.е. возможности взаимодействия пациента и виртуальной среды по принципу «восприятие—действие». Так, на выполняемые пользователем движения, отображающиеся в виртуальном мире, система обеспечивает мультимодальную обратную связь, которая через внешние и внутренние стимулы интегрируется в идеаторные представления пациента. Наблюдение и воображение движений тела способствуют реорганизации головного мозга, нейропластичности и восстановлению моторики [11—15]. Дополнительное преимущество реабилитации с помощью ВР заключается в возможности использовать различные игровые сценарии, которые отличаются от реальной жизни и создают воображаемый мир, привлекая внимание пациента. Проведение реабилитации в игровом формате улучшает психоэмоциональное состояние больного и когнитивные процессы, такие как внимание и мотивация. Простота выполнения упражнений и широкий спектр задач, которые могут быть реализованы в приложениях на основе ВР, уменьшение количества и продолжительности сессий за счет эффективности генерируемых стимулов, высокий уровень контроля над интенсивностью раздражителей демонстрируют широкие перспективы применения ВР в медицинской реабилитации [6].

В последние годы современные технологии позволяют использовать иммерсионную ВР, которая обеспечивает высокую степень погружения в искусственное пространство. В проведенных исследованиях последних лет иммерсионная ВР позиционируется как многообещающий инструмент для восстановительной терапии пациентов, имеющих неврологические расстройства [16—20].

Наша работа является экспериментальным клиническим исследованием, в котором иммерсионная ВР, состоящая из серии адаптивных видеоигр, использовалась в качестве терапевтического подхода для восстановительного лечения ребенка с неврологическим осложнением, возникшим на фоне химиотерапии при ОЛЛ. По результатам наблюдения, через 2 нед после курса реабилитации пациент продемонстрировал улучшение двигательной функции нижних конечностей, равновесия, увеличение скорости ходьбы. Изменения психоэмоционального состояния ребенка, вызванные проведением тренировок в игровом формате в условиях иммерсионной виртуальной среды, могли усилить интенсивность реакции на реабилитацию. Следует отметить хорошую переносимость сеансов и отсутствие нежелательных явлений.

Заключение

Проведение химиотерапии при ОЛЛ у детей сопровождается развитием нейротоксических осложнений, к которым относится периферическая полинейропатия. В ряде случаев присоединение неврологических симптомов способствует формированию остаточных последствий, приводящих к инвалидности. Важная роль для восстановления утраченных функций отводится реабилитационным мероприятиям. Реабилитация с помощью ВР является перспективным методом немедикаментозного лечения, которое может дополнить способы традиционной терапии. Несмотря на то что уровень доказательности нашей работы представляет отчет о единичном клиническом случае, она демонстрирует многообещающие результаты в отношении применения иммерсионной ВР в комплексе реабилитационных мероприятий. Поэтому в настоящее время требуется проведение дальнейших исследований, направленных на изучение оценки эффективности современных виртуальных технологий в реабилитации детей, имеющих неврологические расстройства.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.