Багненко С.Ф.

ФГБОУ ВО «Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. акад. И.П. Павлова» Минздрава России

Мирошниченко А.Г.

ФГБОУ ВО «Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. акад. И.П. Павлова» Минздрава России;
ФГБОУ ВО «Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова» Минздрава России;
ГБУ «Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт скорой помощи им. И.И. Джанелидзе»

Алимов Р.Р.

ФГБОУ ВО «Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова» Минздрава России

Шляфер С.И.

ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Минздрава России

Оценка состояния скорой медицинской помощи в разных условиях ее оказания в Российской Федерации

Авторы:

Багненко С.Ф., Мирошниченко А.Г., Алимов Р.Р., Шляфер С.И.

Подробнее об авторах

Просмотров: 3921

Загрузок: 226


Как цитировать:

Багненко С.Ф., Мирошниченко А.Г., Алимов Р.Р., Шляфер С.И. Оценка состояния скорой медицинской помощи в разных условиях ее оказания в Российской Федерации. Анестезиология и реаниматология. 2021;(2):124‑130.
Bagnenko SF, Miroshnichenko AG, Alimov RR, Shlyafer SI. Assessment of emergency medical care delivered in different conditions in the Russian Federation. Russian Journal of Anesthesiology and Reanimatology. 2021;(2):124‑130. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/anaesthesiology2021021124

Основным направлением развития отечественного здравоохранения является совершенствование и обеспечение высокого уровня доступности и качества медицинской помощи, в частности скорой, в том числе скорой специализированной по профилю «анестезиология и реаниматология», оказываемой бригадами скорой медицинской помощи анестезиологии-реанимации (Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 июня 2013 г. №388н «Об утверждении Порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи»), медицинской помощи вне медицинской организации и в амбулаторных и стационарных условиях. Основа совершенствования системы оказания медицинской помощи населению заложена в ходе реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» (2007—2012 гг.), в дальнейшем работа продолжена в рамках государственных программ модернизации (2011—2013 гг.) и развития здравоохранения (2012—2018 гг.), в настоящее время — национального проекта «Здравоохранение» (2019—2024 гг.).

В соответствии с письмом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20.03.19 №14-3/И/2-2339 региональные органы управления реализуют комплекс мер оптимизации системы оказания медицинской помощи: формирование единого регионального центра скорой медицинской помощи (СМП) и медицины катастроф; открытие единой диспетчерской службы и информационной системы управления для совершенствования организации приема вызовов СМП в целях обеспечения своевременной медицинской эвакуации пациентов в стационары 2-го и 3-го уровней; преобразование приемных отделений в стационарные отделения СМП (СтОСМП) [1].

В связи с этим чрезвычайно актуальной стала оценка состояния и динамики изменений СМП в разных условиях ее оказания в Российской Федерации, в том числе оценка роли службы анестезиологии и реаниматологии при оказании данного вида помощи.

Цель исследования — оценить состояние и динамику оказания СМП, в частности специализированными бригадами анестезиологии-реанимации, вне медицинских организаций, в амбулаторных и стационарных условиях, в Российской Федерации в 2014—2019 гг.

Материал и методы

Изучены данные, характеризующие деятельность СМП в разных условиях ее оказания, представленные в формах федерального статистического наблюдения №30 и №47 за период 2014—2019 гг. Использованы следующие методы: статистический, аналитический, нормативно-правовой анализ, рассчитаны относительные величины, прогностические значения динамики показателей.

Результаты

Деятельность СМП регламентирована Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20.06.13 №388н «Об утверждении порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи». Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь оказывается вне медицинской организации (по месту вызова бригады скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, а также в транспортном средстве при медицинской эвакуации), в стационарных и амбулаторных условиях.

Выполненный анализ изменений организационной структуры подразделений службы СМП, оказывающих помощь вне медицинской организации и в амбулаторных условиях, показал, что происходящее за последние 6 лет, с 2014 г., объединение медицинских организаций и централизация их администрирования сопровождаются сокращением числа станций (отделений) СМП на 16,8% — с 2657 до 2211 (p<0,05), в том числе самостоятельных — на 27,4% — с 219 до159 (p<0,05) (табл. 1).

Таблица 1. Показатели деятельности скорой медицинской помощи вне медицинских организаций и в амбулаторных условиях в России (2014—2019 гг.)

Показатели

Годы

2014

2016

2018

2019

Число станций (отделений) СМП

2657

2458

2276

2211

из них самостоятельных

219

184

163

159

Всего выездов бригад СМП

абс.

45 605 127

45 403 021

43 978 956

44 121 551

на 1000 населения

312,2

309,5

299,5

300,6

из них по поводу: травм, отравлений

абс.

4 280 175

3 962 636

3 800 537

3 709 537

на 1000 населения

29,3

27,0

25,9

25,3

внезапных заболеваний и состояний

абс.

33 148 642

32 990 423

31 569 117

31 726 695

на 1000 населения

226,9

224,9

215,0

216,2

родов и патологии беременности

абс.

478 914

590 042

552 747

512 894

на 1000 населения

3,3

4,0

3,8

3,5

межбольничной медицинской эвакуации

абс.

1 165 281

1 172 882

1 243 195

1 309 552

на 1000 населения

Число лиц, которым оказана СМП при выездах

абс.

45 810 037

45 638 665

44 176 940

44 298 675

на 1000 населения

313,6

311,2

300,9

301,8

Число лиц, которым оказана СМП в амбулаторных условиях

абс.

2 244 886

1 627 117

1 457 745

1 411 869

% к 2014 г.

100,0

72,5

64,9

62,9

Число умерших в автомобиле СМП

абс.

6097

6727

6839

6444

% к 2014 г.

100,0

110,3

112,2

105,7

Число ДТП, на которые выезжали автомобили СМП

абс.

263 162

205 431

197 761

200 570

% к 2014 г.

100,0

78,1

75,1

76,2

Число пострадавших в ДТП, которым оказана медицинская помощь

абс.

310 021

238 239

226 948

228 201

% к 2014 г.

100,0

76,8

73,2

73,6

Примечание. СМП — скорая медицинская помощь; ДТП — дорожно-транспортное происшествие.

Изучение динамики числа и состава бригад СМП выявило, что, несмотря на сокращение числа подразделений службы СМП, общее число выездных бригад (смен) увеличилось в 37,3 раза — с 39 227 в 2014 г. до 53 853 в 2019 г. (p<0,05). Более углубленный анализ форм статистического наблюдения, в которые с 2016 г. введен показатель «Число круглосуточных выездных бригад», обнаружил в 2019 г. незначительный рост числа круглосуточных бригад — на 4,2% (на 519 бригад), с 12 221 в 2016 г. до 12 740 (табл. 2).

Таблица 2. Распределение круглосуточных выездных бригад скорой медицинской помощи по профилям в России в 2016—2019 гг. (абс., % к итогу)

Показатели

Годы

2016

2017

2018

2019

Число круглосуточных выездных бригад всего

12 221

12 494

12 523

12 740

в том числе:

общепрофильные, из них:

11 217

11 515

11 562

11 778

врачебные

3003

2927

2656

2675

фельдшерские

8214

8588

8906

9103

специализированные, из них:

1000

977

957

953

анестезиологии-реанимации

370

349

348

353

анестезиологии-реанимации педиатрические

42

34

31

30

педиатрические

346

353

330

329

психиатрические

181

185

187

175

выездные экстренные консультативные

59

55

61

66

авиамедицинские

4

2

4

9

Доля круглосуточных выездных бригад всего

100

100

100

100

в том числе:

общепрофильные, из них:

91,79

92,16

92,33

92,45

врачебные

24,58

23,43

21,21

21

фельдшерские

67,21

68,73

71,12

71,45

специализированные, из них:

8,18

7,82

7,64

7,48

анестезиологии-реанимации

3,03

2,8

2,78

2,77

анестезиологии-реанимации педиатрические

0,35

0,27

0,25

0,24

педиатрические

2,83

2,83

2,63

2,58

психиатрические

1,48

1,48

1,49

1,37

выездные экстренные консультативные

0,49

0,44

0,49

0,52

авиамедицинские

0,03

0,02

0,03

0,07

Анализ динамики состава выездных бригад СМП показал, что доля круглосуточных выездных бригад общепрофильных (врачебных, фельдшерских) увеличилась с 91,79% в 2016 г. до 92,45% в 2019 г., в основном за счет сокращения числа врачебных (с 3003 до 2675) и увеличения фельдшерских (с 8214 до 9103). Число специализированных бригад уменьшилось с 8,18% (1000) до 7,48% (953) за счет сокращения числа всех типов бригад — анестезиологии-реанимации (Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20.06.13 №388н), анестезиологии-реанимации педиатрических, педиатрических, психиатрических, кроме выездных экстренных консультативных, число которых незначительно увеличилось — с 59 до 66. Доля третьего типа бригад — авиамедицинских увеличилась с 0,03% (4) до 0,07% (9).

Таким образом, можно отметить сложную ситуацию в развитии специализированной службы СМП, связанную с сокращением числа круглосуточных специализированных бригад.

Дальнейшее изучение материалов показало, что в стране потребность населения в оказании СМП остается значительной — ежегодно за ней обращается каждый третий житель страны, в 2019 г. — 44 298 675 человек. Вместе с тем развитие кабинетов неотложной помощи в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, привело к перераспределению вызовов от населения и сопровождалось уменьшением частоты выполненных выездов бригадами СМП с 312,2 до 300,6 на 1000 всего населения и уменьшением числа лиц, которым оказана помощь при выездах, с 313,6 до 301,8 на 1000 всего населения (p<0,05) [2], что приближается к нормативным значениям, соответствующим Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (см. табл. 1).

Наблюдаемый в последние десятилетия рост продолжительности жизни населения привел к изменению возрастной структуры лиц, которые нуждаются в оказании СМП. Отмечено, что среди лиц, которым оказана СМП при выездах, увеличилась доля лиц старше трудоспособного возраста — с 42,2 до 44,1%, сократилась доля детей (0—17 лет включительно) — с 17,6 до17,5% и взрослого населения трудоспособного возраста — с 40,2 до38,4%.

Исследование летальных случаев при оказании данного вида помощи с учетом расширения показаний к медицинской, в том числе межбольничной, эвакуации выявило рост на 5,7% числа умерших в автомобиле СМП, с 6097 до 6444 человек, в том числе за счет лиц старше трудоспособного возраста — на 18,9%, с 3492 до 4151 человек (p<0,05). В противоположность этому в группах взрослых трудоспособного возраста наблюдалось сокращение на 11,2%, с 2488 до 2210, а у детей — на 29,1%, с 117 до 83 (p<0,05).

Детальный анализ оказания СМП на догоспитальном этапе по отдельным состояниям и поводам к вызову показал, что частота выполненных выездов бригад СМП к пациентам с травмами и отравлениями сократилась на 13,65%, с 29,3 до 25,3 на 1000 населения (p<0,05), а при внезапных заболеваниях и состояниях — на 4,7%, с 226,9 до 216,2 (см. табл. 1).

Эффективная реализация национальных проектов и государственных программ, направленных на повышение эффективности устранения медицинских последствий дорожно-транспортных происшествий (ДТП) и рост безопасности дорожного движения, привела к тому, что число случаев ДТП, на которые выезжали бригады СМП, снизилось на 23,8%, с 263 162 до 200 570 (p<0,05). Это сопровождалось сокращением на 26,4% числа пострадавших в ДТП, которым оказывалась СМП при выезде, с 310 021 до 228 201 (p<0,05). В том числе существенно (на 39,2%) сократилось число происшествий со смертельными исходами — с 16 469 до 10 005 (p<0,05), а число умерших в автомобиле СМП из числа пациентов, пострадавших в ДТП, которым оказана медицинская помощь бригадами СМП, сократилось на 26,7%, с 673 до 493 (p<0,05). Таким образом, перечисленные значительные изменения в показателях свидетельствуют о высоком уровне эффективности внедренных мероприятий государственного регулирования в области безопасности дорожного движения.

Сравнивая в динамике данные об оказании СМП в таком важном сегменте заболеваемости населения, как острые сердечно-сосудистые заболевания и цереброваскулярные болезни (ЦВБ), мы установили, что доля пациентов с острыми ЦВБ статистически незначимо снизилась — с 1,85 до 1,7%, с острым и повторным инфарктом миокарда — с 0,45 до 0,4%. Несмотря на расширение объемов оказываемой медицинской помощи при перечисленных критических состояниях, характеризовавшееся статистически значимым ростом доли пациентов с острым и повторным инфарктом миокарда с проведением тромболизиса бригадой СМП — с 5,5 до 11,15% (p<0,05), летальность в автомобиле СМП не изменилась и составила 0,15% в 2014 г. и 2019 г. Вероятно, положительный эффект от проводимой в условиях автомобиля СМП терапии следует ожидать на госпитальном этапе СМП, в стационарных условиях, что необходимо дополнительно проанализировать.

Следует отметить, что на неизменность показателя летальности при медицинской эвакуации в анализируемый период времени не смогло повлиять внедрение трехуровневой системы оказания медицинской помощи в субъектах РФ, сопровождавшееся изменением маршрутизации оказания скорой и специализированной медицинской помощи, которое характеризовалось статистически значимым ростом числа межбольничных медицинских эвакуаций — на 12,4%, с 1 165 281 в 2014 г. до 1 309 552 в 2019 г. (p<0,05).

За 2014—2017 годы число госпитализированных лиц выездными бригадами СМП в больничные организации увеличилось с 10 511 436 до 10 690 963 (на 1,7%) (с 23,0 до 24,2% от всех лиц, которым оказана скорая медицинская помощь при выездах). Начиная, с 2018 года в форме федерального статистического наблюдения №30 заполняются сведения о числе лиц, доставленных в медицинские организации, выездными бригадами СМП. За 2018—2019 годы отмечался рост числа лиц, доставленных в медицинские организации бригадами СМП, с 12 072 506 до 12 153 050 человек (на 0,7%) или с 27,3% до 27,4% от числа лиц, которым оказана СМП при выездах.

Установленная тенденция расширения показаний к медицинской эвакуации в стационары становится фактором резко возрастающей нагрузки на существующий коечный фонд стационарного звена здравоохранения и диктует изменения парадигмы приема больных больницами экстренной медицинской помощи за счет внедрения новой организационной технологии оказания скорой и специализированной медицинской помощи в стационарных условиях (так называемых СтОСМП), закрепленной приказами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 02.08.10 №586н, Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20.06.13 №388н [3].

В итоге за период с 2014 по 2019 г. в России организовано 26 отделений нового типа (14 в 2014 г.), что крайне недостаточно. Устранение такой диспропорции возможно за счет масштабирования технологии в регионы на основе рекомендуемого норматива организации СтОСМП — не менее 1 отделения (максимальной мощности — более 200 поступающих пациентов в сутки) в субъекте [4], при этом данный норматив не реализован более чем в 59 регионах РФ.

Кроме того, согласно Приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20.06.13 №388н, СтОСМП создается в медицинской организации, имеющей коечную мощность не менее 400 коек, при условии ежедневного круглосуточного поступления не менее 50 пациентов для оказания СМП. Выполненный расчет с учетом 12 153 050 пациентов, доставленных в приемное отделение и СтОСМП больниц экстренной помощи в 2019 г., и норматива — 1 СтОСМП при поступлении не менее 50 пациентов в сутки каждый из 365 дней в году показал, что требуется дополнительное открытие 640 СтОСМП (с учетом 26 существующих) малой мощности, позволяющих оказывать СМП не менее 50 обратившимся пациентам в сутки в стационарах с коечной мощностью не менее 400 коек.

Детальное изучение данных о коечном фонде СтОСМП в динамике позволило утверждать, что с 2014 по 2019 г. наблюдается статистически значимое увеличение общего числа коек СМП СтОСМП — в 1,8 раза, с 415 до757, из них коек СМП краткосрочного пребывания (КП) — в 2,3 раза, с 241 до 552, коек СМП суточного пребывания (СП) — на 17,8%, с 174 до 205 (p<0,05) (табл. 3). При этом в составе коек стационаров РФ доля коек СМП увеличилась с 0,036 до 0,073% (p<0,05).

Таблица 3. Показатели использования коечной мощности стационарных отделений скорой медицинской помощи в России (2014—2019 гг.)

Показатели

Годы

2014

2016

2018

2019

Число коек СтОСМП (всего), абс.

415

530

737

757

в том числе:

коек СтОСМП краткосрочного пребывания, абс.

174

187

201

205

коек СтОСМП суточного пребывания, абс.

241

343

536

552

Доля коек СтОСМП в структуре коечного фонда стационаров, %

0,036

0,049

0,071

0,073

Обеспеченность койками СтОСМП на 1 млн человек

2,8

3,6

5,0

5,2

Число поступивших пациентов, абс.

116 666

217 335

345 113

319 371

Число выписанных пациентов, абс.

94 379

189 385

306 364

271 111

Число умерших, абс.

166

324

393

353

Доля пациентов, переведенных с коек СтОСМП в специализированные отделения стационара, %

19,0

12,7

11,1

15,0

Число проведенных пациентами койко-дней

99 572

111 038

188 002

169 861

Средняя занятость койки в году, дни

277

208

274

224

Средняя длительность пребывания пациента на койке, дни

1,1

0,6

0,6

0,6

Оборот койки

293

382

475

390

Больничная летальность, %

0,18

0,17

0,13

0,13

Примечание. СтОСМП — стационарное отделение скорой медицинской помощи.

Следует отметить, что показатель обеспеченности населения койками СМП составил в 2019 г. 5,2 койки на 1 млн человек — это более чем в 21 раз меньше рекомендуемого, равного 111 коек на 1 млн человек. Сравнительное изучение обеспеченности койками КП и СП выявило увеличение доли коек КП с 58,1 до 72,9%, что стремится к рекомендованному соотношению — 80% [5, 6].

Анализ работы коечного фонда СтОСМП показал, что число поступивших в СтОСМП пациентов увеличилось в 2,7 раза, с 116 666 до 319 371, а число выбывших — в 2,9 раза, с 94 545 до 271 464 (p<0,05), из них с коек КП — в 3,7 раза, с 55 164 до 202 444, с коек СМП СП — в 1,75 раза, с 39 381 до 69 020 (p<0,05). При этом выяснено, что, несмотря на большее число поступлений на койки СтОСМП, доля случаев их перевода в профильные клиники уменьшилась с 19% до 15% (p<0,05) [7].

Работа койки СМП в СтОСМП также позитивно и существенно изменилась за указанные годы. Так, средняя занятость койки в году сократилась с 277 до 224 дней (p<0,05), оборот койки увеличился с 293 до 390 (p<0,05), средняя длительность пребывания снизилась с 1,1 до 0,6 дня, летальность — с 0,18 до 0,13% (p<0,05) [6, 7].

Дальнейшее решение задач исследования потребовало изучения характеристик СМП, оказываемой вне медицинской организации при первичных вызовах, медицинской эвакуации и в условиях стационара, с учетом роли службы анестезиологии и реаниматологии в системе оказания СМП и сопряжения исполнения приказов Минздрава России в части, касающейся СМП и анестезиолого-реаниматологической помощи.

В соответствии с Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.11.12 №919н медицинская помощь по профилю «анестезиология и реаниматология» оказывается в виде скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи вне медицинской организации и стационарно (в условиях, обеспечивающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение), а в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20.06.13 №388н специализированная выездная бригада СМП анестезиологии-реанимации, в том числе педиатрическая, включает врача-анестезиолога-реаниматолога, двух медицинских сестер-анестезистов и водителя. Для обеспечения работы круглосуточного поста специализированной выездной бригады СМП анестезиологии-реанимации, в частности педиатрической, необходим штат медицинских работников, в том числе 5,5 должности врача-анестезиолога-реаниматолога. В СтОСМП должна быть организована работа врача-анестезиолога-реаниматолога в рамках палаты реанимации и интенсивной терапии отделения в соответствии со штатным нормативом, равным 5,5 должности на 6 коек палаты реанимации и интенсивной терапии, для обеспечения круглосуточной работы.

Установлено, что в 2019 г. в подразделениях СМП работали 353 круглосуточные выездные бригады анестезиологии-реанимации и 30 круглосуточных выездных бригад анестезиологии-реанимации педиатрических, что составило 40,2% от всех бригад специализированного профиля, которыми оказана медицинская помощь 806 611 пациентам (35,4% от числа лиц, которым оказана медицинская помощь специализированными выездными бригадами) (см. табл. 2).

Оценивая штаты специализированных бригад анестезиологии-реанимации и анестезиологии-реанимации педиатрических, используемых при оказании СМП вне медицинской организации, можно рассчитать, что для обеспечения работы этого числа выездных бригад при утвержденном штатном нормативе потребуется 2084,5 должности. Поскольку технология организации СМП в стационарных условиях в форме СтОСМП инновационная и реализована только в части субъектов РФ, можно предположить, что дополнительное открытие 59 отделений потребует более 324 должностей врача-анестезиолога-реаниматолога для обеспечения круглосуточной работы палаты реанимации и интенсивной терапии СтОСМП.

Таким образом, обнаруженная потребность в штатах врача-анестезиолога-реаниматолога (Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.11.12 №919н) как на догоспитальном этапе, так и в стационарных условиях СМП с учетом масштабирования технологии СтОСМП предопределяет необходимость в перспективе по-новому оценить взаимодействие СМП и службы анестезиологии и реаниматологии.

Заключение

Реализация национальных проектов и государственных программ совершенствования отечественного здравоохранения привела к существенным изменениям в системе оказания скорой медицинской помощи. Оценка состояния службы СМП в России в разных условиях ее оказания показала, что за последние 6 лет произошло сокращение числа станций (отделений) скорой медицинской помощи за счет их объединения и централизации их управления при увеличении числа выездных бригад. В структуре выездных бригад отмечено увеличение доли фельдшерских за счет уменьшения врачебных и специализированных.

Развитие кабинетов неотложной помощи медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, привело к перераспределению вызовов от населения и сопровождалось уменьшением частоты выездов бригад скорой медицинской помощи, приблизившейся к нормативным значениям.

Рост ожидаемой продолжительности жизни населения привел к увеличению в возрастной структуре вызовов доли пациентов старше трудоспособного возраста, в том числе в группе летальных случаев при оказании СМП. В отдельных нозологических группах отмечено снижение частоты выездов к пациентам с травмами, отравлениями, внезапными заболеваниями и состояниями, в том числе вследствие дорожно-транспортных происшествий, со снижением числа умерших пострадавших в автомобиле скорой медицинской помощи. За время наблюдения доля вызовов к больным с острыми цереброваскулярными болезнями и острым и повторным инфарктом миокарда не изменилась на фоне значительного увеличения объема оказываемой помощи.

Внедрение трехуровневой системы оказания медицинской помощи в субъектах Российской Федерации сопровождается изменением маршрутизации оказания скорой и специализированной медицинской помощи, в частности установлен статистически значимый рост числа межбольничных медицинских эвакуаций и числа лиц, доставленных в стационары экстренной помощи, что свидетельствует о расширении показаний к госпитализации и делает необходимым внедрение новой организационной технологии — стационарного отделения скорой медицинской помощи, препятствующей гипергоспитализации по расширенным показаниям за счет новых организационных, диагностических и лечебных методик, с созданием условий для эффективного использования коечного фонда многопрофильными стационарами экстренной медицинской помощи.

Анализ материалов об организации и эффективности деятельности госпитального этапа скорой медицинской помощи выявил необходимость более чем трехкратного масштабирования технологии стационарных отделений скорой медицинской помощи большой мощности в регионах для обеспечения эффективного оказания скорой медицинской помощи в стационарных условиях. Детальное изучение динамики данных о коечном фонде стационарных отделений скорой медицинской помощи позволило выявить увеличение его мощности, но еще не соответствующее рекомендуемым значениям, и рост эффективности его использования и качества оказываемой помощи.

Изучение роли службы анестезиологии и реаниматологии в системе оказания скорой медицинской помощи свидетельствует о значительном удельном весе бригад соответствующего профиля (более 40%) и значительном объеме выполняемой ими работы (35,4% от числа лиц, которым оказана медицинская помощь специализированными выездными бригадами). Масштабирование технологии стационарных отделений скорой медицинской помощи в регионах потребует расширения зоны ответственности службы анестезиологии и реаниматологии для обеспечения круглосуточной работы палат реанимации и интенсивной терапии отделения и дополнительного введения более 324 должностей врача-анестезиолога-реаниматолога.

Таким образом, обнаруженная потребность в штатах врачей-анестезиологов-реаниматологов как на догоспитальном этапе, так и в стационарных условиях с учетом масштабирования технологии стационарных отделений скорой медицинской помощи требует в перспективе по-новому оценить взаимодействие скорой медицинской помощи и службы анестезиологии и реаниматологии.

Дальнейшее совершенствование оказания скорой медицинской помощи предопределяет особую роль анестезиологии и реаниматологии в повышении доступности и качества оказания медицинской помощи.

Участие авторов:

Концепция и дизайн исследования — Багненко С.Ф., Мирошниченко А.Г.

Сбор и обработка материала — Шляфер С.И., Алимов Р.Р.

Статистический анализ данных — Алимов Р.Р., Шляфер С.И.

Написание текста — Алимов Р.Р., Шляфер С.И.

Редактирование — Мирошниченко А.Г., Алимов Р.Р.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.