Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Жиркова Е.А.

ГБУЗ города Москвы «Научно-исследовательский институт скорой помощи им. Н.В. Склифосовского Департамента здравоохранения города Москвы»

Спиридонова Т.Г.

ГБУЗ города Москвы «Научно-исследовательский институт скорой помощи им. Н.В. Склифосовского Департамента здравоохранения города Москвы»

Сачков А.В.

ГБУЗ города Москвы «Научно-исследовательский институт скорой помощи им. Н.В. Склифосовского Департамента здравоохранения города Москвы»

Медведев А.О.

ГБУЗ города Москвы «Научно-исследовательский институт скорой помощи им. Н.В. Склифосовского Департамента здравоохранения города Москвы»

Елисеенкова Е.И.

ГБУЗ города Москвы «Научно-исследовательский институт скорой помощи им. Н.В. Склифосовского Департамента здравоохранения города Москвы»

Борисов И.Г.

ГБУЗ города Москвы «Научно-исследовательский институт скорой помощи им. Н.В. Склифосовского Департамента здравоохранения города Москвы»

Рогаль М.Л.

ГБУЗ «Научно-исследовательский институт скорой помощи им. Н.В. Склифосовского Департамента здравоохранения города Москвы»

Петриков С.С.

ГБУЗ города Москвы «Научно-исследовательский институт скорой помощи им. Н.В. Склифосовского Департамента здравоохранения города Москвы»;
ФГБОУ ВО «Российский университет медицины» Минздрава России

Оценка валидности моделей стратификации пациентов на основе индексов прогноза исхода ожоговой травмы

Авторы:

Жиркова Е.А., Спиридонова Т.Г., Сачков А.В., Медведев А.О., Елисеенкова Е.И., Борисов И.Г., Рогаль М.Л., Петриков С.С.

Подробнее об авторах

Просмотров: 127

Загрузок: 5


Как цитировать:

Жиркова Е.А., Спиридонова Т.Г., Сачков А.В., и др. Оценка валидности моделей стратификации пациентов на основе индексов прогноза исхода ожоговой травмы. Анестезиология и реаниматология. 2025;(2):34‑41.
Zhirkova EA, Spiridonova TG, Sachkov AV, et al. Validity of patient stratification models based on prognostic burn index. Russian Journal of Anesthesiology and Reanimatology. 2025;(2):34‑41. (In Russ., In Engl.)
https://doi.org/10.17116/anaesthesiology202502134

Рекомендуем статьи по данной теме:
Стра­ти­фи­ка­ция па­ци­ен­тов с ожо­го­вой трав­мой по рис­ку ле­таль­но­го ис­хо­да на ос­но­ве пе­рес­мот­рен­но­го ин­дек­са Фран­ка. Анес­те­зи­оло­гия и ре­ани­ма­то­ло­гия. 2024;(2):32-38
Ос­лож­не­ния ла­зер­но­го ле­че­ния. Фле­бо­ло­гия. 2024;(4):317-327
При­ме­не­ние ма­те­ри­алов на ос­но­ве бак­те­ри­аль­ной цел­лю­ло­зы в ме­ди­ци­не. Ме­ди­цин­ские тех­но­ло­гии. Оцен­ка и вы­бор. 2025;(1):84-91
Ожо­ги кис­ти у де­тей. Кли­ни­чес­кие слу­чаи. Хи­рур­гия. Жур­нал им. Н.И. Пи­ро­го­ва. 2025;(3):96-106

Введение

Индекс прогноза исхода травмы должен учитывать все факторы неблагоприятного исхода. К предикторам летального исхода у пациентов с ожоговой травмой относят значения возраста, площади ожогов, сопутствующую ингаляционную травму (ИТ) [1]. Кроме того, в качестве предикторов рассматривают индекс массы тела [2, 3] и сопутствующие заболевания [4, 5].

Частота летальных исходов у пациентов с ИТ по сравнению с пациентами без ИТ, по данным литературы, больше в 2,58—20,40 раза [6, 7]. Индексы прогноза исхода ожоговой травмы — Франка (FI) и Бо (Baux), указанные в отечественных клинических рекомендациях [8], не включают оценку ИТ, а индекс ABSI, применяемый зарубежными авторами, оценивает ИТ как 1 балл из 18 возможных [9]. Обычно для анализа исходов травмы пациентов с ожогами и ожогами с ИТ объединяют в одну стратификационную группу по величине прогностического индекса в баллах, для которой определен риск развития летального исхода. При этом уровни летальности пациентов с различными этиологическими факторами в одной стратификационной группе не должны различаться. Мы сравнили валидность моделей стратификации пациентов по вероятности наступления летального исхода на основе RFI (разработанного нами индекса прогноза исхода ожоговой травмы) [10] и других специализированных индексов — FI, Baux и ABSI по отношению к смешанным выборкам пациентов.

Цель исследования — оценить валидность моделей стратификации пациентов на основе индексов прогноза исхода ожоговой травмы по отношению к смешанным выборкам пациентов.

Материал и методы

В ретроспективное обсервационное одноцентровое исследование включены 399 пациентов, госпитализированных в отделение реанимации и интенсивной терапии для ожоговых больных ГБУЗ «НИИ СП им. Н.В. Склифосовского ДЗМ» в 2019—2022 гг.

Критерии включения: возраст старше 18 лет; термические ожоги кожи (пламенем, кипятком или контактные), в том числе сопровождающиеся ИТ; госпитализация в стационар не позднее 24 ч с момента травмы.

Критерии невключения: возраст менее 18 лет, ожоги кожи химические, электрические и солнечные, наличие одновременно ожогов кожи и отморожения и/или общего охлаждения, комбинированной травмы (электротравмы, черепно-мозговой травмы, кроме сотрясения или ушиба головного мозга легкой степени тяжести, переломов костей черепа, позвоночника, грудной клетки, таза, бедренных костей) или остро развившейся патологии до поступления в стационар (острый инфаркт миокарда, инсульт головного мозга, внебольничная пневмония, острая хирургическая патология с показаниями к экстренному оперативному вмешательству), влияющей на течение и исход ожоговой болезни, сердечно-легочная реанимация на догоспитальном этапе, поступление в стационар спустя 24 ч после травмы, перевод из другого стационара.

Критерии исключения: экстренное оперативное лечение, диагностирование сопутствующих заболеваний в период нахождения в стационаре по поводу ожогов, которые могли оказать влияние на течение и исход ожоговой болезни (онкологический процесс в терминальной стадии, сахарный диабет и сердечно-сосудистые заболевания в стадии декомпенсации).

У всех пациентов определяли площадь и глубину ожогов по стандартным методикам [8], индекс массы тела (ИМТ), индекс коморбидности Чарльсон (ИКЧ) [11]; ИТ диагностировали при бронхоскопии [12].

Из 399 пациентов мужчин было 283 (71%), женщин — 116 (29%). Возраст пациентов составил 50 (36; 66) лет, от 18 до 93 лет. Общая площадь ожога — 25 (15; 40)%, от 3% до 95% поверхности тела (п.т.). Площадь поверхностного ожога (I—II степени по МКБ-10) — 20 (10; 30)%, от 0,5% до 86,0% п.т. Площадь глубокого ожога (III степени по МКБ-10) — 8 (3; 20)%, от 0,5% до 95,0% п.т. У 140 (35%) из 399 пациентов диагностирована ИТ.

Для сравнения частоты летальных исходов среди пациентов без ИТ и с ИТ мы применили стратегию попарного подбора, ее разновидностью является подбор однородных групп, в которых испытуемые уравнены по всем характеристикам, кроме интересующих исследователя переменных [13, 14]. Для всех пациентов рассчитывали баллы RFI [10], стратификацию на группы по количеству баллов проводили на основании разработанной нами методики [15]. Расчет баллов и стратификацию пациентов по величине индексов FI и Baux проводили согласно клиническим рекомендациям [8], а ABSI — согласно методике, разработанной ее авторами [9]. Валидность индексов в отношении пациентов с различными этиологическими факторами оценивали путем сравнения количества летальных исходов у пациентов без ИТ и с ИТ в каждой стратификационной группе.

Статистический анализ выполняли с помощью программы Statistica v. 13.3 (TIBCO Software Inc.). Описательная статистика приведена в виде медиан (Me), межквартильных интервалов (Q1; Q3), минимальных и максимальных значений, абсолютных (n), относительных (%) значений и их 95% доверительных интервалов [95% ДИ], которые рассчитывали по методу Wilson. Поскольку часть данных имела распределение, отличное от нормального, то для сравнения групп применяли непараметрические критерии: Манна—Уитни (M—W) для непрерывных числовых данных, точный критерий Фишера (ТКФ) для дискретных показателей, а также вероятностный калькулятор (ВК) для долей. Для сравнения вероятности наступления летального исхода в разных группах рассчитывали отношения шансов (ОШ) и их 95% ДИ, где при сравнении долей мы обнаружили статистически значимую разницу [16]. За уровень статистической значимости принято p<0,05, значения p в интервале 0,06—0,10 рассматривали как статистическую тенденцию. Выборку формировали сплошным методом.

Результаты

Из 399 пациентов у 259 были только ожоги кожи (группа Ож), а у 140 ожоги кожи сопровождались ИТ (группа ОжИТ). Характеристика групп представлена в табл. 1.

Таблица 1. Сравнительная характеристика пациентов исследуемых групп

Показатель

Группа

p, ВК или M—W

Ож (n=259)

ОжИТ (n=140)

Мужчины, n (%)

187 (72)

96 (69)

0,5292

Возраст, годы

48 (34; 66)

53 (42; 65)

0,0221

ИМТ, кг/м2

27 (24; 28)

26 (24; 28)

0,3711

ИКЧ, баллы

1 (0; 3)

1 (0; 3)

0,0801

Общая площадь ожогов, % п.т.

25 (20; 35)

20 (10; 44)

0,0031

Площадь поверхностных ожогов, % п.т.

21 (15; 30)

10 (5; 20)

<0,0011

Площадь глубоких ожогов, % п.т.

7 (3; 15)

18 (3; 35)

0,0011

Примечание. Здесь и в табл. 2: данные представлены в виде Me (Q1; Q3) или n (%). 1 — ВК (вероятностный калькулятор); 2 — M—W. ИМТ — индекс массы тела; ИКЧ — индекс коморбидности Чарльсон.

Из 259 пациентов группы Ож умерли 43 (17%), из 140 пациентов группы ОжИТ умерли 59 (42%), что статистически значимо больше (p<0,001; ВК). Однако утверждать, что увеличение летальности в группе ОжИТ связано с ИТ, некорректно, так как группы различались не только по наличию или отсутствию ИТ, но и по возрасту, площади ожогов (общей, поверхностных и глубоких), то есть по факторам, относящимся к предикторам неблагоприятного исхода.

Чтобы изучить влияние ИТ на частоту летальных исходов, из 399 пациентов отобраны 156 (по 78 из каждой группы), не имеющих статистически значимых различий по полу, возрасту, ИМТ и ИКЧ, по площади ожогов (общей, поверхностных и глубоких) (табл. 2). Таким образом, пациенты групп Ож и ОжИТ были сопоставимы по основным параметрам и различались только наличием и отсутствием ИТ.

Таблица 2. Сравнительная характеристика пар пациентов групп Ож и ОжИТ

Показатель

Группа

p, ВК или M—W

Ож (n=78)

ОжИТ (n=78)

Мужчины, n (%)

55 (71)

52 (67)

0,5891

Возраст, годы

56 (40; 70)

54 (41; 68)

0,7992

ИМТ, кг/м2

27 (24; 29)

26 (24; 30)

0,6222

ИКЧ, баллы

2 (0; 4)

1 (0; 4)

0,5222

Общая площадь ожогов, % п.т.

22 (15; 35)

21 (12; 35)

0,2662

Площадь поверхностных ожогов, % п.т.

17 (10; 24)

15 (10; 20)

0,8792

Площадь глубоких ожогов, % п.т.

7 (4; 19)

9 (3; 20)

0,8912

Из 78 пациентов в группе Ож умерли 17 (22% [95% ДИ 14—32%]), а в группе ОжИТ — 30 (38% [95% ДИ 28—50%]), что статистически значимо больше (p=0,029; ВК). Таким образом, вероятность развития летального исхода у пациентов с ИТ была в 2,2 раза выше, чем у пациентов без ИТ: ОШ=2,2 [1,1—4,5] (p=0,036; ТКФ).

Для оценки валидности моделей стратификации пациентов по исходу травмы на основе RFI, FI, Baux и ABSI в отношении пациентов без ИТ и с ИТ мы разделили всех пациентов сначала на группы по величине каждого индекса в баллах вне зависимости от наличия или отсутствия ИТ, а в каждой группе — на пациентов без ИТ (группа Ож) и с ИТ (группа ОжИТ).

В зависимости от величины RFI в баллах пациентов стратифицировали на 3 группы: ≤70; 71—180; ≥181. При сравнении количества летальных исходов среди пациентов Ож и ОжИТ, относящихся к одной и той же группе по RFI, различий в частоте летальных исходов не было (табл. 3), что свидетельствует об адекватности стратификационной модели RFI в отношении ожоговых пациентов с разными этиологическими факторами.

Таблица 3. Сравнение количества летальных исходов по RFI

RFI, баллы

Группа

Число пациентов, n

Летальные исходы

p, ВК

n

% [95% ДИ]

≤70

Ож

83

0

0 [0—4]

1,000

ОжИТ

6

0

0 [0—39]

71—180

Ож

167

34

20 [15—27]

0,169

ОжИТ

101

26

26 [18—35]

≥181

Ож

9

9

100 [70—100]

1,000

ОжИТ

33

33

100 [89—100]

В зависимости от величины FI в баллах пациентов стратифицировали на 4 группы: ≤30; 31—60; 61—90; ≥91. При оценке стратификационной модели FI оказалось, что в группе с количеством баллов 31—60 частота летальных исходов среди пациентов группы ОжИТ была статистически значимо больше, чем среди пациентов группы Ож: в 9,4 раза (ОШ=9,4 [2,8—31,2], p<0,001; ТКФ) (табл. 4).

Таблица 4. Сравнение количества летальных исходов по FI

ИФ, баллы

Группа

Число пациентов, n

Летальные исходы

p, ВК

n

% [95% ДИ]

≤30

Ож

119

7

6 [3—12]

0,091

ОжИТ

76

10

13 [7—23]

31—60

Ож

93

8

9 [4—16]

<0,001

ОжИТ

17

8

47 [26—69]

61—90

Ож

26

11

42 [26—61]

0,151

ОжИТ

12

8

67 [39—86]

≥91

Ож

21

17

81 [60—92]

0,130

ОжИТ

35

33

94 [91—98]

При использовании шкалы Baux в баллах пациентов стратифицировали на 4 группы: ≤60; 61—80; 81—100; ≥101. Исследование стратификационной модели Baux показало, что частота летальных исходов среди пациентов группы ОжИТ с количеством баллов 81—100 и ≥101 была статистически значимо больше, чем среди пациентов группы Ож: в 8,5 раза (ОШ=8,5 [3,0—23,9], p<0,001; ТКФ) и в 14,6 раза (ОШ=14,6 [3,1—67,2], p<0,001; ТКФ) соответственно (табл. 5).

Таблица 5. Сравнение количества летальных исходов по Baux

Baux, баллы

Группа

Число пациентов, n

Летальные исходы

p, ВК

n

% [95% ДИ]

≤60

Ож

63

1

2 [0—8]

0,149

ОжИТ

37

3

8 [3—21]

61—80

Ож

75

4

5 [2—13]

0,068

ОжИТ

39

6

15 [7—30]

81—100

Ож

67

9

13 [7—24]

<0,001

ОжИТ

28

16

57 [39—73]

≥101

Ож

54

29

53 [41—66]

0,003

ОжИТ

36

34

84 [82—98]

В зависимости от величины ABSI пациентов стратифицировали на 6 групп: 2—3 балла, 4—5 баллов, 6—7 баллов, 8—9 баллов, 10—11 баллов и ≥12 баллов. Оценка частоты летальных исходов показала, что среди пациентов группы ОжИТ с количеством баллов 10—11 и ≥12 летальность была статистически значимо больше, чем среди пациентов группы Ож: в 9,5 раза (ОШ=9,5 [1,7—50,9], p=0,007; ТКФ) и в 24,2 раза (ОШ=24,2 [1,1—490,7], p=0,098; ТКФ) соответственно (табл. 6).

Таблица 6. Сравнение количества летальных исходов по ABSI

ABSI, баллы

Группа

Число пациентов, n

Летальные исходы

p, ВК

n

% [95% ДИ]

2—3

Ож

2

0

ОжИТ

1

0

4—5

Ож

60

0

0 [0—6]

0,081

ОжИТ

21

1

5 [1—23]

6—7

Ож

95

8

8 [4—16]

0,690

ОжИТ

47

5

10 [5—22]

8—9

Ож

69

15

22 [14—33]

0,060

ОжИТ

27

11

41 [25—59]

10—11

Ож

22

11

50 [31—69]

0,004

ОжИТ

21

19

90 [71—97]

≥12

Ож

11

9

81 [52—95]

0,031

ОжИТ

23

23

100 [86—100]

Таким образом, результаты стратификации пациентов на группы по величине индекса в баллах согласно рассмотренным моделям показало, что различий в частоте летальных исходов среди пациентов без ИТ и с ИТ не было только в группах, стратифицированных по RFI (рисунок). Индексы FI, Baux и ABSI не являются валидными для стратификации обожженных по исходу травмы в смешанных выборках, так как в одной или нескольких стратификационных группах летальность пациентов без ИТ и с ИТ статистически значимо различается.

Рис. Сравнение показателей летальности пациентов с разными этиологическими факторами в стратификационных группах на основании индексов.

Обсуждение

Частота ИТ у пациентов с ожогами, по данным литературы, составляет 36% [17], 46,9% [18], 56,6% [19]. В нашем исследовании доля пациентов с ожогами и ИТ составила 35%. Летальность пациентов с ожогами и ИТ, по данным разных авторов, составляет 14,56% [20], 27% [21] или 45%, что значительно выше по сравнению с пациентами без ИТ — 24% [17]. По нашим данным, летальность пациентов с ИТ составила 42%, а пациентов без ИТ — 17%.

Результат метаанализа, включающего 13 исследований, показал, что общая летальность пострадавших с термической травмой составила 13,9% (от 4% до 28,3%), а летальность пострадавших с термической травмой и ИТ достигала 27,6% (от 7,8% до 53,5%). Все исследования выполнены с помощью многомерного анализа. Авторы признают, что их данные могут быть неточными из-за определения большого количества предикторов летального исхода у ограниченного числа пациентов [22].

Отсутствие сравнения пациентов с ИТ и без ИТ [6, 23] является характерным недостатком большинства исследований, а оценка влияния ИТ на летальный исход с помощью многомерных регрессионных моделей оказывается неточной и трудной для интерпретации [24]. В ряде исследований сообщалось об увеличении вероятности летального исхода при наличии ИТ на основании расчета ОШ в 2,58 раза [6] и 20,4 раза [7]. Однако в этих исследованиях либо пациентов с ИТ и без ИТ не сравнивали между собой [6], либо группы были несопоставимы, поскольку при их сравнении выявлены различия по другим предикторам летального исхода [7]. Нами показано, что вероятность развития летального исхода в сопоставимых группах у пациентов с ИТ в 2,2 раза больше, чем у пациентов без ИТ (ОШ=2,2 [1,1—4,5]).

До настоящего времени не разработана универсальная модель стратификации пациентов по исходу травмы на основе прогностического индекса в смешанных выборках (ожоги, ожоги и ИТ). Мы определили, что в некоторых стратификационных группах индексов FI, Baux и ABSI число умерших пациентов с ИТ статистически значимо больше, чем без ИТ. Доля пациентов с ИТ является одной из причин различающихся данных о том, какой индекс лучше применять для прогнозирования исхода ожоговой травмы [25—30].

Для больных с ожогами и ИТ японские авторы разработали модифицированный сокращенный индекс тяжести ожоговой травмы — mABSI. По мнению авторов, индекс обладает высокой дискриминационной способностью и точно предсказывает летальность [31], однако использовать этот индекс для смешанных выборок пациентов невозможно. Отдельные исследователи изучали валидность индекса ABSI для прогнозирования исхода у пациентов с ожогами и ИТ. Анализ показал, что при ABSI>11 баллов уровень смертности составил 100%, а общая летальность — 27% [32]. Несмотря на то что ряд авторов оценивают модель стратификации пациентов с термической травмой по ABSI как валидную, мы показали, что она имеет свои недостатки, поскольку демонстрирует статистически значимые различия в количестве летальных исходов в стратификационных группах между пациентами с ожогами и ожогами с ИТ.

В отличие от используемых в настоящее время специализированных индексов разработанный нами RFI является валидной моделью стратификации пациентов с ожоговой травмой по вероятности наступления летального исхода для смешанных выборок.

Выводы

1. Вероятность развития летального исхода у пациентов с ожогами и ингаляционной травмой в 2,2 раза больше, чем у пациентов с ожогами без ингаляционной травмы (ОШ=2,2 [1,1—4,5], p=0,036; ТКФ).

2. Для смешанных выборок пациентов с ожоговой травмой FI, Baux и ABSI не являются валидными моделями стратификации, поскольку частота летальных исходов в группе ОжИТ была статистически значимо больше, чем в группе Ож (FI в группе 31—60 баллов (ОШ=9,4 [2,8—31,2], p<0,001; ТКФ), Baux в группах 81—100 баллов (ОШ=8,5 [3,0—23,9], p<0,001; ТКФ) и ≥101 балла (ОШ=14,6 [3,1—67,2], p<0,001; ТКФ), ABSI в группах 10—11 баллов (ОШ=9,5 [1,7—0,9], p=0,007; ТКФ) и ≥12 баллов (ОШ=24,2 [1,1—490,7], p=0,098; ТКФ).

3. RFI является валидной моделью стратификации пациентов по вероятности наступления летального исхода у пациентов с ожогами и ингаляционной травмой и без ингаляционной травмы.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.