Ипполит Васильевич Давыдовский
Ипполит Васильевич Давыдовский родился в 1887 г. в Данилове Ярославской губернии в семье священнослужителя. Начальное образование он получил в церковно-приходской школе. После переезда семьи И.В. Давыдовского в Ярославль он продолжил образование в мужской гимназии [1]. Успешно окончив гимназию, И.В. Давыдовский в 1905 г. поступил на медицинский факультет Московского государственного университета, где проходил обучение и под влиянием акад. А.И. Абрикосова сформировались его первые научные интересы [2]. После окончания университета в 1910 г. И.В. Давыдовский работал санитарным врачом, а затем — земским врачом [3]. В 1912 г. И.В. Давыдовский получил звание доктора медицины и уже через год стал прозектором Яузской больницы, которая сегодня носит его имя [1]. В это время под влиянием проф. М.Н. Никифорова И.В. Давыдовский начал интересоваться инфекционной патологией, что в дальнейшем нашло отражение в ряде его научных работ, посвященных сыпному тифу, паратифу, дизентерии и другим инфекционным заболеваниям [1].
В годы Первой мировой войны И.В. Давыдовский работал младшим врачом 4-го Сибирского стрелкового полка и заведовал лабораторией инфекционного госпиталя [3]. Опыт лечения людей с боевой травмой определил направление дальнейшей научной работы И.В. Давыдовского. Так, в 1916 г. вышла его первая научная статья «Сыпнотифозная экзантема», а в 1921 г. И.В. Давыдовский защитил докторскую диссертацию на тему «Патологическая анатомия и патология сыпного тифа» [1]. И.В. Давыдовский сделал большой вклад в развитие понимания течения инфекционного процесса с точки зрения симбиоза макро- и микроорганизма, в том числе указал на необходимость оценки его морфологических признаков [4].
В 1924 г. после утверждения на должность заведующего отраслью лечебного отдела Московского отдела здравоохранения И.В. Давыдовский стал, в сущности, первым в СССР главным патологоанатомом. Работы Ипполита Васильевича отличались активной реформаторской направленностью. В 1925 г. он провел цикл лекций по частной патологической анатомии, построенный не по принятым на тот момент стандартам, т.е. по органопатологическому принципу, а по нозологическому. Впоследствии это привело к переходу в 1932 г. преподавания патологической анатомии в целом на нозологический принцип [5]. Уже будучи заведующим кафедрой патологической анатомии 2-го Московского медицинского государственного института, И.В. Давыдовский организовал первую в СССР клинико-анатомическую конференцию, которая состоялась на базе Яузской больницы 9 января 1930 г. [2]. С 1935 г. по приказу Наркомздрава проведение клинико-анатомических конференций стало обязательной частью работы больниц [6]. Конференции закрепили клинико-анатомическое направление и сформировали важную его часть — учение о врачебных ошибках.
И.В. Давыдовский стремился включить патологическую анатомию в систему клинического мышления: он закрепил обязательную регистрацию биопсий и микроскопическое исследование всего операционного материала [2].
В 1940 г. И.В. Давыдовскому присвоено звание заслуженного деятеля науки РСФСР, а также он был введен в состав АМН СССР. В годы Великой Отечественной войны И.В. Давыдовский был главным патологоанатомом эвакуационных госпиталей [3]. В течение этого периода он разрабатывал новое научное направление — патология боевой раны. Отчасти данная работа служила продолжением темы инфекционной патологии, так как И.В. Давыдовский рассматривал нормальное течение раневого процесса при обязательном участии микрофлоры раны. В этой работе И.В. Давыдовский описал значение гнойно-резорбтивной лихорадки как отражение относительно благоприятного течения раневого процесса [7]. Понятие «гнойно-резорбтивная лихорадка» было введено И.В. Давыдовским в практику для дальнейшей разработки проблемы сепсиса. Многолетний спор между морфологами и хирургами о том, что принимать за сепсис, остается актуальным и сегодня. В 1944 г. вышла обобщающая работа И.В. Давыдовского по данной тематике «Травматическое истощение в свете учения о сепсисе и гнойно-резорбтивной лихорадке» [8]. Большой вклад внес И.В. Давыдовский в создание многотомного труда «Опыт советской медицины в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.», опубликовав свои исследования по изучению боевых ран. В том же, 1944 г. он был избран академиком АМН СССР. В дальнейшем И.В. Давыдовский занимал должность вице-президента и члена президиума АМН СССР. На основании опыта работы патологоанатомом в годы Великой Отечественной войны И.В. Давыдовский создал музей военной патологии [1].
В 1957 г. И.В. Давыдовский на 70-летнем рубеже был удостоен звания Героя Социалистического труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и молот», а в 1964 г. — Ленинской премии [2].
Квинтэссенцией широкого взгляда на медицинские проблемы стала работа И.В. Давыдовского «Общая патология человека», которая отразила тенденцию к слиянию патологической анатомии и клинической медицины с формированием клинико-анатомического направления [9].
Педагогическая деятельность И.В. Давыдовского имеет те же черты, что и его научно-практическая работа: непримиримость к догматизму, тщательная философская проработка вопроса и представление изучаемой темы с общебиологических позиций [10]. И.В. Давыдовский не стремился превозносить себя над студенческой аудиторией, напротив, он делал своих слушателей активными участниками практических занятий и лекций, возможно, поэтому научный студенческий кружок, организованный им во 2-м Медицинском институте, был одним из лучших в стране и истории этого ВУЗа [11]. Работы студентов-кружковцев И.В. Давыдовский стремился показать научному сообществу, поэтому часто их статьи публиковались в уважаемом журнале «Архив патологии». Также кружковцы перенимали опыт И.В. Давыдовского при подготовке к устным выступлениям на его клинико-анатомических конференциях [12]. Всего под руководством И.В. Давыдовского было подготовлено 12 докторов и 38 кандидатов наук.
И.В. Давыдовский был убежден, что необходимо совмещать педагогическую деятельность с прозекторской работой. Поэтому кафедра патологической анатомии 2-го Московского медицинского института, которую с 1930 г. возглавил И.В. Давыдовский, размещалась в родной ему Яузской прозектуре, где было возможно приобщение студентов к практике [13]. Особое внимание в практической деятельности И.В. Давыдовский уделял работе с биопсийным материалом. Опережая время, И.В. Давыдовский предсказал смещение фокуса работы врачей-патологоанатомов в сторону микроскопии биопсий. Вскрытия также присутствовали в практике И.В. Давыдовского. Он проводил их ежедневно и полностью собственноручно [13]. Подробность объяснений И.В. Давыдовского привлекала клиницистов на проводимые им вскрытия, где они находили ответы на свои вопросы.
И.В. Давыдовский стоял у истоков организации работы патолого-анатомической службы. Он принимал активное участие в деятельности Московской городской прозекторской комиссии. Совместно с В.Т. Талалаевым И.В. Давыдовский опубликовал работу «О состоянии прозекторий г. Москвы», в которой красной нитью проводил мысль о необходимости анализа и синтеза деятельности всех прозекторов Москвы [13]. Эта мысль нашла отражение в создании единой формы годового отчета патолого-анатомического отделения, которая служила образцом до конца 50-х годов прошлого века.
При активном участии И.В. Давыдовского были разработаны и установлены основы структуры и функции патолого-анатомического отделения, а также соответствующие нормативные документы: прозекторская комиссия, форма прозекторского отчета, обязательный клинико-анатомический анализ у секционного стола и при исследовании биопсийного и операционного материала, учреждение института клинико-анатомических конференций [9].
Имя И.В. Давыдовского связано с рубрификацией диагноза. Его идея привела к закреплению в приказе Минздрава выделения в диагнозе групп основных заболеваний, их осложнений и сопутствующих состояний [2].
Организация медицинской научной деятельности также не осталась без опытной и твердой руки И.В. Давыдовского. С 1955 г. И.В. Давыдовский был редактором журнала «Архив патологии» [2].
В 1961 г. И.В. Давыдовский основал и возглавил лабораторию патологии старости на базе Научно-исследовательского института морфологии человека. Проведя анализ более 200 теорий старения, И.В. Давыдовский составил критическую характеристику каждой из них [3]. Он одним из первых в монографии «Геронтология» указал на возможность существования генетических механизмов старения, опередив время, ведь подробные публикации о популяционно-генетической концепции старения появились значительно позже. В этой работе прослеживалась философская направленность деятельности И.В. Давыдовского с его стремлением к системному взгляду на проблему, поэтому в заключении он приводит обобщающее определение старости: «Старость — это результат возрастной инволюции. Болезнь безотносительна к возрасту. Старость неизбежна; болезнь лишь возможна, часто случайна. Старость необратима и неуклонно прогрессирует; болезнь в принципе обратима» [14].
Именем И.В. Давыдовского названа одна из лучших больниц города Москвы — ГКБ №23, где он проработал много лет. Примечательно, что это произошло по инициативе главного врача больницы — проф. Е.Ю. Васильевой, правнучки проф. А.И. Абрикосова, выдающегося патологоанатома, который, так же, как и И.В. Давыдовский, являлся учеником М.Н. Никифорова.
Авторы статьи выражают особую благодарность президенту ГКБ им. И.В. Давыдовского проф. Е.Ю. Васильевой за ценные замечания и предоставление архивных материалов при создании данной рукописи.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.