Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Данилов Д.В.

ФГБУ ДПО «Центральная государственная медицинская академия» Управления делами Президента РФ, кафедра хирургии с курсом эндоскопии, Москва, Россия

Шулешова А.Г.

ФГБУ ДПО «Центральная государственная медицинская академия» Управления делами Президента РФ, кафедра хирургии с курсом эндоскопии, Москва, Россия

Бондарева К.А.

ФГБУ ДПО «Центральная государственная медицинская академия» Управления делами Президента РФ, Москва, Россия

Современные возможности лечения эрозивного эзофагита

Авторы:

Данилов Д.В., Шулешова А.Г., Бондарева К.А.

Подробнее об авторах

Просмотров: 5527

Загрузок: 65

Как цитировать:

Данилов Д.В., Шулешова А.Г., Бондарева К.А. Современные возможности лечения эрозивного эзофагита. Доказательная гастроэнтерология. 2017;6(1):26‑30.
Danilov DV, Shuleshova AG, Bondareva KA. The current state of the art in the treatment of erosive esophagitis. Russian Journal of Evidence-Based Gastroenterology. 2017;6(1):26‑30. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/dokgastro20176126-30

Рекомендуем статьи по данной теме:
Ро­бот-ас­сис­ти­ро­ван­ные пов­тор­ные ан­ти­реф­люк­сные опе­ра­ции. (Опыт од­ной кли­ни­ки). До­ка­за­тель­ная гас­тро­эн­те­ро­ло­гия. 2023;(3):5-9
Ин­тег­раль­ный ин­декс ка­чес­тва жиз­ни как кри­те­рий эф­фек­тив­нос­ти ви­де­ола­па­рос­ко­пи­чес­ко­го ан­ти­реф­люк­сно­го вме­ша­тельства у боль­ных гры­жей пи­ще­вод­но­го от­вер­стия ди­аф­раг­мы, со­че­тан­ной с гас­тро­эзо­фа­ге­аль­ной реф­люк­сной бо­лез­нью. Эн­дос­ко­пи­чес­кая хи­рур­гия. 2023;(2):29-33
Об­зор сов­ре­мен­ных кли­ни­чес­ких ре­ко­мен­да­ций по ди­аг­нос­ти­ке и ле­че­нию гас­тро­эзо­фа­ге­аль­ной реф­люк­сной бо­лез­ни. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2023;(5):95-101

На сегодняшний день во всем мире отмечается рост гастроэнтерологических заболеваний, а гастроэзофагеальная рефлюксная болезнь (ГЭРБ) занимает одну из лидирующих позиций. Клинические и эндоскопические признаки данного заболевания выявляются у 8—25% населения [1]. Являясь по своей сути достаточно хорошо изученным кислотозависимым заболеванием, требующим приема ингибиторов протонной помпы (ИПП), его лечение представляет определенные сложности [2, 3]. В настоящее время уделяется повышенное внимание патогенезу ГЭРБ, механизмам его прогрессирования, а также формированию рефрактерной формы ГЭРБ. Повреждение слизистой оболочки пищевода (СОП) происходит содержащимися в рефлюктате соляной кислотой, пепсином, желчными кислотами, а многолетнее течение данного заболевания повышает риск развития метапластических и диспластических изменений СОП с формированием пищевода Барретта [4]. В связи с этим пациенты с плохоконтролируемым, постоянно прогрессирующий течением заболевания составляют группу повышенного риска по развитию аденокарциномы. В связи с вышесказанным лечение должно быть направленно на снижение количества рефлюксов и повреждающих свойств рефлюктата, а также улучшение пищеводного клиренса и защиту СОП [5]. Однако, несмотря на очень бурное развитие фармакологии и широкий спектр представленных на рынке препаратов, альтернативы ИПП нет, а выбор конкретного препарата должен базироваться на его максимальной эффективности [6].

Цель исследования: оценить эффективность курсовой и поддерживающей терапии эрозивных рефлюкс-эзофагитов декслансопразолом у пациентов с «кислым» характером рефлюкса.

Материал и метод

На первом этапе в результате эндоскопического обследования у 214 пациентов выявлен эрозивный эзофагит, что являлось критерием включения в исследование. Эндоскопическое исследование проводилось на видеосистеме Olуmpus Exera II (Япония). Всем пациентам выполнена биопсия СОП для морфологического и иммуногистохимического (ИГХ) исследования. В результате отобраны 115 пациентов, у которых при ИГХ не обнаружена персистенция вирусов герпетической группы. Затем всем 115 пациентам выполнена 24-часовая рН-импедансометрия, в работе использовался амбулаторный рН-импеданс рекордер Ohmega MMS (Нидерланды) и система для клинических исследований Solar GI MMS (Нидерланды). В результате выделена группа больных с «кислым» рефлюксом, состоящая из 67 пациентов, средний возраст которых составил 54,3±16,4 года, среди которых мужчин было 45, женщин — 22.

Для оценки эффективности основного курса лечения и поддерживающей терапии препаратом декслансопразол пациенты были разделены на две группы: в основную группу (ОГ) вошли 34 пациента, принимавших декслансопразол в дозе 60 мг 1 раз в сутки вне зависимости от приема пищи в течение 8 нед (56 дней); в контрольную (КГ) — 33 пациента, принимавших омепразол в дозе 20 мг 2 раз в сутки за 30 мин до еды в течение того же срока в качестве основного курса лечения. Далее, по истечении срока основного курса терапии и при полной эпителизации эрозий СОП пациенты переводились на поддерживающую терапию: больные ОГ получали декслансопразол в дозе 30 мг 1 раз в сутки вне зависимости от приема пищи, пациенты КГ — омепразол в дозе 20 мг 1 раз в сутки за 30 мин до еды. Длительность поддерживающей терапии составляла 8 нед (56 дней). Оценка эндоскопической картины проводилась на 28-й и 56-й дни основного курса лечения и поддерживающей терапии с использованием классификации Savary—Miller.

Результаты и обсуждение

У пациентов имелись эндоскопические признаки эрозивного эзофагита различной степени тяжести, что являлось одним из критериев включения в исследование. За основу оценки степени эрозивного эзофагита взята классификация Savary—Miller. Результаты эндоскопического исследования представлены в табл. 1.

Таблица 1. Выявляемость различных степеней эрозивного эзофагита по классификации Savary—Miller (n=67)

Согласно результатам эндоскопического исследования, наиболее распространенной является I степень эрозивного эзофагита, которая выявляется у 41,8% пациентов, II степень — у 31,3% больных, III степень эрозивного эзофагита имелась у 14,9% пациентов. Реже всего встречалась IV степень, которая присутствовала у 11,9% пациентов. Таким образом, у большинства пациентов имеются нетяжелые формы эрозивного эзофагита (см. табл. 1).

Всем пациентам проведена 24-часовая рН-импедансометрия для выявления характера рефлюкса (табл. 2).

Таблица 2. Результаты 24-часовой рН-импедансометрии (n=67)

Клиническая группа составлена на основании данных 24-часовой рН-импедансометрии (см. табл. 2). Из 67 включенных в исследование пациентов выявлено значительное количество кислых (79,3±11,8) и слабокислых (68,5±12,5) рефлюксов, что свидетельствует о «кислом» характере рефлюкса.

Основная терапия

Оценка динамики клинической картины. На момент начала терапии характер жалоб сопоставим в обеих группах (табл. 3). Наиболее распространенными являются изжога, отрыжка воздухом и регургитация у 76,5, 58,8 и 47,1% пациентов исследуемой группы соответственно. Кислый привкус во рту и дисфагия присутствовали у 26,5 и 20,6% пациентов О.Г. Наименее распространенными были одинофагия и чувство комка в горле, которые имели место у 11,8 и 8,8% пациентов соответственно. Стоит отметить, что в КГ у 1 (3%) пациента имелись жалобы на горечь во рту, тогда как в ОГ такие жалобы отсутствовали.

Таблица 3. Сравнение динамики клинической картины, абс. (%) Примечание. Здесь и в табл. 4: * — достоверно при сравнении начала и 28-го дня лечения, ** — достоверно при сравнении показателей 28-го и 56-го дней лечения, *** — достоверно при сравнении между группами на 28-й день лечения, 4* — достоверно при сравнении с КГ на 56-й день лечения, + — достоверно при сравнении показателей начала и 56-го дня лечения.

К 28-му дню курсового лечения отмечена положительная динамика клинических проявлений. Отмечено статистически достоверное (р<0,05) снижение по сравнению с таковыми показателями до лечения у пациентов, испытывающих изжогу (11,8%), отрыжку воздухом (29,4%), кислый привкус во рту (5,9%) и дисфагию (2,9%). При этом количество пациентов с изжогой достоверно (р<0,05) ниже, чем в К.Г. Помимо этого, регургитация, одинофагия и ощущение кома в горле выявлялись у меньшего числа пациентов, но достоверных отличий отмечено не было (р>0,05).

Дальнейший прием препарата в обследуемой группе к 56-му дню привел к полному исчезновению таких симптомов, как кислый привкус во рту, дисфагия, одинофагия и изжога, что достоверно (р<0,05) по сравнению с показателями до начала лечения. При этом изжога на 56-й день встречалась достоверно (р<0,05) реже, чем в К.Г. Отрыжка присутствовала у меньшего (р<0,05) количества пациентов, чем в К.Г. За время курса основного лечения нежелательных эффектов в ОГ и КГ отмечено не было.

Динамика результатов эндоскопического исследования. До начала лечения среди пациентов обследуемой группы наиболее распространенной была I степень эрозивного эзофагита, которая встречалась у 41,2% пациентов (табл. 4). Наименьшим было число эзофагитов IV степени, представляющие собой язвы пищевода без диспластических изменений по результатам морфологического исследования, которые выявлялись у 11,8% пациентов.

Таблица 4. Динамика результатов эндоскопического исследования, абс. (%)

Результаты проведенного на 28-й день лечения эндоскопического исследования показали, что у 79,4% пациентов ОГ удалось добиться полной эпителизации дефектов СОП, что достоверно больше (р<0,05), чем в К.Г. Количество пациентов с эрозивным эзофагитом IV степени снизилось, но достоверных различий выявить не удалось (р>0,05).

На момент завершения основной терапии (56-й день) в обследуемой группе 100% пациентов не имели эндоскопических признаков эрозивного эзофагита, тогда как в КГ этот показатель находился на уровне 78,8%, различия были достоверны (р<0,05). В КГ к 56-му дню основного курса лечения у 7 (21,2%) пациентов сохранялись эрозивно-язвенные поражения СОП, что потребовало продолжения курсового лечения еще на 28 дней. К следующему визиту (84-й день) у всех пациентов КГ произошла эпителизация эрозий и рубцевание язв.

Поддерживающая терапия

Динамика клинической картины. В ходе поддерживающей терапии среди пациентов обследуемой группы рецидивов жалоб не отмечено (табл. 5). К 28-му дню в ОГ отмечено исчезновение жалобы на ощущение комка в горле, тогда как в КГ она сохранялась у 1 (3%) пациента и не исчезла вплоть до конца поддерживающей терапии. Количество пациентов с жалобами на регургитацию и отрыжку снизилось до 8,8 и 5,9% соответственно. В КГ у 12,1% пациентов вплоть до конца поддерживающей терапии сохранялись эпизоды изжоги. В конце поддерживающей терапии в ОГ сохранялись жалобы на отрыжку и регургитацию в равном количестве (5,9% пациентов), но интенсивность их была минимальной.

Таблица 5. Динамика клинической картины, абс. (%)

Переносимость препарата в ходе поддерживающей терапии была отличной.

Динамика результатов эндоскопического исследования. Учитывая, что за курс основной терапии в обеих группах удалось добиться полной эпителизации эрозий и рубцевание язв пищевода, у всех пациентов эндоскопическая картина была разделена на неизмененную слизистую оболочку и катаральный эзофагит (табл. 6).

Таблица 6. Динамика результатов эндоскопического исследования (n=67) Примечание. * — достоверно при сравнении показателей в ОГна момент начала поддерживающей терапии (р<0,05), ** — достоверно при сравнении с КГ на момент начала поддерживающей терапии (р<0,05), *** — достоверно при сравнении показателей в ОГ к 28-му дню поддерживающей терапии (р<0,05), 4* — достоверно при сравнении с КГ на 28-й день поддерживающей терапии (р<0,05), + — достоверно при сравнении показателей в ОГ на 56-й день поддерживающей терапии (р<0,05), ++ — достоверно при сравнении с КГ на 56-й день поддерживающей терапии (р<0,05).

Исходно в ОГ на момент начала поддерживающей терапии 82,4% пациентов не имели признаков воспаления слизистой оболочки нижней трети пищевода, в то время как в КГ только 42,4% пациентов (р<0,05). К 28-му дню доля пациентов с неизмененной СОП возросла до 97,1%, что достоверно превышает показатель в КГ (р<0,05). Завершая поддерживающую терапию, 100% пациентов исследуемой группы при ЭГДС не имели признаков воспаления, что также достоверно (р<0,05) превышает количество пациентов К.Г. Рецидивов эрозий в обеих подгруппах отмечено не было.

Выводы

Декслансопразол в дозе 60 мг показал свою эффективность и безопасность в лечении эрозивной формы ГЭРБ. Результаты исследования сравнительной эффективности показали, что к 56-му дню курсового лечения у 100% пациентов происходит эпителизация дефектов СОП и исчезновение основного симптома, снижающего качество жизни — изжоги. Для поддерживающей терапии дозировка 30 мг является достаточной и не ведет к рецидиву эрозивно-язвенных поражений СОП и симптоматики. Прием препарата 1 раз в день независимо от приема пищи отмечен пациентами, как удобный, что ведет к высокой приверженности лечению.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.