Введение
Синдром Альпорта является наследственным заболеванием почек, обусловленным мутацией гена, локализующегося в Х-хромосоме, приводящей к дефекту α-цепи коллагена типа IV, и проявляющимся поражением клубочков, потерей слуха, нарушением зрения [9]. Поражение почек приводит к хронической почечной недостаточности (ХПН), требующей проведения гемодиализа или трансплантации почки [10]. После трансплантации почки практически у всех пациентов происходит образование антител к упомянутому типу коллагена, что вызывает формирование нефрита, напоминающего нефрит с антителами к клубочковой базальной мембране (анти-КБМ-нефрит) [6, 12]. Нефрит, как правило, имеет благоприятное течение, вероятно, вследствие действия иммуносупрессивной терапии.
Около 10% больных с синдромом Альпорта переносят анти-КБМ-нефрит [7, 11]. Иммунная система реципиента сталкивается с КБМ-антигеном после трансплантации и вырабатывает антитела к нему, что приводит к развитию анти-КБМ-нефрита и гибели трансплантата [9, 12]. О 2 наблюдениях анти-КБМ-нефрита сообщили B. Shah и соавт. в 1988 г. [13]. С тех пор некоторые клиницисты проанализировали результаты пересадки почек у таких больных [5]. Они высказали предположение, в соответствии с которым частота нефрита после трансплантации меньше ожидаемой, поскольку иммунодепрессия тормозит анти-КБМ-реакции. В связи с этим мы решили оценить на нашем клиническом опыте результаты пересадки почки у больных с синдромом Альпорта и сравнить их с результатами такой пересадки у больных без этого синдрома.
Материал и методы
С апреля 2004 г. по июль 2013 г. в отделении трансплантации почки РНЦХ им. акад. Б.В. Петровского были выполнены 272 пересадки почки от живого родственного донора. Возраст пациентов от 1 года до 63 лет. Детей было 127, взрослых - 145, лиц женского пола - 116, мужского - 146. По поводу терминальной стадии хронической почечной недостаточности, вызванной синдромом Альпорта, были оперированы 8 (2,94%) больных (1-я группа). Характеристика пациентов этой группы представлена в табл. 1.
Обращает на себя внимание тот факт, что в группе из 8 больных была только одна женщина. Это связано с тем, что ген, мутация которого вызывает синдром Альпорта, находится в Х-хромосоме.
Во 2-й (контрольной) группе было 27 больных
(8 взрослых и 19 детей), которым произведены трансплантация почки от родственного донора по поводу гипоплазии почек. Возраст больных от 4 до 53 лет (18,93±9,74 года); лиц женского пола было 9, мужского - 17. Для сравнения проанализировали именно эту категорию больных, так как в их организме не происходило каких-либо иммунных или аутоиммунных реакций.
Для проведения сравнительного анализа использовали следующие параметры: кумулятивную выживаемость по Каплану-Мейеру, кумулятивный риск по Уиллкоксону, процент потерь трансплантатов, процент летальных исходов. Кроме того, мы провели сравнительный анализ результатов морфологического исследования биоптатов аллопочек.
Результаты
В группе больных с синдромом Альпорта умер 1 (12,5%) пациент через 87,74 мес после пересадки. Причина смерти - туберкулез легких. При этом функция трансплантированной почки оставалась удовлетворительной. Также в этой группе была утрачена одна почка, пересаженная от матери в возрасте 36 лет. Причиной этого послужило сверхострое отторжение.
Во 2-й группе умерли 2 (7,41%) больных: один - через 3,87 мес после пересадки почки от пневмонии, другой - через 18,85 мес после трансплантации. Предположительная причина смерти - аскаридоз. Во 2-й группе утрачен 1 (3,7%) трансплантат через 180,66 мес после трансплантации почки, причина потери аллопочки - хроническая трансплантационная нефропатия.
При сопоставлении показателей потери трансплантата в группах обращает на себя внимание существенная разница между этими величинами (12,5 и 3,7%). Однако, как показала статистическая обработка с использованием критерия Фишера, эта разница статистически недостоверна (χ2=0,01; р=0,9408). То же самое можно сказать и о летальности, которая в 1-й группе составила 12,5%, во 2-й - 7,42%, но и в этом случае разница также оказалась статистически недостоверной (χ2=0,07; р=0,7894). Следовательно, можно считать, что показатели летальности и потери трансплантатов в обеих группах практически одинаковы.
Продолжительность жизни в 1-й группе составила 50,25±27,72 мес, во 2-й - 53,03±41,46 мес. Сравнительный анализ с использованием критерия Стьюдента показал, что и эта разница также статистически недостоверна (t=1,15; p>0,05).
Анализ морфологии почечных биоптатов. Информацию о морфологическом строении биоптатов аллопочек в 1-й группе получили в 7 из 8 наблюдений, во 2-й - в 26 из 28 наблюдений. Для оценки характера морфологических изменений биоптатов использовали классификацию Banff. Эта классификация позволяет оценить характер морфологических признаков по 10 параметрам, имеющим также числовое значение. Результаты сравнения числовых значений параметров по Banff представлены в табл. 2.
Для большей наглядности эти данные представлены на рис. 1.
Как показали данные, представленные в табл. 2 и на рис. 1, характер и степень выраженности выявленных изменений в обеих группах были практически одинаковыми. Особенно обращает на себя внимание равнозначность параметров, непосредственно свидетельствующих о наличии или отсутствии отторжения (T, V, I, G).
Сравнение кумулятивной выживаемости и кумулятивного риска показало, что эти величины почти идентичны (рис. 2 и 3).
Обсуждение
Реципиенты аллогенных органов в посттрансплантационном периоде подвергаются воздействию многочисленных факторов: характер терапии, различная степень родства между донором и реципиентом, степень иммунодепрессии [1-4, 8]. К числу таких факторов может относиться и диагноз исходного заболевания, в частности синдром Альпорта. Ранее считалось, что риск развития анти-КБМ-нефрита в трансплантате может способствовать отторжению, однако, несмотря на эти опасения, попытки трансплантировать почки больным с этим заболеванием предпринимались все чаще и чаще.
К удивлению трансплантологов, результаты этих операций были вполне удовлетворительными.
Это же показал и анализ нашего клинического материала: у больных с синдромом Альпорта результаты пересадки почки не хуже, чем у больных, у которых причиной терминальной стадии хронической почечной недостаточности является гипоплазия почек. Кроме того, анализ характера и степени выраженности морфологических изменений биоптатов почек продемонстрировал идентичность морфологической картины биоптатов у больных обеих групп.
Таким образом, нами было установлено, что у больных с синдромом Альпорта, несмотря на риск развития нефрита с антителами к клубочковой базальной мембране, трансплантация почки является методом выбора для лечения хронической почечной недостаточности. Риск потери трансплантата у этой категории больных не выше, чем у больных в терминальной стадии хронической почечной недостаточности другого генеза.