Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Коровин А.Я.

ФГБОУ ВО «Кубанский государственный медицинский университет» Минздрава России, Краснодар, Россия

Базлов С.Б.

ФГБОУ ВО «Кубанский государственный медицинский университет» Минздрава России, Краснодар, Россия

Андреева М.Б.

ФГБОУ ВО «Кубанский государственный медицинский университет» Минздрава России, Краснодар, Россия

Породенко Е.Е.

ФГБОУ ВО «Кубанский государственный медицинский университет» Минздрава России, Краснодар, Россия

Туркин Д.В.

ФГБОУ ВО «Кубанский государственный медицинский университет» Минздрава России, Краснодар, Россия

Результаты лечения некротизирующей инфекции у пациентов с хронической артериальной недостаточностью нижних конечностей

Авторы:

Коровин А.Я., Базлов С.Б., Андреева М.Б., Породенко Е.Е., Туркин Д.В.

Подробнее об авторах

Просмотров: 581

Загрузок: 14


Как цитировать:

Коровин А.Я., Базлов С.Б., Андреева М.Б., Породенко Е.Е., Туркин Д.В. Результаты лечения некротизирующей инфекции у пациентов с хронической артериальной недостаточностью нижних конечностей. Хирургия. Журнал им. Н.И. Пирогова. 2019;(10):43‑49.
Korovin AYa, Bazlov SB, Andreeva MB, Porodenko EE, Turkin DV. Treatment of necrotizing infection in patients with chronic arterial insufficiency of the lower extremities. Pirogov Russian Journal of Surgery. 2019;(10):43‑49. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/hirurgia201910143

Рекомендуем статьи по данной теме:
Ре­зуль­та­ты пов­тор­ных эн­до­вас­ку­ляр­ных хи­рур­ги­чес­ких вме­ша­тельств у па­ци­ен­тов с ок­клю­зи­ей ауто­ве­ноз­ных бед­рен­но-под­ко­лен­ных шун­тов. Кар­ди­оло­гия и сер­деч­но-со­су­дис­тая хи­рур­гия. 2023;(3):262-266
Роль при­ме­не­ния плаз­мы, обо­га­щен­ной тром­бо­ци­та­ми, в реп­ро­дук­тив­ной ме­ди­ци­не. Проб­ле­мы реп­ро­дук­ции. 2023;(3):25-30
Эф­фек­тив­ность при­ме­не­ния Мек­си­до­ла в ком­би­на­ции с ре­вас­ку­ля­ри­за­ци­ей го­лов­но­го моз­га в те­ра­пии ише­ми­чес­ко­го ин­суль­та. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. Спец­вы­пус­ки. 2024;(3-2):67-74

Большинство некротизирующих инфекций II—III уровня возникают на фоне нарушения артериального кровообращения в дистальных отделах нижних конечностей, что определяет особенности течения инфекционно-некротического процесса [1]. Реализация органосохраняющей концепции при комплексном лечении таких пациентов возможна только при условии восстановления адекватного магистрального кровообращения и микроциркуляции пораженной конечности. Применение прямых методов реваскуляризации, включая эндоваскулярные технологии, возможно у 65—70% больных с осложнениями хронической ишемии нижних конечностей (ХИНК), а стандартная сосудистая терапия эффективна только при I—II степени ишемии [2]. В этих условиях особую актуальность приобретает разработка альтернативных методов восстановления кровотока в нижних конечностях, в том числе различных паллиативных операций, направленных на стимуляцию неоангиогенеза и улучшение микроциркуляции в пораженной конечности [3—5]. Последствия этих вмешательств малоизучены, а эффективность сомнительна. В связи с развитием регенеративной медицины и клеточных технологий в различных областях медицины широкое распространение получило применение аутогенной плазмы, обогащенной тромбоцитами (PRP) [6]. Активированные тромбоциты продуцируют факторы роста, из которых наиболее значимыми и изученными являются ангиогенный фактор роста, фактор роста фибробластов и тромбоцитарный фактор роста. Благодаря этому в тканях при введении PRP стимулируются регенеративные процессы и происходит рост сосудистой микроциркуляторной сети.

При отсутствии показаний к применению прямых методов реваскуляризации для оптимизации терапии пациентов с некротизирующей инфекцией II—III уровня при ХИНК и восстановления адекватной тканевой гемоперфузии в клинике разработан комбинированный способ стимуляции неоангиогенеза [9, 10]. Методика заключается в создании туннелированных пространств в мышечно-фасциальных футлярах голени с последующим заполнением их аутоплазмой, обогащенной тромбоцитами, и терапевтическом воздействии белковых факторов роста, содержащихся в активированных тромбоцитах аутоплазмы.

Цель исследования — оценить возможности комплексной терапии некротизирующей инфекции с применением оригинального способа стимуляции неоангиогенеза у пациентов с нарушением артериального кровообращения в дистальных отделах нижних конечностей и ХИНК.

Материал и методы

Проанализированы результаты терапии у 109 больных (средний возраст пациентов составил 66,7±6,4 года) с некротизирующей инфекцией на фоне ХИНК. У 53 пациентов в комплексе лечения проведены оперативные вмешательства с использованием технологий стимуляции неоангиогенеза. Для сравнительной оценки результатов сформирована контрольная группа из 56 больных, которым проведена консервативная медикаментозная коррекция ишемии. Группы больных сопоставимы по возрасту, полу и характеру инфекционно-некротического процесса. Стандартное комплексное обследование включало ультразвуковое триплексное сканирование сосудов с определением лодыжечно-плечевого индекса (ЛПИ), транскутанную оксиметрию (ТсРО2) аппаратом ТСМ 2 Radiometer (Дания). Для оценки изменений микроциркуляторного русла проводили спиральную компьютерную ангиографию нижних конечностей на аппарате CT Philips Brilliance 64 с 3D-моделированием и определяли перфузионный индекс (ПИ) по формуле:

ПИ= SD2/SD1,

где SD1 — денситометрическая плотность мышечной ткани по шкале G. Hounsfield до введения контраста; SD2 — после введения контраста.

При морфологическом исследовании мышц голени определяли плотность капиллярного русла и пространственную ориентировку капилляров до и после лечения. Материал для исследования получали при туннелировании мышц голени, проведении этапных хирургических обработок и патоморфологическом исследовании макропрепаратов. Микропрепараты окрашивали гематоксилином и эозином. Изображения анализировали с помощью цифрового микроскопа Leica DM 2000 и программного обеспечения Leica Suite 2.0. Объемную плотность капилляров определяли по методу полей путем наложения на срез мышечной ткани сетки с равноудаленными точками. Пространственную ориентировку капилляров оценивали следующим образом: на срез мышечной ткани накладывали направляющую линию, соответствующую направлению мышечных волокон. Определяли длинные оси срезов капилляров и углы их отклонения от направляющей и вычисляли среднее квадратическое отклонение и показатель дисперсии. Клинические результаты терапии анализировали по шкале R. Rutherford.

Методы статистического анализа. Данные представлены в виде среднего стандартного отклонения (m). Межгрупповые различия оценивали с помощью непараметрического двустороннего критерия Манна—Уитни. Для повторных измерений использовали критерий Вилкоксона. Для выявления различий в частоте качественных признаков в двух независимых группах применяли двусторонний точный критерий Фишера. Различия считали достоверными при р<0,05. Для обеспечения репрезентативности выборки при проведении морфологических исследований использовали номограмму А.К. Митропольского и случайный отбор гистологических срезов и полей зрения с помощью таблицы

Таблица 1. Характер инфекционно-некротического поражения нижних конечностей
случайных чисел [11].

В основной группе (n=53) причиной нарушения артериального кровообращения в дистальных отделах нижних конечностей в 14 (26,4%) случаях служил атеросклероз, в 5 (9,4%) случаях — ХИНК, ассоциированная с синдромом диабетической стопы (СДС). У 34 (64,2%) пациентов выявлено сочетание атеросклероза и ангиопатии, обусловленной СДС. В группе контроля (n=56) атеросклероз диагностирован у 14 (25%) пациентов, осложнения СДС — у 11 (19,6%). Сочетание атеросклероза и СДС отмечено в 31 (55,4%) случае. Характер нарушения кровообращения во многом определял вид инфекционно-некротического процесса (табл. 1).

У всех больных основной и контрольной групп выявлена ХИНК IIb—IV по Фонтейну—Покровскому, при этом у пациентов обеих групп выполнение прямой реконструктивной операции для восстановления магистрального артериального кровотока не представлялось возможным в связи с поражением путей оттока, множественными окклюзионными и/или стенотическими изменениями сосудистого русла (табл. 2).

Таблица 2. Распределение пациентов по степени ишемии нижних конечностей

Средний ЛПИ в основной группе составил 0,35±0,02 ед., в контрольной — 0,36±0,06 ед., ТсРО2 в основной — 28,7±0,4 мм рт.ст., в контрольной — 30,4±0,8 мм рт.ст., ПИ в основной — 1,17±0,02 ед., в контрольной — 1,19±0,05 ед. соответственно (табл. 3).

Таблица 3. Показатели кровообращения до начала лечения

После обследования, уточнения характера и уровня поражения сосудов нижних конечностей, всем пациентам основной группы на 2—3-и сутки лечения наряду с этапными хирургическими обработками очага инфекции выполнена процедура, направленная на стимуляцию неоангиогенеза (патент РФ № 2529410 от 31.07.14). Под контролем ультразвукового сканирования вблизи сосудистого пучка и по его ходу сверху вниз с помощью устройства (патент РФ № 2578854 от 01.03.16) формировали латеральный туннель протяженностью 20—30 см в мышечной ткани голени. Мышечную ткань из просвета тубуса устройства отправляли на морфологическое исследование. Через катетер, введенный в просвет тубуса, по мере извлечения последнего, вводили биопрепарат в объеме 5—7 мл. Аналогичным образом формировали медиальный и срединный туннели.

Биопрепарат (PRP) в объеме 25 мл получали путем фракционирования крови в вакуумном контейнере (центрифуга 4600 об/мин экспозиция 8 мин). Активацию тромбоцитов в биопрепарате осуществляли 10% раствором хлорида кальция.

При морфологическом исследовании материала, полученного при проведении реваскуляризирующей процедуры и хирургических обработках очага инфекции, у всех больных определено большое количество запустевших, спазмированных и нефункционирующих капилляров — в среднем 25,5±1,7% общего количества в основной группе и 22,4±2,2% — в контрольной. Показатель объемной плотности капилляров составил 2,3±0,09 усл. ед. в основной группе и 2,5±0,07 усл. ед. в контрольной группе. Признаков предпочтительной пространственной ориентировки капилляров не обнаружено ни в одном наблюдении. Угол отклонения длинных осей капилляров от направляющей составил 74,2±15,3° при среднеквадратическом отклонении 40,4±6,6°. Статистически достоверной разницы исследуемых морфологических показателей мышечной ткани голеней в основной и контрольной группах не выявлено. В то же время установлена прямая зависимость между увеличением степени тяжести ишемии и количеством нефункционирующих капилляров (табл. 4).

Таблица 4. Морфологические показатели исследования мышечной ткани пораженной конечности в зависимости от степени ишемии Примечание. * — показатели статистически достоверно отличаются от аналогичных при IIb и III степенях ишемии.

Инфекционных осложнений после реваскуляризирующей процедуры не наблюдали. В раннем послеоперационном периоде (1—4-е сутки) субъективно отметили ухудшение у 62,3% оперированных больных, что было обусловлено послеоперационным болевым синдромом и посттравматическим отеком мягких тканей голени после процедуры. Первые положительные клинические признаки у больных основной группы отмечены к 10—12-м суткам послеоперационного периода. Это выражалось в уменьшении ишемического болевого синдрома у 38 (71,7%) пациентов.

Клиническая оценка с использованием шкалы R. Rutherford через 2 нед после процедуры показала значительное улучшение состояния у 8 (15,1%) больных, умеренное улучшение у 29 (54,7%), минимальное у 9 (17%). Не отметили изменений в общем состоянии 2 (3,8%) пациента. В контрольной группе в течение 2 нед после начала лечения значительного улучшения не достигнуто ни в одном наблюдении. Умеренное улучшение отметили 8 (14,3%) пациентов, минимальное — 11 (19,6%). Статистически значимых изменений показателей магистрального кровообращения у больных контрольной группы не выявлено (см. рисунок).

Клиническая оценка состояния больных в группах исследования через 2 нед после реваскуляризации.
Средние показатели ТсРО2 составили 30,6±0,6 мм рт.ст. Увеличение П.И. в среднем на 1,7±0,4% носило статистически недостоверный характер (р>0,05). Не отмечено изменений в состоянии у 10 (17,9%) больных. У 27 (48,2%) больных состояние ухудшилось, а у 12 (21,4%) пациентов выполнены вынужденные ампутации по причине прогрессирования ишемии и инфекционно-некротического процесса.

Положительная динамика у пациентов основной группы подтверждена ростом показателей тканевой гемоперфузии в виде усиления ТсРО2 на 12,5±0,3%, максимально до 42,3±0,4 мм рт.ст., при IIb степени ишемии и на 11,7±0,2% при III степени. При IV степени ишемии прирост показателей напряжения кислорода в тканях составил 5,6±0,4%, ПИ вырос на 12,8±1,5% (табл. 5).

Таблица 5. Динамика показателей кровообращения в нижних конечностях Примечание. * — достоверность различий с исходными показателями р<0,05; ** — достоверность различий с исходными и предыдущими показателями р<0,05.

Улучшение микроциркуляции в дистальных отделах пораженной конечности закономерно оптимизировало регенеративные процессы в ранах. В первые 5—7 дней после обработки очага инфекции в обеих группах пациентов определяли некротический или воспалительно-дегенеративный тип цитограммы раневого мазка-отпечатка, который характеризовался полной клеточной ареактивностью, наличием большого количества детрита и нейтрофильных лейкоцитов в состоянии деструкции или цитолиза.

К 10—12-м суткам послеоперационного периода у 43 (81,1%) пациентов основной группы характер цитограммы сменился на регенеративный или регенеративно-воспалительный. Количество нейтрофилов уменьшилось до 60—70%, а сохранность их возрастала. Большинство нейтрофилов находилось в состоянии активного фагоцитоза. Остальные 30—40% составляли тканевые недифференцированные полибласты, фибробласты, лимфоциты, гистиоциты, макрофаги. Повышение количества макрофагов до 10—15% позволяло констатировать начало фазы очищения раны. Микрофлора наблюдалась в небольшом количестве, в большей степени внутриклеточно. Отсутствие эффекта от проведенной процедуры и прогрессирование некротизирующего фасциита с распространением инфекции на функционально важные отделы стопы и голеностопного сустава у 5 (9,4%) пациентов основной группы не позволяло выполнить экономные ампутации стопы. В этих случаях произведены вынужденные ампутации конечностей на уровне бедра в сроки 10—12 сут от начала лечения. В группе контроля ампутации на уровне бедра выполнены у 11 (19,6%) пациентов. Морфологическое исследование материала макропрепаратов, несмотря на отсутствие положительной клинической динамики у пациентов основной группы, показало статистически достоверный рост (р<0,05) объемной плотности капилляров и снижение количества нефункционирующих капилляров в мышечной ткани голеней ампутированных конечностей в области проведения реваскуляризирующей операции. В большей мере это относится к случаям с IIb и III степенями ишемии. При IV степени ишемии конечности показатели реваскуляризации выражены минимально, изменений в пространственной ориентировке капиллярного русла не выявлено. В препаратах контрольной группы пациентов показатели объемной плотности капилляров изменялись недостоверно, отмечено некоторое снижение количества спазмированных и нефункционирующих капилляров до 21,4±1,9% (табл. 6).

Таблица 6. Характеристика показателей исследования мышечной ткани голеней у пациентов основной группы до- и после реваскуляризации Примечание. * — достоверность различий с исходными показателями р<0,05.

Положительная динамика течения раневого процесса и улучшение микроциркуляции в пораженной конечности в основной группе позволили у 19 (35,8%) пациентов полностью закрыть раневой дефект к моменту выписки из стационара. В остальных 29 (54,7%) случаях раневой дефект в последующем эпителизировался самостоятельно. Опорная функция конечности сохранена в 90,6% случаев. Средний срок пребывания больных в стационаре составил 28,7±7,8 дня у пациентов основной и 22,4±11,5 дня у больных контрольной группы. К моменту выписки из стационара у всех больных основной группы отмечено прогрессирование положительных изменений в общем состоянии. Средний показатель транскутанной оксиметрии составил 39,8±0,7 мм рт.ст. При контрольном ультразвуковом исследовании определено снижение показателей, характеризующих степень периферического сопротивления сосудистого русла в среднем на 24,2±6,7% при отсутствии существенной динамики ЛПИ. Помимо этого, отмечен продолжающийся рост ПИ по данным спиральной КТ-ангиографии на 22,2±5,6%.

Таким образом, метод комбинированной стимуляции неоангиогенеза не требует сложного оборудования и может применяться в комплексе терапии инфекционных осложнений ХИНК в случаях, когда магистральная артериальная реконструкция невыполнима. Механическое создание туннелированных пространств стимулирует неоангиогенез в мышечной ткани голеней и улучшает состояние микроциркуляции в пораженной конечности. Создание туннелей в непосредственной близости от сосудистого пучка и по его ходу создает предпосылки для развития новой капиллярной сосудистой сети и формирования коллатерального кровотока дистальнее места окклюзии. Активированные тромбоциты аутоплазмы высвобождают большое количество веществ, обеспечивающих первичный гемостаз, что позволяет избежать развития обширных гематом в области формирования туннелей. Морфологически эффект реваскуляризации определяется в виде увеличения плотности капиллярного русла и числа функционирующих капилляров в мышечной ткани пораженной конечности. Эффект лечения проявляется через 12—14 дней после операции и сохраняется длительное время. Применение этого метода в комплексе терапии инфекционных осложнений хронической артериальной недостаточности нижних конечностей позволяет в 2 раза реже производить вынужденные ампутации нижних конечностей и пролонгировать сохранение конечности при экономных ампутациях стопы.

Участие авторов:

Концепция и дизайн исследования — А.Я. Коровин, С.Б. Базлов

Сбор и обработка материала — С.Б. Базлов, М.Б. Андреева, Е.Е. Породенко

Статистическая обработка — С.Б. Базлов, Д.В. Туркин

Написание текста — С.Б. Базлов, А.Я. Коровин

Редактирование — А.Я. Коровин

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

The authors declare no conflict of interest.

Сведения об авторах

Коровин А.Я. — https://orcid.org/0000-0002-7986-4455

Базлов С.Б. — https://orcid.org/0000-0002-0610-3516

Андреева М.Б. — e-mail: mba555@mail.ru; https://orcid.org/0000-0002-5705-0063

Породенко Е.Е. — e-mail: porodenko@mail.ru; https://orcid.org/0000-0002-3797-5296

Туркин Д.В. — e-mail: md-asp@bk.ru; https://orcid.org/0000-0002-8454-2346

Автор, ответственный за переписку: Базлов С.Б. — e-mail: SerВ64@yandex.ru

Коровин А.Я., Базлов С.Б., Андреева М.Б., Породенко Е.Е., Туркин Д.В. Результаты лечения некротизирующей инфекции у пациентов с хронической артериальной недостаточностью нижних конечностей. Хирургия. Журнал им. Н.И. Пирогова. 2019;10:43-49.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.