Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Николенко В.Н.

ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава России, кафедра нормальной анатомии, Москва, Россия

Оганесян М.В.

ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава России, кафедра нормальной анатомии, Москва, Россия

Конник В.Ю.

ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава России, кафедра нормальной анатомии, Москва, Россия

Орлов Е.А.

ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава России, кафедра нормальной анатомии, Москва, Россия

Синдром острого карпального канала с клинико-анатомической точки зрения персонифицированной медицины

Авторы:

Николенко В.Н., Оганесян М.В., Конник В.Ю., Орлов Е.А.

Подробнее об авторах

Просмотров: 3274

Загрузок: 73


Как цитировать:

Николенко В.Н., Оганесян М.В., Конник В.Ю., Орлов Е.А. Синдром острого карпального канала с клинико-анатомической точки зрения персонифицированной медицины. Хирургия. Журнал им. Н.И. Пирогова. 2019;(6):94‑100.
Nikolenko VN, Oganesyan MV, Konnik VYu, Orlov EA. Acute carpal tunnel syndrome regarding clinico-anatomical point of view in personified medicine. Pirogov Russian Journal of Surgery. 2019;(6):94‑100. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/hirurgia201906194

Туннельные повреждения срединного нерва (СН) являются одними из самых распространенных в практической деятельности нейрохирургов [1, 2]. Среди многочисленных заболеваний синдром карпального канала (СКК) наиболее значимый [1, 3]. Особенность карпального канала cостоит в широкой вариабельности «поведения» СН в данной области. Поэтому подробное изучение топографии, а также разбор редких клинических случаев может расширить представление об этой нозологии для предотвращения ятрогенных повреждений [4].

По последним данным [5], синдрому в большей степени подвержены женщины в возрасте 40—60 лет или мужчины со специфической профессиональной деятельностью. Частота встречаемости СКК объясняется множеством причин развития, среди которых приводящая к отеку травма в области запястья, объемные образования (гигрома, невринома, кисты, экзостоз, остеофит) [6], а также ревматические заболевания, составляющие до 80% общих причин [7]. Важно отметить, что к распространенным причинам синдрома относят длительную работу за компьютером, также приводящую к сдавливанию нерва [8]. Наиболее частой причиной возникновения СКК считают перелом костей лучезапястного сустава [9].

Острый СКК наиболее полисимптоматичен и включает прогрессирующую боль, парестезии, возникающие, как правило, сразу после травмы [10]. В связи со значительным увеличением давления (уменьшение диаметра наиболее узкого участка КК — на уровне головки головчатой кости) в канале нарушаются необходимый приток крови и соответственно проходимость для СН, что может привести к ишемической невропатии нерва. В норме давление в карпальном канале составляет 2,5 мм рт.ст., однако при остром СКК приближается к 30 мм рт.ст. Даже незначительное отсутствие нормальной перфузии крови может стать причиной отека, нарушения проводимости СН [5].

Топография срединного нерва в области кисти

СН проходит в сложноустроенном фиброзно-костном туннеле, окаймленном спереди 10 структурами: срединным нервом и 9 сухожилиями — поверхностным сгибателем пальцев, глубоким сгибателем пальцев и длинным сгибателем большого пальца (4+4+1) [1, 11, 12]. Сзади так называемый карпальный клапан прилежит к трехгранной, крючковидной, головчатой и ладьевидной костям, латерально — к бугорку ладьевидной кости, на границе с костью — к трапеции, медиально — к трехгранной, гороховидной костям и головке головчатой кости. В области ладони туннель покрыт глубокой фасцией предплечья, дистальным апоневрозом, разделяющим мышцы тенара и гипотенара, и поперечной связкой запястья. Последняя в силу своего сложного гистологического строения служит главной формирующей структурой карпального канала — так называемой крышей канала.

Вариации топографии срединного нерва

В среднем выделяют 3 типа топографических вариаций, которые необходимо учитывать в хирургических вмешательствах в связи с вероятностью принятия их за норму [4]:

1) особенность ветвления возвратной ветви СН;

2) раннее разделение СН;

3) взаимоотношения локтевого нерва (ЛН) и СН.

1. Возвратную ветвь (ВВ) СН в области кисти в большинстве пособий по анатомии описывают как первую мышечную ветвь после выхода из карпального канала. Однако В.В. интересна своей полиморфологичностью. Установлены еще как минимум 4 варианта (рис. 1):

Рис. 1. Варианты ветвления возвратной ветви срединного нерва внутри карпального канала (по Г. Джону [13]).
ветвление внутри канала (А), с локтевой стороны на выходе из канала (B), с лучевой стороны на выходе из канала — самый распространенный вариант (С) и сквозь поперечную связку запястья внутри канала (D).

Место, где эта ветвь отходит от СН, в ХХ веке значилось в хирургии «запретной зоной» кисти по Канавелу [14]. Область проксимальной трети складки возвышения большого пальца выделяли в связи с тем, что разрезы, проходящие в пределах этой области, могли сопровождаться повреждением двигательной ветви СН к мышцам тенара и соответственно нарушением их функции.

Развитие хирургии и новые данные о широкой вариабельности ветвления ВВ позволили в 2003 г. предложить наиболее универсальную область для определения расположения ВВ [15]. Данная зона обозначается методом пальпации для получения двух пересекающихся линий: от промежутка I и II пальца до бугорка ладьевидной кости и от крючковидной кости до пястно-фаланговой кожной складки большого пальца (рис. 2).

Рис. 2. Область для определения расположения возвратной ветви срединного нерва (по Г. Джону [13]).

2. Раннюю би- и трифуркацию СН стали замечать еще в ХХ веке, исследуя карпальный клапан [13]. Отмечены случаи образования добавочных ветвей поверхностного сгибателя пальцев (мышечная гипертрофия), проходящих между бифуркацией СН, что приводило к сдавливанию СН во время сгибания среднего пальца, увеличению давления в карпальном клапане и, как следствие, к СКК.

Однако обнаружение бифуркации при подозрении на СКК не может быть явным признаком заболевания. В клинической практике известен случай, когда у пациента наблюдали свойственную СКК симптоматику — боль при сгибании мизинца в течение 3 нед, высокую чувствительность в области крючковидной кости [16]. Рентгенограмма показала перелом крючка крючковидной кости и разрыв сухожилий сгибателя мизинца. В ходе операции обнаружена аномалия СН в виде бифуркации на уровне срединной артерии (СА). (Наличие последней — следствие отсутствия ее инволюции в период внутриутробного развития, и, исходя из последних данных [13, 17], вряд ли следует принимать существование СА за болезнь). Дистальное раздвоение нерва на лучевую и локтевую ветви не влияет на функцию СН (рис. 3).

Рис. 3. Дистальная бифуркация срединного нерва на локтевую и лучевую части (по М. Ибрахиму [16])
Так, лучевая ветвь давала начало моторной ветви и образовывала 1-ю общую пальцевую ветвь, локтевая делится на 2-ю и 3-ю общие пальцевые ветви, проходящие в тесной связи со СА в удерживателе сгибателей. Именно поэтому удаление крючка крючковидной кости и восстановление сухожилия оказались тем минимумом и в то же время максимумом, необходимым для лечения больного.

3. Тесная связь карнального клапана и канала Гийона, через который проходит ЛН, существует благодаря общей для нервов поперечной связке запястья [2]. Именно поэтому патологические изменения в области кисти, например липома кисти, чаще всего распространяются на оба канала [18]. Или же нарушение внутри одного канала способно повлиять на изменения в другом. По многочисленным данным [19—21], большинство нарушений проводимости ЛН, следствие существующего или устраненного поражения СН, в большинстве случаев СКК. По последним данным [19], сонографическое исследование не выявляет изменений ЛН, однако электрофизиологическое исследование отражает ухудшение его проводимости. Именно поэтому последнее — важный аспект диагностики СКК.

Другая причина тесной связи СН и ЛН — анастомозы, среди которых в области кисти анастомоз Рише—Канью (АРК) и анастомоз Бериттини (АБ) [21]. АРК, по последним исследованиям, составляющий в среднем 70% возможных анастомозов верхней конечности, представляет собой связь возвратной ветви СН и глубокой ветви Л.Н. Импульсообразующей структурой АРК может являться: 1) только СН, распространяясь в области анастомоза на ЛН; 2) только ЛН, что может быть опасным в случае СКК в связи с отсутствием симптоматики синдрома в начальных стадиях заболевания. Однако популярная теория абсолютной иннервации кисти ЛН была опровергнута [22]. Доказано, что функция АРК заключается в обеспечении иннервации мышц тенара, в то время как червеобразные мышцы при явном СКК не сокращаются.

Частота встречаемости АБ — связующей структуры между третьей общей ладонной артерией СН и четвертыми общей и собственной артериями ЛН — в различных исследованиях широко варьирует от 4 до 94% [4, 23]. Выявлены 3 типа АБ: 1) со связующей ветвью, идущей от ЛН к СН; 2) со связующей ветвью, идущей от СН к ЛН; 3) с множеством связующих ветвей, расположенных диффузно (рис. 4).

Рис. 4. Типы анастомоза Бериттини. СВ — связующая ветвь; ЛН — локтевой нерв; СН — срединный нерв (по Д. Рою [23]).

В силу распространенности АБ анастомоз приняли за норму [23]. И даже относительно самого АБ встречаются уникальные вариации. В 2013 г. описана интересная связь между СН и ЛН, а именно наличие 4 переплетений между нервами [4]. Первая и вторая петли — на ветви СН, третья петля — в месте АБ, четвертая — на ветви ЛН (рис. 5).

Рис. 5. Связь срединного и локтевого нервов в виде четырех переплетений. 1, 3, 4 — первая, вторая, третья общие ладонные ветви срединного нерва (СН); 2 — собственно ладонная ветвь СН; 5 — четвертая общая ладонная ветвь локтевого нерва (ЛН); 6 — собственно ладонная ветвь ЛН; ВВ — возвратная ветвь СН; АБ — анастомоз Бериттини (по С. Сриниваса [4]).

Выявление такого случая в ходе операции по освобождению СН требует знаний о подобных вариантах, так как повреждение любой его петли способно повлиять на проводимость ЛН.

Диагностика синдрома карпального канала

Говоря об остром СКК, нельзя ссылаться лишь на тесты Тинеля и Фалена в силу схожих признаков диагностики с другими неврологическими заболеваниями. В частности, симптоматика СКК и неврапраксии во многом схожа [24]. Однако последняя, как правило, носит временный характер, в то время как отличительной особенностью острого СКК является быстрая манифестация, например полная гипотрофия мышц большого пальца. Возможный ошибочный предварительный диагноз СКК говорит о логичности градационной диагностики. Так, рентгенография и компьютерная томография не покажут структуры СН, однако выявят патологические изменения костей данной области, если они существуют. Последнее, как упоминалось выше, может быть единственной причиной нарушения проводимости СН [13, 17]. Наиболее распространенные причины острого СКК необходимо выявлять с помощью электронейромиографа, имеющего чувствительность до 94% [12, 25]. В норме проводимость СН в КК составляет 55 м/с, в случае синдрома — до 61 м/с. У пациентов с острым СКК отмечаются нормальные костные структуры и отсутствие ухудшения проводимости СН, однако симптоматика соответствует СКК. В таких случаях необходимо расширить комплекс диагностических процедур [26].

Самым простым, быстрым и доступным методом диагностики синдрома является ультрасонография, к диагностическим признакам которой относят утолщение СН проксимальнее карпального канала, уплощение или уменьшение толщины нерва в дистальном отделе этой же области, понижение эхогенности нерва до входа в канал, утолщение и повышение эхогенности удерживателя сгибателей [27]. Подтверждением служит исследование, проведенное в 2009 г. в Центральном научно-исследовательском институте травматологии и ортопедии им. Н.И. Пирогова (Москва) совместно с ФГАУ НМИЦ нейрохирургии им. акад. Н.Н. Бурденко. При выполнении работы сформировали две группы — здоровые пациенты и пациенты с наличием соответствующих жалоб. Выполнено УЗИ, при котором проведено сравнение нормы и патологических изменений. Высокие показатели чувствительности (91%) и специфичности (94%) ультрасонографии выявили один из выше освещенных признаков — утолщение карпальной связки [28].

Мнения о допплерографии в научной литературе расходятся. Некоторые исследователи отмечают, что допплер-изображения не несут точной информации о состоянии кровотока в области запястья, что очень важно в диагностике СКК [29]. Однако есть исследования, которые, наоборот, подтверждают преимущество данного метода для более точной диагностики кровотока в силу увеличения показателей точности и чувствительности в 2 раза [28]. Отмечена необходимость в допплерографии в случае явной отечности, возникшей в результате гиперемии СН — характерного признака, за которым, как правило, следует недостаточное кровоснабжение нерва (в случае острого СКК) [5]. Данные расхождения могут свидетельствовать о разных сроках исследования: известно, что первым симптомом СКК является ухудшение кровоснабжения СН, что по ошибке можно принять за несовершенство метода диагностики.

Среди ультразвуковых методов решающее значение принадлежит новейшему методу превосходной микрососудистой визуализации, который в силу усовершенствованных показателей может объяснять состояние кровоснабжения СН [29]. Тем не менее и у данного метода возможны падения чувствительности или специфичности. Таким образом, в настоящее время нельзя выделить превалирующий метод скрининговой диагностики. Для более явной картины необходимо расширить обследование с помощью разных типов диагностических приборов.

Метод магнитно-резонансной томографии (МРТ) встречается примерно в 50% диагностических алгоритмов. Однако некоторые исследователи не находят преимуществ у данного метода. Так, в Германии в ходе исследования СКК у женщины группа ученых не отрицала достоверность диагноза, поставленного по результатам МРТ, однако точность изображения при МРТ оказалась меньше в 6 раз по сравнению с изображением при УЗИ [30]. Более того, электронейромиография отличается большей точностью по сравнению с МРТ в силу низкой чувствительности последнего к туннельным структурам, к тому же стоимость МРТ высокая [5, 29, 31].

Именно персонифицированный подход к пациенту способствует качественной диагностике. Последние исследования позволяют заметить, что при поражениях СН, сопровождающихся явными признаками воспаления или деструкции, целесообразнее для постановки диагноза использовать УЗИ из-за возможности выявить наличие или отсутствие нейротмезиса [32]. А для предоперационного (и послеоперационного) обследования с целью выявления признаков расширения карпального канала, а также уровня резекции связки [33] более подходит МРТ. Особенно важным свойством МРТ в предоперационный период является возможность обозначить четкие границы в топографии СН, которая, как говорилось выше, широко вариабельна [34].

Лечение

Острый СКК требует немедленных хирургических вмешательств [31]. Операция представляет собой рассечение поперечной связки запястья с целью уменьшения давления в запястном туннеле [25, 31]. Задача хирургического вмешательства заключается не только в лечении, но и в малоинвазивности, быстром восстановлении пациента. Целесообразно сравнить 2 наиболее распространенных метода в работе нейрохирургов — микрохирургическую (МД) и эндоскопическую (ЭД) декомпрессии СН.

В многочисленных исследованиях, в которых сравниваются эти методы, отмечены плюсы и минусы как МД, так и ЭД, однако конечный результат один — уменьшение площади поперечного сечения СН, в частности устранение припухлости в проксимальной части карпального канала [35, 36].

МД — относительно длительная операция, требующая значительной площади визуализации, проводится под более длительной общей анестезией, а впоследствии может сопровождаться долгим и болезненным заживлением послеоперационной раны [37, 38].

Новейшим и самым малоинвазивным для пациента методом лечения является ЭД [37]. Эту операцию выполняют с использованием особой канюли, которую вводят в карпальный канал. ЭД менее продолжительна, следовательно, легче переносится пациентом в послеоперационном периоде. Несмотря на совершенствование эндоскопической хирургии, заключения многих исследований сводятся к демонстрации недостатков ЭД [39, 40]. Причина — слишком сложно устроенный карпальный канал, что затрудняет проведение полноценной декомпрессии из-за недостаточной визуализации анатомических структур. Как следствие, рецидив заболевания через полгода после операции [41].

Необходимо помнить о часто встречающихся индивидуальных топографических строениях СН и его области, которые нельзя путать с патологическими изменениями как при анализе конкретного случая, так и в ходе операции. Следует проводить полный комплекс диагностических процедур с целью получения максимально точного результата. Постановка диагноза и лечение требуют высокой квалификации хирурга, который должен обладать актуальной информацией и выстраивать персонифицированный подход к каждому пациенту. Это уменьшает излишнюю инвазивность и предотвращает осложнения заболевания.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

The authors declare no conflict of interest.

Сведения об авторах

Николенко В.Н.— https://orcid.org/0000-0002-6033-3427

Оганесян М.В. — https://orcid.org/0000-0001-6432-5179

Конник В.Ю.— https://orcid.org/0000-0002-1171-5832

Орлов Е.А.— https://orcid.org/0000-0003-4960-9135

Автор, ответственный за переписку: Конник В.Ю.— e-mail: vikcii1999@gmail.com

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.