Своевременная идентификация и лечение сифилиса являются важной составляющей вторичной профилактики его осложнений. Специалисты дерматовенерологи и смежные специалисты должны быть знакомы с атипичными проявлениями инфекции. Снижение заболеваемости ранними формами сифилиса в России в настоящее время в какой-то степени «усыпляет» бдительность врачей. Между тем после затухания эпидемии регулярно выявляются больные сифилисом со скрытыми, атипичными, а также поздними формами заболевания. Симптомы сифилиса многообразны: нередко они «копируют» проявления других болезней [1].
В настоящей статье мы представили наблюдения своеобразных, редких и атипичных проявлений сифилиса, которые могут привести к необратимым косметологическим дефектам. Так, интересен случай гангренозно-фагеденичного твердого шанкра у мужчины 47 лет (рис. 1). За 2 мес назад до обращения к врачу он имел случайный половой контакт с малознакомой женщиной. Спустя 3 нед появилась язва, которая постепенно увеличивалась, появилась нестерпимая боль. Нетрепонемный (НТТ) и трепонемные тесты (ТТ) были резко положительны.
У женщины 21 года подобное осложнение твердого шанкра привело к стойкому дефекту гениталий (рис. 2). При госпитализации пациентка находилась на 35-й неделе беременности. В отделяемом из язвы обнаружена бледная трепонема. Язвенный дефект, существующий 10 дней, постепенно расширялся, что привело к мутиляции нижней трети левой половой губы. Между тем эта экзантема была безболезненной с плотным инфильтратом в основании. На 11-й день ампициллинотерапии (в анамнезе аллергия к пенициллину) процесс стабилизировался. В настоящее время сохраняется гигантский рубец.
Гораздо разнообразнее клинические проявления во вторичном периоде сифилиса. Например, пустулезные сифилиды, наблюдаемые обычно у лиц со сниженным иммунитетом, страдающих тяжелыми хроническими заболеваниями, либо алкогольной или наркотической зависимостью. К нам обратилась беременная 18 лет на сроке беременности 34 нед с акнеиформными и вариолиформными сифилидами (рис. 3). Со слов больной, после сильного переохлаждения появились гнойничковые высыпания в области бедер, на ладонях и подошвах, пятна на коже живота, а также отек и жжение в области половых губ. НТТ и ТТ были резко положительны. В течение недели содержимое пустулы ссыхалось в корочки, а затем высыпания разрешались, оставляя пигментацию буроватого цвета или атрофические рубцы.
С импетигоподобным сифилидом обратился мужчина 48 лет, у которого элементы локализовались на лбу, в области подбородка и в углу глаза (рис. 4, 5, 6). Начало заболевания характеризовалось появлением папул темно-красного цвета диаметром около 1 см. Через 3—4 дня элементы в центральной части подвергались гнойному распаду, формируя тонкостенные пустулы, которые быстро ссыхались в массивные слоистые корки желтовато-коричневого цвета.
«Злокачественную» разновидность пустулезного сифилида представляет эктимоподобный (рис. 7). Он появляется не ранее, чем через полгода после инфицирования. Возникает уплотнение кожи, затем пустула ссыхается в плотную бурую или черную корку, как бы вдавленную в кожу. Корка окружена медно-красным венчиком. Эктима постепенно увеличивается до 3—3,5 см. Под коркой обнаруживают язву с некротическими массами желтовато-серого цвета. После заживления язвы образуется пигментированный рубец.
Через 4—6 мес (и вплоть до 12 мес) после заражения наблюдается лейкодерма (пигментный сифилид) — проявление вторичного периода [2]. Существует лейкодерма длительно и исчезает через 6—12 мес, а иногда через 2—4 года даже при адекватном лечении. Локализуется пигментный сифилид чаще всего на коже задней поверхности шеи (96%), в области, прилегающей к подмышечным впадинам, на спине, груди (боковых поверхностях) и на животе. Различают три разновидности сифилитической лейкодермы:
— пятнистую — пятна белого цвета рельефно выступают, окружены довольно широкими пространствами гиперпигментированной кожи (рис. 8);
— кружевную (или сетчатую) — тонкие участки гиперпигментации образуют сетку вокруг белых пятен подобно кружеву (рис. 9);
— мраморную (или смешанную), при которой первоначальная пигментация была нерезкой, и поэтому контраст между депигментированными пятнами и гиперхромными невелик, что создает впечатление грязной кожи без резко выступающих пятен.
В те же сроки что и лейкодерма, возникает сифилитическая алопеция. Различают ее очаговую и диффузную формы. На волосистой части головы появляются округлые очаги диаметром 1—1,5 см. Диффузная алопеция характеризуется равномерным выпадением волос. Наличие у одного больного как мелкоочагового, так и диффузного облысения позволяет предположить смешанную форму алопеции (рис. 10).
Нами зафиксировано редкое проявление сифилиса у девушки 28 лет: специфическое облысение бровей, ресниц, подмышечных впадин и лобка без поражения волосистой части головы (рис. 11). Патогенез мелкоочаговой алопеции связывают с прямым воздействием бледных трепонем на волосяной фолликул через развитие в его окружности специфического инфильтрата, нарушающего питание волосяного фолликула.
В настоящее время нередки случаи врожденного сифилиса. Специалисты смежных профессий (особенно педиатры) должны быть знакомы с клиникой и лабораторной диагностикой врожденного сифилиса. Так, 1,5-месячному новорожденному с инфильтрацией Гохзингера педиатр выставил диагноз себорейной экземы, что указывает на отсутствие настороженности и недостаточном объеме знаний о клинических проявлениях раннего врожденного сифилиса. В очагах поражения кожа сухая, с трещинами и кровоточивостью. Заживают трещины белесоватыми рубчиками (рубцы Робинсона—Фурнье) [3]. При этом кожа интенсивно-красная или красно-буроватая, как бы смазанная лаком, с пластинчатым шелушением.
Нам представляется, что обсуждение в статье редких, атипичных проявлений сифилиса позволит дерматовенерологам и врачам других специальностей своевременно привлечь пациента к обследованию, выставить диагноз и провести полноценное лечение.