Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.
Идентификация микобактерий, выделенных из содержимого трофических язв больных лепрой
Журнал: Клиническая дерматология и венерология. 2015;14(5): 28‑31
Прочитано: 1110 раз
Как цитировать:
Лепра — хроническое инфекционное заболевание, вызываемое патогенной для человека Mycobacterium leprae, с преимущественным поражением кожи, слизистых оболочек и периферической нервной системы. Несмотря на успехи в лечении лепры с помощью химиотерапии как во всем мире, так и в России, сохраняется опасность инвалидизирующих последствий лепрозного процесса. Речь идет о прогрессировании нейротрофических осложнений у части больных лепрой после окончания стандартной антибактериальной терапии, что приводит иногда к необратимой тяжелой инвалидности с потерей трудоспособности и социальной активности личности. К таким нейротрофическим осложнениям относятся лепрозные нейропатии и трофические язвы. Частота трофических язв у больных лепрой в различных регионах мира достигает 10—50% [1, 2]. В 70—90% случаев язвы располагаются на подошвенной поверхности стопы. По мнению ряда авторов [1, 3], ведущая роль в возникновении нейротрофических язв стоп у больных лепрой отводится специфическому невриту, приводящему к анестезии кожи. В то же время другим определяющим патогенетическим фактором развития трофических язв при лепре (как и при сахарном диабете) являются сосудистые нарушения [4, 5]. Лепрозные и диабетические трофические язвы имеют сходную клиническую картину. Изъязвления наблюдаются на деформированной стопе с натоптышами и омозолелыми краями. Язвы могут проявляться обширными гнойно-некротическими изменениями глубоких тканей. Как у больных лепрой, так и у пациентов с сахарным диабетом такие изменения отличаются длительным течением с высокой резистентностью к проводимой терапии и частыми рецидивами. Лечение трофических язв нижних конечностей любой этиологии является весьма актуальной проблемой в медицинском и социально-экономическом плане [6]. В истории лепрологии использовались различные методы лечения таких язв с разной степенью эффективности [2, 7]. Современная программа лечения трофических язв базируется на принципе этапности и рационального сочетания компрессионного, хирургического и медикаментозного лечения [8]. Успешность медикаментозного лечения в первую очередь обусловлена правильным подбором антибактериальных средств, что связано с идентификацией возбудителей вторичной флоры в трофических язвах. Определение микрофлоры язв, особенно часто рецидивирующих, может помочь в поиске новых подходов к их предупреждению и лечению. Ранее было показано, что патогенная микрофлора с превалированием различных видов стрептококков и стафилококков наблюдалась в содержимом трофических язв у 89,3% больных лепрой [9]. Определение микобактериальной флоры практически не проводилось из-за трудоемкости методов идентификации. И только после открытия молекулярно-генетических методов возможности изучения содержимого язв на наличие микобактериальной флоры значительно расширились.
Цель настоящего исследования — молекулярно-генетическая идентификация микобактерий, выделенных из содержимого трофических язв больных лепрой.
Обследованы 15 больных лепроматозной лепрой в стадии регресса, у которых на подошвенной поверхности стоп отмечались нейротрофические язвы. Все больные находились на стационарном лечении в Научно-исследовательском институте по изучению лепры (НИИЛ). В качестве группы сравнения организована группа из 13 больных сахарным диабетом, также имеющих подошвенные трофические язвы. Группы больных были сопоставимы по полу и возрасту. Материалом для исследования служили соскобы с трофических язв стоп больных лепрой и сахарным диабетом. Перед взятием соскоба поверхность язв обрабатывалась тампоном, смоченным стерильным физиологическим раствором. Для молекулярно-генетической идентификации микобактерий материал собирался одноразовой стерильной палочкой с краев и из центра язв и помещался в пробирку с транспортной средой.
Для установления наиболее чувствительных методов выделения ДНК микобактерий из трофических язв экстракцию проводили из одних и тех же образцов четырьмя различными методами. М1 — выделение ДНК методом, основанным на лизисе нуклеиновых кислот лизирующим раствором («Проба-НК» НПФ «ДНК-технология», Россия); М2 — автоматический метод выделения ДНК набором реагентов (GXT DNA/RNA GenoExtraction Kit) на станции GenoXtract («HainLifescience», Германия); М3 — выделение ДНК набором реагентов GenoLyse («HainLifescience», Германия); М4 — выделение ДНК с помощью 5% бычьего сывороточного альбумина.
Амплификация ДНК осуществлялась с использованием основанного на DNA-STRIP технологии комплекта реагентов и праймеров фирмы «HainLifescience» (Германия):
1) набор GenoType Leprae DR, позволяющий молекулярно-генетически идентифицировать M. leprae и ее устойчивость к рифампицину, офлоксацину, дапсону;
2) набор GenoType Mycobacterium CM (CommonMycobacteria), выявляющий 14 видов микобактерий, таких как: M. avium ssp., M. chelonae, M. abscessus, M. fortuitum, M. gordonae, M. marinum/M. ulcerans, M. intracellulare, M. scrofulaceum, M. interjectum, M. kansasii, M. malmoense, M. peregrinum, M. xenopi и комплекс M. tuberculosis;
3) набор GenoType Mycobacterium AS, обеспечивающий идентификацию 16 видов редко встречающихся микобактерий: M. simiae, M. mucogenicum, M. goodi, M. celatum, M. smegmatis, M. genavense, M. lentiflavum, M. heckeshornense, M. szulgai/M. intermedium, M. phlei, M. haemophilum, M. kansasii, M. ulcerans, M. gastri, M. asiaticum и M. shimoidei.
Полимеразно-цепную реакцию (ПЦР) проводили на термоциклерах Терцик (НПФ «ДНК-технология», Россия). В зависимости от выбранных праймеров применяли от 30 до 50 циклов амплификации. Гибридизацию амплифицированной ДНК выполняли на автоматическом приборе GT-Blot-48 («HainLifescience», Германия). Учет результатов осуществлялся визуально с помощью прилагаемого к каждому набору шаблона и в автоматическом сканирующем устройстве GenoScan («HainLifescience», Германия).
При выделении ДНК методами М1—М4 установлено, что все методы достаточно эффективны. Наиболее чувствительным оказался метод М4, при экстракции которым в трофических язвах обнаруживались микобактериальные ассоциации, в отличие от других методов, при использовании которых в тех же образцах выявлялся только один вид микобактерий. Следовательно, имеющиеся отечественные наборы и реагенты для экстракции ДНК ничем не уступают в эффективности импортным аналогам.
При исследовании образцов на наличие возбудителя лепры комплектом реагентов GenoType Leprae DR у 3 пациентов в соскобах трофических язв были обнаружены ДНК M. leprae. У 2 из них выявлялся «дикий» тип M. leprae с высокой чувствительностью к трем основным противолепрозным препаратам. У третьего больного с вялотекущими трофическими язвами, не поддающимися стандартному лечению, был выявлен «мутантный» штамм M. leprae, характеризующийся устойчивостью к дапсону, рифампицину и офлоксацину.
Комплектом реагентов GenoType Mycobacterium CM почти у половины больных лепрой (46,7%) в трофических язвах выявлены ДНК различных видов микобактерий. Из них с самой высокой частотой (40,0%) идентифицировалась M. scrofulaceum, M. avium встречалась в 26,7%, M. abscessus, M. fortuitum и M. kansasii — в 20,0%, M. xenopi — в 13,3% случаев.
В соскобах с трофических язв от больных сахарным диабетом у 4 из них определялись ДНК пяти видов нетуберкулезных микобактерий, из которых M. scrofulaceum и M. kansasii обнаруживались в 15,4% случаев, в единичных случаях определялись M. avium, M. malmoense и M. fortuitum.
При исследовании образцов с использованием праймеров GenoType Mycobacterium AS как у больных лепрой, так и у пациентов с сахарным диабетом ни один из определяемых набором видов микобактерий не был обнаружен.
Таким образом, в трофических язвах у больных лепрой и сахарным диабетом выявляются нетуберкулезные микобактерии. Кроме того, у больных лепрой в 20,0% случаев в язвах идентифицировалась ДНК M. leprae.
Язвы стоп ввиду своего анатомического расположения и частых обострений подвержены колонизации бактериями и присоединению вторичной инфекции, что затрудняет процессы регенерации. Все это определяет тактику ведения таких больных [7]. Бактериологическое исследование отделяемого язв выявляет, как правило, широкий спектр патогенных микроорганизмов как аэробного, так и анаэробного характера, причем в большинстве случаев превалирует сочетанная микрофлора. Так, T. Lema и соавт. [10] при изучении микрофлоры язв у больных лепрой обнаружили 44% грамположительных и 56% грамотрицательных бактерий. L. Gellati и соавт. [11] при изучении содержимого трофических язв у 16 больных лепрой выявили в 80% случаев рост грамотрицательных бактерий, в 63% — грамположительных кокков, в 36% — смешанной микрофлоры. Чаще всего у больных, находящихся на лечении в НИИЛ, высевались Staphylococcus aureus и Pseudomonas aeruginosa [9]. В комплексной терапии таких пациентов применяют различные антибиотики, но антибиотикотерапия иногда не дает желаемого эффекта. Важную роль в возникновении и прогрессировании трофических язв играет симбиоз патогенных и сапрофитных микроорганизмов. Именно этим микроорганизмам принадлежит патогенетическая роль в поддержании местной воспалительной реакции. Большинство патогенных бактерий может поражать костную ткань, в 80—90% случаев основным этиологическим агентом остеомиелитов считается S. aureus [12, 13]. Однако наличие атипичных микобактерий также может приводить к длительному течению трофических язв и создавать трудности в лечении как при лепре, так и при сахарном диабете. Нетуберкулезные микобактерии повсеместно распространены в окружающей среде. Они существуют в широком диапазоне патогенности для человека от сапрофитных до потенциально патогенных видов, способных вызывать заболевания. Следовательно, колонизация человека микобактериями (временная или постоянная) — довольно распространенное явление. Эта колонизация может повлечь за собой инфекцию или вызвать усугубление тяжести основного заболевания или его осложнений. Так, M. abscessus и M. fortuitum часто обнаруживаются при абсцессах в местах инъекций или вакцинаций, в том числе и у больных сахарным диабетом [14]. Поражения на коже в виде язв, абсцессов могут быть вызваны микобактериями M. avium complex при их прямом проникновении при травматизации кожи, хирургических манипуляциях [15], а M. scrofulaceum часто является причиной лимфаденитов [16]. M. avium complex, M. kansasii и в меньшей степени M. xenopi, а в некоторых регионах и M. scrofulaceum могут вызывать различную легочную патологию [17]. Чаще всего это происходит у пациентов с ослабленным иммунитетом, например, у ВИЧ-инфицированных. Нельзя исключать вероятность того, что эти микобактерии могут влиять на костную ткань, приводя к развитию остеомиелитов. Колонизация трофических язв больных лепрой различными микобактериями, возможно, связана не только с нарушениями иммунного ответа, но и с толерантностью, обусловленной общими антигенными детерминантами данных микобактерий и микобактерий лепры.
Таким образом, на основании результатов проведенного исследования можно заключить, что у больных лепрой, находящихся в стадии клинического регресса, в трофических язвах присутствует и микобактериальная микрофлора, в том числе и M. leprae. В настоящее время накоплен большой опыт по выявлению и лечению бактериальной флоры в трофических язвах больных лепрой [7, 10, 11]. Однако мы не встретили работ по микобактериальной идентификации содержимого трофических язв. Эти микобактерии нелегко было определять в связи с трудоемкостью специализированных (культуральных и биохимических) методов идентификации. И только в последние годы в связи с достижениями в области таксономии, базирующейся на знаниях генетики микобактерий, стало возможным быстро идентифицировать микобактерии.
Возможно, именно присутствие различных микобактерий в содержимом язв, помимо других провоцирующих факторов, создает трудности в лечении и способствует хронизации процесса. Изучение частоты и характеристик микобактериальной флоры трофических язв различной этиологии необходимо для оптимизации схем антибиотикотерапии. Так, например, сообщалось об эффективном лечении кларитромицином гранулематозного дермального инфильтрата, вызванного M. scrofulaceum [18]. Кроме того, была показана высокая активность спарфлоксацина, азитромицина при лечении микобактериозов [19].
Таким образом, у больных лепрой выявлена не только колонизация трофических язв различными микобактериями, но и наличие в них резистентных к лекарственным средствам штаммов M. leprae. Следовательно, применение у этих больных антибиотиков, не входящих в перечень основных противолепрозных препаратов, но обладающих высокой антимикобактериальной активностью, может сыграть существенную роль при лечении больных лепрой с хроническими трофическими язвами, особенно резистентных к стандартной терапии.
Подтверждение e-mail
На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.
Подтверждение e-mail
Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.