Внешний вид кожи, ее основные свойства (тургор, эластичность и др.) определяются архитектоникой фибриллярного состава и степенью гидратации кожи. В дерме гели из полисахаридов и белков заполняют объем и противостоят сжатию. В то время как коллаген обеспечивает прочность матрикса и позволяет противостоять растяжению, протеогликаны, заполняя промежутки между коллагеновыми волокнами, обеспечивают комплементарную функцию – устойчивость к сжатию. Притягивая воду, протеогликаны набухают, и развивается давление, уравновешиваемое натяжением коллагеновых волокон, переплетенных с протеогликанами. Такой плотный и упругий матрикс прекрасно противостоит сжатию. К другим функциям протеогликанов относится создание гелей с разными размерами пор и разной плотностью заряда, действующих в качестве фильтров и регулирующих прохождение молекул через межклеточное вещество. Протеогликаны могут связывать секретированные факторы роста и другие сигнальные молекулы; они могут регулировать миграцию клеток через матрикс, одновременно влияя и на сами клетки, их продуцирующие [1].
При старении происходит сначала медленное, а затем резкое нарастание атрофических изменений почти во всех структурах кожи. Под воздействием вредных факторов окружающей среды повреждение эпидермального барьера дополнительно усиливается. Кроме того, с возрастом отмечается замедление восстановления барьерных функций кожи [2]. Возрастные изменения эпидермиса оказывают влияние и на структуру дермы.
Старение дермы выражается в снижении количества и уровня функциональной активности фибробластов, что приводит к изменению свойств межуточного вещества. Нарушается баланс между процессами синтеза и деградации компонентов дермы. С одной стороны, происходит снижение активности фибробластов по синтезу внеклеточных матричных протеинов (коллагена, эластина, фибриллина, гликозаминогликанов), с другой — повышение продукции разрушающих их протеолитических ферментов разными клетками дермы [3].
При старении обнаружено пропорциональное уменьшение содержания коллагеновых и эластических волокон, причем показатель их соотношения с возрастом может оставаться стабильным (4,75±0,9) [4]. Максимальные качественные изменения в составе гликозаминогликанов наблюдаются к 50 годам, что нередко соответствует возрасту менопаузы [5]. Возрастные особенности состава основных компонентов дермы не могут не отражаться и на функциональных параметрах дермы.
Цель нашего исследования — изучение эластичности кожи у женщин разных возрастных групп в области лба и шеи.
Материал и методы
На кафедре косметологии ФГБОУ ВО «Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова» Минздрава России с 2010 по 2016 г. у женщин измерялась эластичность кожи в определенных точках лица и шеи по поводу выполнения различных научно-исследовательских работ. Научный интерес вызвало изучение эластичности кожи лба и шеи (рис. 1).
Обследованных женщин разделили на возрастные группы без учета типа старения и особенностей фотостарения.
Критерии включения: женщины с неповрежденной кожей лица и шеи, возраст от 20 до 60 лет, подписавшие информированное согласие на участие в исследовании.
Критерии исключения: сопутствующая тяжелая патология (например, злокачественные новообразования, наклонность к кровотечениям, сердечно-сосудистая недостаточность, почечная, печеночная или легочная недостаточность, гипертоническая болезнь III стадии, активный туберкулез, эпилепсия, психические заболевания, заболевания крови, кахексия); лихорадка; беременность, лактация; воспалительные, инфекционные процессы на коже; аутоиммунные заболевания; пластические операции, проведенные в области лица и шеи; предшествовавшие менее года косметологические процедуры (контурная пластика, ботулинотерапия, мезотерапия, радиоволновой лифтинг и др.); наличие в анамнезе процедуры нитевого лифтинга.
Эластичность кожи лба была определена у 184 женщин, которые составили четыре группы сравнения: участницы 1-й группы входили в возрастную группу от 20 до 30 лет (n=22), во 2-ю — от 31 года до 40 лет (n=62), в 3-ю — от 41 года до 50 лет (n=56), в 4-ю — от 51 года до 60 лет (n=44).
Эластичность кожи шеи была определена у 162 женщин, которые составили четыре группы сравнения: участницы 1-й группы входили в возрастную группу от 20 до 30 лет (24), во 2-ю — от 31 года до 40 лет (n=50), в 3-ю — от 41 года до 50 лет (n=49), в 4-ю — от 51 года до 60 лет (n=39).
Для измерения эластичности кожи использовали прибор Cutometer MPA 580 («Courage & Khazaka», Германия). В основе измерения эластичности кожи с помощью прибора Cutometer MPA 580 лежит принцип создания отрицательного давления на поверхности кожи; прибор подключается через USB-порт к компьютеру. Сопротивляемость кожи к отрицательному давлению, а также ее способность возвращаться в исходное состояние выводятся на дисплей в виде кривых в конце каждого измерения. С помощью полученных кривых рассчитывали параметры эластичности кожи (табл. 1). Физический смысл и основа расчета указанных параметров представлены на стандартной кривой (рис. 2).
Кривая эластичности кожи (см. рис. 2) состоит из двух частей: фаза всасывания и фазы расслабления. Первую часть кривой рассматривают как упругий компонент (упомянут в литературе как Ue). Вторая часть кривой характеризует вязкоупругий компонент кожи, главным образом пластический компонент. Этот пластический компонент характеризует параметр Uv. Значение Uv очень высоко в стареющей коже. После фазы всасывания вакуум в датчике сбрасывается до 0 мбар. В вязкоупругом материале, таком как кожа, определяются две части кривой. Первую часть кривой рассматривают как упругий компонент, и он упомянут в литературе как Ur. Вторая часть кривой характеризует вязкоупругий, пластический компонент (Ua—Ur), который возвращается к 0. Ur и Uf почти одинаковы в очень молодой и упругой коже, тогда как Ur намного меньше в стареющей коже. Параметры R3, R4 и R9 вычисляются после записи нескольких повторных циклов (рис. 3, 4).
Исследования выполняли в помещении для определения функциональных параметров кожи в стандартных условиях: температуре 22 °C и относительной влажности 40—50%. Перед исследованием пациентка для адаптации находилась в помещении не менее 15 мин.
Для выявления возрастных различий по показателям эластичности кожи был проведен однофакторный дисперсионный анализ (ANOVA). Внутригрупповые различия выявляли с использованием апостериорных критерией, в частности критерия Тьюки (Tukey HSD). Достоверность различий принимали на уровне p≤0,05.
Результаты и обсуждение
1. Для оценки влияния возраста на параметр эластичности кожи лба провели однофакторный дисперсионный анализ (табл. 2).
Анализ результатов показал, что возрастной фактор оказывает влияние только на часть парамет-ров (R2, R4, R5, R7 и R9) эластичности кожи лба (F>1; p≤0,05).
В табл. 3 приведены средние значения парамет-ров эластичности кожи лба в разных возрастных группах пациентов.
Для показателей эластичности кожи лба достоверные различия в возрастных группах выявлены по 5 параметрам из 12.
Опираясь на полученные результаты в области кожи лба, следует отметить, что в группе показателей R0, R1 и R8, относящихся к растяжимости кожи, значимых изменений с возрастом не происходило (p>0,05).
В группе параметров R2, R5 и R7, отражающих степень упругости кожи, показатели R2 (после 50 лет), R5 и R7 снижались с возрастом (p<0,05).
В группе параметров R3, R4 и R9, отражающих «эффект утомления» кожи лба, показатель R4 постепенно увеличивается (p<0,05), показатель R9 снижается после 30 лет (p<0,05).
Показатель R6 отражает вязко-упругие свойства кожи и изменяется разнонаправлено.
Показатели F0 и F1 с возрастом незначительно увеличиваются (p>0,05), свидетельствуя о некоторой тенденции к уменьшению упругости кожи.
Таким образом, в наибольшей степени отражают возрастные изменения кожи лба показатели R2, R4, R5 и R7.
По сравнению с возрастной группой 20—30 лет с каждым десятилетием показатель упругости кожи лба R2 снижался до 91, 94 и 85% соответственно; показатель R5 (упругие свойства кожи) снижался до 78, 85 и 71%; показатель R7 (упругость) снижался до 47, 51 и 43%; показатель R4 («эффект утомления») повышался до 128, 144 и 146%; показатель R9 снижался до 81, 84 и 74%; показатель F1 ухудшался до 147, 153 и 147% соответственно.
2. Для оценки влияния возраста на параметр эластичности кожи шеи также проведен однофакторный дисперсионный анализ (табл. 4). Возрастной фактор оказывает влияние на большинство параметров указанной зоны (F>1; р≤0,05).
В табл. 5 приведены средние значения парамет-ров эластичности кожи шеи в разных возрастных группах пациенток.
Результаты сравнения между группами показали, что достоверные различия по показателям эластичности кожи шеи появляются между группами 20—30 лет и 31—40 лет (R7, F0), между группами 20—30 и 41—50 лет (R2, R4, R7, F0), между группами 20—30 и 51—60 лет (R0, R1, R2, R4, R6, R7, R8, R9, F0, F1).
В группе показателей R0, R1 и R8 растяжимость кожи шеи (R0) снижалась к старшей возрастной группе (p<0,05), показатель R1 постепенно нарастал к старшей возрастной группе (p<0,05), показатель R8 постепенно снижался с возрастом, значимые различия (p<0,05) наблюдались с группами 20—30 и 31—40 лет.
В группе параметров R2, R5 и R7, отражающих степень упругости кожи, показатель R2 постепенно снижался с возрастом и по сравнению с группами 20—30 и 31—40 лет имел значимые различия в возрастных группах 41—50 и 51—60 лет (p<0,05), показатель R7 также постепенно снижался с возрастом и по сравнению с группой 20—30 лет имел значимые различия со всеми остальными группами пациентов; показатель R5 неравномерно снижался в группах после 20—30 лет. В данной группе все три показателя имеют самые высокие значения в группе 20—30 лет.
В группе параметров R3, R4 и R9, отражающих «эффект утомления» кожи шеи, показатель R3 медленно снижается, R9 значимо увеличивается в старшей возрастной группе, показатель R4 постепенно увеличивается до значимых величин в группах 41—50 и 51—60 лет.
Показатель R6 отражает вязко-упругие свойства кожи и постепенно увеличивается от 20 до 50 лет, значимо — до 60 лет. Рост этого показателя свидетельствует о снижении эластичности кожи.
В группе показателей F0 и F1 существует тенденция к увеличению значений с возрастом (уменьшение упругости), для параметра F1 эти значения статистически значимы к 60 годам, а для F0 уже достоверно увеличивается в группах 31—40, 41—50 и 51—60 лет.
Таким образом, с возрастом наиболее однородно в коже шеи изменяются показатели R1, R2, R4, R6, R7, F0.
По сравнению с возрастной группой 20—30 лет с каждым десятилетием показатель растяжимости кожи R1 увеличивался до 119, 170 и 193%; показатель упругости кожи шеи R2 снижался до 97, 88 и 84%; R7 снижался до 66, 58 и 51% соответственно; показатель R4 («эффект утомления») повышался до 141, 184 и 227%; показатель R6 (вязко-упругие свойства кожи) повышался до 108, 123 и 150%; показатель F0 ухудшался до 143, 157 и 163% соответственно.
Заключение
Эластичность может служить показателем, отражающим возрастные изменения кожи. Известно, что в коже лба преобладают волокнистые субстанции, поэтому не случайно наиболее информативными для оценки эластичности кожи лба являются параметры R2, R4, R5 и R7, среди которых R2, R5 и R7 относятся к упругой части графической кривой, и с каждым десятилетием их значения ухудшаются на 15—55%. Для кожи шеи наиболее информативны параметры R1, R2, R4, R6, R7, F0. С каждым десятилетием их значения ухудшаются в области шеи в пределах 15—127%, а по величине общего показателя F0 — до 63%. Из них наиболее чувствительны к возрастным изменениям последствия растяжимости (R1), «эффект утомления» (R4) и вязкоупругие характеристики эластичности (R6).
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.